Ещё раз о солях
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Игнатьева Светлана Владимировна

Данный материал можно использовать как обобщающий урок по теме "Химические свойства солей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshchyo_raz_o_solyakh.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

ЕЩЁ РАЗ О СОЛЯХ:

ЦЕЛЬ: обобщение знаний о солях, об их химических свойствах; ознакомиться с ролью воды как активной внутренней средой организма и непосредственного участника многих биохимических процессов.

МЕТОДЫ: исследовательский

ФОРМА: фронтальная, индивидуальная

ОБОРУДОВАНИЕ: пробирки штатив для пробирок; реактивы: карбонат натрия Na2CO3, мел, хлорид железа (III) FeCl3, хлорид алюминия AlCl3, хлорид меди(II) CuCl2, гидроксид натрия  NaOH, KCNS,  раствор канцелярского клея, хлорид бария BaCl2, сульфат натрия Na2SO4, соляная кислота HCl;

ТИП УРОКА: урок закрепления и комплексного применения знаний, умений, навыков.

Ход  урока:

Вступительное слово учителя.

Урок  начинается поэтическими строками:

Нам каждый день природа дарит прикосновение к алтарю,

За жизнь – космический подарок – тебя Земля, благодарю,

Круговращение планеты, прикосновение стихий,

Все  - север, юг, зима и лето, дорога, труд. Любовь. Стихи

Сплетение души и мысли, провалы, взлеты вверх и вниз

Какой же смысл – в искании смысла? Процесс познанья – в этом смысл.

Предлагаю отправиться в удивительную экспедицию с целью рассмотрения  химических свойств солей, определить роль воды в не- и  живой природе.

Обобщение и систематизация знаний:

Станция «Теоретическая»

1.Какую группу веществ называют солями?

2.Какие классификационные группы солей выделяют?

3. Если соль добавить в водный раствор, что же произойдет?

4. Оказывается ребята, соли  диссоцируют (распадаются) на ионы: катионы и анионы.

Например, хлорид натрия в растворе NaCl диссоцирует на катионы Na+ и  анионы Сl-

Попытайтесь определить что называют «катионы» и « анионы»

5.Как вы думаете каким образом попадают соли в организм человека?

В каком состоянии находятся соли в организме человека? (Для этого вспомните сколько воды содержится в клетках живых организмов). Соли находятся в виде ионов в организме.

ВЫВОД: функционирование организма без воды  невозможны, в воде соли находятся в виде ионов.

Например, микроэлементы ионы Mg2+, Ca2+, Ni2+.

Станция « Я – исследователь»

 Ученикам предлагается  вспомнить химические свойства солей и выполнить лабораторные опыты, записав  уравнения химических реакций.

 Взаимодействие солей с: 1. кислотами:

1. 2FeCl3 + H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 6HCl

2. Na2CO3+2HCl = 2NaCl+ H2CO3        CO2    (выделение газа)

                                                              H2O

3. Na2SiO3 + 2HCl = 2NaCl + H2SiO3             (выпадение осадка)

2. щелочами:

FeCl3 + 3NaOH = 3NaCl + Fe(OH)3                 (выпадение осадка)

3. другими солями:

1. 2AlCl3+3Na 2CO3 = Al2(CO3)3 + 6NaCl

2. FeCl3+3KCNS= Fe(CNS)3  + 3KCl               (выпадение осадка)

                       Кровавокрасная

BaCl2 + K2SO4 = BaSO4      + 2KCl                  (выпадение осадка)

BaCl2 + Na2CO3 = 2NaCl + BaCO3                  (выпадение осадка)

Перед учениками ставится задача: определить в пробах воды какие катионы и анионы содержатся в выданных образцах.

Учащиеся определяют наличие сульфат-иона SO4 2-     , карбонат – иона CO32-     , иона кальция Са2+ , иона железа Fe 3+ .

 Оформляют в таблицу:

№ пробы

Наблюдения

Выводы

Уравнения  химических реакций

Можно ли потреблять в пищу дистиллированную воду?

Станция: «Поэтическая» 

Вода благоволила листья

Она блистала столь чисто

Что не напиться, не умыться

И это неспроста

Ей не хватало ила, тала

И горячи цветущих роз

И рыбы, жирной от стрекоз

Ей не хватало быть волнистой

Ей не хватало течь везде

Ей жизни не хватало

Чистой дистиллированной воде!

Мартынов.

Посвящается воде:

На войне в пыли холодной, в летний зной и холода

Лучше нет простой, природной из колодца, из пруда

Из трубы водопроводной, из копытного следа,

Из реки, какой угодно, из ручья, из-подо льда-

Лучше нет воды холодной.                      

 Твардовский.

Станция «Прощальная»

Закрепление:

1. Для чего нужна вода организмам?

2. В каком состоянии соли попадают в живую клетку?

3. Какое действие оказывают ионы на организм?

4. Почему при повышенной кислотности желудочного сока

5. Рекомендуется пить раствор питьевой соды.

Итог урока:

1. Вспомнили химические свойства солей.

2. Провели  качественные реакции на ионы SO4 2-, CO3 2-, Mg2+,Ca2+

3. Познакомились с влиянием ионов, образующихся при диссоциации солей на организмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...

Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»

Цели урока:сформировать представление о солях;формировать умение определять  соли, их состав, названия некоторых солей;классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в вод...

Применение некоторых солей. Способы распознавания солей.

Рассмотреть применение солей в быту и других отраслях народного хозяйства. Научиться определять карбонат ион, сульфат ион, хлорид ион в солях....

Соли. Классификация солей.

Дать понятие соли, классификацию солей, применение в быту....

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей"

Задачи на тему: "Соли. Химические свойства солей. Применение и получение солей" составлены из множества сборников и соответствуют программе Республики Беларусь (Беларусь)....