Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии
статья по химии по теме

 

 Развитие коммуникативной компетенции учащихся

через дифференцированный подход на уроках химии      

Автор опыта: Учитель химии МОУ « Северной средней общеобразовательной  школы № 2 Белгородского района Белгородской области» Шинкаренко Людмилы Яковлевны

Белгородская область Белгородский район п. Северный 2006            

Содержание    

1.     Информация об опыте……………………………………….3 стр.

2.     Технология опыта…………………………………………….5 стр.

3.     Результативность опыта………………………………….10 стр.

4.     Библиографический список…………………………………14 стр.

5.     Приложения к опыту……………………………………….15 стр.                                                                      

 

1.     Информация об опыте  

«… Я ставлю Тебя в центре мира,  чтобы оттуда Тебе было удобно  обозревать все, что есть в мире» Джованни Пико дела Мирандола,  XV век, эпоха Возрождения

Ветер перемен последних десятилетий принес долгожданную возможность реализовать творческий потенциал российской школы, а в школе дал возможность по-новому раскрыться ученику, учителю и даже ученому. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Почему возникла необходимость пересмотреть свои методы работы в школе, и что побудило меня обратиться к изучению и осмыслению новых технологий и подходов к образовательному процессу? Я работаю в поселке Северный, который быстро строится и постоянно пополняется приезжими из разных уголков России. Это семьи военных, переселенцев с северных районов и юга страны. Дети, прибывшие на обучение в нашу школу, имеют разную степень обученности и низкое качество знаний. Они проживали в разных регионах страны, обучались по разным программам и учебникам. Часто школьники поступают в нашу школу в течение учебного года, а это свидетельствует о том, что какое-то время они не обучались и заметно отстают по программе от своих сверстников. Главной задачей педагогов в нашей школе и моей лично становится организация социальной адаптации детей. В последние годы передо мной как никогда остро встала проблема достучаться до каждого ребенка, создать такие условия его пребывания в школе, чтобы он не потерял желание учиться, безболезненно влился в наш школьный коллектив, получил реальную возможность развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. С 2000 года в нашей стране заговорили об изменении целей школьного обучения, в конечном счете, о приближении российской школы к общеевропейским и мировым стандартам. Учительство услышало новый термин: компетентность, смысл которого способность и готовность овладевать теми или иными способами деятельности и применять их на практике. Компетентностный подход был провозглашен приоритетным направлением в развитии образования наряду с внедрением информационных и коммуникативных технологий в образовательный процесс. Традиционно вся наша система образования ориентировалась на получение учениками знания как цель образования. На сегодняшний день результат нашего образования – овладение компетентностями. Компетенция – это не просто набор знаний и умений, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях. Компетенция – это способность установить и реализовать связь между знаниями, умениями и конкретной ситуацией. Главное в компетенции не знать и уметь, а мобилизовать приобретенные знания и умения в нужный момент. Научно-практическими основами опыта являются идеи В.В. Серикова о компетентностном подходе к разработке содержания образования, работы А.В. Хуторского об определении ключевых компетенций, труды А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой, О.Е. Лебедева. В середине 90-х годов Советом Европы был принят список компетентностей, которыми должны владеть все выпускники образовательных учреждений. Были отобраны 30 общих компетенций из трех категорий: инструментальные, межличностные и системные. По моему мнению, элементы компетентностного подхода можно и нужно вводить в практику преподавания точных наук. Вот некоторые компетенции, реализуемые в работе с детьми в школе (помня, что компетенции выражаются через соответствующие умения):     умение извлекать пользу из опыта;     умение критически относиться к тому или иному вопросу или способу его решения;     умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;     умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, отношением к окружающей среде;     умение принимать решение и прогнозировать его последствия, нести ответственность. Компетентностный подход, по мнению О.Е.Лебедева, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе. На мой взгляд, одной из важнейших характеристик в системе принципов внедрения нового качества образования является отбор теоретического содержания, тщательный выбор наиболее приемлемых технологий обучения или их элементов, а также дифференциация технологий обучения. В настоящее время дифференциация обучения стремительно и прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации. В нашей школе на настоящий момент практика дифференциации представлена большим разнообразием проявлений. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становиться уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная  дифференциация, при которой ученики получают право и возможность самостоятельно выбирать уровень изучения предмета. Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременном создании условий для развития  учащихся, проявляющих индивидуальные способности. Основой своей педагогической концепции я считаю решение задач развития мотивации изучения предмета, чтобы учебный труд школьника был осмыслен им самим и, безусловно принят им как ценность Знания, Образованности и Культуры.  

2. Технология опыта  

Основная цель моей работы – изучить проблему развития коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии. В своем опыте я постаралась найти подтверждение главной гипотезе: «Если грамотно реализовать элементы компетентностного подхода в обучении, то усвоение школьниками знаний, умений и навыков будет проходить быстрее и эффективнее».

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда частных задач:

1)                            Определение места и роли коммуникативных компетенций в структуре процесса дифференцированного обучения, позволяющей сформировать ведущие компетенции учащихся, и своего места в работе над их развитием.

2)                            Отобрать методики, необходимые для реализации развития коммуникативной компетенции учащихся через систему дифференцированного обучения; накопить дидактический материал, способствующий решению данной проблемы.

3)                            Проверить на практике влияние отобранных методик по реализации развития коммуникативной компетенции учащихся через систему дифференцированного обучения на качество знаний учащихся.

