Урок в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты"
план-конспект урока (химия, 9 класс) по теме

Урок-исследование запланирован с применением ТРКМЧП, включает три этапа урока:1-й этап ВЫЗОВ

(Работа с информацией (ноутбук, лабораторный опыт, контекстная задача, текст). Работа с программой деятельности (алгоритмом). Работа в группах);

2-й  этап  ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ.

(Осмысление содержания. Первичное применение знаний);

3-й этап РЕФЛЕКСИЯ.

У обучающихся проходила исследовательская работа по изучению окислительных свойств серной кислоты, которая также состояла из трёх этапов (доказательство гигроскопичности, окислительных свойств, применение).Цель учебная. Изучить свойства концентрированной серной кислоты, выявить причину этих свойств. Сравнить свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты.

Планируемым результатом было: формирование  предметных умений –

В познавательной сфере:

     1.  Обобщить знания о свойствах разбавленной серной кислоты.

     2.  Определять понятия «окислитель», «восстановитель».

     3.  Научиться составлять уравнения реакций, отражающих свойства серной кислоты (разбавленной и концентрированной).

В ценностно-ориентационной сфере: Понять единство и противоположность  опасности и ценности (практической значимости) серной кислоты.

Формирование УУД:

Личностные:

     1.  Умение управлять своей познавательной деятельностью.

     2.  Самоконтроль и самооценка.

Регулятивные:

     1.  Постановка  цели и анализ условий достижения цели.

     2.  Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата.

Познавательные:

     1. Определение понятий.

     2.  Умение  структурировать знания.

     3.  Умение выделять существенные характеристики объектов.

     4.  умение устанавливать  причинно-следственные связи,  сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли  и делать выводы; размышлять, делать предположения,    прогнозировать.

Коммуникативные:

    1.  Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

    2.   Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, показать связь изучаемого материала с жизнью.

Формы работы.

   1.  Работа с информацией (ноутбук -  видеоопыт, лабораторный опыт, контекстная задача, текст).

   2.  Работа с программой деятельности (алгоритмом).

   3.  Работа в группах.

Соответственно были использованы различные ресурсы для проведения урока: ноутбуки для учащихся для демонстрации видео, ПК с презентацией, лабораторное оборудование.

Механизм создания мотивационного поля.

Урок в форме инопланетной лаборатории. Информация для постановки проблемной ситуации.                                                                                                       

Проблемная ситуация.

Используя информацию о серной кислоте, учащиеся должны определить – что за вещество дано.

1. Это тяжёлая, маслянистая жидкость.

2. В сочинениях монаха-алхимика Василия Валентина (15 век), которого многие историки химии считают мифической фигурой, было рекомендовано получать «дух из солей»

(«спиритуссалис») - прокаливанием смеси каменной соли и железного купороса. При этом отгонялась жидкость, которая поражала воображения алхимиков: она дымила на воздухе, вызывала кашель, разъедала ткань, бумагу, металл.

 Алхимики называли «купоросным маслом»

3. В мире есть несколько мест, где находятся целые озёра, наполненные ….. Эти фотографии с  о. Ява. Это место без преувеличения можно назвать адским – здесь, в кратере вулкана Иджен, расположено большое горячее озеро ……., по берегам которого местные жители в нечеловеческих условиях добывают серу. Вулкан Далол. Неестественные цвета придают захватываемые по пути из недр сера и нефть. Озерцо зеленого цвета - …..(слайд №5 –фото сернокислотных озёр)

4. За последние годы агрессия землян усилилась. В ночь с 17 на 18 января на Троицкой улице в Москве было совершено покушение на худрука балетной труппы Большого театра: ему плеснули …. в лицо. Филин с ожогами был госпитализирован в больницу.

Итак, мы получили достаточно информации. Готовы вы определить данное вещество? Дети читают по очереди результаты сканирования.

Затем с помощью приёма «инопланетяне» (составляют по 2 вопроса начинающихся со слов «почему», «зачем») учащиеся формулируют цель урока.

Продуктом урока  получилась сравнительная таблица об окислительных свойствах и схема по применению серной кислоты.

Структурирование информации, работа с текстом, смысловое чтение – одно из приоритетных направлений в образовании. Здесь происходит перевод информации из одних видов в другие.

Рефлексия.

В качестве рефлексии использован приём РАЗБОРКА.  

Ресурсы урока.

