К юбилею Михаила Васильевича Ломоносова
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему

Беззубова Галина Ивановна

Неизмеримо велико значение вклада М.В.Ломоносова в развитие российской  науки и промышленности. Заинтересовать учащихся,  помочь проникнуть уважением и восхищением к  соотечественнику,  оценить вклад великого ученого в различные отрасли производства, в данном случае в производство стекла, призвана данная разработка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РТ

 МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ» Дрожжановского муниципального района РТ»

К юбилею Михаила Васильевича Ломоносова

Внеклассное занятие

Учитель химии Беззубова Г.И.

2013

                                                                 (Посвящается N –летию М.В.Ломоносова)

1.Вступительная часть

Ровно N лет назад на небосклоне российской науки  появилась маленькая звезда, которой суждено было стать  звездой  первой  величины.

Ему принадлежат слова  «Широко распростирает химия  руки свои в дела человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ея прилежания»

                                         

Выносит поднос со стеклянной посудой: ваза, фужер, чайник,

-Осторожно! Это же стекло!

-Подумаешь, стекло.

-Kак? Это же  величайшая ценность в нашей жизни!

«Неправо о вещах те думают Шувалов

Которые стекло чтут ниже минералов».-                    М.B.Ломоносов

 О ком я начала речь и что в  черном ящике?  

Вы догадались: это Михаил Васильевич  Ломоносов –великий русский ученый и речь идет о стекле. Каждый учитель, кто соприкасается с Ломоносовым, видит в нем в первую очередь основоположника своего предмета, ну а я в Ломоносове в первую очередь вижу химика.

/Вы частично правы о ящике, но давайте свои догадки оставим на потом./

Почему о стекле заговорили в последнее время так громко?

Да, наверно, потому, что этот материал способен изменить мир, наполнить его красотой и поэзией. С помощью этого экологически чистого, натурального материала современная жизнь наполняется воздухом и светом. Раздвигаются стены, расширяется простор.

Почему стеклу отдают предпочтение, если есть альтернатива?

2.Проект

Проведем  проектно – исследовательскую работу  о стекле, а название вы сами дадите  в конце  работы.

1)Цель: Исследовать стекло как предмет широкого использования.

2)Задачи: 1. Изучить свойства стекла как материала.

               2. Изучить действие кислот на стекло.

               3. Изучить экологическую характеристику: действие стекла на продукты питания, на организм человека.

               4. Сравнить с   бытовой   посудой.

3)Выдвинем  гипотезу и подтвердим –

 Стекло- вещество будущего. Посуда из стекла- экологически чиста и гигиенична.

Слайд.

3.Лаборатории

Откроем лаборатории по изучению стекла:

1 лаборатория – историческая:  История появления стекла,  собирает информацию о стекле, о физических свойствах,   нахождении в природе,

 2 лаборатория -литературная: изучает поэму  М.В.Ломоносова «…о пользе стекла» и  по применению изделий из стекла.

3 лаборатория – информационная: Изучает состав стекла, виды и их практическое использование в современной жизни.

4 лаборатория - экспериментальная:  изучает  устойчивость стекла к действию кислот.

5 лаборатория – эстетичеcкая :   «Прикоснемся к прекрасному».

  Члены лабораторий включились в работу

4.Работа с залом: Перед домохозяйкой прошлого века  извечный вопрос.

                              Какой посудой пользоваться?

-Конечно, чугунной ,-   скажете вы и будете правы:  Почему? (Они прочные, выдерживают большую температуру, не бьются)

-Конечно, алюминиевой, - скажете вы и  будете по своему правы.  Почему? (Легкие, удобные, не бьются.)

-А почему не стеклянной, - скажем мы. Могут треснуть? Разбиться? Хрупкие?

-Перед домохозяйкой 21 века стоит вопрос такой:

 в какой посуде готовить не вредно? А  мы проверим

5.Историческая лаборатория.

 Прежде чем ответить на этот вопрос послушаем лабораторию историческую:     

             Встречается ли  стекло  в природе в готовом виде? Стекло в природе не встречается  в готовом виде, его изготавливают из речного песка, известняка и соды. Если без других добавок, то это обычное оконное стекло, но добавляя разные металлы можно изменить свойство стекла.