В своей работе для достижения поставленной цели я постоянно ищу и пробую новые подходы для обеспечения перспективности собственных педагогических технологий, чтобы сохранить не только мотивационную сферу, но и результативность учебно-познавательной деятельности своих учащихся. Мною была проведена большая исследовательская работа, и оказалось, что из образовательных технологий лучше всего отвечают поставленным задачам проблемно-поисковые, коммуникативно-диалоговые технологии, технологии исследовательской деятельности и моделирующего обучения (учебные игры). Особенного внимания заслуживает технология группового обучения и её варианты: работа в группах переменного состава, КСО, метод проектов, кейс-методика. Новизна опыта заключается в выборе и апробации технологий образовательного процесса при условии дифференцированного подхода в обучении в условиях нашей школы, выработке методических приемов, обеспечивающих оптимальное развитие ключевых компетентностей у  детей. Для реализации развития коммуникативной компетенции учащихся мною успешно применяются в процессе обучения  элементы модельного метода обучения. Это занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-аукцион, урок-пресс-конференция. Я согласна с мнением В.В. Гузеева, который  не случайно считает, что с модельным методом обучения связан завтрашний день школы, поскольку этот метод предоставляет ученику наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска. Можно привести много примеров его успешного использования на уроках естественного цикла. По сути, все деловые игры, которые стали популярны с середины 80-х годов, – это реализация модельного метода обучения. Ежегодно я провожу урок - ролевую игру на тему «Важнейшие химические производства. Общие технологические принципы химических производств» (Приложение № 1). Конспект данного урока публиковался в журнале «Химия в школе», № 7 за 1999 год. Этот урок позволяет сформировать у учащихся понятия об основных научных принципах и закономерностях химического производства, применяемых в сталеплавильном процессе, и знакомит учащихся с историей развития черной металлургии в Белгородской области. С целью решения проблемы и глубокого и прочного усвоения программы, урок проводится в форме ролевой игры. Ролевая игра – это ещё и подготовка производственной или общественной деятельности. Она позволяет поставить себя на место руководителя, специалиста и оценить свои способности в будущей работе. На основании полученных знаний учащиеся должны научно, логично и обоснованно сравнивать, анализировать свое умение и иметь социально грамотную экологическую позицию. Ситуация вводится учителем, ведущим пресс-конференцию, так: «Я, ваш научный консультант, предлагаю обсудить важнейшие технологические принципы химических производств на примере ОЭМК Белгородской области». Ответственные лица и ведущие специалисты производства устраивают пресс-конференцию, чтобы подготовить благоприятное общественное мнение. В ходе пресс-конференции звучат многочисленные вопросы, ответы на которые дают полную и ясную картину изучаемого материала. Играя свои роли, ученики моделируют профессиональную деятельность, задавая самостоятельно начальные условия, возвращаясь к ним и уточняя. Это обучение с помощью модельного метода. Поскольку подготовить урок-пресс-конференцию, пользуясь только учебником химии, невозможно, то в план урока обязательно входит обсуждение результатов самостоятельной работы учеников с дополнительными источниками информации. По определению — это урок в форме семинара. При подготовке уроков – ролевых игр, уроков-исследований, уроков-диалогов, игровых моментов на уроках, при создании проблемных ситуаций, и, конечно, при работе над ученическим исследовательским проектом я также практикую использование элементов метода CASE STUDY. Это современная методика, которая только-только начинает внедряться в наших школах. Кейс-метод позволяет заинтересовать школьников в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний, учит правильно собирать и анализировать информацию. Считается, что «хороший кейс» не имеет единственного правильного решения, поэтому ученики вынуждены предлагать различные способы решения той или иной проблемы, подчас совершенно необычные. Особенно удачна, по моему мнению, кейс-методика при обсуждении экологических проблем, вопросов вторичного использования сырья, переработки отходов производства. Метод способствует развитию самых разных практических навыков, актуализирует уже имеющиеся знания, реализует дифференциацию в обучении, поощряет поиск и овладение новой научной информацией. Для решения проблемы учащиеся используют информацию, полученную из книг, журналов, газет, телепередач, ресурсов Интернета. Я учу ребят максимально выгодно представлять полученную информацию аудитории: в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм, презентаций. Отличительной особенностью кейс-методики является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни; так например со своими учениками я обсуждаю проблему пищевых добавок, используемых современной промышленностью (презентация, Приложение 2). Поэтому при создании проблемной ситуации я пользуюсь не только фактами, публикуемыми в печати, но и результатами, полученными самими школьниками при изучении экологической обстановки  в районе школы (например, можно проанализировать уровень рН осадков, химический состав почвы и т.д.). Развитие познавательных, творческих, индивидуальных навыков учащихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, стимулирование интереса ребят к определенным проблемам я также осуществляю через проектную деятельность. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата. Этот результат можно увидеть, применить в повседневной жизни, он должен обладать практической, теоретической и познавательной значимостью. Например,  это может быть выпуск стенгазеты, посвященной здоровому образу жизни и отношению к нему учеников школы или отдельных классов. Я считаю, что при обучении химии следует использовать проектное обучение как дополнение к другим видам обучения. Технология проектного обучения предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. После определения темы проекта, его типа, количества участников, необходимо продумать возможные варианты проблем, которые предполагается исследовать при работе над данной темой. Проблемы выдвигаются учениками с моей подачи, можно использовать коллективное обсуждение по наводящим вопросам, обсуждение подходящих ситуаций и т.п. В процессе работы над проектом ребята обсуждают собранные данные на уроках, в индивидуальных консультациях, на занятиях кружка. Учащиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде удобном и доступном  для представителей той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта. Поэтому итоговая работа представляется в форме аудиовидеоматериалов, журнала, стенда, листовки. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Цель проекта – углубить знания по какой-либо теме школьной программы, дифференцировать процесс обучения, достичь интеграции знаний в разных областях. Роль учителя – независимый консультант, который помогает учащимся в поисках источников информации, сам может являться источником информации, поддерживает и поощряет учеников для самостоятельного поиска в нужном направлении.  Например, учащиеся хорошо справляются с работой над проектом по изучению кислотных дождей и их влияния на окружающую среду. Успешно я использую метод проектов для сообщения дополнительных сведений на уроке. Например, при изучении темы «Подгруппа углерода» школьники с большим интересом готовят сообщение с компьютерной презентацией на тему «Уникальные камни – уникальные свойства» (Приложение № 3). Для достижения поставленных перед собой целей в своей педагогической работе я использую также методику КСО – коллективный способ обучения. Сущность коллективного способа обучения – это такая организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется в динамических (сменных) парах, когда каждый учит каждого. Перед учащимися ставится цель – научись сам и научи другого. Урок с использованием данной методики включает тестовый контроль усвоения знаний с разноуровневыми заданиями (Приложение № 4). Считаю, что наилучшим образом метод КСО зарекомендовал себя при проведении практических работ (Приложение № 5), уроков-практикумов по решению задач, уроков обобщающего повторения. На данных уроках происходит интересное общение детей друг с другом, они больше успевают усвоить, лучше запоминается материал, укрепляются дружеские взаимоотношения в классе, есть возможность заработать хорошую оценку. В ученических диалогах вырабатываются навыки делового и социального общения, повышается эффективность усвоения материала. Выбор методов и приемов обучения во многом зависит от уровня познавательной активности и самостоятельности школьников. Активно в своей работе я использую различные химические тренажеры (Приложение № 6), которые позволяют контролировать не только степень интереса к предмету, но и фиксировать результативность обучения, поддерживая высоту уровня знаний, умений и навыков по химии на должном уровне. Сделать учение более доступным, значимым помогают использование опорных конспектов (Приложение № 7), технологических карт (Приложение № 8), алгоритмов. Все это помогает сформировать у детей культуру учебного труда, научить их добывать знания самостоятельно не только в пору их ученичества, но и в будущей взрослой жизни. Предлагая ученику разноуровневые задания (Приложение № 9), используя методику свободного выбора заданий, как учитель я предоставляю ребенку широкий простор для творческой активности. Для проведения такой целенаправленной работы необходимо применять систему заданий нарастающей трудности. Использование упражнений, способствующих осмыслению текста учебника, обобщающие задания, продуманная эвристическая беседа – все  это приемы, позволяющие добиваться успехов в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Я думаю, что главным «винтиком», хранителем комплекса теоретических знаний, и аккумулятором внутри- и межпредметных интеграций, базирующихся на жизненном опыте учащихся является, безусловно, учебник химии. На протяжении последних лет я активно включалась в работу по апробации учебников химии нового поколения, скрупулезно и целенаправленно выбирая те из них, которые в максимальной степени способствуют развитию коммуникативных компетенций, необходимых современному молодому человеку. Таковыми в первую очередь считаю учебно-методические комплексы под редакцией Н.Е.  Кузнецовой и О.С. Габриеляна. Максимально эксплуатируя учебно-материальную базу школьного кабинета, который считается одним из лучших в области, сохраняющим современность и создающим комфортные условия для работы, я целенаправленно добиваюсь убедительности преподавания. Считаю, что демонстрационный и лабораторный эксперимент, видеодемонстрация, компьютерные презентации, таблицы, макеты производств результативно учат детей мыслить научно, повышают интерес к изучению окружающего мира. Поэтому я большое внимание уделяю практической направленности курса химии. Стремлюсь, чтобы ребята научились не только выполнять эксперимент по подробной инструкции, но и самостоятельно планировать свою деятельность с использованием схем - рисунков и дифференцированных заданий с элементами проблемной значимости.

