Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии
учебно-методическое пособие (химия) по теме

Основой своей педагогической концепции считаю, что решение задач развития мотивации изучения предмета возможно при использовании всех методов и приемов дифференцированного подхода в обучении через развитие коммуникативной компетенции учащихся, чтобы учебный труд школьника был осмыслен им самим и, безусловно принят им как ценность Знания, Образованности и Культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие коммуникативной компетенции учащихся через

дифференцированный подход на уроках химии

I. Актуальность опыта.

1.1 Ветер перемен последних десятилетий принес долгожданную возможность реализовать творческий потенциал российской школы, а в школе дал возможность по-новому раскрыться ученику, учителю и даже ученому.

Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и остальным людям. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Почему возникла необходимость пересмотреть свои методы работы в школе, и что побудило   обратиться к изучению и осмыслению новых технологий и подходов к образовательному процессу?

В середине 90-х годов Советом Европы был принят список компетентностей, которыми должны владеть все выпускники образовательных учреждений. Были отобраны 30 общих компетенций из трех категорий: инструментальные, межличностные и системные.

Главной задачей педагогов в школе становится организация социальной адаптации детей. В последние годы как никогда остро встала проблема достучаться до каждого ребенка, создать такие условия его пребывания в школе, чтобы он не потерял желание учиться, безболезненно влился в школьный коллектив, получил реальную возможность развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности.

С 2000 года в нашей стране заговорили об изменении целей школьного обучения, в конечном счете, о приближении российской школы к общеевропейским и мировым стандартам. Учительство услышало новый термин: компетентность, смысл которого способность и готовность овладевать теми или иными способами деятельности и применять их на практике.

 Компетентностный подход был провозглашен приоритетным направлением в развитии образования наряду с внедрением информационных и коммуникативных технологий в образовательный процесс.

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на получение учениками знания как цель образования. На сегодняшний день результат нашего образования – овладение компетентностями.

Компетенция – это не просто набор знаний и умений, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях. Компетенция – это способность

установить и реализовать связь между знаниями, умениями и конкретной ситуацией. Главное в компетенции не знать и уметь, а мобилизовать приобретенные знания и умения в нужный момент.

Считается, что элементы компетентностного подхода можно и нужно вводить в практику преподавания точных наук. Вот некоторые компетенции, реализуемые в работе с детьми в школе (компетенции выражаются через соответствующие умения):

  • умение извлекать пользу из опыта;
  • умение критически относиться к тому или иному вопросу

     или способу его решения;

  • умение занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое

собственное мнение;

  • умение оценивать социальные привычки, связанные со

здоровьем, потреблением, отношением к окружающей

среде;

  • умение принимать решение и прогнозировать его

последствия, нести ответственность.

Компетентностный подход, по мнению О.Е.Лебедева, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. В первом случае цели образования моделируют результат, который можно описать, ответив на вопрос: что нового узнает ученик в школе? Во втором случае предполагается ответ на вопрос, чему научится ученик за годы обучения в школе.

Одной из важнейших характеристик в системе принципов внедрения нового качества образования является отбор теоретического содержания, тщательный выбор наиболее приемлемых технологий обучения или их элементов, а также дифференциация технологий обучения.

В настоящее время дифференциация обучения стремительно и прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации.

В  нашей школе на настоящий момент практика дифференциации представлена большим разнообразием проявлений. Важнейшим видом дифференциации при обучении во всех классах становиться уровневая дифференциация, понимаемая, как внутриклассная дифференциация, при которой ученики получают право и возможность самостоятельно выбирать уровень изучения предмета.

Цели уровневой дифференциации состоят в обеспечении достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего собой государственный стандарт образования, и одновременном создании условий для развития учащихся, проявляющих индивидуальные способности.

Работа по формированию ключевых компетенций у детей оказывает положительное влияние и на профессиональное совершенствование самого учителя:

*** чтобы успешно развивать коммуникативные способности детей, учителю необходимо постоянно совершенствовать свои знания по предмету и методике его преподавания;

*** применение элементов указанных в опыте технологий значительно влияет на повышение педагогического мастерства педагога, побуждает его к творчеству;

***используя в своей работе развивающие технологии, учитель может эффективнее осуществлять индивидуальный подход к ребенку, устанавливать деловые отношения, что непременно приведет к продуктивному взаимному сотрудничеству.

Возникшие практические трудности в усвоении школьниками учебного материала заставили на базе традиционных методов преподавания разработать собственную систему методов и приемов использования элементов современных педагогических технологий, ведущая цель которых помочь детям научиться самостоятельно добывать и использовать знания и умения.

Сформировалось явное противоречие между недостаточностью развития всей образовательной системы традиционного обучения, еѐ беспомощностью в формировании знаниево-умениевого фундамента компетенций и необходимостью развития коммуникативной компетентности школьников.

В своей работе для достижения поставленной цели я  постоянно ищу и пробую новые подходы для обеспечения перспективности собственных педагогических технологий, чтобы сохранить не только мотивационную сферу, но и результативность учебно-познавательной деятельности своих учащихся.

1.2. Педагогическая идея опыта.        

