Методическая разработка урока "Соли, их классификация и свойства"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Данная методическая разработка  предназначена для проведения урока химии в 8 классе по теме "Соли, их классификация и свойства" с использованием электронных образовательных ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.rar21.48 КБ

Предварительный просмотр:

        

Методическая разработка урока

с использованием электронных образовательных ресурсов

«СОЛИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СВОЙСТВА» 8 класс.

                                                                                  Учителя химии  МБОУ «СОШ с.Заветное»    

                                                                                   Энгельсского района Саратовской области

                                                                   Сердобинцевой Л.П.   hummerblood@mail.ru

2013г

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Соли, их классификация и свойства.

Цели урока:

-образовательные: дать понятие солям как классу электролитов, рассмотреть их классификацию по составу, охарактеризовать общие химические свойства.

развивающие: создать условия для развития у уч-ся самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций,  развитие творческой активности, экспериментальных навыков.

-воспитательные: воспитывать у уч-ся  навыки самостоятельной и совместной с ребятами работы, взаимопомощи, ответственности, дисциплинированности, освещать вопросы здоровьесбережения.

Задачи: 

-обучающие: познакомить учащихся с классификацией и химическими свойствами солей в свете ТЭД.

-развивающие: развивать интерактивную, информационную и коммуникативную компетентности; продолжить развитие умений и навыков записи молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений с участием солей, навыков химического эксперимента.

-воспитательные: формирование межличностных отношений через работу в группах , подчеркнуть  значимость солей в  жизни человека.

Тип урока: урок  изучения нового материала.

Вид урока: урок самостоятельной работы с ЭОРами, лабораторная работа.

Методы и методические приемы:  объяснительно- иллюстративный, практический.

Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, инструктивные карточки, информационные и практические ЭОРы; реактивы: р-ры Na2CO3, Na2SiO3, NaNO3,  H2SO4, HCl, HNO3, NaCl,  Сu, Pb, Fe, NaOH , FeSO4, СuSO4,  Fe2 (SO4)3 AgNO3 , NaCl, (NH4)2SO4,  Ba(NO3)2, KOH, K2SO4

Литература

 1. Габриелян О. С. «Химия 8 класс», М.: «Дрофа», 2011 г

 2.Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия, 8 класс. – М.: Дрофа, 2004

 3. О.С.Габриелян., А.В. Яшукова. Тетрадь для   лабораторных опытов и   

     практических работ. 8 класс.-М.: «Дрофа», 2008

 4. О.С.Габриелян., Н.Н. Рунов.,В.И.Толкунов. «Химический    

     эксперимент  в школе. 8 класс.» Учебное пособие.-М.: «Дрофа»,2005 г.

 ЭОРы

1.http://fcior.edu.ru/card/14538/klassifikaciya-soley.html

2. http://fcior.edu.ru/card/4425/obshie-himicheskie-svoystva-soley.html

3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd9-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_41_01.swf

4. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbda-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_41_02.swf

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР  (с указанием номера ЭОра из Приложения 1)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Орг. момент

Проверка готовности рабочих мест. Приветствие уч-ся Нацеливание их на определённый результат при активной совместной деятельности. Записывает на доске дату и название темы урока.

Приветствие учителя. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Записывают в тетради дату и название темы урока.

1 мин

2

Проверка и учет знаний

Организует проверку д/з по вопросам, связанным с классом кислот, их химическими свойствами. Проводит индивидуальную работу по карточкам,  беседу с классом, в ходе которой подводит уч-ся к пониманию способа получения солей на основе знаний о химических свойствах кислот.

Работают по карточкам, отвечают на вопросы учителя, делают вывод о способе получения солей  (по хим. реакции кислот с основаниями)

3

мин

Актуализация знаний

Проводит фронтальную беседу по вопросам, позволяющим актуализировать знания учащихся о солях, их составе,  названиях их формул. Подводит уч-ся к проблемному вопросу в ходе  задания дать названия солям по формулам. (Записывает на доске несколько формул средних солей и среди них формулу кислой соли.)

Отвечают на вопросы учителя. Дают названия по формулам средних солей, задаются проблемным вопросом по формуле кислой соли.

1мин

3

Изучение нового материала.

