Разработка итегрированного урока химии и биологии по теме "Витамины" - 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Раскрытие влияния витаминов на здоровья человека  при условии  интегрированного подхода в изучении химии и биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_8_klass_vitaminy.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                   

                               

Урок разработан и проведен                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                               учителем химии

                                                                                                второй квалификационной категории

                                                                                                                   Гараевой О.Ф                                                                                          

                                                                                                     МБОУ «СОШ  № 3 г. Азнакаево» РТ

Тема урока: ВИТАМИНЫ.

Цель урока:

Раскрытие влияния витаминов на здоровья человека  при условии  интегрированного подхода в изучении химии и биологии.

Задачи урока:

дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с основными  их группами,                                                                                                                                    формировать умения: самостоятельно  работать с текстом, рисунками и Интернет ресурсами, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформить  результаты мыслительных операций в устной и письменной формы;   дать понятие об авитаминозах, гипервитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.

Тип урока: комбинированный

Метод проведения: объяснение, самостоятельная работа

Требования к ЗУН согласно учебной программе:

Ученик должен

• иметь представление о витаминах, роли их и  значении в обмене веществ,  содержании в пище;

• знать определения: «витамины», «авитаминоз», «гиповитаминоз», «обмен веществ»;

• уметь объяснить и иллюстрировать примерами основные витамины их роль

  содержание в  пище.

Междисциплинарные связи: медицина, биохимия.

Внутридисциплинарные связи: анатомия, общая химия.

Учебно-методическое обеспечение занятия:

• наглядные пособия: таблица «Витамины»;

• раздаточный материал;

• оборудование: ИКТ — интерактивная доска, ЦОР. Интернет ресурсы- презентации,

сайты: ru.wikipedia.org › wiki/, vitamini.ru, narmed.ru›Профилактика›pitanie/vitamins

 Химические реагенты: препараты 1 % раствор хлорида железа(III), вода, крахмальный клейстер (1 грамм крахмала на 1 стакан кипятка) , 5% раствор йода, стаканчики, пипетки, универсальный индикатор.

                                                                            Ход урока.

1. Организационный момент.

• приветствие;

• подготовка аудитории к работе;

• наличие учащихся.

2. Проверка знаний учащихся.

Метод: фронтальный опрос, индивидуально - дифференцированный (тесты из заданий ЕГЭ)

3. Мотивации учебной деятельности

Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности

для понимания общих закономерностей обмена веществ и роли витаминов в ней.

4. Изложение нового материала.

Тема: Витамины

                                                         План

1.Витамины – это…

2.Из истории о витаминах

3. Классификация витаминов

4.Роль витаминов в жизни человека

5.Сохранение витаминов в пище

5. Закрепление изученного материала.

Заполнение опорной таблицы «витамины»

Формулировка вывода о роли витаминов в обмене веществ.

Формулировка вывода о необратимости сохранения витаминов в пище.

6. Подведение итогов занятий.

1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

2. Оценить работу учеников во время занятий.

7. Сообщение домашнего задания.

      с.  166-167; вопросы 8,9,10. рабочая тетрадь № 46, 47 для учащихся  №  10, 16, 20

II. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала.

1. Какие две группы веществ входят в состав любой живой клетки?

(Неорганические и органические вещества.)

2. Какие неорганические вещества, входящие в состав живой клетки, вам известны?

(Вода и минеральные соли.)

3. Какие органические вещества входят в состав живой клетки?

(Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.)

4. Укажите роль воды и минеральных солей в клетке.

(Вода — универсальный растворитель: в виде водных растворов вещества поступают в клетку, выводятся из клетки, перемещаются внутри клетки. В водной среде или при участии воды протекает большая часть реакций в клетке. Минеральные соли играют важную роль в распределении воды между клетками и межклеточным веществом.)

5. В чем заключается значение пищи?

(Пища содержит питательные вещества, которые выполняют две функции: строительную и энергетическую)

6. Вспомните основные признаки живых организмов?

(Для живых организмов характерен обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость)

III. Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Создание проблемной ситуации – проблема: «Витамины – можем ли мы без них прожить»

Ежедневно человек принимает пищу. Отсутствие ее в течение нескольких недель приводит к смерти. Почему человек не может без нее существовать? Почему не всякая пища способствует сохранению здоровья? Что такое витамины, каково их значение? На эти вопросы, мы сегодня и должны  с вами и найти ответы.

