Урок химии в 9 классе с применением технологии развитие критического мышления
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Каплунова Алла Викторовна

Конспект урока химии в 9 классе по теме: "Жесткость воды и способы её устранения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок химии в 9 классе24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Жесткость воды и способы ее устранения» - 9 кл.
(с применением технологии развития критического мышления)

Цель: Дать понятие жесткости воды, ее видов, способов устранения.

Задачи: 1. Развитие умений составлять химические уравнения, объяснять сущность                       химических реакций с позиций электронно-ионных изменений, умений обобщать, делать выводы, получать знания с использованием различных источников информации.
            2.Воспитание интереса к химии, формирование экологических знаний.
            3. Реализация межпредметных связей с географией и биологией.
            4. Развитие личностных качеств учащихся.
Оборудование: таблица с результатами химического эксперимента, тексты на столах учащихся, выставка синквейнов, стенд «Сегодня на уроке», таблички с изображением формул веществ

План урока


Этап урока 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент
( 1 мин.)


2.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Постановка целей и задач урока

 

 

4.Стадия вызова

 

 

 

 

 

5.Стадия реализации

 

 

 

 6.Стадия рефлексии

 

 

 

 

 

7. Первичная проверка

 

 

 

 

8. Подведение итогов урока

9. Д\З

Проверяет готовность к уроку.

 

Три ученика у доски:
1.Осуществить превращение:
Са→СаО→Са(ОН)
2→СаСl2
Объяснить сущность ОВР.
2.Составить молекулярное уравнение реакции по сокращенному ионному:
Ва
2+ + SО 42- =ВаSО4
+ + 2ОН- = 2Н 2О
3.Восстановить левую часть уравнения:
---------- = СаО+СО
2
---------- = 2NаСl + СО
2+ Н 2О

Фронтальная работа с классом:
Показывает карточки с формулами и названиями веществ (гашеная известь, поташ и др.). Установить соответствие, область применения.

 

 Познакомиться с понятием жесткость воды, ее видами, методами устранения с целью применения знаний в жизни.

 

Мозговой штурм:
-в течение 1-2 мин. Вспомните, что вам известно о жесткости воды,
обсудите информацию в парах.
Фронтальная беседа с составлением на доске кластера.
.

 



Дает задание
: проанализировать информацию о результатах исследовательского проекта группы учеников класса по изучению жесткости водопроводной воды (см. приложение 2), заполнить таблицу (см. приложение 1).

Фронтальная беседа по результатам работы, дополнение кластера.
Определение сущности избавления от жесткости.
Проблема: А надо ли избавляться от жесткости воды?
Задание: Прочитать текст «Роль жесткой воды» (см. приложение). Разбить информацию на блоки.

 

Беседа: 1. Объясните химические процессы, происходящие при образовании сталактитов и сталагмитов.
2. Можно ли использовать в пищу дистиллированную воду?
Предлагает составить синквейн
Анализирует работу учащихся.

 

Разъясняет д/з (см. приложение 3 )

Готовятся к уроку.

 

Работают у доски

 

 

 

Отвечают

 

 

 

 Записывают тему урока

 

 


Вспоминают, делают пометки в тетрадях, обсуждают в парах.

 

 

 

Слушают сообщение, анализируют информацию, заполняют таблицу.

 

 

Читают текст, отвечают на вопросы.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

Составляют синквейны

 

 

 

 

Приложение 1

Виды жесткой воды

 

Вид жесткости

 

Чем обусловлен

 

Способы устранения

 

Уравнения химических реакций

 

Приложение 2
Информация о результатах исследовательского проекта по определению жесткости воды.

Жесткость воды – это совокупность ее свойств, обусловленных содержанием в воде ионов Са2+ и Мg2+ в составе растворимых гидрокарбонатов, хлоридов, сульфатов. Жесткость делится на следующие виды:


Вид жесткости 

Чем обусловлен

1.Карбонатная или временная

2. Некарбонатная или постоянная

 3. Общая

Са (НСО3)2,  Мg(НСО3)2

СаСl2, МgCl2, CaSO4, MgSO4

Постоянная и временная вместе

Для определения жесткости воды использовался концентрированный мыльный раствор. В основе эксперимента лежит способность мыльного раствора образовывать устойчивую пену в воде разной жесткости с разной скоростью. Мыльный раствор добавляется к исследуемому образцу по каплям и встряхивается. В качестве эталона берется дистиллированная вода.

