ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
статья по химии по теме

Черепанова Лариса Николаевна

Одной из сторон школьного воспитательного процесса является патриотическое воспитание. В процессе знакомства с литературой, народным творчеством, историей страны, традициями, именами людей, составляющих национальное достояние России, у учащихся формируется чувство гордости за свою страну и её народ, возникает чувство сопричастности со всем, что происходит в стране. Большое значение для воспитания политической и нравственной зрелости учащихся имеет яркий и эмоциональный рассказ учителя об отдельных фактах из биографии великих русских и советских учёных, раскрывающих их высокие гражданские и нравственные качества, таких как Д.И. Менделеев, М.И. Ломоносов, Н.Д. Зелинский, Н.Н. Семёнов и многих других учёных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _patrioticheskoe_vospitanie_na_urokakh_khimii_.docx10.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

(Черепанова Лариса Николаевна, учитель химии МБОУ «ОО Сорокинская школа» Старооскольского городского округа Белгородской области)

Патриот земли русской А.С.Пушкин писал в своё время: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал».

К сожалению далеко не все нынешние наши соотечественники думают так же.

В новейшей истории России произошли судьбоносные изменения - в одночасье ушли в небытие принципы коммунистической морали и нравственности.  Стали историей комсомольские и пионерские организации, Павка Корчагин и Молодая гвардия. В этом воспитательном вакууме в содержании понятия патриотизма сменились акценты. Понимает ли современная молодёжь, что такое патриотизм? Думает ли она о своей роли в жизни общества, судьбе страны? Понимает ли, что стоит за сочетаниями «родная страна». «родной край», «родной дом»?  Откроем Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. Читаем: «Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины». Или иллюстрированный энциклопедический словарь «Терра -Лексикон» (стр. 431). «Патриотизм - любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям».

Очень много молодых и талантливых людей покидают нашу Родину в поисках лучшей жизни. Многое в этом вопросе, конечно зависит от политики страны, но учителя во все времена  являлись истинными патриотами и сеятелями зерен настоящего патриотизма в души подрастающего поколения.

   Одной из сторон школьного воспитательного процесса является патриотическое воспитание. В процессе знакомства с литературой, народным творчеством, историей страны, традициями, именами людей, составляющих национальное достояние России, у учащихся формируется чувство гордости за свою страну и её народ, возникает чувство сопричастности со всем, что происходит в стране. Большое значение для воспитания политической и нравственной зрелости учащихся имеет яркий и эмоциональный рассказ учителя об отдельных фактах из биографии великих русских и советских учёных, раскрывающих их высокие гражданские и нравственные качества, таких как Д.И. Менделеев, М.И. Ломоносов, Н.Д. Зелинский, Н.Н. Семёнов и многих других учёных.

При этом у учащихся формируется представление о долге, о патриотизме, о гражданской ответственности перед обществом, вырабатывается стремление служить высоким интересам своего народа, своей Отчизны.

Но в условиях нехватки часов на изучение химии мы часто отказываемся от таких уроков. А напрасно! В этом материале скрыт огромный потенциал: можно не только ликвидировать «белые пятна» в знаниях школьников, но и достичь различных воспитательных целей, многое узнать о своих учениках.

 При изучении темы «Закон сохранения массы веществ»  рассказываю об одном из первооткрывателей этого закона - М.В. Ломоносове, выдающемся человеке, учёном-энциклопедисте, который вышел из народа и благодаря своему усердию, трудолюбию, целеустремленности сумел много достичь и прославить свое Отечество.

  На первых же уроках химии, рассказывая ученикам о роли этой науки, акцентирую внимание на значении химических знаний в успешном овладении ими различными дисциплинами, напоминаю, что «наука есть источник высшего блага человечества в периоды мирного труда, но она и самое грозное оружие защиты и нападения во время войны». Эти слова принадлежат Н.Д.Зелинскому (1861-1953) - выдающемуся химику, учёному, педагогу, гражданину и патриоту, жизнь и труд которого во имя Родины в годы первой мировой войны (изобретение противогаза), в годы гражданской войны и интервенции (работы по получению бензина из нефтяных отходов) и в годы Великой Отечественной войны (создание синтетического бензина, совместная работа с другими учёными над новыми взрывчатыми веществами) - блестящий пример для подражания. «Химия часто одаряла меня величайшими наслаждениями познания еще не разведанных тайн природы, - писал Н.Д.Зелинский. - Она дала мне возможность послужить людям, облегчить их труд, избавить их от некоторых страданий, порой от гибели. Она помогла мне стать человеком, не бесполезным для моей Родины. Она определила тот путь, на котором мне удалось принести некоторую пользу для социалистического строительства и обороны Страны Советов». Мирные цели нашей науки - ярчайшее проявление её гуманизма.

Перед изучением темы «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» среди учащихся 8-го класса было проведено анкетирование. Анкета содержала два вопроса:

1.В каких областях науки работал Д.И. Менделеев?

2. Какие открытия сделал Д.И. Менделеев?

Большинство учащихся среди наук, которыми занимался Менделеев, назвали только химию и физику. Конкретных его открытий, кроме Периодического закона и создания Периодической системы химических элементов, не назвал никто. Но при этом все восьмиклассники убеждены, что биографию учёного изучать надо и надо гордиться им. Подготовка к уроку «Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева» шла параллельно с изучением темы, логическим завершением которой и стал этот урок. Урок превратился в конференцию, на которой дети выступали с различными сообщениями.

