Соли, их классификация и свойства
материал по химии (8 класс) по теме

Вавилина Инна Анатольевна

Урок в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства"  с использованием технологии критического мышления через чтения и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока и презентация598.69 КБ

Предварительный просмотр:

Соли, их классификация и свойства.

Цели урока.

  1. Образовательные: рассмотреть классификацию солей, их химические свойства.
  2. Развивающие: развивать мышление обучающихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
  3. Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных фор обучения и создания ситуации успеха.

Медиаобразовательные ЗУН:

  1. уметь находить требуемую информацию в различных источниках;
  2. уметь аргументировать собственные высказывания;
  3. уметь понимать задания в различных формулировках и контекстах;
  4. уметь вербальную информацию переводить в визуальную знаковую систему  и наоборот;
  5. уметь извлекать из предложенной информации, данные и представлять ее в табличной форме или другой форме;
  6. уметь систематизировать предложенную информацию по заданным признакам;
  7. уметь находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;

Оборудование и реактивы: ПСХЭ Д.И.Менделеева, таблица растворимости, ЭХРН металлов, различные соли (хлориды марганца, меди, натрия; сульфаты меди, никеля, марганца, натрия).

Технология: технология критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока: Этап подготовительной подготовки для работы на уроке

                    - Сообщение темы урока, цели.

     1 этап: Стадия вызова. Ее  присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  1. актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме,
  2.  устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности,
  3.  побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Фронтальный опрос:

  1. Какой класс веществ называется солями? (Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков). Слайд – определение и разные соли
  2. Как называются соли соляной кислоты? Серной? Фосфорной? Азотной?  (см. табл. 5 стр. 109. Номенклатура солей) Слайд номенклатура солей
  3. Какие из них встречаются в природе и каково их применение? (по § 21. Хлорид натрия или поваренная соль. Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах. Используют в химической промышленности для получения натрия, соляной кислоты, в медицине, для приготовления пищи, для консервирования продуктов питания (соление и квашение овощей) и т.д..   Карбонат кальция или    мел, мрамор, известняк. Известняк используют  в строительстве. Мрамор идет на изготовление статуй, им отделаны станции метро.  Из карбоната кальция  наземные животные «строят» свои скелеты – внутреннюю опору для мягких тканей, которые в десятки раз превышают вес самой опоры. Фосфат кальция входит в состав минералов фосфоритов и апатитов. Из них производят фосфорные удобрения, без которых невозможно получение высоких урожаев в сельском хозяйстве. Фосфат кальция  также входит в состав костей животных.). Слайд § 21 рис 62, 63, 64, 65
  4. Каковы физические свойства солей? (Ответ с использованием  таблицы растворимости. Соли имеют твердое агрегатное состояние, бывают   хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые в воде, различного цвета).

Учитель демонстрирует разнообразные соли: хлориды натрия, меди, марганца; сульфаты никеля, меди, марганца, натрия  и т.д..

  1. Учащиеся получают инструктивные карточки для выполнения  парной работы по теме «Соли». Слайд  самой работы

Инструкция по выполнению работы по теме «Соли».

(парная)

Цель: Усовершенствовать  умения в составлении формул солей в соответствии со степенью окисления ионов металла и кислотного остатка, повторить номенклатуру солей.  

  1. Составьте формулы солей, образованных ионами и дайте их названия.

Задание для 1 ученика:

Ионы

К+

3+

CL-

SO4 2-

Задание для 2 ученика:

Ионы

Na+

Mg2+

NO3-

РО4 2-

  1. Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий и оцените их.

      2 стадия: Осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

  1. получить новую информацию,
  2. осмыслить ее,
  3. соотнести с уже имеющимися знаниями.

Работа с текстом параграфа — чтение “со стопом” или «лекция со стопом». После каждого фрагмента параграфа идёт обсуждение. Особенность ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.    

  1. Классификация солей. (Слайд - таблица)

Соли

Средние

Кислые

Основные

Средние соли – это

 продукты полного

 замещения атомов

 водорода в кислоте

 на металл.

Na2CO3 -  карбонат натрия

CuSO4 – сульфат меди (ІІ).

Диссоциируют  соли на катион металла и анион кислотного остатка:

Na2CO3 →  2Na+  + CО32-

Кислые соли – это продукты неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл.

NaНCO3 – гидрокарбонат натрия

КНSO4 гидросульфат калия.

Диссоциируют кислые соли следующим образом:

NaНCO3 →  Na+  + НCО3-

Основные соли – это продукты неполного замещения гидроксогруппы в основании на кислотный остаток.

СаОНСL гидроксохлорид кальция

(CuОН)2СО3 –гидроксокарбонат меди (ІІ).

Диссоциируют основные соли следующим образом:

 СаОНСL → СаОН+ + СL-

Задание: Из перечня формул Са(НSO4)2,  (CaOH)2SO4 ,  Ca(NO3)2,  NaH2PO4,  Na3PO4,  MgOHNO3 выпишите отдельно:  1 вариант формулы средних солей, 2 вариант – кислых, 3 вариант – основных. Дайте их названия.  (Слайд)

Проверьте друг у друга результаты работы.

