Школьная лаборатория и современная наука
материал (химия) по теме

Зенина Елена Васильевна

Из опыта создания проблемно-познавательных программ молодых людей, идущих из времени их ученичества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnaya_laboratoriya_i_sovremennaya_nauka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Школьная лаборатория и современная наука»

Зенина Елена Васильевна

учитель химии,

МБОУ «Шелеховский лицей», г. Шелехов

        Начало пути молодых людей в науку всё более смещается к периоду их школьной жизни. Поэтому как педагогу мне хотелось бы поделиться опытом создания проблемно-познавательных программ молодых людей, идущих из времени их ученичества.

Практика показывает, что в основе проблемно-познавательной программы ребёнка, которая базируется на научно-исследовательской деятельности, должны лежать следующие принципы: доступность, естественность, осмысленность, самодеятельность, экспериментальность, культуросообразность. Главную  роль играет интерес ученика к определённой научной проблеме.

Программа обязательно должна быть выстроена учителем по вертикали: начальная школа – средняя школа – старшая школа – ВУЗ.     И на каждом этапе необходимо показывать ребёнку важность и значимость его достижений. А это значит, что исследования должны нести прикладное значение.    Только те знания, которые добыты исследовательским путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка. Вовлечённые в исследовательскую деятельность, учащиеся сталкиваются с проблемами, имеющими смежный характер с профессиональными. Результат – сознательный выбор профессии.

        Я представлю вашему вниманию 7 элементов своей педагогической системы, которая содержит опыт реализации проблемно-познавательных программ учеников.

элемент Первый «Урок вне урока»

Для успешной реализации проблемно-познавательных программ школьников, мною разработаны и утверждены адаптационные сквозные программы спецкурсов с 3-го по 11 класс: пропедевтический курс «Вещества в моем доме»;  элективные курсы: «Металлы в живых системах», ««Очумелые ручки» химика»; спецкурсы: «Углублённое изучение химии», «Решение задач  повышенной сложности». Спецкурсы направлены на развитие интересов учеников, обеспечивают мотивационный аспект учения, являются для некоторых школьников первым шагом к профессиональному выбору и позволяют готовить обучающихся к выбору профиля дальнейшего обучения, продолжению образования в определённом учебном заведении или к определённому виду деятельности. Программы элективных курсов вошли в региональный банк данных. Прошла двухгодичную курсовую подготовку, получила диплом «Педагог-исследователь».

Проблемно-познавательная программа Помпа Юли, началась в 6 кл, она пришла ко мне на занятия в Малую академию. На протяжении 2-х лет областью её интересов был химический эксперимент. Первые свои открытия она совершает в 9 классе, в лаборатории медицинского университета, изучая химию растений. Это стало импульсом для дальнейших исследований. Итог - победа на региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее».

В настоящее время её проблемно- познавательная программа, продолжается на химическом факультете Иркутского государственного университета. Сфера её интересов сфокусировалась на глубинных химических явлениях, происходящих в озере Байкал. И я уверена, что Юля, реализует себя как грамотный специалист, в области экспертной химии.

Элемент второй «Познавать в сравнении»

Следующие несколько строк из краткого резюме к работе Максимова Алексея «Герань лесная и герань луговая – перспективные лекарственные растения Восточной Сибири»… Позволяют нам ощутить серьёзность научного исследования.

«Герань луговая содержит в корне флавоноид – мирицетин обладающий наибольшей антиоксидантной активностью, и поэтому рекомендована для получения препаратов, обладающих противовоспалительным действием….».

Этот фрагмент проблемно-познавательной программы Алексея был завершён, когда он учился в выпускном классе. Результаты своих исследований Алексей представил на региональном молодёжном научном форуме и стал обладателем диплома 1 степени.

         А началось всё в 5 классе , Алёша не изменял своему призванию к химии и биологии никогда. В восьмом классе начался полноценный этап его проблемно-познавательной программы, направляемый интересом к биохимическим исследованиям, которые проходили под руководством сотрудников из Медицинского университета, кафедры фармакогнозии и ботаники. Сейчас Алексей аспирант лечебного факультета Медицинского Университета, его программа успешно развивается.

Шагая «В ногу со временем» реализую 3-й  Элемент своей системы

        Таня Мельникова с седьмого класса начала проявлять интерес к экологическим проблемам родного города, решение которых сделалось предметом её научного поиска. Жители города заинтересованы в том, чтобы на рынок нашего города поступали овощи с минимальным содержанием нитратов.

         В течении трёх лет Таня проводила  на кафедре аналитической химии Иркутского государственного университета  исследования по проблеме нитратов,  с помощью фотометрического и потенциометрического методов. О допустимом содержании нитратов в овощах были проинформированы жители нашего города. Таня была призёром Евразийского фестиваля, научно-практических конференций, где представляла результаты своих исследований. В настоящее время Татьяна получает экономическое образование, которое поможет ей в дальнейшем решать вопросы экологии.