Рабочая тетрадь, раздаточный материал: листы с шаблоном таблицы (20 шт.), карточки с заданиями, контекстными задачами, правилами ТБ, инструкциями к опытам, опознавательные знаки (лаборант, эксперт, аналитик, руководитель), план с этапами урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий урока53.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока химии

по теме: «Окислительные свойства серной кислоты»

Автор: учитель химии МАОУ СОШ№1 г. Краснокамска

Давыдова Ирина Викторовна

Тема

«Серная кислота»

Цель темы

Изучить свойства концентрированной серной кислоты, выявить причину этих свойств. Сравнить свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

  1. Конкретизировать понятия химические свойства кислот.
  2. Обобщить знания о свойствах разбавленной серной кислоты.
  3. Определять понятия «окислитель», «восстановитель».
  4. Научиться составлять уравнения реакций, отражающих свойства серной кислоты (разбавленной и концентрированной).

В ценностно-ориентационной сфере:

  1.  Понять единство и противоположность  опасности и ценности (практической значимости) серной кислоты.

Личностные: 

  1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.
  2. Самоконтроль и самооценка.

Регулятивные: 

     1.Постановка  цели и анализ условий достижения цели.

     2. Прогнозирование результата и оценивание уровня

         достижения результата.

 Познавательные: 

  1. Определение понятий.
  2. Умение  структурировать знания.
  3. Умение выделять существенные характеристики объектов.
  4. Умение устанавливать  причинно-следственные связи,

сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли

            и делать выводы; размышлять, делать предположения,  прогнозировать.

Коммуникативные: 

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
  2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, показать связь изучаемого материала с жизнью.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География, история, экология

  1. Работа с информацией (ноутбук, лабораторный опыт, контекстная задача, видеоопыт,  текст).
  2. Работа с программой деятельности (алгоритмом).
  3. Работа в группах.

Рабочая тетрадь, раздаточный материал: листы с шаблоном таблицы (20 шт.), карточки с заданиями, контекстными задачами, правилами ТБ, инструкциями к опытам, опознавательные знаки (лаборант, эксперт, аналитик, руководитель), план с этапами урока.

Ноутбуки: видеоопыты, фото, тексты по теме.

Оборудование: укладка №1: разбавленная  серная кислота,  предметное стекло, универсальная индикаторная бумажка. Ватман для отчёта. Маркеры.

Оборудование: укладка №2: концентрированная серная кислота,  штатив с пробирками (2 пробирки), лучина, держатель для пробирок, раствор йодида калия. Ватман для отчёта. Маркеры.

Оборудование: укладка №3: разбавленная  серная кислота,  штатив с пробирками (2 пробирки), растворы хлорида бария, держатель для пробирок. Ватман для отчёта. Маркеры.

Оборудование: укладка №4: разбавленная  серная кислота,  штатив с пробирками (2 пробирки), две гранулы цинка. Ватман для отчёта. Маркеры, листы ватмана, халат.

Видеоопыты:

Нб №1: видео - реакция концентрированной серной кислоты с медью; обугливание сахара.

Нб. №2: видео - обугливание лучинки, реакция серной кислоты с оксидом меди (II).

Нб. №3: видео - реакция серной кислоты с металлами;разбавление концентрированной серной кислоты водой (видео + анимация).

Нб. №4: видео - фото Кэти Пайпер (комментарии к фото), видео взаимодействие аммиака с серной кислотой.

Оборудование для учителя: бутыль с концентрированной серной кислотой, ПК, проектор, экран, (презентация), орфографический словарь (4 шт.).

Этапы урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Время

1-й этап  ВЫЗОВ.

1.        Работа с информацией (ноутбук, лабораторный опыт, контекстная задача, текст).

2.        Работа с программой деятельности (алгоритмом).

3.        Работа в группах.

1.Звучит космическая музыка. (слайд №2 – анимация НЛО)

2.  Видеофрагмент – НЛО над городом. (слайд  №3)

Здравствуйте, коллеги! Наша межпланетная станция прилетела на планету Земля. Для этого есть причины.

Корабль - разведчик получил тревожные сигналы с Земли. Прилетев на Землю, он обнаружил бутыль с неизвестной жидкостью, которая является причиной многих проблем и несчастий на планете Земля.

Высшее руководство  поручило нашей исследовательской станции узнать, нужна ли землянам помощь? Действительно ли это вещество обладает настолько разрушительной силой?

Нужно определить, что это за вещество.

Ваша дальнейшая работа будет связана с этой информацией.

Тема урока: «Серная кислота»

Приём «инопланетяне».

Используя  имеющуюся информацию, составьте по два вопроса, начинающиеся со слов «почему», «зачем».