Основой своей педагогической концепции считаю, что решение задач развития мотивации изучения предмета возможно при использовании всех методов и приемов дифференцированного подхода в обучении через развитие коммуникативной компетенции учащихся, чтобы учебный труд школьника был осмыслен им самим и, безусловно принят им как ценность Знания, Образованности и Культуры.

Новизна опыта заключается в выборе и апробации технологий образовательного процесса, комбинации элементов известных методик при условии дифференцированного подхода в обучении на базе нашей школы, выработке методических приемов, обеспечивающих оптимальное развитие коммуникативной компетенции у детей.

1.3. Длительность работы над опытом.

Работа над опытом велась в течение двух лет поэтапно с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием процесса обучения и существующим уровнем обученности и воспитанности учащихся, их умением добывать самостоятельно знания и использовать их в своей повседневной жизни до момента выявления результативности.

1.4. Диапазон опыта.

Технологические идеи, разработанные в опыте, охватывают организацию учебно-воспитательной системы в средних  классах

Исходя из современных задач образования, возможностей школы и накопленного опыта, развитие коммуникативных компетентностей у детей может проводиться не только с учебно-воспитательной, но и познавательной или научной целями (кружковая работа, заседание  различных клубов, проведение конференций и химических вечеров, экскурсии на производство).

1.5. Теоретическая база опыта.

Научно-практическими основами опыта являются идеи В.В. Серикова о компетентностном подходе к разработке содержания образования, работы А.В. Хуторского об определении ключевых компетенций, труды А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой, О.Е. Лебедева, В.В.Гузеева.

Необходимым условием формирования компетенции (по О.Е.Лебедеву) является наличие личного опыта человека по решению проблем того или иного вида.

Современная дидактика так определяет компетентностный подход:

это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определѐнном этапе обучения.

Современное общество хотело бы видеть сформированными у современного выпускника следующие компетенции (по М. Стобарту):

1) политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов);

2) компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий);

3) коммуникативные компетенции (владение устным и письменным общением);

4) компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение новыми информационно-коммуникативными технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе);

5) когнитивные компетенции (готовность учиться всю жизнь как снова непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни).

Первые две из перечисленных групп компетенций могут быть объединены в группу гражданских компетенций.

Модельным методом обучения связан завтрашний день школы, поскольку этот метод предоставляет ученику наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска. Можно привести много примеров его успешного использования на уроках естественного цикла. По сути, все деловые игры, которые стали популярны с середины 90-х годов, – это реализация модельного метода обучения.

                                       II. Технология опыта

Основная цель данной работы – изучить проблему развития коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии.

В своем работе я  постаралась найти подтверждение главной гипотезе: «Если грамотно реализовать элементы компетентностного подхода в обучении, то усвоение школьниками знаний, умений и навыков будет проходить быстрее и эффективнее».

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда частных задач:

1) Определение места и роли коммуникативных компетенций в структуре процесса дифференцированного обучения, позволяющей сформировать ведущие компетенции учащихся,  своего места в работе над их развитием.

2) Отобрать методики, необходимые для реализации развития коммуникативной компетенции учащихся через систему дифференцированного обучения; накопить дидактический материал, способствующий решению данной проблемы.

3) Проверить на практике влияние отобранных методик по реализации развития коммуникативной компетенции учащихся через систему дифференцированного обучения на качество знаний учащихся.

Для реализации развития коммуникативной компетенции учащихся мною успешно применяются в процессе обучения элементы модельного метода обучения. Это занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-аукцион, урок-пресс-конференция.

Мной  была проведена большая исследовательская работа, и оказалось, что из образовательных технологий лучше всего отвечают поставленным задачам проблемно-поисковые, коммуникативно-диалоговые технологии, технологии исследовательской деятельности и моделирующего обучения (учебные игры). Особенного внимания заслуживает технология группового обучения и еѐ варианты: работа в группах переменного состава, КСО, метод проектов.

Ежегодно я  проводила  урок - ролевая игра на тему «Важнейшие химические производства. Общие технологические принципы химических производств» (Приложение № 1). Конспект данного урока был взят в журнале «Химия в школе», № 7 за 1999 год. Этот урок позволяет сформировать у учащихся понятия об основных научных принципах и закономерностях химического производства, применяемых в сталеплавильном процессе, и знакомит учащихся с историей развития черной металлургии в России.

Ситуация вводится учителем, ведущим пресс-конференцию, так: «Я, ваш научный консультант, предлагаю обсудить важнейшие технологические принципы химических производств на примере одного из  областей». Ответственные лица и ведущие специалисты производства устраивают пресс-конференцию, чтобы подготовить благоприятное общественное мнение. В ходе пресс-конференции звучат многочисленные вопросы, ответы на которые дают полную и ясную картину изучаемого материала.

Играя свои роли, ученики моделируют профессиональную деятельность, задавая самостоятельно начальные условия, возвращаясь к ним и уточняя. Это обучение с помощью модельного метода. Поскольку подготовить урок-пресс-конференцию, пользуясь только учебником химии, невозможно, то в план урока обязательно входит обсуждение результатов самостоятельной работы учеников с дополнительными источниками информации. По определению — это урок в форме семинара.

При подготовке уроков – ролевых игр, уроков-исследований, уроков- диалогов, игровых моментов на уроках, при создании проблемных ситуаций, и, конечно, при работе над ученическим исследовательским проектом   практикуется  использование элементов метода CASE STUDY.