3. Результативность опыта

Внедрение в практику преподавания химии описанных выше методик и разработанных мною методических приемов оказывает позитивное влияние на формирование ключевых компетентностей школьников. Компетентность в рамках темы моего опыта, прежде всего, обозначает уровень образованности, оценить степень сформированности которого можно по нескольким критериям. Одним из критериев оценки сфомированности  коммуникативных компетенций я избрала качество знаний учащихся. Я проанализировала степень сформированности знаний в период с 2003 по 2006 год. Уровень успеваемости за истекший период был стабилен и составлял 100%. Сравнительный анализ качества знаний учащихся по химии за три года показал, что достигнуты устойчивые положительные результаты. 

О росте качества знаний моих учеников красноречиво говорят и результаты контрольных работ, проводимых в 2005-2006 учебном году в исследуемом классе (таблица 3). Из сведений, приведенных в таблице, хорошо видно, что качество знаний растет в течение учебного года и удерживается на оптимальном уровне. Применяемые мною методы и приемы позволяют удерживать на высоком уровне познавательную активность учащихся, о чем свидетельствуют хорошие результаты даже при изучении  сложных тем курса. Я систематически включаю в план урока расчетные задачи, творческие и познавательные задания, работу по алгоритму, по опорному конспекту, использование тренажеров. Это позволяет моим ученикам быстро выстроить логику изложения материала при устном ответе на уроке или на контрольной работе. Из таблицы 3 и рис. 3 (Приложение № 10) хорошо видно, что большая часть класса успешно справляется с заданиями, связанными с характеристикой химического элемента, описанием свойств химического элемента и его соединений, исходя из положения данного элемента в таблице Д.И. Менделеева и т.д.

Для оценки результативности внедрения опыта применялось изучение уровня воспитанности школьников по определенным критериям, а именно: эрудиции, прилежанию, отношению к себе и обществу (Приложение № 11).  Проведение анкетирования показало, что у школьников в период с 2004 по 2006 год заметно выросли показатели эрудиции, прилежания, самооценки. Как видно из таблиц 4 и 5, а также из рис. 4 (Приложение № 10), результаты проведенного исследования говорят об уверенном росте начитанности ребят, их познаний в химии, умения организовать свое время, регулярности и систематичности занятий. Таким образом, применение методов развития коммуникативных компетенций поднимает учащихся на уровень осознанного и творческого применения знаний, позволяет детям адаптироваться в социальной среде, способствует развить свои способности и использовать их в общении с соучениками и учителем, как в школе, так и в дальнейшей жизни за рамками школьного образования.  

На базе нашей школы проводилась диагностика учащихся старших классов с целью определения готовности учащихся к выбору профессии. Ученикам предлагалось заполнить анкету: выразить свое согласие или несогласие с перечисленными утверждениями. Проведенное исследование показало, что большинство старшеклассников приобретают к моменту окончания школы знания и умения, необходимые для адекватно выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана; у ребят достаточно развиты умения принимать решения и планировать свою будущую профессиональную жизнь. Используемые нами методики позволили выявить уровень развития основных параметров профессиональной зрелости: автономности, информированности о мире профессий, умения соотнести информацию со своими особенностями и т.д. Многие из моих выпускников уже связали свою жизнь с профессиями, в основе которых лежат химические знания и умения, или планируют приобрести химические специальности.            