                                    Результаты определения жесткости воды

 

Образец воды

 

 

Число капель мыльного раствора

 

 

Изменения

 1. Вода дистиллированная

2. Вода водопроводная

3. Вода колодезная
(ул. Октябрьская)

4. Вода дождевая

 

3

 

12

 

14

 

5

 

Образовалась устойчивая пена

 

Образовалась устойчивая пена, появился хлопьевидный осадок

Образовалась пена, выпал хлопьевидный осадок

 

Образовалась устойчивая пена

 


Вывод:
 Дистиллированная вода не содержит солей. Вода дождевая почти не содержит солей Са2+ и Мg2+.
            Вода из колодца и водопроводная – жесткая.

Путем химического анализа определили вид жесткости.
Определение вида жесткости

 

Образец воды

 

Действие

 

Число капель мыльного раствора

 

Вид жесткости

1.Водопроводная вода
2.Колодезная

Кипячение

Кипячение

 8

7

Временная и постоянная

Временная и постоянная

 Вывод: Так как после кипячения уменьшился расход мыльного раствора, то исследуемая вода обладала карбонатной жесткостью, которая устраняется кипячением.

Са(НСО)2= СаСО3 + СО2+ Н 2О

Чтобы определить, какими солями обусловлена постоянная жесткость воды, для исследования прокипяченной воды использовали реактивы:
AgNO
3, BaCl2.
Определение анионов в жесткой воде

 

Образец воды

 

Реактив

 

Изменения

1.Водопроводная

 

2. Колодезная

AgNO3

 BaCl2

AgNO3

 BaCl2 

Помутнение

Изменений нет

Помутнение

Изменений нет


Вывод: Постоянная жесткость воды обусловлена наличием хлоридов Са
2+ и Mg2+.

СаСl2 + 2АgNO3 = Ca ( NO3)2+2 AgCl ↓
После добавления к жесткой воде кальцинированной соды, число капель мыльного раствора  уменьшилось до 4-5.
Результаты данного анализа могут быть использованы для определения качества воды:
питьевой, технической, минеральной.

Приложение 3
Влияние жесткой воды


При стирке белья жесткая вода не только ухудшает качество стираемых тканей, но и приводит к повышенным затратам мыла. В жесткой воде с трудом развариваются пищевые продукты, а сваренные в ней овощи теряют вкус. Также плохо заваривается чай.
Жесткая вода не пригодна для использования в паровых котлах: растворенные в ней соли при кипячении образуют на стенках котлах слой накипи, который плохо проводит тепло.
Это приводит к перерасходу топлива, к преждевременному износу котлов, а иногда, в результате  перегрева котла, и к аварии. Также образуется и накипь в чайниках, нагревателях стиральных машин, что выводит их из строя. Жесткая вода вредна для металлических конструкций, трубопроводов ,  кожухов охлаждаемых машин.
Употребление жесткой воды в пищу приводит к образованию камней в почках.
В природе жесткая вода способствует образованию пещер, сталактитов и сталагмитов.

Д\З:

1.Карбонат кальция в воде практически нерастворим. Однако известняки вымываются водой. Чем это можно объяснить? Составьте уравнения соответствующих реакций.

2.* Образец жесткой воды содержит 100 мг\л гидрокарбоната кальция и 30 мг\л сульфата кальция. Сколько граммов карбоната натрия потребуется для умягчения 1 м3 такой воды?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение рассказа В. М. Шукшина «Срезал» в 6 классе с применением «технологии развития критического мышления».

Этот метод хорошо использовать при работе с текстом, содержащим определённую проблему. Работа с использованием стратегии "Идеал" может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращ...

Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления

Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...

Конспект урока по немецкому языку с применением технологии развития критического мышления: «Berufswahl» (9 класс)

Цели урока:Образовательная: тренировать учащихся в употреблении лексики по теме в различных речевых ситуациях, связанных с выбором профессии.Развивающая: развивать умения систематизировать свои знания...

Изучение рассказа В. М. Шукшина «Срезал» в 6 классе с применением «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

Форма урока - урок-мастерская- позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и сейчас....

Применение технологии развития критического мышления на уроках химии

Главной идеей образования становится идея формирования ключевых компетенций, системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения проявляемые в конкретных ситуациях. Информационная функция об...

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...