Это современная методика, которая только-только начинает внедряться в наших школах.

Кейс-метод позволяет заинтересовать школьников в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний, учит правильно собирать и анализировать информацию. Считается, что «хороший кейс» не

имеет единственного правильного решения, поэтому ученики вынуждены

предлагать различные способы решения той или иной проблемы, подчас

совершенно необычные. Особенно удается кейс-методика при обсуждении экологических проблем, вопросов вторичного использования сырья, переработки отходов производства. Метод способствует развитию самых разных практических навыков, актуализирует уже имеющиеся знания, реализует дифференциацию в обучении, поощряет поиск и овладение новой научной информацией. Для решения проблемы учащиеся используют информацию, полученную из книг, журналов, газет, телепередач, ресурсов Интернета. Я учу ребят максимально выгодно представлять полученную информацию аудитории: в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм, презентаций. Отличительной особенностью кейс-методики является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни; так например, со своими учениками обсуждает проблему пищевых добавок, используемых современной промышленностью (презентация, Приложение 2).  

Развитие познавательных, творческих, индивидуальных навыков учащихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, стимулирование интереса ребят к определенным проблемам   осуществляется  через проектную деятельность. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата. Этот результат можно увидеть, применить в повседневной жизни, он должен обладать практической, теоретической и познавательной значимостью. Например, это может быть выпуск стенгазеты, посвященной здоровому образу жизни и отношению к нему учеников школы или отдельных классов. Считается, что при обучении химии следует использовать проектное обучение как дополнение к другим видам обучения. Технология проектного обучения предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. После определения темы проекта, его типа, количества участников, необходимо продумать возможные варианты проблем, которые предполагается исследовать при работе над данной темой. Проблемы выдвигаются учениками с подачи преподавателя, можно использовать коллективное обсуждение по наводящим вопросам, обсуждение подходящих

ситуаций и т.п. В процессе работы над проектом ребята обсуждают собранные данные на уроках, в индивидуальных консультациях, на занятиях кружка. Учащиеся должны собранную и переработанную информацию представить в виде удобном и доступном для представителей той же возрастной группы, к которой относятся и сами авторы проекта. Поэтому итоговая работа представляется в форме аудио и видеоматериалов, журнала, стенда, листовки. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Цель проекта – углубить знания по какой-либо теме школьной программы, дифференцировать процесс обучения, достичь интеграции знаний в разных областях. Роль учителя – независимый консультант, который помогает учащимся в поисках источников информации, сам может являться источником информации, поддерживает и поощряет учеников для самостоятельного поиска в нужном направлении.

Например, учащиеся хорошо справляются с работой над проектом по изучению кислотных дождей и их влияния на окружающую среду. Успешно используется   метод проектов для сообщения дополнительных сведений на уроке. Например, при изучении темы «Подгруппа углерода» школьники с большим интересом готовят сообщение с компьютерной презентацией на тему «Уникальные камни – уникальные свойства» (Приложение № 3).

Для достижения поставленных перед собой целей в своей педагогической работе   использую также методику КСО – коллективный способ обучения. Сущность коллективного способа обучения – это такая организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется в динамических (сменных) парах, когда каждый учит каждого. Перед учащимися ставится цель – научись сам и научи другого.

Урок с использованием данной методики включает тестовый контроль

усвоения знаний с разноуровневыми заданиями (Приложение № 4).Наилучшим образом метод КСО зарекомендовал себя при проведении практических работ (Приложение № 5), уроков-практикумов по решению задач, уроков обобщающего повторения. На данных уроках происходит интересное общение детей друг с другом, они больше успевают усвоить, лучше запоминается материал, укрепляются дружеские взаимоотношения в классе, есть возможность заработать хорошую оценку. В ученических диалогах вырабатываются навыки делового и социального

общения, повышается эффективность усвоения материала.

Выбор методов и приемов обучения во многом зависит от уровня познавательной активности и самостоятельности школьников. Активно в своей работе    использую различные химические тренажеры (Приложение № 6), которые позволяют контролировать не только степень интереса к предмету, но и фиксировать результативность обучения,  поддерживая высоту уровня знаний, умений и навыков по химии на должном уровне. Сделать учение более доступным, значимым помогают использование опорных конспектов (Приложение № 7), технологических

карт (Приложение № 8), алгоритмов. Все это помогает сформировать у детей культуру учебного труда, научить их добывать знания самостоятельно не только в пору их ученичества, но и в будущей взрослой жизни.

Предлагая ученику разноуровневые задания (Приложение № 9),  мной используется методика свободного выбора заданий, как учитель я предоставляю ребенку широкий простор для творческой активности. Для проведения такой целенаправленной работы необходимо применять систему заданий нарастающей трудности. Использование упражнений, способствующих осмыслению текста учебника, обобщающие задания, продуманная эвристическая беседа – все это приемы, позволяющие добиваться успехов в формировании коммуникативной компетенции учащихся.