4.     Библиографический список  

1.     Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения/ М.: «Сентябрь», 2004 г. 2.     Грудзинская Е.Ю., Кочнева Е.Г. Проектирование уроков химии. – «Химия: методика преподавания в школе», № 4, 2002 г. 3.     Гузеев В.В. Индивидуальное мастерство учителя. Проектирование уроков. – «Химия в школе», № 6, 2002 г. 4.     Гузеев В.В. Организационные формы обучения и уроков. – «Химия в школе», № 4, 2002 г. 5.     Зайцев О.С. Методика обучения химии. – М.: Владос, 1999 г. 1.     Каплунович И.Я., Аверкин В.Н. Качество обучения: диагностика и оценка. – «Химия в школе», № 8, 2004 г. 2.     Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (На примере дисциплин естественнонаучного цикла): Уч. пос. – СПб.: Образование, 1998 г. 3.     Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Учитель, 2005 г. 4.     Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Учитель, 2005 г. 5.     Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии – 2004 г. - №5-с.3-12. 6.     Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г. 7.     Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987 г. 8.     Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2003 г. 9.     Рогожин О.В. Развитие интеллектуальных умений школьников. – «Химия: методика  преподавания в школе», № 5, 2004 г. 10.                       Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 г.                     5.     Список приложений       1.         Фрагмент конспекта урока на тему «Важнейшие химические производства. Общие технологические принципы химических производств» 2.         Компьютерная презентация «Что нужно знать о продуктах» 3.         Ученический  проект «Уникальные камни – уникальные свойства» 4.         Тестовые задания по теме «Алканы» 5.         Лабораторный практикум к уроку «Классификация углеводов. Глюкоза» 6.         Химические тренажеры 7.         Опорный конспект темы «Классификация углеводов. Глюкоза» 8.         Технологическая карта к уроку на тему «Классификация углеводов. Глюкоза» 9.         Задания для школьников с дифференцированным содержанием 10.    Диаграммы результативности опыта 11.    Анкета, выявляющая уровень воспитанности учащихся    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kommunikativnoy_kompetencii.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шинкаренко Людмила Яковлевна

Отдел образования администрации

Белгородского района

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии

Автор опыта:

Учитель химии МОУ « Северной средней общеобразовательной

 школы № 2 Белгородского района Белгородской области»

Шинкаренко Людмилы Яковлевны

Белгородская область

Белгородский район

п. Северный

2006

Содержание

  1. Информация об опыте……………………………………….3 стр.
  2. Технология опыта…………………………………………….6 стр.
  3. Результативность опыта………………………………….11 стр.
  4. Библиографический список…………………………………15 стр.
  5. Приложения к опыту……………………………………….16 стр.

  1. Информация об опыте

«… Я ставлю Тебя в центре мира,

 чтобы оттуда Тебе было удобно

 обозревать все, что есть в мире»

Джованни Пико дела Мирандола,

 XV век, эпоха Возрождения

  1. Тема опыта. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии.
  2. Сведения об авторе опыта. Шинкаренко Людмила Яковлевна, преподаватель химии, МОУ «Северная средняя общеобразовательная школа № 2 Белгородского района Белгородской области».
  3. Условие возникновения, становления опыта.

Ветер перемен последних десятилетий принес долгожданную возможность реализовать творческий потенциал российской школы, а в школе дал возможность по-новому раскрыться ученику, учителю и даже ученому.

Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Почему возникла необходимость пересмотреть свои методы работы в школе, и что побудило автора опыта обратиться к изучению и осмыслению новых технологий и подходов к образовательному процессу?

Шинкаренко Л.Я. работает в поселке Северный с 1983 года. В школе дети обучаются в обычных классах. Поселок быстро строится и постоянно пополняется приезжими из разных уголков России. Это семьи военных, переселенцев с северных районов и юга страны. Дети, поступающие на обучение в нашу школу, не отличаются высокой степенью обученности, скорее можно сказать, что они отличаются низким качеством знаний. Они проживали в разных регионах страны, обучались по разным программам и учебникам. Часто школьники поступают в школу в течение учебного года, а это свидетельствует о том, что какое-то время они не обучались и заметно отстают по программе от своих сверстников. В лучшем случае ребята могут успевать по 1-2 предметам, к учению прикладывают минимум усилий.

Главной задачей педагогов в школе, где работает автор, и его лично становится организация социальной адаптации детей. В последние годы как никогда остро встала проблема достучаться до каждого ребенка, создать такие условия его пребывания в школе, чтобы он не потерял желание учиться, безболезненно влился в школьный коллектив, получил реальную возможность развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности.

С 2000 года в нашей стране заговорили об изменении целей школьного обучения, в конечном счете, о приближении российской школы к общеевропейским и мировым стандартам. Учительство услышало новый термин: компетентность, смысл которого способность и готовность овладевать теми или иными способами деятельности и применять их на практике. Компетентностный подход был провозглашен приоритетным направлением в развитии образования наряду с внедрением информационных и коммуникативных технологий в образовательный процесс.

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на получение учениками знания как цель образования. На сегодняшний день результат нашего образования – овладение компетентностями.

Компетенция – это не просто набор знаний и умений, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях. Компетенция – это способность установить и реализовать связь между знаниями, умениями и конкретной ситуацией. Главное в компетенции не знать и уметь, а мобилизовать приобретенные знания и умения в нужный момент.

  1. Актуальность опыта.

В середине 90-х годов Советом Европы был принят список компетентностей, которыми должны владеть все выпускники образовательных учреждений. Были отобраны 30 общих компетенций из трех категорий: инструментальные, межличностные и системные.

 Шинкаренко Людмила Яковлевна считает, что элементы компетентностного подхода можно и нужно вводить в практику преподавания точных наук. Вот некоторые компетенции, реализуемые в работе с детьми в школе (помня, что компетенции выражаются через соответствующие умения):

  1. умение извлекать пользу из опыта;
  2. умение критически относиться к тому или иному вопросу или способу его решения;
  3. умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
  4. умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, отношением к окружающей среде;
  5. умение принимать решение и прогнозировать его последствия, нести ответственность.