             Удивительно по  происхождению это вещество: много сотен лет назад финикийские купцы плыли по морю и вышли на остров отдохнуть. Для приготовления пищи на песчаном берегу они сложили  костер. За неимением камней для устройства очага воспользовались глыбами  соды,  когда костер остыл, в золе купцы обнаружили  маленькие блестящие кусочки стекла. Это было первое стекло по легенде.

Но стекло было найдено еще в гробнице египетской царицы 3,5 тысяч лет назад – бусины из зеленого стекла.

На Русь стекольное производство пришло  из Византии. Первый стеклянный завод открыт  в 1635 году. Вначале стеклоделием занимался Петр I., а затем  заинтересовался М.В. Ломоносов, особенно созданием цветных мозаичных картин из стекла.

 Много вложил труда М.В. Ломоносов в научное производство стекла.

Он провел около 2000 плавок  стекла. Получил много новых видов окрашенных стекол и восстановил многие утраченные рецепты прошлых.                     слайд

6. Лаборатория информационная

 А как меняют состав стекла?  :

Вводя добавки оксидов разных элементов можно получить разные виды стекол.

Разноцветные: добавление оксида хрома  дает  желтый цвет,

оксида кобальта – синий, голубой

 оксида железа – зеленый

оксида  никеля фиолетовый

Золото и медь  дают рубиновое стекло (красное)

Можно сделать стекло прочнее стали.

Сделать стойкими к температуре  добавляя  барий,   титан. Бор  вводят  против перепадов температуры.

Хрустальное стекло получают введением  оксид свинца, калия.

Можно получить легкие византийские стекла, или наоборот прочные  массивные богемские стекла.

(слайды)

 Какие  химические процессы протекают при варке стекла при температуре 1300 0 С

Химические процессы, происходящие при изготовлении стекла (Т= 1200-13000 С)

Сырьё: песок Si02, сода Na2C03 или поташ К2С03, известь СаС03 сплавляются

Na2C03 + Si02 -» Na2Si03 + С02|    K2C03 + Si02 -»• K2Si03 + С02|

СаС03 + Si02 ----- CaSi03 + С02|

Na2Si03 + CaSi03 ----- 4Si02 -» Na20 *CaO *6Si02

7.Литературная  лаборатория

Дадим слово литературной лаборатории

Ломоносов  приводит примеры применения стекла      /   из поэмы/ (слайд)

Стекло как  зеркало:

«…Но было б ваше все старанье без успеху

Когда б вы в зеркале не видели себя

Вы вдвое пригожи. Стекло употребя…

Стекло – очки:

«…Одно лишь нам стекло в сей бедности отрада….

    Подать нам зрение умеет через очки!...»

Важнейшие детали всех оптических приборов изготовлены из стекла, с помощью которых произошли крупнейшие открытия в физике.

Теория строения атома, квантовая теория, теория гравитации, лазерные стекла, оптические, фотохроника

Этому Ломоносов посвящает слова

 «…НЕ наблюдал ли звезд тогда сквозь Телескопы

 что ныне воскресил труд  щастливой    Европы»

-«…Но в нынешних веках нам Микроскоп  открыл

Что  бог в невидимых животных сотворил»

-«Из чистого стекла мы пьем вино и пиво

Стекло в напитках нам  не может скрыть примесу…»

Предвидя будущее стекла Ломоносов говорит»

 …Сие  твоих достоинств лишь начало

Которы мастерство тебе с природой дало».

8.экспериментальная  лаборатория

4 лаборатория - экспериментальная: Изучает  устойчивость стекла к действию кислот и сравнивает с посудой, сделанной из другого материала.

  1. В стакан с  неорганической  кислотой  внесем стекло, из которого состоит посуда
  2. В стакан с  неорганической  кислотой  внесем железо, из которого состоит чугунок.
  3. В стакан с  неорганической  кислотой  внесем алюминий, из которого состоит алюминиевая кастрюля.