Максимально эксплуатируя учебно-материальную базу школьного кабинета, который считается одним из лучших в области, сохраняющим современность и создающим комфортные условия для работы целенаправленно добивается убедительности преподавания. Я считаю, что демонстрационный и лабораторный эксперимент, видеодемонстрация, компьютерные презентации, таблицы, макеты производств результативно учат детей мыслить научно, повышают интерес к изучению окружающего мира. Поэтому   большое внимание уделяю практической направленности курса химии. Стремлюсь, чтобы ребята научились не только выполнять эксперимент по подробной инструкции, но и самостоятельно планировать свою деятельность с использованием схем-рисунков и дифференцированных заданий с элементами проблемной значимости.                                 

 III. Результативность опыта

Внедрение в практику преподавания химии описанных выше методик и

разработанных  методических приемов оказывает позитивное влияние на формирование ключевых компетентностей школьников.

Компетентность в рамках темы опыта, прежде всего, обозначает уровень образованности, оценить степень сформированности которого можно по нескольким критериям. Одним из критериев оценки сфомированности коммуникативных компетенций  я  избрала качество знаний учащихся и проанализировала степень сформированности знаний в период с 2010по 2012 год. Уровень успеваемости за истекший период был стабилен и составлял 100%. Сравнительный анализ качества знаний учащихся по химии за два года показал, что достигнуты устойчивые положительные результаты (см. таблицу 1 , рис. 1 и 2 (Приложение № 10)).

Таблица 1. Степень сформированности качества знаний учащихся по химии в

исследуемом классе за два учебных года.

год

Класс

Кол.детей

Успевают на «5»

Успевают на «4»

Успевают на «3»

Успевают на «2»

Кол. успевающих на «5», «4»

%

Кол.

Успеваемость %

2010-2011

8а          

26

8

13

5

0

21

80

26

100%

2011-2012

26

6

14

6

0

20

76

26

100%

О росте качества знаний учеников красноречиво говорят и результаты

контрольных работ, проводимых в 2010-2011 учебном году в исследуемом

классе (таблица 3).

Таблица 3. Результаты контрольных работ в исследуемом классе за

2010-2011 учебный год.

Всего

учащихся

в классе

Выполняло

работу

Выполнили на

«5»»

Выполнили на

 «4»

Выполнили на

 «3»

Выполнили на

 «2

КЗ в %

Контрольная работа на тему «Строение атома»

Октябрь

26

26

4

11

11

0

57

Контрольная работа на тему «Металлы и неметаллы»

Февраль

26

23

5

15

6

0

86

Контрольная работа на тему «Вещества и их свойства»

Апрель

26

24

6

17

3

0

88

 Из сведений, приведенных в таблице, хорошо видно, что качество знаний растет в течение учебного года и удерживается на оптимальном уровне. Применяемые   методы и приемы позволяют удерживать на высоком уровне познавательную активность учащихся, о чем свидетельствуют хорошие результаты даже при изучении сложных тем курса.  Включая в  план урока расчетные задачи, творческие и познавательные задания, работу по алгоритму, по опорному конспекту, использование тренажеров. Это позволяет  моим ученикам быстро выстроить логику изложения материала при устном ответе на уроке или на контрольной работе. Из таблицы 3 и рис. 3 (Приложение № 10) хорошо видно, что большая часть класса успешно справляется с заданиями, связанными с характеристикой химического элемента, описанием свойств химического элемента и его соединений, исходя из положения данного элемента в таблице Д.И. Менделеева и т.д.

Для оценки результативности внедрения опыта применялось изучение уровня воспитанности школьников по определенным критериям, а именно: эрудиции, прилежанию, отношению к себе и обществу (Приложение № 11).

Проведение анкетирования показало, что у школьников в период с 2010 по 2012 год заметно выросли показатели эрудиции, прилежания, самооценки.

Как видно из таблиц 4 и 5, а также из рис. 4 (Приложение № 10), результаты проведенного исследования говорят об уверенном росте начитанности ребят, их познаний в химии, умения организовать свое время, регулярности и систематичности занятий. Таким образом, применение методов развития коммуникативных компетенций поднимает учащихся на уровень осознанного и творческого применения знаний, позволяет детям адаптироваться в социальной среде, способствует развить свои способности и использовать их в общении с соучениками и учителем, как в школе, так и в дальнейшей жизни за рамками школьного образования.

Таблица 4. Уровень воспитанности школьников в 2010-2011 учебном году

Качество

личности

Эрудиция

3,9

4,3

3,9

4,1

4,1

4,5

Прилежание,

отношение к

учебе

3,7

4,5

4,0

4,6

4

4, 5

Трудолюбие,

отношение к

труду

3,6

4,6

4,1

3,9

4,0

4,0,

Я и природа

4,7

4,6

4,5

4,5

4,5

3,6

Общество

4,1

4,2

3,8

3,0

4,2

3

Эстетический

вкус

4,3

4,1

4,2

4,2

4,1

3,5

«Я» -

отношение к

самому себе

4,1

4,2

4,3

4,6

4,0

4,9

Таблица 5. Уровень воспитанности школьников в 2011-2012 учебном году

Качество

личности

Эрудиция

3,9

4,6

4,3

Прилежание,

отношение к

учебе

3,7

4,5

4,5

Трудолюбие,

отношение к

труду

3,6

4,3

4,6

Я и природа

4,7

4,5

4,6

Общество

4,1

4,0

4,2

Эстетический

вкус

4,3

4,2

4,1

«Я» -

отношение к

самому себе

4,1

4,3

4,2

Критерием результативности своей педагогической деятельности   выделяю уровень коммуникативной компетенции школьников. Для оценки его результативности применялись стандартизованные психологические методики (тест Коммуникативная компетентность, методики М.Шнайдера, Л.И.Уманского, И.А.Френкеля и опросник Кеттелла PF-16).