Компетентностный подход, по мнению О.Е.Лебедева, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе.

Автор считает, что одной из важнейших характеристик в системе принципов внедрения нового качества образования является отбор теоретического содержания, тщательный выбор наиболее приемлемых технологий обучения или их элементов, а также дифференциация технологий обучения.

В настоящее время дифференциация обучения стремительно и прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации.

В школе п. Северный на настоящий момент практика дифференциации представлена большим разнообразием проявлений. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становиться уровневая дифференциация, понимаемая как внутриклассная  дифференциация, при которой ученики получают право и возможность самостоятельно выбирать уровень изучения предмета. Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременном создании условий для развития  учащихся, проявляющих индивидуальные способности.

Работа по формированию ключевых компетенций у детей оказывает положительное влияние и на профессиональное совершенствование самого учителя:

  1. чтобы успешно развивать коммуникативные способности детей, учителю необходимо постоянно совершенствовать свои знания по предмету и методике его преподавания;
  2. применение элементов указанных в опыте технологий значительно влияет на повышение педагогического мастерства педагога, побуждает его к творчеству;
  3. используя в своей работе развивающие технологии, учитель может эффективнее осуществлять индивидуальный подход к ребенку, устанавливать деловые отношения, что непременно приведет к продуктивному взаимному сотрудничеству.
  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Основой своей педагогической концепции Шинкаренко Л.Я. считает решение задач развития мотивации изучения предмета, чтобы учебный труд школьника был осмыслен им самим и, безусловно принят им как ценность Знания, Образованности и Культуры.

Возникшие практические трудности в усвоении школьниками учебного материала заставили автора на базе традиционных методов преподавания разработать собственную систему методов и приемов использования элементов современных педагогических технологий, ведущая цель которых помочь детям научиться самостоятельно добывать и использовать знания и умения.

В своей работе для достижения поставленной цели автор постоянно ищет и пробует новые подходы для обеспечения перспективности собственных педагогических технологий, чтобы сохранить не только мотивационную сферу, но и результативность учебно-познавательной деятельности своих учащихся.

Педагогом была проведена большая исследовательская работа, и оказалось, что из образовательных технологий лучше всего отвечают поставленным задачам проблемно-поисковые, коммуникативно-диалоговые технологии, технологии исследовательской деятельности и моделирующего обучения (учебные игры). Особенного внимания заслуживает технология группового обучения и её варианты: работа в группах переменного состава, КСО, метод проектов, кейс-методика.

Новизна опыта заключается в выборе и апробации технологий образовательного процесса при условии дифференцированного подхода в обучении в условиях нашей школы, выработке методических приемов, обеспечивающих оптимальное развитие ключевых компетентностей у  детей.

  1. Длительность работы над опытом.

Работа над опытом велась в течение пяти лет поэтапно с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием процесса обучения и существующим уровнем обученности и воспитанности учащихся, их умением добывать самостоятельно знания и использовать их в своей повседневной жизни до момента выявления результативности.

  1. Диапазон опыта.

Технологические идеи, разработанные в опыте, охватывают организацию учебно-воспитательной системы в средних и старших классах МОУ «Северная средняя общеобразовательная школа № 2 Белгородского района Белгородской области», имеют большие возможности в решении задач, как обучения, так и воспитания. Исходя из современных задач образования, возможностей школы и накопленного опыта, развитие  коммуникативных компетентностей у детей может проводиться не только с учебно-воспитательной, но и познавательной или научной целями (кружковая работа, заседание клуба «Юный химик», проведение конференций и химических вечеров, экскурсии на производство).

  1. Теоретическая база опыта.

Научно-практическими основами опыта являются идеи В.В. Серикова о компетентностном подходе к разработке содержания образования, работы А.В. Хуторского об определении ключевых компетенций, труды А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой, О.Е. Лебедева.

2. Технология опыта

Основная цель данной работы – изучить проблему развития коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии.

В своем опыте автор постаралась найти подтверждение главной гипотезе: «Если грамотно реализовать элементы компетентностного подхода в обучении, то усвоение школьниками знаний, умений и навыков будет проходить быстрее и эффективнее».

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда частных задач:

  1. Определение места и роли коммуникативных компетенций в структуре процесса дифференцированного обучения, позволяющей сформировать ведущие компетенции учащихся, и своего места в работе над их развитием.
  2. Отобрать методики, необходимые для реализации развития коммуникативной компетенции учащихся через систему дифференцированного обучения; накопить дидактический материал, способствующий решению данной проблемы.
  3. Проверить на практике влияние отобранных методик по реализации развития коммуникативной компетенции учащихся через систему дифференцированного обучения на качество знаний учащихся.

Для реализации развития коммуникативной компетенции учащихся мною успешно применяются в процессе обучения  элементы модельного метода обучения. Это занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-аукцион, урок-пресс-конференция.

Шинкаренко Л.Я. согласна с мнением В.В. Гузеева, который  не случайно считает, что с модельным методом обучения связан завтрашний день школы, поскольку этот метод предоставляет ученику наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска. Можно привести много примеров его успешного использования на уроках естественного цикла. По сути, все деловые игры, которые стали популярны с середины 80-х годов, – это реализация модельного метода обучения.

Ежегодно автором проводится урок - ролевая игра на тему «Важнейшие химические производства. Общие технологические принципы химических производств» (Приложение № 1). Конспект данного урока публиковался в журнале «Химия в школе», № 7 за 1999 год. Этот урок позволяет сформировать у учащихся понятия об основных научных принципах и закономерностях химического производства, применяемых в сталеплавильном процессе, и знакомит учащихся с историей развития черной металлургии в Белгородской области.

Ситуация вводится учителем, ведущим пресс-конференцию, так: «Я, ваш научный консультант, предлагаю обсудить важнейшие технологические принципы химических производств на примере ОЭМК Белгородской области». Ответственные лица и ведущие специалисты производства устраивают пресс-конференцию, чтобы подготовить благоприятное общественное мнение. В ходе пресс-конференции звучат многочисленные вопросы, ответы на которые дают полную и ясную картину изучаемого материала.

