Формирование УУД на уроках химии в современных условиях
статья по химии (9 класс) по теме

Тищенко Ирина Николаевна

Настоящая контрольная работа по химии  по теме «Углерод и его соединения»    была проведена с целью диагностики овладения универсальными учебными действиями  по предмету на момент изучения этой темы. Планируемые образовательные результаты –  оценить, как учащиеся могут решать проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций, адаптироваться в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках химии в современных условиях.

Тищенко И.Н. ГБОУ СОШ №1987, учитель химии

       В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

  Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей.  Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

    Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.    Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Работая несколько лет в рамках экспериментальной площадки  по составлению тестов для исследования УУД, я как учитель химии,  подбирая  те кодификаторы, которые были близки к моему предмету, составила несколько тестовых заданий , которые были опробированы на уроках химии в 9 и 10 классах.

Настоящая контрольная работа по химии  по теме «Углерод и его соединения»    была проведена с целью диагностики овладения универсальными учебными действиями  по предмету на момент изучения этой темы. Планируемые образовательные результаты –  оценить, как учащиеся могут решать проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций, адаптироваться в современном мире.

Контрольная работа по теме «Углерод и его соединения» 9 класс.

ЗАДАНИЕ 1.

Вариант 1. ( регулятивные,  познавательные УУД)

Прочитайте текст.

Шел солдат по полю, решил привал сделать, письмо написать родным, да нечем. Тут он нашел черный камешек, попробовал – рисует. Написал этим камешком письмо, да поспать решил. Бросил камешек в огонь – тот вспыхнул, только дым пошел. Дождь дым остановил, к земле прибил; водица текла тяжелая, известковая. Стала сохнуть вода, кое-где осталась, а где высохла – там уже белые камешки лежали. Проснулся солдат, удивился, как дождь из черного камешка белый сделал. Взял он белый камешек, провел им по белому валуну, глядь – а он рисует. Удивился солдат и пошел дальше.

Составьте цепочку превращений и решите ее.

Вариант 2.

Дана цепочка превращений.

Составить рассказ – описание и решить цепочку превращений.

CH4 -   C - CO - CO2 - Na2CO3

                                                       

                                                  ЗАДАНИЕ 2

       ( регулятивные, познавательные УУД)

Вариант 1.

Рассмотрите рисунок, ответьте на вопросы и выполните задания:

                                                 

.

  1. Какой оксид углерода получают в этом приборе?
  2. Назовите вещества 1 и 2.
  3. Напишите уравнения реакций, протекающих между этими веществами.
  4. Что произойдет в банке со свечами по мере ее заполнения газом?

Почему?

Вариант 2.

Рассмотрите рисунок.

Какая установка наиболее подходит для получения углекислого газа?

Почему?

                                     

                         ЗАДАНИЕ 3.

 (познавательные,  регулятивные, коммуникативные, личностные УУД )

Вариант 1.

Почему для уменьшения жжения и зуда от укусов насекомых используют

соду?

Научно-популярная информация-подсказка. При укусах муравьев возникает

чувство жжения в результате действия муравьиной кислоты

НСООН. Для нейтрализации кислоты можно использовать 5-% раствор

гидрокарбоната натрия (раствор имеет щелочную среду).

Задание. Составьте уравнение химической реакции нейтрализации, которая

лежит в основе применения пищевой соды для уменьшения боли при укусах

муравьев.

Вариант 2.

Хвощ растет на кислых почвах. В сельском хозяйстве  с помощью известняка CaCO3 “известкуют” кислые почвы, т.е. почвы, в которых содержание кислот слишком велико и вредно действует на развитие растений.

Какую реакцию можно написать из этого рассказа?

Продолжительность урока -45 минут.

Подходы к оцениванию:

Четыре уровня выполнения задания:

1)Не приступили к выполнению -0 баллов

2)Выполнили неверно – 1 балл

3)Выполнили с ошибками – 2 балла

4)Выполнили без ошибок -3 балла

Ответы:

Задание 1.

Вариант 1. C—CO2—H2CO3—CaCO3

C+O2=CO2

CO2 +H2O=H2CO3

H2CO3 + C a O =CaCO3 +H2O

Вариант 2. Рассказ ученика.

CH4—C+ 2H2

2C +O2 =2CO

2CO +O2 =2 CO2

CO2 +2 Na OH =Na2CO3 +H2O

Задание 2.

Вариант 1.

  1. CO2  - углекислый газ
  2.  вещество №1 –карбонат кальция (CaCO3); вещество №2 –соляная кислота ( HCl )
  3. CaCO3 + 2HCl =CaCl2 +H2O +CO2
  4. Свечи потухнут, т.к. углекислый газ не поддерживает горение.

Вариант 2.

Ответ – в) так как углекислый газ тяжелее воздуха

Задание 3.

Вариант 1.Na2CO3 +HCOOH =HCOONa +H2O + CO2

Вариант 2.CaCO3 + 2 HCl =CaCl2 +CO2 +H2O

Анализ контрольной работы по формированию УУД по теме «Углерод и его соединения» 9 класс.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Выполнили верно

18

37

41

Выполнили частично

15

3

-

Выполнили неверно

8

1

-

Не приступили

-

-

-

Сформировано хорошо

44%

90%

100%

Частично сформировано

36%

7%

-

Не сформировано

20%

3%

-

Анализ показал, что наибольшие затруднения у учащихся вызвало выполнение задания № 1, где  прочитав текст, нужно было составить цепочку превращений и решить ее и обратное задание – составить рассказ и решить цепочку.

Литература:

1.И.В.Маркина «Современный урок химии» Ярославль; Академия развития 2008

2.А.М. Радецкий «Химический тренажер» Москва; Просвещение 2008

3.Е.О. Емельянова  « Организация познавательной деятельности учащихся на

уроках химии» / Е.О. Емельянова, А.Г. Иодко // Школьная пресса. – 2002.

4. Пичугина В. «Химия и повседневная жизнь человека»/ В. Пичугина. – М.,2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологические и социальные факторы, влияющие на формирование делинквентного поведения у подростков в современных условиях»

      Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема делинквентного поведения подростков. Актуальность ее заключается...

Практическая направленность уроков химии на современном этапе».

Выступление на районом методическом объединении учителей химии...

Использование кейс-технологий на уроках географии в современных условиях.

Одним из главных направлений работы  нашего образовательного учреждения является экспериментальная деятельность, в которой участвуют большинство педагогов. В процессе обучения географии в качеств...

«Использование современного цифрового оборудования на уроках химии как необходимое условие повышения качества образования»

В работе рассматриваются возможности применения цифровой лаборатории  для развития исследовательских навыков у учашихся. Показано, что использование на занятиях цифровой лаборатории позволяет фор...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать ...