Разработка примеров мониторинга формирования УУД и функциональной грамотности на уроках химии Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика
методическая разработка по химии

Эффективная методика мониторинга учебных достижений на уроке химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка примеров мониторинга формирования УУД и функциональной грамотности на уроках химии

Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

личностные – самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;

регулятивные – целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль и коррекция, оценка, волевая саморегуляция;

познавательные – общеучебные логические действия и операции, постановка и решение проблем;

коммуникативные – сотрудничество и кооперация, учёт чужой позиции, адекватная передача информации, контекстная речь и постановка вопросов.

Задания для диагностики и формирования УУД

Для формирования личностных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

проектная деятельность; рефлексия; творческие задания; мысленный эксперимент; оценка события, происшествия (например, связанного с экологическими проблемами); дневник достижений.

Личностные действия - формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Так, например,

 в 8 классе знакомство  с химией можно начать с домашнего задания составить 5-6 предложений, раскрывающих применение химических знаний в работе родителей ребят, применение химии на кухне, в ванной,  при посадке садово-огородных растений,, во время ремонта. Это не только покажет прочность химических знаний родителей, но и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по химии. Он понимает их практическую нужность.

В дальнейшем можно предложить задания на подготовку сообщений  при  изучении в 8 класса темы «Чистые вещества  и смеси» на темы: «Роль растворов в медицине», «Зачем уметь разделять смеси, «Химия в моей будущей профессии», «Йод, железо (другой, подходящий оп теме элемент) и его роль для моего здоровья» и т. д.

Я часто в своей работе начала использовать элементы сингапурской методики, такие как :»Задай вопрос, ответь сам и обменяйся карточками», так ребята, пишут несложные вопросы на листочках по изучаемой теме, загнув край листочка пишут ответ ниже на этот  вопрос, по общей команде встают, ищут себе партнера для обсуждения, после ищут нового, и так мы совершаем 5-6 обменов карточками. Любая тема таким приемом прорабатывается детально, систематически и целенаправленно, если даже ученик не знает ответ на какой-то вопрос, ему расскажет этот ответ товарищ, и он запомнит. Положительные эмоции и обмен опытом.

Пример 8 класс, тема «Массовая доля элемента в веществе» Какова массовая доля водорода в воде?»-ответ- 11,11%

Также отлично помогает в изучении любой темы в любом классе прием из того же Сингапура «Крестики нолики»:

Я предлагаю ребятам написать три строчки по вертикали и три по горизонтали отдельных слов по выбранной теме, или сама даю набор слов, заранее мною подготовленных, после даю 2-3 мин и нужно используя только единожды каждую линию слов (горизонталь, вертикаль или диагональ составить как можно больше связных слов по теме.

Пример 9 класс, тема «Гидролиз»

гидролиз

молекулярное

уравнение

щелочная

кислая

шкала pH

основание

нейтральная

полное ионное

Следующий пример 8 класс тема « Массовая доля вещества в растворе», прием « «Ловушка», когда среди предложенных по три шт. высказываний одно всегда–ловушка, заведомо ложное, ученики читают, далее учитель называет номер высказывания, ученики встают. Если считают.что оно ложное, в конце обсуждаем причина того или иного выбора

1

2

3

Вода-универсальный растворитель

Массовая доля водорода в воде =11,11%

Атомная масса натрия=

23г/моль,

а хлора-35г/моль

Также для любого возраста подходит в качестве рефлексии такой прием: на тетрадном листе , разделенном на 4 равных квадрата просим учеников в каждом углу нарисовать по одному любому предмету, в середине пишем основополагающую фразу по теме, к примеру, 11 класс «Дисперсные системы»: Для меня дисперсная система такая как солнышко-яркая, такая же как колбаса-в ней много всего намешано, такая же как калькулятор точная, такая же как цветок красивая.

Следующий пример (8 класс)

 Мысленный эксперимент. В 3-х склянках находятся твердые вещества: оксид фосфора (V), оксид меди (II), оксид железа (III). Распознайте данные вещества, используя только один реактив – раствор серной кислоты. Напишите уравнения реакций и укажите признаки реакций.

Цель: овладение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры.

Возраст: 15-16 лет (9 класс)

Для диагностики формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

атака мыслей, найди сходство, поиск лишнего, работа с таблицами, упорядочивание, конспект-лекция проблемное изучение материала, составление опорных схем, составление и распознавание диаграмм; отгадай, о чем (ком) говорим, определение понятий, определи причинно-следственную связь, найди существенные и несущественные признаки, выбор критериев для сравнения. Познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т. е. дописать правую часть уравнения. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов реакции должны: ----- определить класс веществ левой части – реагентов по их химическому составу, т. е. установить логическую взаимосвязь ( классификация веществ). ----- определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции. ----- определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ. ----- уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т. е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.

Пример №1. Заполни таблицу:

Общее в строении

Символ элемента

Различия в строении

 

28Si

 

29Si

 

30Si

 

Цель: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Возраст: 14-15 лет (8 класс)

Пример №2. Расставьте понятия «электроны», «атом», «нейтроны», «ядро», «электронная оболочка», «протоны» на соответствующие им места в

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

составь план ответа, найди ошибки, найди информацию в предложенных источниках, взаимоконтроль, конференция, оцени свою работу, предложи план действий по решению данной проблемы, составь алгоритм выполнения экспериментальной задачи.