1 вариант

2 вариант

  3 вариант

Ca(NO3)2 – нитрат кальция,  

Na3PO4  - фосфат натрия

Са(НSO4)2 – гидросульфат кальция, NaH2PO4   - дигидрофосфат натрия

CaOH)2SO4       -гидроксосульфат кальция, MgOHNO3   - гидроксонитрат магния

  1. Химические свойства солей. (Слайд с портретом Бекетова и хим. св. солей)

Типичные реакции средних солей

  1. Соль + кислота → другая соль + другая кислота (реакция обмена).
  2. Соль + щелочь → другая соль + другое основание  (реакция обмена).
  3. Соль1 + соль2 → соль3 + соль4 (реакция обмена)
  4. Соль + металл → другая соль + другой металл (реакция замещения).

Учитель: Химические свойства солей сводятся к четырем реакциям. Первые две реакции обмена уже были подробно рассмотрены ранее. Третья реакция также является реакцией обмена. Она протекает между растворами солей и сопровождается образованием осадка. Четвертая реакция солей связана с именем крупнейшего русского химика Н.Н.Бекетова, который в 1865 г. изучал способность металлов вытеснять из растворов солей другие металлы. И при составлении уравнений таких химических реакций мы будем пользоваться  ЭХРН   металлов. Согласно которому каждым металл вытесняет из растворов солей все другие металлы, расположенные правее его в ряду напряжений, при условии: (слайд)

  1.  обе соли (и реагирующая и образующая в результате реакции) должны быть растворимыми;
  2.  металлы не должны взаимодействовать с водой, поэтому металлы главных подгрупп І   и ІІ групп ПСХЭ Д.И.Менделеева – щелочные и щелочноземельные – не вытесняют другие металлы из растворов солей.  

Примеры уравнений реакций: (Слайд)

  1.  HgCL2(р-р) + Cu → CuCL2(р-р) + Hg

            Hg2+ +  2CL- + Cu0 → Cu2+ +  2CL-+ Hg0

            Hg2+ + Cu0 → Cu2+ + Cu0

  1.  FeSO4 + Cu → медь не может вытеснить железо из раствора его соли.  Реакция не протекает.

Учитель: Сейчас займемся химическими исследованиями свойств солей.

Учащиеся получают инструктивные карточки для выполнения работы фронтальной лабораторной.

Инструкция по проведению химического исследования. (Слайд)

Порядок действий.

  1. Проделайте химическую реакцию взаимодействия раствора  нитрата серебра AgNO3 с  соляной кислотой HCL. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
  2. Проделайте химическую реакцию взаимодействия раствора сульфата меди (ІІ) CuSO4 с раствором гидроксида натрия NaOH. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
  3. Проделайте химическую реакцию взаимодействия раствора сульфата натрия Na2SO4 с раствором хлорид бария BaCL2. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
  4. Проделайте химическую реакцию взаимодействия раствора сульфата меди (ІІ) CuSO4 с железом Fe. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
  5. Проверьте правильность записи уравнений реакций. (Слайд с написанными уравнениями)
  1. Закрепление изученного материала. Рефлексия.

Учитель: Подведем итоги нашего урока.

Учитель: С какими классами веществ реагируют соли? Ответ изобразите в виде схемы (схема).

Схема № 1

Химические свойства солей

Соли

Кислоты                       Щелочи                                  Соли                    Металлы

        (растворимые основания)

Домашнее задание: Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.:  Дрофа, 2009г.

 § 41 стр.     упр.  2, 4. (Слайд)

Оценки за урок выставляются наиболее активно работавшим на уроке учащимся и по итогам проверки работы

        И.А.Вавилина,

учитель химии средней школы № 13,

г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

        

Технологическая карта урока «Соли, их классификация и свойства» с использованием НИТ

Стадия (фаза)

Функции фазы

Задачи, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Мотивация (побуждение к работе с новой информацией). Бесконфликтный обмен мнениями

Вызов уже имеющихся знаний по классу неорганических веществ - солям, активизация учащихся

Учащиеся рассказывают, что им уже известно о солях и информацию классифицируют

Фронтальный опрос класса, парная работа учащихся. Этот прием имеет большой потенциал в стадии рефлексии.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается.

Стадия осмысление

Информация кластера систематизируется и приводится по плану

Сохранение интереса к теме. Лекция «со стопами» по теме «Классификация солей», «Химические свойства солей»

Ученик слушает, смотрит, читает текст учебника и делает записи в тетради.

Поиск информации.

Непосредственный контакт с новой информацией, работа ведется индивидуально, в парах

Стадия рефлексии

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная. Мотивационная. Оценочная (выработка собственной позиции, оценка процесса).

Вернуть учащихся к первоначальным записями. Внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся используют знания, полученные на стадии осмысления. Поиск информации и аргументирование выбранного материала.

Использование синквейна.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально и в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация и свойства солей

Комбинированный урок по программе Габриеляна с указанием практической части....

Методическая разработка урока "Соли, их классификация и свойства"

Данная методическая разработка  предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием электронных образовательных ресурсов....

урок в рамках ФГОС по химии, УМК О. С. Габриелян " Соли их классификация и свойства"

Технологическая карта урока по химии 8 класс, УМК О. С. Габриелян " Соли их классификация и свойства"....

Соли, их классификация и свойства

Мультимедийная презентация по теме: Соли (раздел "Основные классы неорганических соединений")...

Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»

Цели урока:сформировать представление о солях;формировать умение определять  соли, их состав, названия некоторых солей;классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в вод...

Урок по химии: Соли, их классификация и свойства

Разработка составлена в виде технологической карты...

Технологическая карта урока " Соли , их классификация и свойства"

Технологическая карта к уроку химии  " Соли , их классификация и свойства" 8 класс....