рабочая программа элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"
элективный курс по химии (8 класс) по теме

Красинская Елена Валентиновна

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс "Занимательная химия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № __ от ____20__г.

Согласовано

зам. директора по УВР

_________Вантеева Е.А.

Утверждено

Директор школы

________Ю.А. Ребзон

____________/___________/

 __________ 2013 г.

_____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

Занимательная химия 

для 8 класса

Учитель первой квалификационной категории

Красинская Елена Валентиновна

Каменка, 2013

Пояснительная записка

Согласно требованиям, предъявляемым современным обществом к выпускнику школы, учащиеся должны не только владеть набором базовых знаний, но и уметь применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить. Поэтому весьма актуально уделять больше внимания организации практической, предметной деятельности учеников.

Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по технике работы в лаборатории. Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.

Базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических умений и навыков, для решения данной проблемы и был разработан элективный курс «Занимательная химия», в программу курса были включены простые в выполнении, но в то же время яркие, наглядные, интригующие, способные увлечь и зантересовать учащихся практической наукой химией опыты.

Основная форма деятельности – химический эксперимент. Непременным условием успешной работы на практических занятиях с учащимися 8 класса является постоянное руководство и контроль со стороны преподавателя. Программа курса составлена с использованием пособия «Урок окончен – занятия продолжаются» под редакцией Э.Г Злотникова.

Продолжительность курса составляет 34 часа. Для более успешной реализации поставленных целей занятия рекомендуется проводить еженедельно, в течение учебного года.

Содержание рабочей программы элективного курса «Занимательная химия» для 8 класса

Настоящая программа является авторской, она составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми владеют учащиеся к моменту окончания основной школы. Актуальность данного курса обусловлена тем, что в программах основной и полной средней школ не отводится дополнительное время на решение задач, в то же время умение решать задачи является универсальным и может быть использовано обучающимися не только на уроках химии, но и при решении задач по математике и физике.

Учебно-тематическое планирование элективного курса «Занимательная химия» для 8 класса

№ п/п


Тема






Количество часов на изучение темы

В том числе:

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

Уроки

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

1

Техника лабораторных работ

5

2

Учащиеся должны знать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная

масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

Учащиеся должны уметь: обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации. Безопасного обращения

с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

2

Вещества и их свойства в

3

3

3.

Вода. Растворы

9

9

4.

Индикаторы

2

2

5.

В мире химических реакций

15

15

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Занимательная химия» для 8 класса


урока

п/п


темы

№ урока

в теме

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Эксперимент, материально-техническое оснащение урока

1.

Техника лабораторных работ

1.

1.

Вводное занятие. ТБ при работе в химической лаборатории

1.09-7.09

сентябрь

«Сборник элективных курсов 9 класс» с.81

2.

2.

Ведение лабораторного хозяйства. Реактивы

08.09-14.09

сентябрь

«Сборник элективных курсов 9 класс» с.81

3.

3.

Стекло. Химическая посуда

15.09-21.09

сентябрь

«Сборник элективных курсов 9 класс» с.81

4.

4.

Разрезание, оплавление, изгибание, оттягивание трубок

22.09-28.09

сентябрь

«Юный химик» с.79

5.

5.

Почему нельзя резко охлаждать стекло. Как делают цветные стекла

29.09-5.10

октябрь

«Юный химик» с.81

2.

Вещества и их свойства

6.

1.

Физические свойства веществ. Агрегатное состояние вещества. Цвет. Запах. Растворимость в воде. Плотность.

06.10-12.10

октябрь

. «Химический эксперимент в школе» с.125

7.

2.

Температура плавления, кипения

13.10-19.10

октябрь

8.

3.

Пластичность. Эластичность. Твердость веществ  (упрощенная шкала твердости)

20.10-26.10

октябрь

«Справочник по химии» с.103

3.

Вода. Растворы

9.

1.

Растворимое вещество и растворитель. Растворы, их приготовление

27.10-02.11

ноябрь

«Сборник элективных курсов» с.81

10

2.

Пересыщенные растворы и их свойства

10.11-16.11

ноябрь

«Элективные курсы 9 класс» с.35

11.

3.

Методы выращивания кристаллов

17.11-23.11

ноябрь

«Элективные курсы 9 класс» с.35, «Химический кружок» с.97

12.

4.

Жидкости смешивающиеся и несмешивающиеся. Основы химической чистки

24.11-30.11

ноябрь

«Юный химик» с.85, 87

13.

5.

Есть ли примеси в водопроводной воде Как очистить водопроводную воду от примесей

Очистка воды от взвесей

01.12-07.12

декабрь

«Юный химик» с.43, 44

14.

6.

Перегонка воды

08.12-14.12

Декабрь

«Химический эксперимент в школе» с.61 «Справочник по химии» с.255

15.

7.

Фильтрование через песок

15.12-21.12

декабрь

«Сборник элективных курсов» с.90

16.

8.

Адсорбция/фильтрование на древесном угле

22.12-28.12

декабрь

«Сборник элективных курсов» с.90, «Юный химик» с.45

17.

9.

Очистка загрязненной поваренной соли (бузуна) от примесей

13.01-19.01

январь

«Школьный практикум» 8-9 классы с. 22

4.

Индикаторы

18.

1.

Кислый…цвет, или что такое индикаторы. Индикаторная бумага

20.01-26.01

январь

Юный химик» с.19, 23, 27

19.

2.

Чернила меняют цвет, или метилвиолет – индикатор, различающий сильные и слабые кислоты

27.01-02.02

февраль

«Юный химик» с.22

5.

В мире химических реакций

20.

1.

Модель пенного огнетушителя

03.02-09.02

Февраль

«Химический кружок» с.55

21.