Модуль 1 Классификация

солей

Предлагает уч-ся познакомиться с классификацией солей с помощью ЭОР и по окончанию просмотра попытаться назвать формулу неизвестной соли (кислой). Демонстрирует ЭОР, поясняет, дает задание уч-ся записать схему классификации солей, объясняет и  записывает на доске уравнения реакций получения средних, кислых и основных солей, вызывает к доске некоторых уч-ся для написания процесса диссоциации солей, проводит фронтальную беседу по названиям формул кислых и основных солей.

Знакомятся с классификацией солей в ходе просмотра ЭОР, записывают схему классификации солей в тетрадях, слушают объяснение учителя и записывают в тетрадях уравнения реакций получения средних, кислых и основных солей, диссоциацию солей, отвечают на вопросы учителя.

7

мин

Модуль 2. Общие химические свойства солей

Демонстрирует ЭОР и организует групповую самостоятельную лабораторную работу уч-ся (по 4чел) по инструктивной карточке. (Приложение 2) Повторение ТБ.

Знакомятся с общими химическими свойствами солей в ходе просмотра ЭОР, работают самостоятельно в группах по инструктивной карточке, проводят  опыты взаимодействия растворов солей с растворами кислот, щелочей, других солей и металлами. Записывают уравнения проведенных реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионных формах.

15 мин

4

Закрепление изученного материала

Модуль 3 Классификация солей.

Модуль 4 Химические свойства солей.

Организует в классе дифференцированную самостоятельную работу (4 уч-ся работают индивидуально с ЭОРами за компьютерами (Приложение 3), остальные выполняют парную работу по карточкам (Приложение 4)). Предлагает познакомиться с ЭОРами, выполнить задания, помогает устранить пробелы в знаниях, отвечает на вопросы уч-ся, корректирует их ответы . Записывает на доске ключ к проверке парной работы.

4 уч-ся работают с ЭОрами за компьютерами, остальные ребята самостоятельно выполняют парные задания по карточкам  в тетрадях, обращаются к учителю в случае затруднений, осуществляют последующую взаимопроверку по ключу.

11 мин

5

Подведение итогов урока

Дает анализ и оценку успешности достижения цели, намечает перспективы последующей работы. Выставляет оценки.

Получают информацию о результатах обучения.

3 мин

6

Домашнее задание

Дает задание по учебнику § 41, упр.1, 2, поясняет его выполнение. Дает задание для индивидуальной творческой работы с солями (аппликация из крашенной поваренной соли, хим.опыт «Веточка ели  в инеи» и т.д.)

Записывают задание в дневник. Задают вопросы по выполнению д/з

3 мин.

7

Рефлексия

Мобилизует учащихся на осмысление усвоения материала, удовлетворение своей работой и работой в группах и парах.

Проводят самооценку своей деятельности на уроке и работе в парах и группах.

1мин

Приложения к плану-конспекту урока

Приложение1

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Классификация солей.

Информационный

интерактивная схема

http://fcior.edu.ru/card/14538/klassifikaciya-soley.html

2

Общие химические свойства солей.

Информационный

интерактивная схема с видеороликом и записью уравнений реакций

http://fcior.edu.ru/card/4425/obshie-himicheskie-svoystva-soley.html

3

Классификация солей

Практический

Интерактивная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbd9-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_41_01.swf

4

Химические свойства солей

Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbda-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_41_02.swf

Приложение 2

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

Цель: провести реакции, характеризующие общие химические свойства солей.

Вспомните правила ТБ при работе с кислотами и щелочами, со спиртовкой и стеклом.

Опыт №1. Взаимодействие растворов солей с кислотами.

В трех пробирках слейте попарно по 1 мл растворов веществ:

1-я пробирка: силикат натрия и соляная кислота;

2-я пробирка: карбонат натрия и азотная кислота;

3-я пробирка: нитрат натрия и серная кислота.

Что наблюдаете? Ответьте на вопрос: при каких условиях соли взаимодействуют с кислотами? Составьте уравнение протекающих реакции в молекулярной, ионной полной и сокращенной ионной формах.

Опыт №2. Взаимодействие растворов солей с металлами.

Возьмите три пробирки. В 1-ю пробирку поместите железную скрепку, во 2-ю – свинцовую пластину, а в 3-ю – медную проволоку.

Налейте в 1-ю и 2-ю пробирки по 2 мл раствора сульфата меди (II), а в 3-ю – раствор сульфата железа(II). Через 5 мин извлеките с помощью пинцета металлические предметы и рассмотрите их. Сделайте вывод, в какой из пробирок прошла химическая реакция. Составьте уравнение протекающих реакции в молекулярной, ионной полной и сокращенной ионной формах.