При определении уровня коммуникативной компетенции у учащихся были обнаружены следующие типы коммуникативных реакций: зависимая, пассивная; компетентная, «на равных», уверенная; агрессивная, оказывающая давление. Сравнительный анализ за два года коммуникативной компетентности школьников показывает, что в исследуемом классе произошли изменения в уровне коммуникативной компетенции: в начале эксперимента она составляла 44%, а в процессе работы в классе по методике дифференцированного обучения еѐ уровень возрос до 83%.

Таблица 6. Динамика коммуникативной компетентности школьников

Типы

коммуниникаций

2010-2011

уч.год

2011-2012

уч. год

Зависимая

20%

8%

Компетентная

44%

83%

Агрессивная

26%

9%

Таблица 7. Уровень сформированности коммуникативных компетенций

учащихся

Типы

коммуникативных

компетенций

2010-2011

уч. год

2011-2012

уч. год

I уровень

34

26

II уровень

48

41

III уровень

17

30

IV уровень

0

3

Сравнительный анализ сформированности уровней коммуникативных компетенций показывает на значительный рост письменной, устной и продуктивной коммуникаций III уровня. Приятным результатом работы в данном классе стало формирование у некоторых учащихся компетенций IV уровня, что позволило «вырастить» одаренных  детей. (Таблица 7).

Таким образом, учебное взаимодействие, построенное на основе использования отобранных автором методик дифференцированного обучения, способствует для реализации развития коммуникативной компетенции учащихся, что обеспечивает положительные результаты сформированности качества знаний и стабильную успеваемость.

На базе школы проводилась диагностика учащихся старших классов с целью определения готовности учащихся к выбору профессии. Ученикам предлагалось заполнить анкету: выразить свое согласие или несогласие с перечисленными утверждениями. Были получены следующие результаты (Таблица 6).

Таблица 8. Общая выраженность готовности к выбору профессии учащихся 9 классов.

Класс

Всего

учащихся,

участвующих

в опросе

Неготовность

Низкая

готовность

(в %)

Средняя

готовность

(в %)

Высокая

готовность

(в %)

9 «а»  

24

2(11%)

52

31

6

9 «б»  

27

22

66

12

9 «в»  

26

2(15%)

10

70

20

9 «э»  

22

35

57

8

 

Проведенное исследование показало, что большинство старшеклассников приобретают к моменту окончания школы знания и умения, необходимые для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана; у ребят достаточно развиты умения принимать решения и планировать свою будущую профессиональную жизнь.

Используемые  методики позволили выявить уровень развития основных параметров профессиональной зрелости: автономности, информированности о мире профессий, умения соотнести информацию со своими особенностями и т.д. Многие из выпускников   уже связали свою жизнь с профессиями, в основе которых лежат химические знания и умения, или планируют приобрести химические специальности.

IV. Библиографический список

1. Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и

решения/ В.С.Безрукова. - М.: Сентябрь, 2004. – 128 с.

2. Грудзинская, Е.Ю., Кочнева, Е.Г. Проектирование уроков химии//

Химия: методика преподавания в школе. - 2002. - № 4. – с. 59-68

3. Гузеев, В.В. Индивидуальное мастерство учителя. Проектирование

уроков//Химия в школе. - 2002. - № 6. - с.14-19

4. Гузеев, В.В. Организационные формы обучения и уроков//Химия в

школе. - 2002. - № 4. - с. 22-28

5. Зайцев, О.С. Методика обучения химии/ О.С.Зайцев. – М.: Владос,

1999. – 384 с.

6. Каплунович, И.Я. Качество обучения: диагностика и оценка//Химия в

школе. - 2004. - № 8. - с. 2-7

7. Кузнецова, Н.Е. Проблемное обучение на основе межпредметной

интеграции (На примере дисциплин естественнонаучного цикла)/

Н.Е.Кузнецова, М.А.Шаталов. - СПб.: Образование, 1998. - 48с.

8. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть I: Научно-практическое

пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных

учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК/

С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов-н/Д.: Учитель, 2005. – 288 с.

9. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть II: Научно-практическое

пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных

учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК/

С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов-н/Д.: Учитель, 2005. – 288 с.

10. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные

технологии. – 2004. - №5. - с.3-12

16

11. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и

развитие профессиональной зрелости/ Т.Л.Павлова. – М.: ТЦ Сфера,

2005. – 128 с.

12. Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить/ В.Ф.Паламарчук. – М.:

Просвещение, 1987. – 208 с.

13. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога/Е.И.Рогов. –

М.: Владос, 2003. – 480 с.

14. Рогожин, О.В. Развитие интеллектуальных умений

школьников//Химия: методика преподавания в школе. - 2004. - № 5. -

с. 14-20

15. Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики/ А.Г.Шмелев. – М., Ростов-

н/Д.: Феникс, 1996. – 652 с.

V. Список приложений

1. Фрагмент конспекта урока на тему «Важнейшие химические

производства. Общие технологические принципы химических

производств»

2. Компьютерная презентация «Что нужно знать о продуктах»

3. Ученический проект «Уникальные камни – уникальные свойства»

4. Тестовые задания по теме «Алканы»

5. Лабораторный практикум к уроку «Классификация углеводов.

Глюкоза»

6. Химические тренажеры

7. Опорный конспект темы «Классификация углеводов. Глюкоза»

8. Технологическая карта к уроку на тему «Классификация углеводов.

Глюкоза»

9. Задания для школьников с дифференцированным содержанием

10. Диаграммы результативности опыта

11. Анкета, выявляющая уровень воспитанности учащихся

                                                                                                   Приложение № 1

Тема урока: Важнейшие химические производства. Общие технологические

принципы химических производств.

Пояснительная записка

Этот урок позволяет сформировать у учащихся понятия об основных научных принципах и закономерностях химического производства, применяемых в сталеплавильном процессе, и знакомит учащихся с историей развития черной металлургии.

 

С целью решения проблемы и глубокого и прочного усвоения программы, урок проводится в форме ролевой игры. Ролевая игра – это ещѐ и подготовка производственной или общественной деятельности. Она позволяет поставить себя на место руководителя, специалиста и оценить свои способности в будущей работе.

На основании полученных знаний учащиеся должны научно, логично и обоснованно сравнивать, анализировать свое умение и иметь социально грамотную экологическую позицию.

Цели урока:

Обучающие:

1) Сформировать у учащихся понятия об основных научных принципах и закономерностях химических производств, применяемых в сталеплавильном процессе, и развитии черной металлургии в России;

2) Дать представление о роли металлургии в современной жизни и истории еѐ становления;

3) Научить вести диалог, обосновывать проблему, владеть элементами и технологией ролевой игры.

Развивающие:

1) Развивать познавательный интерес и умение сравнивать, анализировать и обобщать факты межпредметного характера для построения мировоззренческих выводов и аргументировать своѐ мнение;

2) Продолжить развитие умений и навыков работать с дополнительной литературой и рабочими таблицами.

Воспитательная:

1) Опираясь на факты экологической обстановки сформировать бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала.

Средства обучения:

Таблицы «Железо и его соединения»

кинофильм «Производство стали»;

таблица «Схема получения чистого железа в виде брикетов из руды»;

раздаточный материал «Тесты для проверки знаний»,

коллекция «Чугун и сталь».

Место проведения урока:

школьный кабинет химии

Девиз урока:

«Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век,

когда еще можно делать открытия»

План урока

1.Организационный момент

2.Обобщение и закрепление изученного материала в виде деловой игры

Ход игры:

1. История развития черной металлургии на Земле.

2. Географические открытия основных месторождений магнетита.

3. История развития  и  технология производства стали:

 

3.Контроль и самоконтроль.

Тестирование

4. Домашнее задание.

5. Вывод.

Ход урока:

Вводное слово учителя:

Тема нашего урока: Важнейшие химические производства.

    Мы познакомимся с общими технологическими принципами

бездоменного производства стали.

Я предлагаю вести наш разговор в виде игры по плану, образец

которого лежит перед вами на рабочих местах.

Играть будем здесь – в этой специализированной лаборатории

одного из крупнейших металлургических заводов.

По условиям игры в ней собрались:

архивариус,

историк,

географ,

геолог,

технолог комбината,

директор завода по производству металлизированных брикетов,

главный специалист,

 

эколог,

металлург,

лаборант, химик,

экономист

и я, ваш научный консультант.

Прошу игроков занять свои места.

Цель урока совпадает с целью игры: научиться обоснованно,

научно и логично вести диалог по проблеме.

(Участники игры занимают свои места)

                                                                                                     Приложение 2.

                                                             Презентация : Что надо знать о продуктах?

                                                                                                      Приложение 3.

                                             Презентация: Уникальные камни, уникальные свойства.

                                                                                                      Приложение 5.

                  Лабораторный практикум к уроку «Классификация углеводов. Глюкоза»

                                                                              Опыт никогда не ошибается

                                                                                               Леонардо да Винчи

Цель: доказать наличие глюкозы в соках фруктов и овощей (винограда,

яблока, груши, вишни, огурцов)

1. Доказательство многоатомности глюкозы.

Внесите в пробирку немного испытуемого раствора, каплю раствора

соли меди и при взбалтывании несколько капель раствора гидроксида натрия

до образования синего раствора.

Что общего в свойствах глюкозы и глицерина?

2. Доказательство присутствия в молекуле глюкозы альдегидной

группы.

Полученный в опыте № 1 раствор нагрейте. Что наблюдаете? Может ли

такую реакцию дать раствор глицерина при нагревании? Составьте

уравнение реакции глюкозы с гидроксидом меди (II).

3. Восстановление оксида серебра глюкозой.

В чистую пробирку внесите 4 капли испытуемого раствора, 4 капли

аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте на слабом огне. Как только

заметите «зеркало», прекратите нагревание. Составьте уравнение химической

реакции.

20

Приложение 6.

Тренажер № 1.

Формулы бинарных соединений.

- Начни сначала, - важно ответил король, -

- и продолжай до тех пор, пока не дойдешь до конца.

- Льюис Кэррол. «Алиса в стране чудес.»