2.

Силикат натрия – огнеупор

10.02-16.02

февраль

«Юный химик» с.83

22.

3.

Как образуются осадки

17.02-23.02

февраль

«Юный химик» с.56

23.

4.

Радуга

24.02-02.03

март

«Юный химик» с.56

24.

5.

Неорганический сад

03.03-09.03

март

«Юный химик» с.56, «Урок окончен – занятия продолжаются» с.55

25.

6.

Как сделать надпись на металле

10.03-16.03

март

«Юный химик» с.66

26.

7.

Какого цвета пары иода

04.04-10.04

апрель

«Юный химик» с.90

27.

8.

«Вулканчик»

11.04-17.04

Апрель

«Юный химик» с.92

28.

9.

Цветные пламена

18.04-24.04

апрель

«Юный химик» с.92

29.

10.

Перманганат калия отдает кислород

25.04-01.05

апрель

«Юный химик» с.93

30.

11.

Получение «молока»

02.05-08.05

май

«Урок окончен – занятия продолжаются» с.56

31.

12.

Превращение «молока» в «воду»

09.05-15.05

май

«Урок окончен – занятия продолжаются» с.56

32.

13.

Оригинальное яйцо

16.05-22.05

Май.

«Урок окончен – занятия продолжаются» с.56

33.

14.

Шипучие камешки

23.05-29.05

Май

34.

15.

Железный вулкан

23.05-29.05

Май

электив «Тайны химических превращений»

Учебно-методическое обеспечение

Учебники:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.

        Учебные пособия:

  • Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 8 класс. – М.: Дрофа, 2001.
  • Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. – М.: Блик и К, 2001.
  • Николаев Л.А. Современная химия. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980
  • Урок окончен – занятия продолжаются: под ред. Э.Г.Злотникова. – М.: Просвещение, 1992
  • Жилин Д.М. Юный химик. 130 опытов с веществами – М.: МГИУ, 2001
  • Зданчук Г.А. Химический кружок. – М.Просвещение, 1984
  • Зуева М.В., Гара Н.Н. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл. – М.: Дрофа, 1999
  • Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. В.Г.Денисова. – Волгоград: Учитель, 2006
  • Назарова Т.С., А.А.Грабецкий, В.Н. Лавров, Химический эксперимент в школе – М.: Просвещение, 1987

Материально-техническое обеспечение

Таблицы по химии:

Серия 1

НАЧАЛА ХИМИИ

1.1 Химические знаки и атомные массы важнейших элементов.

1.2 Распространенность химических элементов.

1.3 Формы существования химических элементов.

1.4 Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

1.5 Структурные изменения веществ.

1.6 Способы разделения смесей.

1.7 Химические знаки и формулы.

1.8 Составление формул по валентности.

1.9 Моль – единица количества вещества.

1.10 Физические величины выражения порций вещества.

1.11 Признаки и условия течения химических реакций.

1.12 Типы химических реакций.

1.13Воздух. Кислород. Горение.

1.14 Строение пламени.

1.15 Составление формул солей.

1.16 Генетическая связь классов неорганических веществ.

Серия 3

РАСТВОРЫ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ.

3.1 Дисперсные системы.

3.2 Свойства воды.

3.3 Кривые растворимости веществ.

3.4 Способы выражения концентрации растворов.

3.5 Электролиты.

3.6 Гидратация ионов.

3.7 Растворение веществ с ионной связью.

3.8 Растворение веществ с коваленной полдярной связью.

3.9 Кислотно-основные реакции.

3.10 Реакции ионного обмена.

3.11 Гидролиз водных растворов солей.

3.12 Иониты.

Cерия 5

НЕМЕТАЛЛЫ.

5.1 Галогены.

5.2 Химия галогенов.

5.3 Сера. Аллотропия.

5.4 Химия серы.

5.5 Химия азота.

5.6 Оксиды азота.

5.7 Азотная кислота – окислитель.

5.8 Фосфор. Аллотропия.

5.9 Классификация минеральных удобрений.

5.10 Распознавание минеральных удобрений.

5.11 Углерод. Аллотропия.

5.12 Адсорбиция.

5.13 Оксид кремния.

5.14 Силикаты.

5.15 Применение кремния и его соединения.

5.16 Инертные газы.

Серия 6.

МЕТАЛЛЫ.

6.1 Щелочные металлы.

6.2 Химия щелочных металлов.

6.3 Элементы IIА группы.

6.4 Жесткость воды.

6.5 Алюминий.

6.6 Применение алюминия.

6.7 Железо.

6.8 Виды коррозии.

6.9 Методы защиты от коррозии.

6.10 Общие свойства металлов.

I. Справочные таблицы (постоянная экспозиция кабинета химии).

  1. П.с.х.э. Менделеева.
  2. Растворимость кислот, оснований, солей в воде.
  3. Окраска индикаторов в различных средах.
  4. Электрохимический ряд напряжения металлов.

Практикум. Инструктивные таблицы.

Нагревательные приборы. Нагревание.

П 1 Спиртовка.

П 2 Газовая горелка.

П 3 Электронагреватели.

П 4 Нагревание.

П 5 Приемы обращения с лабораторным штативом.

П 6 Получение и собирание газов.

Правила обращения с различными веществами.

П 7 Обращение с твердыми веществами.

П 8 Обращение с жидкими веществами.

Основные химические операции.

П 9 Взвешивание.

П 10 Приготовление растворов.

П 11 Фильтрование.

П 12 Перегонка.

П 13 Титрование.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"

Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Химия и экологическая культура"

Рабочая программа элективного курса по химии для 10 класса "Химия и экологическая культура"...

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии" для учащихся 10-х классов

Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии" для учащихся 10-х классов. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихс...

Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...