Технология обучения экспериментальной деятельности на уроках химии.
учебно-методический материал (химия) по теме

Кулагина Елена Константиновна

 Химия - наука экспериментальная и химический эксперимент в обучении позволяет ближе ознакомить учащихся не только с самими явлениями, но и с методами химической науки. Главной задачей учителя является оптимальный выбор  методов обучения так, чтобы они наилучшим образом обеспечивали образование, воспитание и развитие учащихся. Наиболее важным путем освоения учащимися новых знаний, умений, навыков я считаю самостоятельную  работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                 

Технология обучения  экспериментальной  деятельности

 на  уроках  химии.

        

В настоящее время перед современной школой ставится проблема повышения уровня самостоятельности учебного труда школьников в процессе обучения, вооружение их умениями самостоятельно приобретать новые знания из разных источников информаций. Острота проблемы, её значимость определяются основными требованиями  реформы школы, и состоянием данной проблемы в школьной практике.

 Химия - наука экспериментальная и химический эксперимент в обучении позволяет ближе ознакомить учащихся не только с самими явлениями, но и с методами химической науки. Главной задачей учителя является оптимальный выбор  методов обучения так, чтобы они наилучшим образом обеспечивали образование, воспитание и развитие учащихся. Наиболее важным путем освоения учащимися новых знаний, умений, навыков я считаю самостоятельную  работу. И используемые в настоящее время методы обучения  многообразны.  

В  учебном процессе применяют демонстративный метод, лабораторные опыты, практические занятия, тематические практикумы, иллюстративный эксперимент и учебный исследовательский эксперимент.

        Словесно-наглядные методы могут обеспечить первые два этапа, которые проходит познавательная деятельность учащихся. Важнейшим из словесно-наглядных методов обучения является использование демонстрационного химического эксперимента. Главным источником знаний является практическая деятельность обучающихся.

В практике своей работы я придаю существенное значение правильному выбору темы для самостоятельного изучения, так как считаю, что не всякий вопрос программы обучающиеся могут усвоить без предварительного объяснения.

Я хочу показать на примере, как я организую самостоятельную работу учащихся при изучении карбоновых кислот в 10 классе. В начале занятия я знакомлю учащихся с составом, строением, общими свойствами гомологического ряда кислот, их функциональной карбоксильной группой, генетической связью кислот с альдегидами, а затем провожу инструктаж, в ходе которого разъясняю цель и значение работы, сообщаю последовательность и методику изучения нового материала, проверяю наличие на каждом столе задания-инструкции по организации самостоятельного изучения темы.

Цель самостоятельной работы указана в инструкционной карточке.

                     

Карточка - рекомендации учащимся к самостоятельному изучению химических свойств карбоновых кислот

  1. Испытайте раствор уксусной кислоты индикатором и составьте уравнение электролитической диссоциации.
  2. Наличие каких химических свойств можно предположить у исследуемой кислоты по аналогии с неорганическими кислотами?    

Среди выданных веществ найдите те, с которыми кислота будет реагировать.

Даны: Магний, едкий натр, оксид меди, карбонат натрия.

На основании проведенных вами опытов какой вывод можно сделать о подвижности атома водорода в кислотах по сравнению со спиртами?

3. Прочтите на стр. 107-108 учебника с целью проверки выполненной работы и выводов.

Запишите молекулярные и ионные уравнения реакций.

4. Выполните упражнение № 16 на стр. 113  (авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман).                                                                                                                                     После краткой вводной беседы учащиеся знакомятся с инструкцией к самостоятельной работе и обдумывают задания. Затем выясняю, все ли поняли, что им нужно усвоить на уроке, и как они должны выполнять работу. Учащиеся приступают к изучению нового материала под непосредственным руководством учителя. Во время работы я отчетливо вижу группу учащихся, которые  самостоятельно овладевают новыми знаниями, другие нуждаются в незначительной помощи, а третьи требуют детальной помощи. Поэтому для учителя очень важно внимательно наблюдать за работой класса и заранее предусмотреть все возможные затруднения, тактично и своевременно оказать необходимую дифференцированную помощь тем учащимся, которые по каким-либо причинам не имеют необходимого запаса опорных знаний и умений.

Для того чтобы развить у учащихся чувство времени, в ходе урока предупреждаю их за сколько времени они должны выполнить работу.

Учебный процесс - управляемое педагогическое явление. На уроках химии управлению обучением и воспитанием способствуют многие факторы: четкое планирование и эффективное проведение урока, умелое сочетание и применение методов и приёмов работ, использование различных средств наглядности и, прежде всего химического эксперимента. Однако учителю в процессе урока  важно знать, как воспринимает понятия каждый ученик, как он реагирует на указания учителя, как мыслит. Для этого необходимо видеть обратную связь. Например:  в 8 классе изучая кислоты, соли, основания, я предлагаю составлять формулы веществ на настольном планшете из карточек и давать им названия. Проверяя  у  каждого составленную формулу, я имею возможность дать дополнительное пояснение, а также привлечь учащихся, которые сразу хорошо поняли задание и могут помочь разобраться другим. Более эффективные пути развития экспериментальных умений учащихся: дифференцированный подход, сочетание индивидуальной работы с работой группы учащихся с назначенными консультантами и их  участие в подготовке  и проведении практических занятий.

Одним из дополнительных путей формирования экспериментальных умений может служить более широкое применение ученического демонстрационного эксперимента, в частности при закреплении изучаемого материала, или при опросе. Например: чтобы доказать, что в состав воды и кислот входит водород, я предлагаю учащимся  8 класса две пробирки (воду и раствор кислоты) и прошу доказать это на опыте. Соблюдая правила осторожности, учащийся опускает в воду кусочек кальция и подносит горящую лучину. Смешанный с воздухом водород издаёт сильный звук, доказывающий выделение газа-водорода. Затем учащийся опускает  в раствор кислоты цинк…и тоже проверяет выделившийся газ горящей лучиной, результат тот же.

Изучая состав воздуха я предлагаю опыты:  горящие свечи накрыть стеклянными колбами различающихся объёмами. Из-за разной продолжительности горения свечи дети легко могут объяснить  наличие разного объема кислорода в сосудах, который расходуется на горение свечи. 

Особенно важно применять ученический демонстрационный эксперимент на начальном этапе изучения химии. Изучая химические соединения (простые и сложные вещества) в 8 классе я предлагаю детям приготовить смесь порошков железа и серы, затем прошу поднести к смеси магнит: железо притягивается к магниту. Прошу получить прежнюю смесь и нагреть её в пламени спиртовки. Наблюдая расплавление смеси, они ощущают резкий запах выделившегося газа; и образовавшуюся  массу, которую невозможно разделить магнитом  или водой. Учащиеся сами могут объяснить, что атомы железа и серы соединились и получилось новое другое вещество, которое обладает другими свойствами. Это сложное вещество - химическое соединение – сульфид железа.

          Изучая типы химических реакций в 7 классе,  учащиеся проводят опыты:                                  

 1опыт: Нагревают медную пластинку в пламени огня, затем стеклышком соскабливают черный налет-оксид меди. Вопрос: Что произошло с медью? Медь соединилась с кислородом воздуха. Тип реакции – соединения.    

 2 опыт: Нагревая зелёный порошок – малахит, они убеждаются в том, что вещество малахит  разлагается на три вещества: оксид меди, воду и углекислый газ,  от которого известковая вода стала мутной. Тип реакции – разложение.

3 опыт: В раствор сульфата меди опускают железный гвоздь. Гвоздь покрывается красным налетом. Вопрос: что произошло в этой реакции? Дети отвечают, что атомы железа вытеснили атомы меди.

В другую пробирку с раствором соляной кислоты опустили  гранулы цинка и получили газ -  водород. Этот тип реакций назвали реакциями замещения.

Тип реакции обмена наблюдают при взаимодействии раствора серной кислоты с оксидом меди и при этом убеждаются в том, что реакция будет проходить эффективнее и быстрее при нагревании. Наблюдая за результатами химических реакций учащиеся сами называют типы реакций, делают свои выводы, после чего мы приступаем к составлению уравнений проделанных реакций с дополнительным пояснением. После этого они без затруднений определяют типы всех реакций, уравнения которых записывают.

             Ученический эксперимент – это вид самостоятельной работы обучающихся. Его разделяют на лабораторные опыты и практические занятия. Они различаются по дидактической цели. Цель лабораторных опытов – приобретение новых знаний, изучение нового материала. Практические занятия обычно проводятся в конце изучения темы и служат для закрепления и совершенствования, конкретизации знаний, формирования практических умений, совершенствования уже имеющихся умений и навыков у учащихся.          

Выполнение ученического эксперимента с точки зрения процесса учения  должны проходить по следующим этапам:

  1. Осознание цели опыта.
  2. Изучение веществ.
  3. Сборка прибора или использование готового.
  4. Выполнение опыта.
  5. Анализ результатов и выводы.
  6. Объяснение полученных результатов и составление химических уравнений.
  7. Составление отчёта.