Во втором опыте и в третьем опытах  видим, как эти металлы  энергично  реагируют с кислотой, выделяется газ, образуется соль.

Представьте, что это органическая кислота, содержащаяся в капусте, свекле, яблоках, огурцах.

Так что мы употребляем вместе со свежими   щами?  Продукты взаимодействия  металлов: ионы этих металлов,( Fe , AI) и соли органических кислот.

А это же вредно для организма!

Посмотрим на стекло в первом опыте – никаких изменений. Так и с продуктами, которые в стеклянной посуде – никаких вредных взаимодействий, нет окислителя.

9. Литературная  лаборатория

То,  что в стеклянной  таре можно долго хранить вещества узнала

 Литературная лаборатория  из поэмы  Ломоносова.

«…Лекарства, что в стекле хранят и составляют

В стекле одном они безвредно пребывают

Мы должны здравия и жизни часть стеклу

Какую надлежит ему принесть хвалу…»

10 .Об институте  Химии

Доказательством тому,  и то,   что  многие  впервые полученные казанскими учеными Бутлеровым А.М., Н.Н.Зининым и другими  учеными   вещества,  до сих пор хранятся в неизменном виде, так как они были помещены в стеклянные пузырьки. Если вы посетите при КФИ музей института химии имени Бутлерова,  то в этом удостоверитесь.

Слайд. (Бутлеров, Зинин, лекарства в пузырьках)

Так в чем готовить пищу  не вредно?  -

Только в стеклянной. А не разобьется? А как в духовку ставить стекло?- спросите вы.

 Но если вы все-таки приготовили в алюминиевой, быстрее переносим  в стеклянную посуду. А нет стеклянной! А что же у вас нет  фарфоровой, глиняной? Они все покрыты стеклянной глазурью.

Посетим  Васильевский  стекольный завод, где недавно побывал президент РТ  Минниханов Р. Производство стеклянных изделий все шире и шире

(слайды - завод стеклянных изделий).

 11.Лаборатория эстетическая « Прикоснемся к прекрасному»

  Ломоносов создал из цветных стекол  40 мозаичных картин. А мы из цветных капелек – бисера, создали своими руками ожерелье.  

  «Так в бисере стекло, подобя жемчугу.

Любимая по всему земному ходит кругу»

12.Заключение:                                                                  (Слайды с архитектурой)

Когда-то  хрупкий, прозрачный материал  стал неизменным материалом в жизни человека, начиная от маленьких линз,

кончая домами с огромными стеклянными окнами на всю стену,

прозрачными стенами и лифтами на всю высоту дома,

с потолками подвесными, полами подсвечивающими,

с зеркалами, столами.

 От мебели простой до архитектуры сложной.

И что же в черном ящике?

-Поэма М.В.Ломоносова «Письмо о пользе стекла» и, конечно же, стекло.

Название исследовательской работы? (ответы учащихся)

Дадим название  «Гимн стеклу»

Не зря Ломоносов писал:

 «Пою перед тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, не злату, но стеклу!»

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наследие Михаила Васильевича Ломоносова.

“М.В. Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет, вернее сказать, сам был первым русским университетом”. Так охарактеризовал гениального русского учёного-энциклопедиста великий русск...

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....

Ломоносов Михаил Васильевич

Краткий рассказ о жизнедеятельности М.В.Ломоносова и его опытах в области художественного творчества.Конспект...

Михаил Васильевич Ломоносов

Презентация жизни и деятельности Ломоносова для элективного курса "История химии как история химических открытий"...

"Я знак бессмертия себе воздвиг...", посвященный жизни Михаила Васильевича Ломоносова

Данный классный час предназначен для учащихся 7 классов. Мероприятие знакомит с жизнью великого ученого М.В.Ломоносова. Ребята учатся самостоятельности, умению применять полученные ранее знания на пра...

Биография Михаила Васильевича Ломоносова .

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в...

Сценарий мероприятия к 300-летию со дня рождения русского ученого М.В. Ломоносова «Я живу на земле Михаила Васильевича Ломоносова»

1.    Пояснительная запискаВ 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).М.В. Ломоносов великий ру...