1.  Дети слушают.

2.  Определяют тему урока.

Сканируем:

1. Это тяжёлая, маслянистая жидкость.

2. В сочинениях монаха-алхимика Василия Валентина (15 век), которого многие историки химии считают мифической фигурой, было рекомендовано получать «дух из солей» ( «спиритуссалис») - прокаливанием смеси каменной соли и железного купороса. При этом отгонялась жидкость, которая поражала воображения алхимиков: она дымила на воздухе, вызывала кашель, разъедала ткань, бумагу, металл.

 Алхимики называли «купоросным маслом»

3. В мире есть несколько мест, где находятся целые озёра, наполненные ….. Эти фотографии с  о. Ява. Это место без преувеличения можно назвать адским – здесь, в кратере вулкана Иджен, расположено большое горячее озеро ……., по берегам которого местные жители в нечеловеческих условиях добывают серу. Вулкан Далол. Неестественные цвета придают захватываемые по пути из недр сера и нефть. Озерцо зеленого цвета - …..(слайд №5 –фото сернокислотных озёр)

4. За последние годы агрессия землян усилилась. В ночь с 17 на 18 января на Троицкой улице в Москве было совершено покушение на худрука балетной труппы Большого театра: ему плеснули …. в лицо. Филин с ожогами был госпитализирован в больницу.

Итак, мы получили достаточно информации. Готовы вы определить данное вещество? Дети читают по очереди результаты сканирования.

3.  Приём «инопланетяне» - составляют по 2 вопроса начинающихся со слов «почему», «зачем», «для чего».

4.  Формулируют цель урока.

Познавательные:

актуализация  знаний о физических свойствах серной кислоты, её нахождении в природе дляформулировании темы урока и постановки цели.

Регулятивные:

определение темы урока; постановка цели урока.

Коммуникативные:

работа в группе – составление вопросов.

3 мин. – видео и определение темы.

3 мин.– составление вопросов.

2-й  этап  ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ.

Осмысление содержания. Первичное применение знаний.  

Учитель организует работу

в группах по 5 человек.

Для решения выше поставленных задач нужно провести исследование. Прошу в каждом экипаже выбрать  коммандера, субкоммандера, лаборанта, эксперта, аналитика.

Даю на это полмин.

Прикрепите бэйджи.

Функции каждого написаны в технологических картах.

Помните, что вы в экипажах должны помогать друг другу.

Учитель: «Наше исследование будет проходить в несколько этапов. По каждому из этапов мы должны предоставлять отчёт Высшему командованию».

Все этапы исследования написаны на листах.

Итак, проводим 1 этап.

По результатам исследования должен быть представлен отчёт за 30 сек.

Благодаря вашим выводам мы можем дать первую  рекомендацию землянам – выводы.

Коллеги! Приступаем ко второму этапу исследования.(слайд № 9 - таблица «Химические свойства серной кислоты»)

Помните, по результатам исследования должен быть представлен чёткий отчёт за 30 сек.

Наши рекомендации землянам – выводы.

Итак, коллеги, результаты наших исследований на экране. На вопросы «почему», «зачем» мы ответили. Вспомним цель нашего прибытия на Землю (открыть слайд с целью).

Какое ваше мнение – только ли разрушительными свойствами обладает серная кислота? Нужна ли она землянам? Почему?

Мы убедились, что серная кислота не только агрессивное вещество, но и несёт огромный запас энергии и химический потенциал. Земляне должны научиться более грамотно его использовать.

(коммандер направляет и регулирует деятельность группы, субкоммандер отчитывается перед экипажами, эксперт оформляет на ватмане, аналитик вносит результаты в презентацию, лаборант проводит опыты.)

1 этап.  Доказательство гигроскопических свойств концентрированной серной кислоты.

1-я группа: видеоопыт - обугливание сахара; задание. (Лаборант и эксперт показывают опыт на ноутбуке, аналитик – записывает выводы и результаты деятельности на планшет для отчёта).

2-я группа: видеоопыт – обугливание лучинки; лабораторный опыт – обугливание лучинки, задание.

3-я группа: видеоопыт - разбавление концентрированной серной кислоты водой (видео + анимация); задание.

4-я группа: видеоопыт - разбавление концентрированной серной кислоты водой, фото Кэти Пайпер (комментарии к фото); задание.

После выступления групп – выводы:

Концентрированная серная кислота обладает сильными водоотнимающими свойствами, является сильным окислителем, при разбавлении концентрированной серной кислоты нужно приливать кислоту в воду, а не наоборот, первая помощь при попадании серной кислоты на кожу.