С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски. Возможен другой вариант проверки теста (два ученика выполняют тест на отворотах доски, другие - в тетради). После выполнения работа проверяется, обсуждается, исправляется и оценивается.

Пример № 1. Найди ошибки, допущенные в некоторых химических формулах, и запишите формулы правильно: Na3O, SiO5, AIO, PH2, CuO3, Cr2O3

Цель: оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения

Возраст: 14-15 лет (8 класс)

Пример №2. Экспериментально осуществить следующие превращения:

AlCl3 —  Al(OH)3 ——Na[Al(OH)4] -—Al(OH)3.

Цель: определение цели задачи, составление плана ее решения, а затем приступить к практическому выполнению работы.

Возраст: 15-16 лет (9 класс)

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно работу в группах:

Для формирования коммуникативных действий (раньше – умение работать в парах(группах) я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников.

Например, ученики садятся по 4 человека (2 стола для этого сдвинуты), каждой команде предлагается заполнить таблицу (посчитать недостающие значения) по пройденной теме

8 класс «Массовая доля элемента в веществе и массовая доля вещества в растворе»:

Масса растворенного вещества ,г

Масса раствора, г

Массовая доля растворенного вещества %

Масса растворителя (воды),г

1

5

50

10

2

8

40

20

3

9

45

20

4

1,5

30

5

5

4

40

10

Далее , по сигналу учителя каждая команда встает и по часовой стрелке последовательно по 1 мин проверяет оставленные на столе ответы других команд, пока не вернется за свой стол. Существует система награждения, каждая команда вручает команде, справившейся, по их мнению, лучше всего, вручает изображение символа по теме. В конце подсчитываются число полученных каждой командой карточек-признаний.

Или, возможно предложить такую работу:составь задание партнеру; оцени ответ товарища, групповая работа по выполнению задания (решение задачи, выполнение эксперимента, устный ответ); обоснуй свой ответ; отгадай, о ком говорим, задай вопрос; подготовь выступление, опиши свойства на основании демонстрационного эксперимента, объясни наблюдаемое явление, диспут.


Пример №1. Отгадайте, о каком элементе или веществе идет речь в стихотворении. Найдите в произведениях классиков русской (зарубежной) литературы описание одного вещества (или элемента).

Согнувшись пополам, как нищие с мешками,
Спиной к преследующим вспышкам боя,
Хромая, кашляя надрывно, мы плелись,
Устало к месту вожделенного покоя.
Шли, дремля на ходу, в грязи башмак теряя,
Покорно волоклись сквозь этот ад,
Брели на ощупь, позади не различая,
Глухих разрывов газовых гранат.
Газ! Газ! Скорей! – Неловкие движенья,

Напяливанье масок в едкой мгле.
Один замешкался, давясь и спотыкаясь
Барахтаясь, как в огненной смоле,
В просветах мутного зеленого тумана,
Бессильный, как во сне, вмешаться и помочь,
Я видел только – вот он зашатался,
Рванулся и поник – бороться уж невмочь.

Цель: аргументировать свою точку зрения, развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой

Возраст:15-16 лет (9 класс)

Пример №2. Разбивается класс на 4 группы. Каждая группа готовит определенную часть материала и выступает с ней перед остальными. Тема: «Сложные эфиры. Жиры. Мыла. СМС».

1 группа: Сложные эфиры. Что это такое? Физические свойства. Нахождение в природе. Применение

2 группа: Жиры. Состав, строение, свойства. Необходимость жиров в питании человека.

3 группа: Мыла. История возникновения мыла. Разновидности мыла. Способы мыловарения.

4 группа: Синтетические моющие средства(СМС): их разновидности, состав, применение. Отличие СМС от мыла.

Цель: определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к партнерам, внимание к личности другого

Возраст: 16-17 лет (10 класс)

Также очень интересно и продуктивно использовать на уроках химии применительно для всех возрастов обучающихся приемы мнемотехники.

 Лучше запомнить названия кислот серной и сернистой: H2SO3, H2SO4?

H2SO3 – короткая(3), а название длинное «сернистая».

H2SO4 – длинная(4), а название короткое «серная».

Химик, запомни как оду — льют кислоту в воду!

Лила воду в кислоту — потеряла красоту!

Метод расстановки при изучении солей. На одну стену кабинета приклеиваем таблички -однозарядные кислотные остатки, на другую — двухзарядные. В один правый угол бескислородные- фтор, хлор, бром, йод, а серу в ведерко (мусорное ведро в этом углу стоит)

 Сера в ведре — т.к. единственный кислотный остаток на однозарядной стене. Точно так же на другой стене в горшке фосфат сидит. В другом правом углу нитрит-нитрат- ион, в левом углу сульфит, сульфат.

Для всех возрастов – интеллект карта по всем типам тем применима.

Игра «Цепочка»: назовите термины и понятия, все новое,

что узнали сегодня на уроке, не повторяясь

Итак, что же дают универсальные учебные действия и сформированность функциональной грамотности? Они:

обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты: – создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

У каждого учителя химии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир химии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания

Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках химии

Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что оч...

Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках химии"

Одна из важнейших задач современной школы – это формирование формирования функциональной грамотности у обучающихся....

Эффективное использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках химии

Эффективное использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках химии...

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"В современном, ст...

Формирование функциональной грамотности на уроках химии и биологии

Обобщение педагогического опыта по формированию  естественнонаучной грамотности на уроках химии и биологии...