Вариант 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант 5 вариант

1. CH4 SiC P2O5 PCl3 ZnS

2. Ca3P2 AlBr3 CCl4 LiH AgCl

3. Li2O F2O Li3N HgCl KI

4. NaH Cl2O7 CaH2 NaF SiH4

5. HF MgI2 HgS Mg3P2 BaH2

6. PbS KH NaBr N2O5 Na3P

7. KBr CaF2 CS2 MgH2 NO2

8. Mg3N2 FeCl3 K3P Na2S CO

9. PCl5 Zn3N2 NO HgI2 CS2

10. Ag2O Ag2S Na2O Ca3N2 CuCl2

Тренажер № 2

Неорганические соединения – II

Химия связывает знакомое

с основными законами природы

П.Эткинс

Вариант 1 вариант 2 вариант 3 вариант

1 Ca(HCO3)2 H2S Pb(CH3COO)2

2 CuCl2 MgHPO4 NaOH

3 H2SO3 Ba(OH)2 KI

4 Na2SiO3 Al2(SO4)3 NaHCO3

5 Ba(NO3)2 P2O5 H3PO4

6 N2O5 Cr(OH)3 SO3

7 Fe(OH)3 KHSiO3 Ca(H2PO4)2

8 KOH HNO3 K2SiO3

9 NiSO4 NaF AgCl

10 NaHPO4 HgCl2 FeCl2

11 H2SO4 AgBr Zn(OH)2

Приложение 7.

Опорный конспект

темы «Классификация углеводов. Глюкоза»

«Ешь ты сладко каждый день»

А.С. Пушкин

21

Углеводы – органические полигидроксикарбонильные соединения.

Cn(H2O)n –К. Шмидт, 1844 г.

1. Классификация углеводов

2. Физические свойства углеводов

Глюкоза – бесцветное кристаллическое вещество, температура

плавления +146ºС, хорошо растворимое в воде, сладкое (74%

сладости).

Фруктоза – 170% сладости.

Сахароза – 100% сладости.

3. Получение углеводов

Фотосинтез: 6 СО2 + 6 Н2О + ЕСолнца→ С6Н12О6 + 6 О2 ↑;

Гидролиз крахмала или целлюлозы:

(С6Н10О5)n + n H2O → n C6H12O6;

Гидролиз сахарозы: С12Н22О11 + H2O → C6H12O6 +C6H12O6;

Сахароза Глюкоза Фруктоза

4. Химические свойства углеводов

1) По альдегидной группе:

Н2С(ОН)-(СНОН)4-СОН + Н2 → Н2С(ОН)-(СНОН)4-СН2 ОН;

Н2С(ОН)-(СНОН)4-СОН + HCN→Н2С(ОН)-(СНОН)4-СН(ОН)-CN

Циангидрин глюкозы

Н2С(ОН)-(СНОН)4-СОН + Ag2O (в NH3) → 2 Ag ↓ +

Углеводы

Моносахари-

ды (простые

углеводы)

Сложные

углеводы

Тетрозы

С4Н8О4

Пентозы

С5Н10О5

Гексозы

С6Н12О6

Олигосахар

иды

Полисаха-

риды

(полиозы)

Дисахариды

С12Н22О11

22

Н2С(ОН)-(СНОН)4-СОOН

2) По спиртовым группам:

Н2С(ОН)-(СНОН)4-СОН + Cu(OH)2 (встряхивание) →

Н2С(ОН)-(СНОН)2-СН-СН-СОН + 2 Н2О

│ │

О О

Cu (ярко-синий раствор)

Образование эфиров:

Н2С(ОН)-(СНОН)4-СОН + Н3С-СООН → Н2О +

Н2С(ОН)-СН(ОН)-СН(ОН)-СН(ОН)-СН-СОН

О-СО-СН3

3) Брожение:

Спиртовое: С6Н12О6 → 2 С2Н5ОН + 2 СО2 ↑;

Этиловый спирт

Молочнокислое: С6Н12О6 → 2 Н3С-СН(ОН)-СООН;

Молочная кислота

Маслянокислое: С6Н12О6 → 2 Н2 + 2 СО2 + Н3С(СН2)2СООН;

Масляная кислота

Лимоннокислое: С6Н12О6 + 3 О → 2 Н2О +

+ НООС-СН2-С(ОН)-СН2-СООН

СООН

Лимонная кислота

                                                                                                         Приложение 8.

                              Технологическая карта

к уроку на тему «Классификация углеводов. Глюкоза»

                                                                  Глядя на мир, нельзя не удивляться

                                                                                                    Козьма Прутков

План исследования

1. Сбор фактов по данной теме исследования

2. Выдвижение гипотезы

3. Подтверждение гипотезы экспериментом

4. Формулирование вывода по результатам исследования

Ход исследования

1. Углеводы – Cn(H2O)n

2. Вспомните из курса биологии, какие функции выполняют углеводы в

природе.

3. Сколько на свете сахаров? Проанализируйте, пользуясь опорным

конспектом и таблицей, классификацию углеводов

4. Предположите, какие функциональные группы можно встретить в

молекулах углеводов. Как можно доказать или опровергнуть их наличие? Проделайте эксперимент. Сделайте выводы.

5. Исходя из химического строения, какие физические и химические

свойства можно предположить у глюкозы?

