"Патриотическое воспитание суворовцев на уроках химии"
статья по химии по теме

Алла Александровна Басиева

 Доклад на научно-практической конференции "Развитие личности суворовца в условиях современного суворовского училища", 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_suvorovcev_na_urokah_himii.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание суворовцев на уроках химии.

(Доклад на научно-практической конференции «Развитие личности суворовца в условиях современного суворовского училища», 2011 г)

Развитие суворовца, как личности, как субъекта деятельности – важнейшая цель и задача любой образовательной системы.

Патриотическое воспитание в СК СВУ на уроках химии направлено на просвещение суворовцев с целью выработки у них собственных взглядов, суждений, оценок.

Изучение, осмысление и анализ опыта поколений помогает критически осмысливать и анализировать собственные поступки, а так же поступки своих сверстников и однокурсников.

Быстрый рост технической вооруженности армии повышает значимость формирования   у суворовцев качеств защитника Родины и осознанное понимание войскового товарищества, как нормы жизни воина. Все эти качества  формируются и  на уроках химии.

Химия по праву считается наукой созидания, но одновременно она же может способствовать разрушению, уничтожению, гибели всего живого. В курсе химии предоставляются большие возможности для военно-патриотического воспитания учащихся, формирования стойкой гражданской позиции подрастающего поколения.

На многих уроках суворовцы знакомятся с огромных вкладом русских ученых в развитие военного дела. Это - работы Д.И.Менделеева в области метеорологии и воздухоплавания. Им был создан высокочувствительный барометр, который положен в основу высотомера в летательных аппаратах. Д.И. Менделеев стоит у истоков русской аэрогидродинамической школы, успехи которой в советское время привели к созданию самолетов. Ученый изобретает новый, бездымный порох, который приобретает огромное значение для военного дела и рецепт которого по преступной небрежности самого же правительства уплывает в Америку. Американцы, продавая порох вступившей в войну России, не скрывали, что это «менделеевский порох».

Николай Дмитриевич Зелинский – создатель первого противогаза. Конструкция этого противогаза стала основой для создания всех последующих конструкций. В 1946 году Н.Д. Зелинский была присуждена Государственная премия за работы по каталитическому превращению циклических углеводородов нефти, в результате которых был получен бензин с более высоким октановым числом, что позволило резко увеличить мощность моторов и скорость самолетов.

При изучении темы «Ароматические углеводороды», рассматривая их применение, отмечаем, что толуол является сырьем для получения тринитротолуола, торговое название которого - тротил. Тротил применяется в качестве заряда в разрывных снарядах, подводных минах, торпедах и т.д. В мирной технике применяется как примесь к горным взрывчатым веществам. Синтез толуола, из которого был получен тротил, выполнил в 1941г. академик Ю.Г. Мамедалиев.

При изучении темы «Металлы» используем сведения о применении металлов в военном деле, в технике. На каждом уроке посвящённом металлам отводится время для освещения вопросов «Металлы на службе Отечеству». Информация подбирается самими кадетами. Ребята  используют дополнительную литературу для подготовки сообщений по определённой тематике. Например, важно отметить, что литий с водородом образует гидрид. В годы великой отечественной войны гидрид лития имел большое стратегическое значение. Он бурно реагирует с водой, образуя большой объём водорода. Водород использовался для заполнения аэростатов и спасательного снаряжения, при авариях самолётов и судов. Литий используется для изготовления трассирующих пуль и снарядов. Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха.

        Говоря о свойствах магния, можно указываем на использование его для изготовления сигнальных и осветительных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб. На основе магния с добавками алюминия, цинка, марганца, титана изготавливают прочные сверхлёгкие, коррозионно-стойкие сплавы для авиации, и космической техники.

         Сплавы бериллия используются также в космической и авиационной технике; такое же применение имеют сплавы на основе алюминия.

        В истории цивилизации особое место среди всех металлов занимают железо и его сплавы – чугун и сталь. Высокопрочные легированные стали идут на изготовление танков, орудий, миномётов.

        Изучая применение синтетических высокомолекулярных веществ и полимерных материалов, также отмечаем, что многие полимеры используются в конструкциях вооружения и военной технике. Например, пластмассы широко применяют в ракетной технике. В конструкциях воздушно-реактивных двигателей применяют текстолит, стеклопластик и другие композиционные материалы.

В современной армии таблетки гидрида лития служат летчикам портативными источниками водорода, которыми они пользуются при авариях над морем: под действием воды таблетки моментально разлагаются, наполняя водородом спасательные средства – надувные лодки, жилеты, сигнальные шары-антенны. Сталь с добавлением кобальта не размагничивается даже при высоких температурах, поэтому она служит материалом для изготовления магнитных мин. Магний совместно с алюминием и титаном являются основой для создания сверхлегких сплавов, применяемых при изготовлении корпусов и некоторых деталей двигателей в авиастроении. Лопатки газовых турбин и другие ответственные детали авиационных двигателей, выполненные из сплавов с добавлением никеля, надежно работают даже при 1000°С. Сплав меди с цинком (латунь) хорошо имитирует золото, из него делают медали и знаки отличия.

Рассматривая свойства оксида углерода (II) отмечаю, что в годы великой отечественной войны фашисты использовали его для массового уничтожения наших граждан в машинах – «душегубках». Можно сообщить также, что при взаимодействии оксида углерода (II) с хлором получают фосген COCl2 – сильное отравляющее вещество удушающего действия.

При изучении темы «Кислород»  более подробно знакомим суворовцев с оксиликвитами – взрывоопасными смесями любой пористой массы с жидким кислородом. Оксиликвиты использовались во время первой мировой войны вместо динамита. В настоящее время их применяют в основном в горной промышленности для взрывных работ.

Изучаем применение синтетических высокомолекулярных веществ и полимерных материалов, также отмечаем, что многие полимеры используются в конструкциях вооружения и военной технике. Например, пластмассы широко применяют в ракетной технике. В конструкциях воздушно-реактивных двигателей применяют текстолит, стеклопластик и другие композиционные материалы.

Химия по праву считается наукой созидания, но одновременно она же может способствовать разрушению, уничтожению, гибели всего живого. В курсе химии учителю предоставляются большие возможности для военно-патриотического воспитания учащихся, формирования стойкой гражданской позиции подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьников на уроках химии.

Патриотическое воспитание школьников на уроках химии....

Патриотическое воспитание суворовцев

   Одной из целей воспитания в процессе изучения естественнонаучного цикла дисциплин является воспитание патриотизма. Патриотизм - интегративное качество личности, характеризующее выс...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

Одной из сторон школьного воспитательного процесса является патриотическое воспитание. В процессе знакомства с литературой, народным творчеством, историей страны, традициями, именами людей, сост...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной методической разработке ключевым звеном является модель выпускника училища. Предполагается, что результатом воспитательной системы на компетентностной основе будет не просто функционально - г...

Формирование патриотических чувств суворовцев на уроках изобразительного искусства

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнен...

Военно-патриотическое воспитание суворовцев на уроках литературы

 «Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма», - писал В. А. Сухомлинский.    Воспиты...

Статья по теме "Патриотическое воспитание на современном уроке химии"

В статье обоснована необходимость реализации патриотического воспитания учащихся на уроках химии. Учителем должна быть сформирована система работы по патриотическому воспитанию на уроках химии....