Играя свои роли, ученики моделируют профессиональную деятельность, задавая самостоятельно начальные условия, возвращаясь к ним и уточняя. Это обучение с помощью модельного метода. Поскольку подготовить урок-пресс-конференцию, пользуясь только учебником химии, невозможно, то в план урока обязательно входит обсуждение результатов самостоятельной работы учеников с дополнительными источниками информации. По определению — это урок в форме семинара.

При подготовке уроков – ролевых игр, уроков-исследований, уроков-диалогов, игровых моментов на уроках, при создании проблемных ситуаций, и, конечно, при работе над ученическим исследовательским проектом учитель также практикует использование элементов метода CASE STUDY. Это современная методика, которая только-только начинает внедряться в наших школах.

Кейс-метод позволяет заинтересовать школьников в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний, учит правильно собирать и анализировать информацию. Считается, что «хороший кейс» не имеет единственного правильного решения, поэтому ученики вынуждены предлагать различные способы решения той или иной проблемы, подчас совершенно необычные. Особенно удается, по мнению Людмилы Яковлевны, кейс-методика при обсуждении экологических проблем, вопросов вторичного использования сырья, переработки отходов производства. Метод способствует развитию самых разных практических навыков, актуализирует уже имеющиеся знания, реализует дифференциацию в обучении, поощряет поиск и овладение новой научной информацией. Для решения проблемы учащиеся используют информацию, полученную из книг, журналов, газет, телепередач, ресурсов Интернета. Автор учит ребят максимально выгодно представлять полученную информацию аудитории: в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм, презентаций. Отличительной особенностью кейс-методики является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни; так например, со своими учениками Шинкаренко Л.Я. обсуждает проблему пищевых добавок, используемых современной промышленностью (презентация, Приложение 2). При создании проблемной ситуации она пользуется не только фактами, публикуемыми в печати, но и результатами, полученными самими школьниками при изучении экологической обстановки  в районе школы (например, можно проанализировать уровень рН осадков, химический состав почвы и т.д.).

Развитие познавательных, творческих, индивидуальных навыков учащихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, стимулирование интереса ребят к определенным проблемам автор также осуществляет через проектную деятельность. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата. Этот результат можно увидеть, применить в повседневной жизни, он должен обладать практической, теоретической и познавательной значимостью. Например,  это может быть выпуск стенгазеты, посвященной здоровому образу жизни и отношению к нему учеников школы или отдельных классов. Людмила Яковлевна считает, что при обучении химии следует использовать проектное обучение как дополнение к другим видам обучения. Технология проектного обучения предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. После определения темы проекта, его типа, количества участников, необходимо продумать возможные варианты проблем, которые предполагается исследовать при работе над данной темой. Проблемы выдвигаются учениками с подачи преподавателя, можно использовать коллективное обсуждение по наводящим вопросам, обсуждение подходящих ситуаций и т.п. В процессе работы над проектом ребята обсуждают собранные данные на уроках, в индивидуальных консультациях, на занятиях кружка. Учащиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде удобном и доступном  для представителей той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта. Поэтому итоговая работа представляется в форме аудиовидеоматериалов, журнала, стенда, листовки. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Цель проекта – углубить знания по какой-либо теме школьной программы, дифференцировать процесс обучения, достичь интеграции знаний в разных областях. Роль учителя – независимый консультант, который помогает учащимся в поисках источников информации, сам может являться источником информации, поддерживает и поощряет учеников для самостоятельного поиска в нужном направлении.  Например, учащиеся хорошо справляются с работой над проектом по изучению кислотных дождей и их влияния на окружающую среду. Успешно используется Шинкаренко Л.Я. метод проектов для сообщения дополнительных сведений на уроке. Например, при изучении темы «Подгруппа углерода» школьники с большим интересом готовят сообщение с компьютерной презентацией на тему «Уникальные камни – уникальные свойства» (Приложение № 3).

Для достижения поставленных перед собой целей в своей педагогической работе педагог использует также методику КСО – коллективный способ обучения. Сущность коллективного способа обучения – это такая организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется в динамических (сменных) парах, когда каждый учит каждого. Перед учащимися ставится цель – научись сам и научи другого. Урок с использованием данной методики включает тестовый контроль усвоения знаний с разноуровневыми заданиями (Приложение № 4). Автор опыта считает, что наилучшим образом метод КСО зарекомендовал себя при проведении практических работ (Приложение № 5), уроков-практикумов по решению задач, уроков обобщающего повторения. На данных уроках происходит интересное общение детей друг с другом, они больше успевают усвоить, лучше запоминается материал, укрепляются дружеские взаимоотношения в классе, есть возможность заработать хорошую оценку. В ученических диалогах вырабатываются навыки делового и социального общения, повышается эффективность усвоения материала.

Выбор методов и приемов обучения во многом зависит от уровня познавательной активности и самостоятельности школьников. Активно в своей работе Людмилой Яковлевной используются различные химические тренажеры (Приложение № 6), которые позволяют контролировать не только степень интереса к предмету, но и фиксировать результативность обучения, поддерживая высоту уровня знаний, умений и навыков по химии на должном уровне. Сделать учение более доступным, значимым помогают использование опорных конспектов (Приложение № 7), технологических карт (Приложение № 8), алгоритмов. Все это помогает сформировать у детей культуру учебного труда, научить их добывать знания самостоятельно не только в пору их ученичества, но и в будущей взрослой жизни.

Предлагая ученику разноуровневые задания (Приложение № 9), автор использует методику свободного выбора заданий, как учитель она предоставляет ребенку широкий простор для творческой активности. Для проведения такой целенаправленной работы необходимо применять систему заданий нарастающей трудности. Использование упражнений, способствующих осмыслению текста учебника, обобщающие задания, продуманная эвристическая беседа – все  это приемы, позволяющие добиваться успехов в формировании коммуникативной компетенции учащихся.