Опыт №3. Взаимодействие растворов солей с щелочами.

В трех пробирках слейте попарно по 1 мл растворов веществ:

1-я пробирка: сульфат железа(III) и гидроксид натрия;

2-я пробирка: сульфат аммония и гидроксид калия;

3-я пробирка: нитрат бария и гидроксид калия.

Нагрейте содержимое 2-й пробирки и определите по запаху один из продуктов реакции. Ответьте на вопрос: при каких условиях соли взаимодействуют с щелочами? Составьте уравнение протекающих реакции в молекулярной, ионной полной и сокращенной ионной формах.

Опыт №4. Взаимодействие солей с солями.

В двух пробирках слейте попарно по 1 мл растворов веществ:

1-я пробирка: нитрат серебра и хлорид натрия

2-я пробирка: сульфат калия и хлорид натрия.

 Ответьте на вопрос: при каких условиях соли взаимодействуют с солями? Составьте уравнение протекающей реакции в молекулярной, ионной полной и сокращенной ионной формах.

Приложение 3

ИНСТРУКТИВНЫЕ КАРТОЧКИ ПРИ РАБОТЕ С ЭОРами.

Тема «Классификация солей»

Цель: закрепить умение определять по формуле соли ее   принадлежность к кислым, основным или средним солям.

  1. Вспомни, какие соли называются средними, кислыми, основными.
  2. Проверь свои знания, перейди по ссылке http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/617fdbd9-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_41_01.swf 
  3. Распредели формулы солей в соответствии с принадлежностью к классу. Выпиши предложенные формулы в тетрадь, дай им названия.

Будь внимательным! Удачи тебе!

Тема «Химические свойства солей»

 Цель: закрепить знания о химических свойствах солей, условиях течения  химических реакций до конца.

  1. Вспомните типичные реакции солей.
  2. Проверь свои знания, перейди по ссылке

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbda-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_41_02.swf

  1. Выполни задания. По одной из предложенной сокращенной ионной форме уравнения составь молекулярную форму уравнения химической реакции соли. Будь внимательным! Удачи тебе!

Приложение 4

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА ПАРНОЙ РАБОТЫ

1ученик. Заполни таблицу «Классификация солей» названиями веществ. Определи, к какой группе относится каждое из соединений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название природного соединения – основной соли.

соль

тип соли

название

формула

кислая

средняя

основная

KHCO3

M

С

О

(CuOH)2CO3

K

Ж

А

BaSO4

Ю

Л

Е

AlOHCl2

Р

Д

А

Ca(H2PO4)2

Х

О

Н

Ba(HSO4)2

И

П

У

Na3PO4

С

Т

Ы

2ученик. Составь уравнения возможных реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам,  составь название часто применяемой в быту кислой соли

 а) AlCl3 + 3NaOH =                    (С)

 б) Ag NO3+ NaCl =        (О)

 в) КCl + NaNO3 =         (Л)

 г) Zn + FeCl2 =         (Д)

 д) NaHCO3 + HCl =        (А)

Задание. Поменяйтесь работами со своим партнером. Проведите взаимопроверку по ключам. Старайтесь быть внимательными! За каждое правильно составленное название соли, уравнение реакции и ключевое слово по 1 баллу. Оцените работу своего товарища. Сдайте работы учителю.

                                                  Самоанализ урока

      Урок «Соли, их классификация и свойства» проходил в  8 классе общеобразовательной школы с базовым уровнем  среднего образования, который  изучается в теме «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР» по учебнику О.С.Габриеляна «Химия 8 класс», М.: «Дрофа», 2011 г.

Тип урока: урок  изучения нового материала.

Цели урока:

-образовательные: дать понятие солям как классу электролитов, рассмотреть их классификацию по составу, охарактеризовать общие химические свойства.

развивающие: создать условия для развития у уч-ся самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций,  развитие творческой активности, экспериментальных навыков.

-воспитательные: воспитывать у уч-ся  навыки самостоятельной и совместной с ребятами работы, взаимопомощи, ответственности, дисциплинированности, освещать вопросы здоровьесбережения.

Задачи: 

-обучающие: познакомить учащихся с классификацией и химическими свойствами солей в свете ТЭД.