   Проблемный вопрос: Витамины – так ли уж они нам нужны.

                                        Принципы здорового питания

Учащиеся разделяются на группы и каждая  получает свою задачу по изучению  темы.

3. Учащиеся самостоятельно работают с текстами, схемами и рисунками, данными в учебнике на с. 166—167. и дополнительным материалом на столах, а также Интернет-ресурсами:

сайтами -

4.Обсуждение изученного.

2. Учитель. Возвращаемся к выше поставленным вопросам

- Витамины – что это? Как возникло это понятие?

Учащийся представляет проект «Из истории о витаминах»:

Учитель: Какое определение мы можем дать понятию Витамины?

Ученик: Витамины – это различные органические вещества, входящие в состав ферментов или сами являющиеся ферментами, при недостатке которых нарушается обмен веществ. Большинство витаминов образуется в растениях, и только очень немногие имеют животное происхождение. Обычно человек получает витамины с пищей.

Учитель: На какие группы делятся витамины?

Ученик:  Витамины подразделяются на 2 группы: водорастворимые и жирорастворимые.

Учитель: Какие же важные витамины есть, для чего они нам нужны и в каких продуктах они содержатся?

Ученик: Наиболее важными являются: С, группы В (В1, В2, В12), А,D,Е – макро витамины.

3.Учитель: учащиеся разделяются на группы для изучения отдельных витаминов и обмена информацией

Учащиеся 1 группы: изучают витамин А – используют Интернет

Учащиеся 2 группы: изучают витамин В– используют Интернет

Учащиеся 3 группы: изучают витамин С– используют Интернет

Учащиеся 4 группы: изучают витамин D– используют Интернет

Учащиеся 5 группы: изучают другие витамины - используют дополнительную литературу

Учащиеся 6 группы: изучают витамины по учебнику.

В процессе изучения учебного материала учащиеся заполняют таблицу:

Название витамина

Продукты содержащие Bit

Проявление авитаминоза

Витамин

Суточная потребность (мг)

Симптомы, возникающие при гиповитаминозе

Симптомы, возникающие при гипервитаминозе

А

0,9

«Куриная слепота», нарушение ороговения кожи, нарушение роста

Изменения кожи, слизистых и костей, головные боли, малокровие

B1

1,4-1,6

Болезнь бери"бери, полиневрит, поражение центральной нервной системы, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность

Возможна аллергия

С

75

Цинга, нарушение соединительной ткани, кровотечение десен, подверженность инфекциям

Возможны повреждения поджелудочной железы и почек

D

2,5

Нарушения роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях и другие симптомы рахита

Вымывание кальция из костей, повышение содержания кальция в крови, нарушение деятельности центральной нервной системы и почек

Витамин А влияет на рост и развитие, повышает защитные свойства организма, улучшает зрение в сумерках (лечит "куриную слепоту"). Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи, на состояние волос и ногтей. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяется состав сальных желез. Содержится витамин А в печени трески, морского окуня, в сливочном масле, моркови, помидорах.

Витамины группы В содержатся в хлебе, фруктах и особенно в пивных дрожжах. Они влияют на работу мышечной и нервной системы. При недостатке витамина В1 человек быстро утомляется, становится нервным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического окисления, так как витамин В1 участвует в образовании окислительных ферментов. При недостатке этого витамина человек заболевает болезнью бери-бери. Она протекает с судорогами и параличами.

Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он входит в состав ферментов, участвующих в образовании антител, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов кожи. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной. Для восполнения витамина С в организме необходимо есть как можно больше свежих овощей, фруктов и квашеной капусты. Особенно много этого витамина в шиповнике, черной смородине. Отсутствие витамина С в пище вызывает цингу. Выпадают зубы, нарушаются кровеносные сосуды. Это тяжелая болезнь часто заканчивалась смертью.

Витамин D образуется в нашем теле под влиянием солнечных лучей. Отсутствие его у маленьких детей приводит к заболеванию рахитом. Больные рахитом медленнее развиваются, плохо спят. Скелет у них формируется неправильно, искривляются кости ног. Для предупреждения болезни надо больше бывать на свежем воздухе под лучами солнца, чаще есть морскую рыбу, пить рыбий жир.