А) План описания физических свойств:

  • Агрегатное состояние;
  • Цвет;
  • Вкус;
  • Запах;
  • Растворимость в воде;
  • Температура плавления
  • и кипения;
  • Электро- и
  • теплопроводность.

Б) План описания химических свойств:

*Свойства, обусловленные наличием альдегидной группы;

*Свойства, обусловленные наличием спиртовых групп (кислотность,

образование сложных эфиров);

*Специфические свойства (разные виды брожения).

*Ответьте на вопросы:

1. Какие вещества называются углеводами?

2. Все ли сахара сладкие?

3. Дайте определение моно-, ди- и полисахарам.

4. приставка де- (или дез-) обозначает «без». Объясните название

дезоксирибозы.

5. Напишите уравнение реакции фотосинтеза глюкозы. Где она

происходит? В каких условиях? Экзо- или эндотермическая эта

реакция? Какого цвета катализатор в этой реакции?

                                                                                                        Приложение 9.

                                             Технологическая карта

к уроку на тему «Классификация углеводов. Глюкоза»

                                                               Глядя на мир, нельзя не удивляться

                                                                                                    Козьма Прутков

План исследования

5. Сбор фактов по данной теме исследования

6. Выдвижение гипотезы

7. Подтверждение гипотезы экспериментом

8. Формулирование вывода по результатам исследования

Ход исследования

6. Углеводы – Cn(H2O)n

7. Вспомните из курса биологии, какие функции выполняют углеводы в

природе

8. Сколько на свете сахаров? Проанализируйте, пользуясь опорным

конспектом и таблицей, классификацию углеводов

9. Предположите, какие функциональные группы можно встретить в

молекулах углеводов. Как можно доказать или опровергнуть их

наличие? Проделайте эксперимент. Сделайте выводы.

10. Исходя из химического строения, какие физические и химические

свойства можно предположить у глюкозы?

А) План описания физических свойств:

  • Агрегатное состояние;
  • Цвет;
  • Вкус;
  • Запах;
  • Растворимость в воде;
  • Температура плавления
  • и кипения;
  • Электро- и
  • теплопроводность.

Б) План описания химических свойств:

*Свойства, обусловленные наличием альдегидной группы;

*Свойства, обусловленные наличием спиртовых групп (кислотность,

образование сложных эфиров);

*Специфические свойства (разные виды брожения).

*Ответьте на вопросы:

1. Какие вещества называются углеводами?

2. Все ли сахара сладкие?

3. Дайте определение моно-, ди- и полисахарам.

4. приставка де- (или дез-) обозначает «без». Объясните название

дезоксирибозы.

5. Напишите уравнение реакции фотосинтеза глюкозы. Где она

происходит? В каких условиях? Экзо- или эндотермическая эта

реакция? Какого цвета катализатор в этой реакции?

. 3. Изменение качества знаний учащихся в течение 2005-06

учебного года.

27

3,6

3,8

4

4,2

4,4

4,6

4,8

2004-

2005

учебный

год

Эрудиция

Прилежание

Трудолюбие

Я и общество

Отношение к

себе

Я и природа

Эстетический

вкус

                                                                                                     Приложение 11.

         Анкета, выявляющая уровень воспитанности учащихся

Ф.И. ________________________Класс____________________

Качество личности

Самооценка

Оценка

родителей

Оценка

товарищей

Оценка

классного

руководителя

Итог

1. Эрудиция

(начитанность,

глубокие познания в

какой-либо области):

*Прочность и глубина

знаний

*Культура речи

*Сообразительность

*Использование

дополнительных

источников

2.Прилежание

(отношение к

учебе):

*Старательность и

добросовестность

*Регулярность и

систематичность

занятий

*Самостоятельность

Внимательность

3.Трудолюбие

(отношение к труду):

*Организованность и

сообразительность

*Бережливость

*Привычка к

самообслуживанию

4.Я и общество

(отношение к

общественным нормам и

законам):

*Выполнение правил

для учащихся

*Милосердие

*Участие в жизни

класса и школы

1. Я (отношение к себе):

Умею организовать

свое время

*Забочусь о здоровье

*У меня нет вредных

привычек

2. Я и природа:

*Бережное отношение

к семье

*К растениям

*К животным

*Стремление сохранять

природу в

повседневной

жизнедеятельности и

труде

*Помощь природе

3. Эстетический вкус:

*Аккуратность

*Культурные

привычки в жизни

*Умение находить

прекрасное в жизни

*Посещение

культурных центров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникационной компетенции учащихся через дифференцированный подход в обучении химии

Данная статья отражает мою методическую систему преподавания химии с использованием системно-деятельностного подхода в обучении...

"Развитие творческих способностей учащихся при дифференцированном подходе на уроках технологии"

В ежегодном Послании к Федеральному собранию президент РФД.А. Медведев отметил, что дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется ...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии      Автор опыта: Учитель химии МОУ « Северной средней общеобраз...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии

Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии      Автор опыта: Учитель химии МОУ « Северной средней общеобраз...

Развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся через видео и коммуникативные игры на уроках английского языка

В наше время произошло значительное расширение и качественное изменение международных связей нашего государства, итернационализация всех сфер общественной жизни, что способствовало превращению иностра...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на о...