Корнеева Валентина Николаевна. «Использование элементов блочно – модульной технологии при изучении органической химии» (Из опыта работы)
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Корнеева Валентина Николаевна

Несколько лет  искала способ, позволяющий увеличить долю самостоятельной работы учащихся на уроке, и окончательно убедилась в правильности выбора, используя элементы блочно- модульной технологии в профильном классе, увидела заинтересованность всех учащихся в работе на каждом уроке и  желание добиться  успеха.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx43.46 КБ

Предварительный просмотр:

Корнеева Валентина Николаевна. «Использование элементов блочно – модульной технологии при изучении органической химии» (Из опыта работы)

Несколько лет  искала способ, позволяющий увеличить долю самостоятельной работы учащихся на уроке, и окончательно убедилась в правильности выбора, используя элементы блочно- модульной технологии в профильном классе, увидела заинтересованность всех учащихся в работе на каждом уроке и  желание добиться  успеха.  

Именно поэтому я разработала систему модулей по курсу органической химии 10 класса и предлагаю разработку  модулей  по темам: «Алканы», «Алкены» и « Алкины».

Использование этой технологии является делом очень трудоемким  и  материалоемким, т.к. для каждого ученика к каждому уроку необходимо приготовить кроме  модульной программы еще и  КИМы промежуточного, итогового контроля, а также,  опорные схемы, облегчающие усвоение программного материала.

        Составляя модульные программы,  выделила блок целеполагания отдельно. В данном блоке учащиеся могут не только познакомиться с видами   учебных элементов, ознакомиться с целями работы на каждом этапе, но и получить указание  об источниках информации.

        (Значком *   обозначается информация для профильного уровня).

        Изучение нового материала модуля может происходить: 1) под руководством преподавателя, 2) самостоятельно с консультацией преподавателя, 3) полностью самостоятельно. Мне кажется, более приемлемым является  смешанный тип организации работы при изучении модуля, который предполагает самостоятельную работу  учащихся с последующей проверкой. Для этого можно предложить выполнить задание данного учебного элемента  учащемуся на дальней доске или за доской. Это позволит ученику непосредственно во время урока убедиться в правильности  выполнения задания, произвести самоанализ и самооценку выполнения  каждого учебного элемента.         После окончания работы по материалам модуля можно предложить промежуточный контроль (чаще всего в виде теста) с последующей самооценкой или взаимооценкой. Окончательный контроль изученного материала осуществляется в более развернутой форме на следующем уроке.

Модуль №1

(Блок целеполагания)

Тема « Алканы»

№ УЭ

Название

Цели

Литература

УЭ0

Интегрирующая

 дидактическая

 цель

1)Изучить строение, номенклатуру, изомерию алканов.

2)Охарактеризовать химические свойства, получение алканов; прогнозировать применение алканов на основе их свойств

Базовый уровень

Профильный

уровень

УЭО1

Входной контроль

Проверить уровень усвоения основных понятий темы

УЭ1

Строение алканов

*изучить особенности строения алканов:SP3-гибридизацию, пространственное строение.

Лаб. опыт № 1 (*1)

стр.69-70

УЭ2

Номенклатура, гомология, изомерия

Усвоить знания о номенклатуре, гомологии и изомерии алканов

стр.

25-27

стр.70-72

УЭ3

Химические свойства парафинов

Изучить особенности химических свойств парафинов.

*Механизм реакции радикального замещения. Его стадии.

*Лаб.опыт №2

стр.

28 - 29

стр.75-80

УЭ4

Получение и применение алканов

*Изучить способы получения алканов.

стр.72-74

стр.81-83

УЭ5

Выходной контроль

Проверить уровень усвоения всех разделов и тем данного модуля, выявить ошибки учащихся.

Модуль №1. Тема «Алканы»

 УЭ1.        !!!! Алканы. Предельные углеводороды. Параф

 Общая формула: СnH2n + 2;  SP3 – гибридизация; тетраэдрическое строение,       валентный  угол 109*28. Длина связи (с-с) – 0,154нм, (с-н) 0,110нм.!! В молекуле только одинарные связи.

УЭ2.    Номенклатура алканов.

  • Выбрать самую длинную цепь углеродных атомов;
  • Пронумеровать цепь так, чтобы заместители получили наименьшие номера (с конца где ближе старший радикал);
  • В названии арабскими цифрами указать положение заместителей, а приставками ди (2), три (3), тетра (4) – число одинаковых заместителей, которые указываются в алфавитном порядке;
  • Дать название углеводорода длинной цепи.