       

Ученик должен понимать, для чего он делает опыт и что он должен сделать,  чтобы  решить поставленную перед ним проблему.

Выполнение опыта требует владения приёмами и манипуляциями, умения наблюдать и замечать особенности хода процесса, отличать важные изменения.  На основании своих наблюдений, анализ которых он должен сделать самостоятельно, он делает вывод. Не следует недооценивать составленный отчёт. Он учит кратко и точно формулировать мысли, более чётко продумывать, учит писать, мыслить.

Отчёт должен быть написан в классе немедленно после выполнения опыта. Иначе психологический процесс формирования действий окажется незавершённым и прервётся. Организация лабораторных опытов может быть индивидуальной, групповой, коллективной. Успех лабораторного опыта на уроке зависит от его подготовки. Необходимо перед началом работы обратить особое внимание на требования техники безопасности.                                                

Значительно большее внимание уделяется умениям и навыкам на практических занятиях, которые делятся на два вида:  проводимые по инструкции и экспериментальные задачи. Инструкция – это та самая ориентировочная основа деятельности учащихся,  о которой говорилось ранее, с учётом сформированности практических умений. Подготовка к ней должна быть проведена на предыдущем уроке.

Практическая работа, посвящённая решению экспериментальных задач, носит характер экспериментальной контрольной работы и проводится несколько иначе, чем практическое занятие по инструкции. На практическом занятии экспериментальные задачи  целесообразно распределять по вариантам, чтобы добиться  большей самостоятельности и активности в процессе работы. И так группа словесно – наглядно – практических  методов обучения реализуется учителем через организацию самостоятельной работы.                                

                                           

       Система словесно – наглядно – практических методов обучения.

                                             

                                                               

                                                                                   

                                                                                       

     

Программированные  практикумы – это  специально  разработанная  инструкция  к  практической  работе, пользуясь  которой  обучаемый  не  только  может  выполнить  экспериментально опыт, но  и  получить указания по организации  наблюдения, по его осмыслению. В школьном учебнике также в описании практических работ имеются элементы программированного обучения.

Например:  учащимся предлагаю поместить в одну пробирку карбонат натрия, а в другую карбонат магния и прилить в обе пробирки соляной кислоты.

1.В чём сходство признаков реакций в обеих пробирках?

2.Что происходит с горящей лучиной и почему?

Учащиеся легко дают правильный ответ и составляют уравнения данных реакций.

Или…

В 9 классе, изучив соли угольной и кремниевой кислот, я предлагаю две соли - карбонат и силикат натрия и прошу их определить, используя только один реактив.

Учащиеся приливают раствор соляной кислоты к растворам этих солей и определяют их. Так как соли карбонаты, реагируя с кислотами, выделяют углекислый газ, а соли силикаты образуют не растворимую в воде кремниевую  кислоту.

Легко и с большим интересом учащиеся выполняют тестовые задания, построенных по принципу выбора ответа из серии предложенных веществ. Например:

  1. Какие из перечисленных ниже элементов располагаются в малых периодах?

а) Азот, б) калий, в) цинк, г) бор, д) ванадий.

2. Какой из перечисленных ниже элементов имеет высший оксид состава ЭлО?

а) Вольфрам. б) бериллий, в) иттрий, г) натрий, д) углерод.

Варианты тестов нужно использовать различные. Учащиеся получают программированные пособия и самостоятельно с ними работают, на что расходуется немного времени. Программированное обучение – это один из видов самостоятельной работы, которые учитель может использовать в сочетании с другими видами,  формами и методами работы в процессе обучения,    

так как оно имеет также свои положительные стороны.

Одной из важных сторон обучения химии является решение расчетных задач. Существенную роль играют задачи в организации поисковых ситуаций, в которых на основе задач, особенно качественных, легко организовать проблемное обучение.

Особенность любой химической задачи в том, что она всегда конкретна, но решается на основе полученных знаний законов, теорий, фактов.

Процесс решения задачи – это восхождение от абстрактного к конкретному.

В методологическом  аспекте – это переход от абстрактного мышления к практике, связь частного с общим. Задача – это не самоцель, а средство обучения, способствующее прочному усвоению знаний. Классифицируются задачи по типу решений: качественные, расчетные и экспериментальные.