Людмила Яковлевна уверена, что главным «винтиком», хранителем комплекса теоретических знаний, и аккумулятором внутри- и межпредметных интеграций, базирующихся на жизненном опыте учащихся является, безусловно, учебник химии. На протяжении последних лет она активно включалась в работу по апробации учебников химии нового поколения, скрупулезно и целенаправленно выбирая те из них, которые в максимальной степени способствуют развитию коммуникативных компетенций, необходимых современному молодому человеку. Таковыми в первую очередь автор считает учебно-методические комплексы под редакцией Н.Е.  Кузнецовой и О.С. Габриеляна.

Максимально эксплуатируя учебно-материальную базу школьного кабинета, который считается одним из лучших в области, сохраняющим современность и создающим комфортные условия для работы, Шинкаренко Л.Я. целенаправленно добивается убедительности преподавания. Она считает, что демонстрационный и лабораторный эксперимент, видеодемонстрация, компьютерные презентации, таблицы, макеты производств результативно учат детей мыслить научно, повышают интерес к изучению окружающего мира. Поэтому она большое внимание уделяет практической направленности курса химии. Стремится учитель, чтобы ребята научились не только выполнять эксперимент по подробной инструкции, но и самостоятельно планировать свою деятельность с использованием схем-рисунков и дифференцированных заданий с элементами проблемной значимости.

3. Результативность опыта

Внедрение в практику преподавания химии описанных выше методик и разработанных автором методических приемов оказывает позитивное влияние на формирование ключевых компетентностей школьников. Компетентность в рамках темы опыта, прежде всего, обозначает уровень образованности, оценить степень сформированности которого можно по нескольким критериям. Одним из критериев оценки сфомированности  коммуникативных компетенций автор избрала качество знаний учащихся и проанализировала степень сформированности знаний в период с 2003 по 2006 год. Уровень успеваемости за истекший период был стабилен и составлял 100%. Сравнительный анализ качества знаний учащихся по химии за три года показал, что достигнуты устойчивые положительные результаты (см. таблицу 1 , рис. 1 и 2 (Приложение № 10)).

Таблица 1. Степень сформированности качества знаний учащихся по химии в исследуемом классе за три учебных года.

Учеб-ный год

Класс

Успевае-мость

Общее количество детей

Успевают на «5»

Успевают на «4»

Успевают на «3»

КЗ

2003-04

9 «А»

100%

25

2

9

14

44%

2004-05

10 «А»

100%

27

5

13

9

66,7%

2005-06

11 «А»

100%

27

9

11

7

74%

Высокий уровень обученности проявился в успешном участии учеников Шинкаренко Л.Я. в олимпиадах по химии, на которых были показаны высокие результаты на протяжении ряда лет.

Таблица 2. Результаты ежегодных олимпиад по химии.

Учебный год

Предмет

Место в районных олимпиадах

Место в областных олимпиадах

1997-1998

Химия 11

II

1998-1999

Химия 11

II

1999-2000

Химия 9

Химия 11

I

I

2000-2001

Химия 9

Химия 10

III

II

2001-2002

Химия 10

Химия 11

I

II

VII

2002-2003

Химия 11

IV

2003-2004

Химия 9

I

V

2004-2005

Химия 10

I

2005-2006

Химия 11

II

О росте качества знаний учеников красноречиво говорят и результаты контрольных работ, проводимых в 2005-2006 учебном году в исследуемом классе (таблица 3). Из сведений, приведенных в таблице, хорошо видно, что качество знаний растет в течение учебного года и удерживается на оптимальном уровне. Применяемые автором методы и приемы позволяют удерживать на высоком уровне познавательную активность учащихся, о чем свидетельствуют хорошие результаты даже при изучении  сложных тем курса. Людмила Яковлевна систематически включает в план урока расчетные задачи, творческие и познавательные задания, работу по алгоритму, по опорному конспекту, использование тренажеров. Это позволяет её ученикам быстро выстроить логику изложения материала при устном ответе на уроке или на контрольной работе. Из таблицы 3 и рис. 3 (Приложение № 10) хорошо видно, что большая часть класса успешно справляется с заданиями, связанными с характеристикой химического элемента, описанием свойств химического элемента и его соединений, исходя из положения данного элемента в таблице Д.И. Менделеева и т.д.

Таблица 3. Результаты контрольных работ в исследуемом классе за 2005-06 учебный год.

Всего учащихся в классе

Выполняло работу

Выполнили на

КЗ

в %

 «5»

 «4»

«3»

«2»

Контрольная работа на тему «Строение атома»

Октябрь

27

24

4

11

9

нет

62,5

Контрольная работа на тему «Химические реакции»

Декабрь

27

25

5

12

8

нет

68

Контрольная работа на тему «Металлы и неметаллы»

Февраль

27

21

7

9

5

нет

76

Контрольная работа на тему «Вещества и их свойства»

Апрель

27

25

7

12

6

нет

76

Для оценки результативности внедрения опыта применялось изучение уровня воспитанности школьников по определенным критериям, а именно: эрудиции, прилежанию, отношению к себе и обществу (Приложение № 11).  Проведение анкетирования показало, что у школьников в период с 2004 по 2006 год заметно выросли показатели эрудиции, прилежания, самооценки. Как видно из таблиц 4 и 5, а также из рис. 4 (Приложение № 10), результаты проведенного исследования говорят об уверенном росте начитанности ребят, их познаний в химии, умения организовать свое время, регулярности и систематичности занятий. Таким образом, применение методов развития коммуникативных компетенций поднимает учащихся на уровень осознанного и творческого применения знаний, позволяет детям адаптироваться в социальной среде, способствует развить свои способности и использовать их в общении с соучениками и учителем, как в школе, так и в дальнейшей жизни за рамками школьного образования.