2 этап. Изучение химических свойств концентрированной серной кислоты. Сравнение со свойствами разбавленной серной кислоты.

1-я группа: видеоопыт – реакция концентрированной серной кислоты с медью; контекстная задача «про спички К. Бертолле»; задание.

2-я группа: лабораторный опыт, контекстная задача «открытие йода Б. Куртуа»; задание.

3-я группа: видеоопыт - реакция серной кислоты с металлами; задание.

4-я группа: видеоопыт - реакция разбавленной серной кислоты с цинком; задание.

После выступления групп – выводы:

Концентрированная серная кислота является сильным окислителем за счёт атома серы с высшей степенью окисления +6, реагирует с металлами, неметаллами, сложными веществами, как органическими, так и неорганическими.

3 этап. Применение серной кислоты.

1-я группа: лабораторный опыт – действие на универсальную индикаторную бумагу (H2SO4 –  сильный электролит); задание.

2-я группа: видеоопыт реакция серной кислоты с оксидом меди (II); задание.

3-я группа: качественная реакция на сульфат-ионы.

4-я группа: видеоопыт – реакция аммиака с серной кислотой; задание.

Слайд «Применение серной кислоты»

Познавательные:

извлечение информации из различных источников (видеофрагмент, контекстная задача, лабораторный опыт, текст)

переработка, систематизация, структурирование информации и предъявление  её разными способами;

выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение.

Регулятивные:

 управление своей деятельностью (планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов);

контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой

деятельности и адекватная формулировка их в устной и письменной форме;

внесение необходимой коррекции в процессе деятельности;

 волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).

Коммуникативные:

участие  в коллективном обсуждении; аргументированное изложение своего мнения;

работа в группе,

 корректировка поведения; осуществление контроля,

выполнение заданий.

2 мин. – опыт.

2 мин. – оформление выводов.

5 мин.– отчёт.

5 мин. – оформление презентации.

2 мин. – оформление листов.

1мин.- озвучивание вывода.

3-й этап РЕФЛЕКСИЯ.

Прежде чем мы улетим на свою планету, оставим свои впечатления о серной кислоте. Даю полминуты на обдумывание.

Мы это оставляем землянам.

Фронтально приём «РАЗБОРКА» слова «КИСЛОТА» для серной кислоты.

Познавательные:

структурирование информации и предъявление  её, работа с орфографическими словарями.

Регулятивные:

управление своей деятельностью

(планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов);

контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности

Коммуникативные:

Умение работать в группе, давать рефлексию; осуществление контроля.

Домашнее задание

Составьте инструкцию по правилам обращения с серной кислотой

• для лаборанта кабинета химии;

• для автолюбителя, который собирается приготовить раствор серной кислоты в качестве электролита для аккумулятора своего авто;

• для хозяйки, которая в магазине «Хозтовары» покупает концентрированную серную кислоту  и планирует почистить ею ванну, чайник от известкового налета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Окислительные свойства серной кислоты"

Презентация соответствует уроку "Окислительные свойства серной кислоты"....

Конспект урока с применением исследовательской технологии «Химические свойства серной кислоты»

Тема урока: Химические свойства серной кислоты.Система целей к уроку:Познавательная цель темы: Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению знаний об общих и специфических св...

Урок - виртуальная лаборатория. Тема: Серная кислота. Свойства серной кислоты.

Урок - виртуальная лаборатория. Тема: Серная кислота. Свойства серной кислоты....

Урок в формате ТДМ "Химические свойства серной кислоты".

Данный материал может быть использован при изучении темы "Химические свойства серной кислоты" в 9 классе....

конспект урока по химии на тему "Окислительные свойства серной кислоты"

Материал содержит технологическую карту и конспект урока химии в 9 классе по теме "Окислительные свойства серной кислоты" по учебнику Рудзитиса (ФГОС)...

Урок с использованием метода проектов. Тема «Химические свойства серной кислоты» 9 класс.

Тип урока: изучение нового материала.Метод урока: проектЦель: Выявить характерные свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты. Совершенствовать умения учащихся работать с реактивами и лаб...

Конспект урока по химии "Изучение химических свойств серной кислоты"

Урок по химии на тему «Изучение свойств серной кислоты». Урок проводился в 9 классе.Обучение химии ведется по общеобразовательной программе, по учебнику О. С. Габриеляна, И. Г. ...