Трудные задачи, требующие творческого подхода, следует давать для самостоятельного решения только сильным учащимся и в классе такую задачу объяснять не следует. Её можно использовать в виде индивидуального задания или на внеклассных занятиях. Решение задач учащимися – это вид самостоятельной работы, успешно выполняющий образовательную, воспитывающую и развивающую функции. Особенно важно, что решение задач формирует умение рационально мыслить, выполняет разные дидактические функции на уроках химии. Задачи можно использовать для закрепления или контроля знаний, умений, а также в случае обучения учащихся решению задач нового типа – как изучение нового материала. Выбирая задачу, учитель прежде всего имеет в виду дидактическую цель, которая должна быть достигнута.

При проведении семинара – практикума по теме «Углеводы» я в конце урока провожу практическую работу. Одной группе предлагаю проделать реакцию взаимодействия глюкозы с гидроксидом меди (II), написать уравнение соответствующей реакции и объяснить. (Описание лабораторного опыта № 9 на стр. 138, Учебник Х класса авторы Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман).

Второй  группе предлагаю проделать реакции взаимодействия крахмала с йодом и с раствором иодида калия. Составить уравнения реакций и объяснить результаты реакций. (Описание лабораторного опыта № 11 на стр.139, Учебник Х класса).

Третьей  группе предлагаю заполнить таблицу физических свойств глюкозы, сахарозы и крахмала (хим.формула, агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость, гигроскопичность, реактив для определения и молекулярная масса).

Затем  консультанты сообщают результаты своих работ. Следующая работа с тестами по теме «Углеводы» 3 варианта по десять вопросов. Учащиеся успешно и с большим интересом справляются с этими работами.

Используя  различные формы химического эксперимента на уроках химии,  можно достичь желаемого результата, так как продуманная организация, выбор доступных методик и актуальных объектов сделает учебную экспериментальную работу учащихся важным фактором воспитания у них самостоятельности, а также поднятия их творческой активности.



Предварительный просмотр:

Лучший способ  избавиться  от курения – никогда не начинать курить.

Очень важно с раннего возраста ребёнку прививать привычки здорового образа жизни, в частности  в отношении отказа от курения. Наша цель – убедить подростка  осознанно отказаться от курения  и стремиться достичь высокого уровня здоровья как своего личного, так и общества в целом.

В кабинете представлены

  • плакаты с рисунками о вреде курения;
  • приборы и реактивы для проведения опытов – изучения состава табачного дыма и вреда здоровью;

 Учащиеся подготовили выступления в роли врача, историка и экспериментаторов.

«Жизнь долга, если она полна…»

Учитель. Как вы считаете: что является главным показателем здоровья? Продолжительность жизни человека! Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия.

Но у организма человека огромные резервы, поэтому он может жить очень долго, а чтобы достичь долголетия нужно вести здоровый образ жизни.

Сохранению здоровья и продлению жизни способствуют физическая активность на свежем воздухе, умеренное питание, преобладание в рационе растительных кисломолочных продуктов, положительный  психологический настрой и творческий труд. Но очень плохо влияют на здоровье вредные привычки – это курение и алкоголь.

Ученица 1(экспериментатор): Курение самый распространённый в мире вид наркомании, охвативший все слои населения, потому что главное заблуждение курильщиков заключается в уверенности: «Захочу и брошу». Во всем мире значительное внимание уделяется  выявлению причин того, какие факторы способствуют курению. Наиболее влиятельными причинами начало курения считаются: наличие компании сверстников с лицами противоположного пола, курение родителей, брата или сестры, лучшего друга (подруги). Закурит подросток или не закурит, зависит от общения с представителями более  старшей возрастной группы – курящими или не курящими, одобрения или неодобрения курения как общепринятой и престижной привычкой. Среди причин важны личные факторы: протест, стремление казаться взрослым, выделиться. Для курильщика со стажем сиюминутное удовольствие перевешивает здравый смысл и силу воли. Тщательный анализ показывает, что реклама во многом влияет на решение подростка, курить или не курить; она подсказывает так же выбор определённой марки сигарет. В целом мире курение убивает более 3 млн. человек в год и если такая тенденция сохранится, то к  2020 г. это количество может достичь 10 млн. Недавние международные исследования показали, что курение укорачивает жизнь в среднем на 20 – 25 лет. На сегодняшний  день в России курят 67% мужчин, 40% женщин и около 50% подростков. 500000 человек ежегодно умирают от курения.