-развивающие: развивать интерактивную, информационную и коммуникативную компетентности; продолжить развитие умений и навыков записи молекулярных, полных и сокращённых ионных уравнений с участием солей, навыков химического эксперимента.

-воспитательные: формирование межличностных отношений через работу в группах , подчеркнуть  значимость солей в  жизни человека.

      В ходе урока были использованы электронные образовательные ресурсы, проблемные ситуации, дифференцированная, индивидуальная,  парная и групповая формы работы, домашняя работа носила также дифференцированный характер, направленный на развитие творческой активности, познавательного интереса уч-ся к предмету, самостоятельного поиска информации и ее  применения. Такие систематически проводимые формы работы  помогают в формирование у уч-ся различных  компетентностей. В частности,   предметно-содержательных (способность наблюдать, экспериментировать.), учебно-познавательных (познавательные -общеучебные умения и навыки; информационные -поиск и анализ, преобразование информации; коммуникативные – принятие решений, организация совместной деятельности и т.д..), метапредметных или учебных (для организации собственно учебной деятельности по решению проблем, исполнительские, рефлексия и оценка.).

На данном уроке формируются в большей степени  познавательные, информационные, коммуникативные компетентности.

Учащиеся из пройденных тем в курсе 8 класса до этого урока уже знакомились с формулами солей, приобрели навыки, как дать названия солям по их формулам, составлять формулы солей по названиям. Опираясь на эти знания и умения, легко  была создана проблемная ситуация на уроке,  записав формулу неизвестной уч-ся кислой  соли,  у них  появляется  стремление  справиться и  с ней. А для этого возникает необходимость в дополнительной информации по классификации солей. Позже рассматриваются химические свойства солей. С некоторыми из них учащиеся уже знакомились при изучении химических свойств кислот и основании, научились пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов и таблицей растворимости. Применение информационных ЭОР на данном этапе позволяет поддержать вызванный интерес уч-ся и эффективно и экономно использовать рабочее время на уроке.

     Перед учителем стоит важная задача научить ученика учиться. С этой целью  организуется групповая самостоятельная работа уч-ся в выполнении химического эксперимента. Происходит смена деятельности уч-ся - от слушателей  к активным экспериментаторам. Дети учатся  взаимодействовать друг с другом, общению, взаимопомощи.

     Закрепление темы проходит в дифференцированной форме, индивидуальной, парной, где уч-ся работают по практическим ЭОРам, инструктивным карточкам, но вполне самостоятельно, в конце урока проводят рефлексию своей деятельности, работе в группах, парах, анализируют,  что удалось и не удалось, над чем еще предстоит работать.

     Урок «Соли, их классификация и свойства» имеет также важное значение и в формировании здорового образа жизни учащихся, где  в ходе  беседы обобщаются ранее полученные знания о суточной норме потребления поваренной  соли,  ее недостатке в организме или избытке, и  их  последствиях, воздействие на организм нитратов, обобщаются  правила техники безопасности в процессе проведения  химического эксперимента.

    Таким образом, проведенный  урок в системе уроков по химии курса 8 класса предполагает поддержание познавательного интереса уч-ся к предмету химии, повышение эффективности процесса обучения, формирование умений  самостоятельно приобретать и  применять знания, анализировать уч-ся свою деятельность.  

    Ребята были активны на протяжении всего урока, чередование различных форм деятельности и разных методических приемов позволили им иметь устойчивое внимание и поддержать интерес  на каждом этапе урока, с помощью электронных образовательных ресурсов уч-ся  были самостоятельными в приобретении новых знаний. Цели и задачи урока были  достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Водород, его свойства и применение"

Данный ресурс включает в себя план - конспект урока и презентацию по теме "Водород, его свойства и применение". 9 класс, УМК Новошинскогго И.И....

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Методическая разработка урока в 5 классе: "Свойства воздуха"

Материал представлен с примененим системно-деятельностного метода обучения...

методическая разработка урока "Алюминий и его свойства"

методическая разработка урока " Алюминий и его свойства" 9 класс по учебнику О. С. Габриеляна. к методической разработке прилагается презентация, урок составлен рамках ФГОС...

Методическая разработка урока штукатурно-малярного дела "Свойства меловой краски и её приготовление"

Урок штукатурно-малярного дела в 6 классе школы 8 вида. Разработка содержит технологическую карту, конспект урока и приложения (раздаточный материал)....