Задание1.Назовите вещества:

СН3-СН – СН – СН2 – СН3         CH3 – CH –CH2 – CH – CH – CH3     CH3 –CH  -CH3

                                                                                                           

         CH3     CH3                                                CH3            CH3    CH3                             C2H5

Задание 2. Составьте формулы двух гомологов и двух изомеров для 1 вещества

( см.зад.№1)

                (!! Определение изомеров- стр.12, гомологов – стр.68.

Задание 3. Составьте формулы по названию:

А) 3-Метилгексан, Б) 2,3,3, - триметилоктан, В)2,4 – диметил – 3,4 – диэтилнонан.

 УЭ3   Химические свойства алканов.

!!!!Для алканов характерны реакции: горения, разложения (полного и дегидрирования), изомеризации, замещения атомов водорода на другие атомы или группы атомов ( в этих реакциях водород никогда не выделяется). Замещение идет по месту наименее гидрогенезированного  атома углерода.

Задание 1. Составьте уравнения химических реакций, взяв для примера:

В – 1: бутан, В – 2: пентан, В – 3: гексан.

Задание 2. Составьте уравнения реакций: А)горения гептана, Б) третьей и четвертой стадии бромирования метана, В) изомеризации3-метилпентана, Г) дегидрирования гексана;

Д) ароматизации гексана, Е) нитрования метана, Ж) разложения ( полного и неполного) метана, З) хлорирования 3 – метилгексана.

УЭ4  Получение алканов.!!!!!

а) Синтез Вюрца ( из галогеналканов):

RBr + 2Na + BrR = R – R + 2 NaBr

б) Реакция Дюма:

R – CH2 – C=O          + NaOH = R – CH3 + Na2CO3

                      O- Na

в) Каталитическое гидрирование алкенов (катал.Pt)

               R – CH = CH2 + H2 = R – CH2 – CH3

г)Из нефти,  природного и попутного нефтяных газов.

 УЭ5         4) Напишите уравнения реакций, представленных схемой превращений:

А)метан---хлорметан----дихлорметан

                                     

                                      Этан----хлорэтан----------( синтез Вюрца)-----Х1

               Б)CH3 – CH2 – COONa------этан----хлорэтан-------- пентан------углекислый газ.

Модуль №2.

(Блок целеполагания)

Тема « Алкены»

№ УЭ

Название

Цели

Литература

УЭ0

Интегрирующая

 дидактическая

 цель

1)Изучить строение, номенклатуру, изомерию алкенов.

2)Охарактеризовать химические свойства, получение алкенов; прогнозировать применение алкенов на основе их свойств

Базовый уровень

Профильный

уровень

УЭ1

Входной контроль

Проверить уровень усвоения основных понятий темы

УЭ2

Строение алкенов

*Изучить особенности строения алкенов:SP2-гибридизацию, пространственное строение.

*Лаб. опыт №3

стр.85

УЭ3

Номенклатура, гомология, изомерия

Усвоить знания о номенклатуре, гомологии и изомерии алкенов;

*особое внимание обратить на типы и виды изомерии (цис-, транс-, оптическая изомерия)

стр.

32-33

стр.85-87

УЭ4

Химические свойства олефинов

Изучить особенности химических свойств олефинов.

*Механизм реакции электрофильного присоединения.

*Рассмотреть индуктивный эффект.

*Рассмотреть реакции окисления (составить баланс)

Лаб.опыт №3(*4)

стр.

33-37

стр.89-99

УЭ5

Получение и применение алкенов

Изучить способы получения алкенов.

Стр.33

стр.88-89

стр.99-101

УЭ6

Выходной контроль

Проверить уровень усвоения всех разделов и тем данного модуля, выявить ошибки учащихся,

Модуль №2. Тема: «Алкены».

УЭ1. Входной контроль.          Вещества, какого гомологического ряда вы изучали на предыдущем уроке?        Что значит термин предельные углеводороды?       Чем отличаются непредельные углеводороды от предельных?       На что указывает суффикс –ен в названии вещества?

УЭ2.  Строение алкенов.             !!! Алкены.. Непредельные углеводороды. Олефины.

           !!! Общая формула СnH2n;* SP2 -  гибридизация, плоскостное строение, валентный  угол 1200, длина связи         (С=С)                                     составляет 0.132 нм. В молекуле имеются двойная и одинарные связи.         Свободное вращение вокруг                  пи- связи невозможно. Прочность пи-связи меньше сигма -         связи.  Поляризуемость пи - связи гораздо          выше, чем сигма – связи.

УЭ3. Номенклатура, изомерия, гомология.

  • Выбор главной цепи, которая должна содержать двойную связь.
  • Нумерация атомов углерода с того конца, к которому ближе находится двойная связь.
  • При срединном положении двойной связи, нумерация начинается с конца, где ближе расположен старший заместитель.
  • В названии арабскими цифрами указывается положение заместителей, приставками: ди-, три, тетра – число одинаковых заместителей, которые указываются в алфавитном порядке.
  • В конце названия указывается номер атома углерода, у которого начинается двойная связь.
  • Суффикс –ен – указывает принадлежность к алкенам (наличие двойной связи С=С).