Ученица 2 (историк): Из истории…Курение табака имеет почти  500-летнюю историю. В1492 г. Матросы Колумба высадились на острове, названном ими Сан-Сальвадор, и увидели, что туземцы свёртывают трубочкой листья каких-то растений, поджигают их и втягивают в себя дым. Эту траву они называли «табаго», а трубочки – «сигаро». Индейцы курили табак исключительно в ритуальных целях. Конечно, вначале моряки удивились, но потом сами стали курить как туземцы.      

Табак быстро распространился в Европе  с» лёгкой  руки» португальского поста во Франции Жана Нико. В 1560 г. он подарил французской королеве Екатерине Медичи шкатулку с табаком, порекомендовав нюхать его при головной боли. Королева была женщина истеричная, и это средство ей действительно помогало, так как листья этого растения обладают лёгким обезболивающим и успокаивающим действием.

Табак родом из Америки. История приобщения европейцев к курению началась в 1492 г., когда команда Колумба  высадилась на одном из островов, которые сейчас называются Багамскими. В качестве подарков местные жители поднесли Колумбу сушёные листья растения. Они курили эти  подсушенные листья, свернув их в трубочки. Сушёные листья курили и на Кубе. Кубинцы называли эту траву «сигаро». Заметив своеобразное действие табака на организм (головокружение, тошнота, потеря сознания и т. п.) стали считать его волшебным.

В России табак завезён английскими  купцами в 1585 г., а затем стал выращиваться как культура. При этом они не знали, что употребляют яд.

Курение табака, а так же применение его в качестве лекарства часто вызывало тяжёлые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Действующее вещество табака – никотин – выделил 1809 г. французский химик Луи Никола Воклен и увековечил имя Жака Нико  в названии этого алкалоида.

Ученик 3(врач):       Химики о вреде курения…

В своих воспоминаниях о Н.Н. Зинине, А.  М. Бутлерове  А. П. Бородин ярко описал  их  научную деятельность, быт,  интересно рассказывал об отношении к курению  химика.  Н.Н. Зинин  мог часами с пламенным красноречием говорить о вреде курения, используя при этом свои богатые знания по химии, физиологии и медицине.

Вред, наносимый курением, испытал на себе А. М. Бутлеров. Он писал: «Я  курил около 30 лет, но потом, начавши страдать неправильностями сердцебиения, причинявшими одышку и чрезвычайно неприятные ощущения, скоро убедился, что главной причиной здесь был табак. Каждый раз, когда я бросал курить, припадки сердцебиения становились несравненно легче и начинались снова, когда я начинал курить. Организм мой стал относиться к табаку так чутко, что нельзя было переносить даже и выкуривания  2-3  папирос в день; полпапиросы, выкуренной мной, было достаточно, чтобы тот час причинить сердцебиение. Говорю здесь об этом   вследствие глубокого убеждения, что многие, подобные мне, избегали бы серьёзных страданий сердца, если бы не курили».

Некурящий  вдыхает дым вместе с курильщиком. Можно сказать: «Куришь сам – травишь других». Вот почему  Минздрав предупреждает, что курение опасно для  здоровья. С курением связано до 90%  смертности  от рака лёгких,  75% - от бронхита и  25% - от ишемической болезни сердца  среди мужчин в возрасте до 65 лет.

       

Ученик 4 (экспериментатор):    Свойства никотина.

Курение оказывает определённое стимулирующее или расслабляющее воздействие на центральную нервную систему. У курильщика со стажем происходит расстройство сердечнососудистой системы в виде нарушения её деятельности – понижения или повышение артериального давления, снижения тонуса сосудов, головокружения, расстройства координации движений, изменение настроения при отсутствии никотина,

трудности  сосредоточения внимания на конкретных вещах.

Это вещество – бесцветная маслянистая жидкость, кипит при  246 градусов,

темнеет на воздухе, хорошо растворяется в воде и органических растворителях. Вещество схоже по строению с важными биологическими активными веществами организма человека, но оно очень опасно для здоровья.

          Рис.1  Формула никотина.

Кроме табака никотин есть в хвоще и некоторых видов плаунов,  индийской конопли. В среднем в табаке  4% никотина. Раньше его использовали в сельском хозяйстве как инсектицид. При курении часть этого ядовитого вещества  попадает в организм человека. Приём внутрь нескольких капель никотина приводит к смерти.

Курение табака вызывает хроническое воспаление слизистых оболочек дыхательных путей, органов пищеварения, разрушает сердечнососудистую систему, отравляет плод, находящийся в утробе матери.

                                               Табак приносит вред телу,

                                               Разрушает разум,

                                               Отупляет целые нации.

                                                                              О. де Бальзак.