Таблица 4. Уровень воспитанности школьников в 2004-05 учебном году

Качество личности

8 а

8 б

8 г

9 а

9 б

9 в

9 г

10 а

10 б

10 в

11 а

11 б

11 в

11 г

Эрудиция

3,9

3,8

3,7

3,9

3,6

4,1

4,2

4,3

3,6

4,2

4,0

4,3

4,0

3,4

Прилежание, отношение к учебе

3,7

3,5

3,7

3,9

3,4

4,0

4,1

4,5

3,8

4,0

4,0

4,5

4,0

3,5

Трудолюбие, отношение к труду

4,2

4,0

4,5

4,3

3,8

4,9

4,0

4,6

4,1

4,6

3,7

4,3

4,2

3,7

Я и природа

4,7

4,5

4,7

4,4

3,7

5,0

4,3

4,6

4,3

5,0

4,5

4,3

4,5

4,5

Общество

4,5

3,8

4,6

4,3

4,0

4,7

4,2

4,2

4,0

4,9

4,0

4,5

4,5

3,7

Эстетический вкус

4,3

4,8

4,6

4,0

3,5

4,9

4,1

4,2

4,4

5,0

4,0

5,0

4,4

4,0

«Я» - отношение к самому себе

4,1

4,6

3,9

4,5

3,0

4,5

4,2

4,1

4,0

4,6

4,0

4,4

4,3

3,5

Таблица 5. Уровень воспитанности школьников в 2005-2006 учебном году

Качество личности

8 а

8 б

9 а

9 б

9 в

10 а

10 б

10 в

11 а

11 б

11 в

Эрудиция

4,8

3,3

5,0

3,7

4,0

4,0

4,2

4,2

4,4

3,9

3,8

Прилежание, отношение к учебе

4,7

3,0

4,9

3,5

4,0

3,8

3,9

4,2

4,6

4,6

4,2

Трудолюбие, отношение к труду

4,6

3,6

4,8

4,2

4,5

4,3

4,3

4,4

4,6

4,3

4,5

Я и общество

4,6

3,0

4,7

3,7

4,8

4,5

3,8

4,5

4,7

4,7

4,3

Отношение к себе

4,7

3,8

5,0

4,0

4,2

4,3

4,5

4,2

4,5

4,5

4,6

Я и природа

4,8

4,1

4,9

5,0

4,9

4,7

4,5

4,6

4,8

4,0

4,8

Эстетический вкус

4,8

4,1

4,9

3,7

4,8

4,5

4,4

4,5

4,7

4,0

4,2

На базе школы проводилась диагностика учащихся старших классов с целью определения готовности учащихся к выбору профессии. Ученикам предлагалось заполнить анкету: выразить свое согласие или несогласие с перечисленными утверждениями. Были получены следующие результаты (Таблица 6).

Таблица 6. Общая выраженность готовности к выбору профессии учащихся 9-11 классов.

Класс

Всего учащихся, участвующих в опросе

Неготовность

Низкая готовность (в %)

Средняя готовность (в %)

Высокая готовность (в %)

9 «А»

19

2 (11%)

52

31

6

9 «Б»

18

22

66

12

9 «В»

10

10

70

20

10 «А»

21

10

66

24

10 «Б»

14

2 (15%)

35

50

-

10 «В»

21

20

52

28

11 «А»

15

14

66

20

11 «Б»

25

16

64

20

11 «В»

14

35

57

8

Проведенное исследование показало, что большинство старшеклассников приобретают к моменту окончания школы знания и умения, необходимые для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана; у ребят достаточно развиты умения принимать решения и планировать свою будущую профессиональную жизнь. Используемые автором методики позволили выявить уровень развития основных параметров профессиональной зрелости: автономности, информированности о мире профессий, умения соотнести информацию со своими особенностями и т.д. Многие из выпускников Шинкаренко Л.Я. уже связали свою жизнь с профессиями, в основе которых лежат химические знания и умения, или планируют приобрести химические специальности.

  1. Библиографический список

  1. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения/ М.: «Сентябрь», 2004 г.
  2. Грудзинская Е.Ю., Кочнева Е.Г. Проектирование уроков химии. – «Химия: методика преподавания в школе», № 4, 2002 г.
  3. Гузеев В.В. Индивидуальное мастерство учителя. Проектирование уроков. – «Химия в школе», № 6, 2002 г.
  4. Гузеев В.В. Организационные формы обучения и уроков. – «Химия в школе», № 4, 2002 г.
  5. Зайцев О.С. Методика обучения химии. – М.: Владос, 1999 г.
  1. Каплунович И.Я., Аверкин В.Н. Качество обучения: диагностика и оценка. – «Химия в школе», № 8, 2004 г.
  2. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции (На примере дисциплин естественнонаучного цикла): Уч. пос. – СПб.: Образование, 1998 г.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Учитель, 2005 г.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Учитель, 2005 г.
  5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии – 2004 г. - №5-с.3-12.
  6. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  7. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987 г.
  8. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2003 г.
  9. Рогожин О.В. Развитие интеллектуальных умений школьников. – «Химия: методика  преподавания в школе», № 5, 2004 г.
  10. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. – Москва, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 г.

  1. Список приложений

  1. Фрагмент конспекта урока на тему «Важнейшие химические производства. Общие технологические принципы химических производств»
  2. Компьютерная презентация «Что нужно знать о продуктах»
  3. Ученический  проект «Уникальные камни – уникальные свойства»
  4. Тестовые задания по теме «Алканы»
  5. Лабораторный практикум к уроку «Классификация углеводов. Глюкоза»
  6. Химические тренажеры
  7. Опорный конспект темы «Классификация углеводов. Глюкоза»
  8. Технологическая карта к уроку на тему «Классификация углеводов. Глюкоза»
  9. Задания для школьников с дифференцированным содержанием
  10. Диаграммы результативности опыта
  11. Анкета, выявляющая уровень воспитанности учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникационной компетенции учащихся через дифференцированный подход в обучении химии

Данная статья отражает мою методическую систему преподавания химии с использованием системно-деятельностного подхода в обучении...

"Развитие творческих способностей учащихся при дифференцированном подходе на уроках технологии"

В ежегодном Послании к Федеральному собранию президент РФД.А. Медведев отметил, что дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется ...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии      Автор опыта: Учитель химии МОУ « Северной средней общеобраз...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии

Основой своей педагогической концепции считаю, что решение задач развития мотивации изучения предмета возможно при использовании всех методов и приемов дифференцированного подхода в обучении через раз...

Развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся через видео и коммуникативные игры на уроках английского языка

В наше время произошло значительное расширение и качественное изменение международных связей нашего государства, итернационализация всех сфер общественной жизни, что способствовало превращению иностра...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на о...