А после этого урока восьмиклассникам была предложена ещё одна анкета. В анкету включались вопросы, которые потребовали бы размышлений, анализа информации.

1.Чем объясняется разнообразие интересов учёного?

Многих школьников поразил перечень интересов Менделеева. Учащиеся пришли к выводу, что Менделеев не оставался равнодушным к проблемам Родины, искал пути их решения.

2.Какие человеческие качества Д. И. Менделеева вы особенно оценили?

Вот он, портрет гения: трудолюбие, находчивость, целеустремлённость, милосердие, упорство в достижении цели, любовь к своей Родине, семье, доброта, любознательность, общительность, порядочность, интеллигентность, полная самоотдача в науке, благодарность своим учителям, матери, смелость, преданность делу, бескорыстие, многогранность.

В этом списке много качеств, из которых складывается понятие патриотизма. Ребята поняли это. На вопрос «Может ли имя Менделеева быть символом патриотизма?» практически все ответили утвердительно. Ответы на этот раз были аргументированы: много сделал для своей Родины, мы используем его открытия и сегодня, любил свою страну, стремился помочь своими открытиями людям и стране.

Был задан ещё один вопрос: «Что даёт вам знание биографии учёного?'» Ответы были такие: вызывает чувство гордости за страну, учит работать, быть активным в жизни, патриотом своей страны, пробуждает интерес к предмету, учит никогда не сдаваться, доводить дело до конца, не отчаиваться.

Вся жизнь Д. И. Менделеева - подвиг во имя процветания России, отечественной науки и промышленности. Это пример того, как учёный может и должен служить Родине. Имя его - символ национальной гордости и славы. 

А.М.Бутлеров – русский химик, академик Петербургской АН, создатель теории химического строения органических веществ в 1861 году. Предсказал и изучил изомерию многих органических веществ, синтезировал многие вещества.

При изучении темы «Каучук» вспоминаем русского химика С.В. Лебедева.

Профессор Московского университета В.В. Марковников сформулировал правило, носящее его имя. Исследовал состав нефти, заложил основы нефтехимии, как самостоятельной науки. В 1883 году открыл новый класс органических веществ - циклопарафины.

Братья Дубинины впервые создали устройство для перегонки нефти. С 1823 года Дубинины стали вывозить «фотоген» - керосин многими тысячами пудов из Моздока внутрь России. В Америке первые опыты перегонки нефти осуществили только в 1833 году.

Патриотизм в сознании наших предков - это отношение людей к реальности, это сам способ их бытия, развёрнутый как через прошлое, так и в настоящем и в будущем. Поэтому патриотизм сам требует своего выявления в новых символах и ценностях, в современном мировоззрении, которые, однако, вырастают из традиций, достижении прошлого.

Многолетний опыт работы показал, что уроки, на которых используется дополнительный материал, способствующий воспитанию у учащихся патриотических чувств, проходят интересно, живо, увлекательно. Не обязательно должен рассказывать только преподаватель. Необходимо преподносить материал так, чтобы учащиеся смогли и сами приводить примеры из жизни, которые они знают из военных мемуаров и художественной литературы, из журналов, газет, кинофильмов и телевизионных передач.

Химия как учебный предмет обладает большим воспитательным потенциалом. Практически на каждом уроке на основе знаний - фундаменте воспитательной работы, можно осуществлять идейно-политическое, нравственное, патриотическое воспитание учащихся. Этот длительный кропотливый труд окупится в будущем мощным развитием и процветанием нашей страны.

Нам есть на кого равняться и с кого брать пример!

Литература:

1.Журналы «Химия в школе №5, 1984г.;  №3, 1985г.; №1, 2008г. 

2.Иллюстрированный энциклопедический словарь «Терра -Лексикон» , М. 1995.

3.Т.В. Смирнова «Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении химии», М., «Просвещение», 1984г.

 Интернет-сайты:

           1.http://yunc.org/

       2.http://ote4estvo.ru

       3.http://www.calc.ru/

        4.http://festival.1september.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал уроков химии в формировании патриотической, нравственной и духовной составляющей личности ученика

В статье излагается теоретическое обобщение материала и личного опыта в воспитательных аспектах уроков химии....

"Патриотическое воспитание суворовцев на уроках химии"

Доклад на научно-практической конференции "Развитие личности суворовца в условиях современного суворовского училища", 2011 г....

Патриотическое воспитание школьников на уроках химии.

Патриотическое воспитание школьников на уроках химии....

Нравственно-патриотическое воспитание на уроках химии

Нравственно-патриотическое воспитание на уроках химии....

Формирование патриотической, нравственной и духовной составляющей личности обучающегося на уроках химии

Проблема формирования патриотической, нравственной и духовной составляющей личности, несомненно, заслуживает самого пристального внимания. По сути, речь идёт о завтрашнем дне России, ценностных ориент...

Патриотическое воспитание на уроках химии

Патриотическое воспитание направлено на просвещение учащихся с целью выработки у них собственных патриотических взглядов, суждений, оценок. Изучение, осмысление и анализ опыта поколений помогает крити...

Статья по теме "Патриотическое воспитание на современном уроке химии"

В статье обоснована необходимость реализации патриотического воспитания учащихся на уроках химии. Учителем должна быть сформирована система работы по патриотическому воспитанию на уроках химии....