 

Исследования:

 Опыт 1.   Сигарету,  закреплённую в штативе, соединили резиновым шлангом с одной из двух стеклянных трубок, вставленных в колбу,

наполненную ватой. Вторая  трубка соединена с резиновой грушей. Груша с колбой имитирует работу лёгких: воздух, содержащий табачный дым  от  зажженной сигары проходит через вату. Вата пожелтела. Пожелтевшую вату опустили в раствор перманганата калия  (марганцовки), она обесцветилась – это означает, что в табаке содержится множество органических веществ, которые отравляют организм: одиннадцать алкалоидов, схожих по строению с никотином, раздражающие вещества, ядовитые газы, канцерогенные вещества.

Опыт 2.     Во вторую колбу с дымом прилили воды и взболтали, затем опустили в неё лакмусовую бумажку, она стала розовой. Это означает, что в табаке есть кислоты  (никотиновая и др.)

Опыт 3.    В колбу с растворённым дымом, прилили щелочь (NаOH) и нагрели.

При этом выделился газ, с резким запахом.  Это аммиак.

Опыт 4. В колбу, с растворённым дымом, прилили раствор  

сульфата меди  (CиSO4) и щелочь (NаOH), и нагрели. Полученный нерастворимый в воде гидроксид меди  (голубого цвета) – пожелтел, а затем покраснел.

Это доказывает наличие альдегида в табаке – ядовитое вещество.  

Вывод:  Проведя  исследования  состава табака  из полученного дыма,

дети убедились в том, что курение очень вредит здоровью. Они пообещали,  никогда не возьмут сигарету в рот и другим  этого не желают.

Учащийся -Экспериментатор          Борьба с курением.

 

Несмотря на то, что серьёзные подозрения, о вреде табака, появились только

в  50 – 60-е годы  ХХ в.,  борьба с табакокурением в Европе началась практически сразу же после распространения это привычки.

Важную роль здесь сыграли испанская королева  Изабелла, Французский король Людовик Х1 . Применялись различные наказания, в ряде стран

весьма жёсткие. В России, например, во времена царствования Михаила

Фёдоровича уличённых в курении в первый раз наказывали  60-ти ударам

палок по стопам, во-второй – отрезанием носа и ушей. После опустошительного пожара в Москве в 1634 г., причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.

Но в этой борьбе табак всё же оказался победителем. Вернее, победители фабриканты и купцы, получавшие огромные прибыли от торговли табаком. В России торговля табаком и курение были разрешены в царствование Петра 1, который сам был заядлым курильщиком.

Вредные свойства табака до Х1Х в. практически не были изучены, и врачи ничего не могли  противопоставить привычке курения.

Почему же табачный дым оказывает пагубное воздействие на организм?

Табачный дым – сложная смесь ядовитых веществ – продуктов курения табака. И весь этот яд направляется в лёгкие. Курящий  затягивается  ароматным дымом, не задумываясь о том, что происходит в его организме с каждой подобной затяжкой.

Первыми в  контакт с табачным  дымом вступают рот и носоглотка.

Из-за разницы температуры дыма и вдыхаемого воздуха на зубной эмали появляются микротрещины. В результате  зубы у курильщика начинают разрушаться раньше, чем у некурящего: развивается кариес, происходит отложение камней, изменяется цвет – зубы желтеют.

При курении курильщики часто сплёвывают. Это происходит из-за раздражения слюнных желёз веществами, находящимися в табачном дыме.

Часть слюны проглатывается и попадает в желудок. Ядовитые вещества дыма, находящиеся в слюне, действуют на слизистую оболочку желудка.

Это не происходит бесследно. Потеря аппетита, хронические гастриты, язва желудка – вот расстройства, которые встречаются у курящих в несколько раз чаще, чем у некурящих.

Составные части табачного дыма раздражают слизистые оболочки голосовых связок и лёгких. Это приводит к потере  звучности голоса, что хорошо заметно у курящих женщин. Их голос становится грубым, похожим на мужской.

Табачный дёготь является концентратом жидких и твёрдых веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливается в лёгких, придавая тканям  слизистых оболочек тёмный цвет.

Учитель:   Подумайте,  ребята, стоит ли курить? Вы можете найти другие интересные формы организации своего досуга и решения проблем.

Занимайтесь спортом - это полезные занятия, у вас могут проявиться  желания заниматься музыкой,  интерес к чтению литературы и вы будете более успешными в учёбе. Задумайтесь о своём будущем и будущем ваших детей.  Берегите себя.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...