Четвёртый элемент «Всё связано со всем»

Город  Шелехов – зона экологического риска. Экологические разработки и медицинские исследования моих учеников, направлены на решение острейших проблем взаимодействия человека, общества и окружающей среды. Ребята успешно выступали на научно-практических конференциях различного уровня, приведу примеры некоторых работ:

Задорожная Н: «Молибден  в почвах Шелеховского района»;

Дроздова Е.: «Определение свинца в растениях», «Всякий ли мёд хорош?»;

Буранов А. :  «Редкоземельные элементы настоящего и будущего»;

Зыкина А.: «Горечавка трёхцветковая – перспективное лекарственное растение»;

Вараксин Л.: «Определение подлинности растительного сырья»,

«Содержание тяжёлых металлов в растениях»;

Чукавина М.: «Определение содержания фенолов в некоторых копченых продуктах»;

Соколова Е.: «Грушанка круглолистная -   растение  Восточной Сибири»; выступила на Всероссийской конференции «Шаг в будущее», получила поощрительный диплом. Лена окончила Технический Университет, работает по специальности – экология.

Элемент пятый «Природа знает лучше»

        Несколько лет назад ко мне обратились родители наших юных исследователей, с просьбой взять под контроль неуёмный интерес детей к химическим опытам. Набрав в группу учащихся младших классов, стала разрабатывать программу пропедевтического курса «Вещества в моём доме». Андрей Мельников был из их числа. За два года мальчик исследовал 25 сортов чайного листа, поступающего на рынок города Шелехов. С помощью качественных реакций определил содержание биологически активных веществ в зелёном и чёрном чае. Позднее  акцент его интересов сместился уже к медицине, Андрей изучает действующие вещества в лекарственных растениях на базе лаборатории фармацевтического факультета Медицинского университета.

Шестой элемент «Путь в профессию»

        Все химиками не станут, но для тех,  кто интересуется этим предметом, мы и осуществляем связь с ВУЗами. Выражаю благодарность преподавателям высшей школы, которые поддерживают наши начинания и помогают достичь высоких результатов.

        Я горжусь тем, что для моих выпускников изучение химии продолжается в ВУЗах Москвы, Саратова, Томска, Тамбова, Нижнего Новгорода, Красноярска, Санкт-Петербурга и Иркутска.

Всем известно -  «Знаний много не бывает», так называется 7-й элемент.

Мои ребята принимают участие в различных конференциях, занимая призовые места.

        Научное знание и мастерство ребёнок со школьной скамьи должен взять с собой в студенческие годы, где на качественно новом уровне могут быть продолжены научные исследования.

Предложенные вашему вниманию фрагменты индивидуальных проблемно-познавательных программ не являются чем-то экстраординарным в учебной практике, но без сомнения результат их реализации очень весом:

Во-первых, обретается столь желаемая современным образованием междисциплинарность (метаобразование).

Во-вторых, в процессе разворачивания таких программ создаётся необходимый для общества стиль научного мышления.

Только те знания, которые добыты исследовательским путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка. Вовлечённые в исследовательскую деятельность, школьники сталкиваются с проблемами, имеющими смежный характер с профессиональными. Результат – сознательный выбор профессии.

Я с уверенностью могу сказать, что будущая профессия уже сидит на школьной скамье.

         Эти семь элементов являются важными в моей педагогической деятельности, в которой чудеса случаются, но над ними приходится много работать.

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятий школьной лаборатории "ЭксперименТаниум"

Примерный план лабораторных занятий...

Психологические основы формирования личности школьника защищённого типа средствами дополнительного образования. (Из опыта работы туристско-краеведческого сектора школьной лаборатории юного петербуржца)

Основываясь на данных эксперимента по проблеме «Физическое, духовное и социальное оздоровление школьников через туристское направление краеведческой деятельности» можно констатировать: Совершенст...

Исследование жевательной резинк в школьной лаборатории.

исследованием   можно  заниматься  с  детьми  на  кружке.  такие  вещи  вызывают  у  них  интерес и  любовь  к  предмету....

Школьная лаборатория творчества "Вдохновение" представляет сценарий внеурочного занятия "День рождения песни".

Автор - Макеева Ирина Николаевна руководитель школьной лаборатории творчества "Вдохновение", учитель музыки при МБОУ СШ № 66  г.Ульяновск....

«Сравнительный анализ свойств красок, полученных в школьной лаборатории, со свойствами фабричных красок»

Химия и искусство имеют внутреннюю общность,которая коренится в их творческой природе....

проведения игры «Независимое расследование» в школьной лаборатории «ЗОВ» (Зона Особого Внимания) для 9 класса

проведения игры «Независимое расследование»в школьной лаборатории «ЗОВ» (Зона Особого Внимания)  для 9 класса...

Приказ о создании школьной лаборатории

приказ о создании школьной лаборатории...