Эффективное использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках химии
проект по химии (10 класс)

Эффективное использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ВЕРНО»

Директор МАОУ «СОШ №10»

 ____________Е.В. Акзегитова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная шкода №10» г. Кунгура

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках химии

Патласова Марина Викторовна

Учитель Первой категории

Данные об образовательном учреждении:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10»

г. Кунгура Адрес: 617470, г. Кунгур, ул. К. Маркса, 23 Телефон +7(342)7129632 school10-ku@yandex.ru

Кунгур 2022

Задание 1

Пермяк солёные уши — достопримечательность Перми, жанровая городская скульптура.

Скульптура состоит из двух частей — фигуры фотографа и круглой рамки с большими ушами, в которую фотографирующиеся могут поместить своё лицо.

Скульптура расположена на центральной улице города Перми — Комсомольском проспекте около гостиницы «Прикамье». Памятник открыт 1 апреля 2006 года. Автор скульптурной композиции - Рустам Исмагилов.

«Пермяк солёные уши» — традиционное прозвище жителей пермских земель. По легенде, связано с распространённым в крае промыслом солеварения. Считается, что прозвище получили работники, таскавшие на плечах мешки соли. Уши работников терлись о мешки с солью, краснели, распухали, становились солеными.

Установите соответствие между физическим явлением и его проявлением

  1. Уши работников становились солеными А) Повышение температуры воздуха
  2.  Уши работников краснели                        Б) Диффузия

                                                                     В) Совершение работы силой трения

Задание 2 Используя рисунок, выберите правильные утверждения.

  1. Теплопроводность строительных материалов определяется толщиной слоя материала.
  2. Для утепления стен дачного деревянного дома лучше использовать пенополиуретан.
  3. Дом, построенный из обычного кирпича, лучше сохраняет тепло. чем из керамического пустотелого при одинаковой толщине стен.

https://eco-kotly.ru/wp-content/uploads/9/7/7/977c041b564adcb468acd778932ba177.jpeg

Задание 3 Фосфор образует несколько аллотропных модификаций:

Белый фосфор - воскообразное вещество, бесцветное с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется. Температура воспламенения 40С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре.

Белый фосфор очень ядовит. Особым свойством его является способность в темноте светиться, вследствие его окисления.

 Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. На воздухе окисляется медленно и самовоспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте.

Черный фосфор похож на графит, нерастворим в воде, обладает полупроводниковыми свойствами.

 Вопрос: Почему белый фосфор следует хранить под водой?

А. В темноте светится.

В. Не растворяется в воде.

 С. Воспламеняется при обычной температуре.

 D. Имеет чесночный запах

Задания

«Научное объяснение явлений»

Фосфор образует несколько аллотропных модификаций:

Белый фосфор - воскообразное вещество, бесцветное с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется. Температура воспламенения 40С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре.

Белый фосфор очень ядовит. Особым свойством его является способность в темноте светиться, вследствие его окисления.

 Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. На воздухе окисляется медленно и самовоспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте.

Черный фосфор похож на графит, нерастворим в воде, обладает полупроводниковыми свойствами.

1 вопрос

Смесь белого и красного фосфора обработали большим количеством растворителя – сероуглеродом. Часть смеси не растворилась.

 Вопрос: Что представляет собой нерастворимый осадок?

 А. Часть смеси белого и красного фосфора.

В. Осадок – нерастворимое вещество, образовавшееся при растворении фосфора в сероуглероде. С. Белый фосфор.

 D. Красный фосфор.

2)Некоторые люди рассказывают о «блуждающих огнях» - бледно-голубоватых огоньках, появляющихся на болотах и свежих могилах. Это редкое природное явление не выдумка.

Вопрос: Как можно объяснить данное природное явление?

Выберите правильный ответ. Возможные причины появления «блуждающих огней»

 А) Самовозгорается фосфор, выделяющийся на болотах и могилах.

Б) «Горит» фосфин, образующийся при гниении отмерших растительных и животных организмов.

 В) Это души умерших, вышедших из могил.

3)В ниже приведенной схеме показано как осуществляется круговорот фосфора в природе

Предположим, что у вас есть друг, который пытается понять, что изображено на схеме. Однако он еще не получил в школе никакого естественнонаучного образования и не понимает смысла схемы. Вопрос: Опишите для своего друга, как происходит круговорот фосфора в природе. В своем объяснении следуйте строго по стрелкам схемы. 
http://900igr.net/up/datai/135531/0014-004-.png

Задания

«Проводить учебное исследование»

Задание 1 Информация. Присутствие  углевода  крахмала можно определить с помощью раствора йода. Йод окрашивает крахмал в синий цвет.

В составе некоторых продуктов питания присутствует крахмал. Подумайте, как определить наличие крахмала в предложенных продуктах.

Проведите исследование. Заполните таблицу. Напишите выводы.

Цель исследования: определить с помощью   ……………, содержится ли

в предложенных продуктах ……….

Растительный продукт

Что наблюдали

Вывод о содержании крахмала

Клубень картофеля

Корнеплод моркови

Луковица репчатого лука

Яблоко

Белый хлеб

Общий вывод (в каких  исследуемых продуктах обнаружен крахмал?)

    Задание 2   Пятиклассники на уроке биологии изучали химический состав клеток. Они узнали, что в состав клеток входят неорганические вещества-вода и минеральные соли и органические вещества. После уроков на кружковом занятии они решили провести опыт. Школьники под руководством учителя приготовили спиртовку, спички, пробиркодержатель, пробирки, кусочки листьев растений и провели следующий опыт.

https://fs.znanio.ru/methodology/images/13/aa/13aa406747aa15a4685e9d916417e494b8cf8c82.jpg

    В пробирку положили кусочки растительной ткани, подожгли спиртовку и стали нагревать. При нагревании в пробирке кусочков растительной ткани на стенках пробирки появилась вода. Значит, в составе листьев растений есть вода.

    При продолжительном нагревании, через некоторое время появился дым. Выделялся углекислый газ. Содержимое пробирки обуглилось . В конце опыта в пробирке осталась лишь зола, состоящая из неорганических веществ- минеральных солей . А куда же делись органические вещества?

   

    Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Вопрос: Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках химии

Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что оч...

Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности на уроках химии"

Одна из важнейших задач современной школы – это формирование формирования функциональной грамотности у обучающихся....

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"В современном, ст...

Урок по теме "Реки" в 8 классе с использованием заданий по формированию функциональной грамотности

Урок по теме "Реки" в 8 классе с использованием заданий по формированию функциональной грамотности. Задания использованы из банка заданий по формированию математической грамотности ФИПИ и ба...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста....

Формирование функциональной грамотности на уроках химии и биологии

Обобщение педагогического опыта по формированию  естественнонаучной грамотности на уроках химии и биологии...