4. Обсуждение и обмен информацией между группами.

В ходе обсуждения информации между группами учащихся после проделанной работы, при знакомстве с витамином С идет демонстрация  учителем химического опыта: «Обнаружение витамина С»

Учитель:  Рассмотрим витамин С (аскорбиновая кислота).

Почему вещество называется кислотой? (Оно кислое на вкус и в водном растворе диссоциирует на катион Н+, а поэтому и изменяет окраску индикатора).
Проведем опыт. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор.
(Индикатор окрасился в красный цвет.) делаем вывод среда кислая 

  Теперь практически докажем, что действительно аскорбиновая кислота содержит витамин С.

(аскорбиновая кислота + вода + крахмал + настойка 5% йода)  

 5. Сохранность витаминов в пище 

Учитель

В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве.
Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.
Наименее устойчивы витамины А, В
1, В2. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В вареной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение его происходит и при её сушке.
Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60%, и продукты растительного происхождения – около 1/5 витамина группы В.
Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой. Лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой кастрюле.
Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С, поэтому для варки овощей лучше пользоваться эмалированной посудой. Овощные блюда нужно есть сразу же после их приготовления.

                                                                                                                     

6.Обобщение

Учитель: Какие выводы мы можем сделать:

Витамины – это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. Люди потребляют их в незначительном количестве, но без витаминов невозможна нормальная работа органов нашего тела. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. Недостаток даже одного витамина нарушает работу нашего организма, приводит к тяжелым болезням

Учитель:   Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?

Ученик:  Потому что питательные вещества и витамины выполняют в организме разные функции: питательные вещества являются строительным материалом и источником энергии, а витамины входят в состав биологических катализаторов — ферментов, или сами являются ферментами, которые ускоряют химические процессы в организме.

Учитель: А любая ли современная пища полезна?

Ученик: Нет. Так как в современном мире в связи с ростом   экологических проблемам, все чаще ставится вопрос о загрязнении пищи.

Учитель: Чтобы сохранить здоровье необходимо употреблять здоровую пищу и правильно питаться, таким образом, мы должны сформулировать принципы здорового питания.

V. Закрепление:

  1. Ответы на вопросы /фронтальный опрос/

1. Витамины — органические вещества, необходимые для образования ферментов. Почему же без них нарушается обмен веществ в организме и почему при недостатке витаминов происходят различные нарушения?

2. Почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом?

3. В каких продуктах содержатся витамины А, В, С и О?

4. Появление каких признаков свидетельствует о недостатке витаминов А, В1, Си О?

5. Верно ли утверждение, что витамины есть только в растениях? Обоснуйте ответ.

6. Витамин С предохраняет ферменты от окисления, но сам легко окисляется кислородом воздуха, особенно в присутствии металлов. Объясните, почему витамин С лучше сохраняется в продуктах, предназначенных для варки, если их опускают сразу в кипящую воду

  1. Тестирование: индивидуальное тестирование по теме, в сочетании с самоконтролем.

VI. Подведение итогов: Витамины – это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. Люди потребляют их в незначительном количестве, но без витаминов невозможна нормальная работа органов нашего тела. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. Недостаток даже одного витамина нарушает работу нашего организма, приводит к тяжелым болезням. Чтобы сохранить здоровье необходимо употреблять здоровую пищу и правильно питаться, таким образом, мы должны сформулировать принципы здорового питания.

VII. Д/З. стр. 166-167.      Работа по рабочим тетрадям стр. 46 -47

                                       Дополнительный материал по теме: «Рациональное питание»,

                                       « Диеты – мода или необходимость», «Диеты и подросток»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии в 8 классе «Пища настоящего и будущего»

В разработке представлен материал о продуктах питания, их влиянии на здоровье человека....

Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме  «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...

Методическая разработка рабочей программы по биологии в 7 классе в условиях гимназического образования.

В работе показана примерная рабочая программа, поурочное планирование по биологии в условиях гимназического образования....

Методические разработки рабочих программ по биологии 6-9 классов

В 6-9 классах учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отнош...

Методическая разработка открытого интегрированного урока биология-физикав 8 классе "Мышцы:строение и работа".

8 КЛАСС, ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (БИОЛОГИЯ-ФИЗИКА) РАЗДЕЛ 4: «ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ»                   ТЕМА УРОКА №23:...