        Задание №1.Назовите:

         А)СН3-СН=СН-СН3                Б)*СН2=СН-СН-СН3          В)* СН3-СН2-СН-СН=СН-СН3

                                                                                                                                     СН3                                      СН3

        Задание №2. Составьте формулы веществ. 

             А) гептен-3,   Б) 2-этилпентен-1,     В)* 2-метил-3- хлорпропен-1,  

                                                                 Типы  изомерии

                        Структурная                                                                 Пространственная

  • Изомерия углеродного скелета                          стереоизомерия или цис-транс- изомерия                    
  • Изомерия положения кратной связи
  • Изомерия положения заместителей
  • Межклассовая изомерия

Задание  №3. *Составьте формулы  изомеров бутена.  

УЭ4. Химические свойства алкенов.

!!!Для алкенов характерны реакции горения, разложения, изомеризации и присоединения по      _        месту разрыва двойной  пи-связи (это реакция электрофильного присоединения).

!!! Алкены присоединяют галогеноводороды и воду в соответствии с правилом         Марковникова.

Задание №1. Составьте уравнения реакций, используя вещества А) этилен, Б)* бутен-1:

  • Горение
  • Разложение
  • Изомеризация*
  • Галогенирование
  • Гидрирование
  • Гидратация
  • Гидрогалогенирование
  • Полимеризация
  • Окисление перманганатом калия (в кислой и нейтральной среде; составьте баланс)*

УЭ5. Получение. Составьте уравнения реакций получения А) этена , Б)* пропена:

  • Дегидрирование алканов
  • Дегидрогалогенирование моногалогенпроизводных алканов
  • Дегидратация спиртов
  • Дегалогенирование дигалогенпроизводных алканов*

УЭ6. Применение. Перечислите области применения алкенов.

УЭ7. Рефлексия. Проверьте правильность выполнения заданий модуля, работая с товарищем или         учителем. Оцените свою работу.

Модуль №3.

(Блок целеполагания)

Тема: « Алкины».

№ УЭ

Название

Цели

Литература

УЭ0

Интегрирующая

 дидактическая

 цель

1)Изучить строение, номенклатуру, изомерию алкинов.

2)Охарактеризовать химические свойства, получение алкинов; прогнозировать применение алкинов на основе их свойств.

Базовый уро-вень

Профиль-

ный

уровень

УЭ1

Входной контроль

Проверить первоначальный  уровень усвоения основных понятий темы: «Непредельные углеводороды».

УЭ2

Строение алкинов

*Изучить особенности строения алкинов: SP-гибридизацию, пространственное строение

стр.102-103

УЭ3

Номенклатура, гомология, изомерия

Усвоить знания о номенклатуре, гомологии и изомерии алкинов;

*особое внимание обратить на типы и виды изомерии  (отсутствие цис-, транс-, оптической изомерии)

стр.103-104

УЭ4

Химические свойства алкинов

Изучить особенности химических свойств алкинов,

*механизм реакции электрофильного присоединения.

*Рассмотреть реакции окисления (составить баланс)

стр.

44-47

стр.105-110

УЭ5

Получение  алкинов

Изучить способы получения алкинов.

стр.

43-44

стр.104-105

стр.110-111

УЭ6

Применение алкинов

Рассмотреть области применения алкинов.

стр.44

стр.110-111

УЭ7

Выходной контроль

Проверить уровень усвоения всех разделов и тем данного модуля, выявить пробелы в знаниях  учащихся.

УЭ8

Рефлексия

Самооценка работы на уроке

Модуль №3.

Тема: « Алкины».

УЭ1. Входной контроль.

        Какие вещества относятся к непредельным углеводородам?

        Какие химические свойства характерны для непредельных углеводородов?

        Существуют ли более непредельные соединения, чем алкены?

        Какова, по  вашему мнению,  тема сегодняшнего урока?

УЭ2.Строение алкинов

!!! Алкины. Непредельные углеводороды. Общая формула СnH2n-2,*SP-гибридизация,(С= С);

 1 сигма – и 2 пи - связи, валентный           угол 1800, длина связи 0,120 нм., линейное пространственное строение.

УЭ3.* Номенклатура, изомерия.*  В названии ( см. номенклатуру алкенов) используется суффикс –ин.

        Задание№1. Назовите вещества:                                        СН3

        А) СН=С-СН2-СН3      Б)* СН3-СН-С=СН          В)* СН3-СН-С – С=СН

                                                                 СН3                                   СН3

        Задание №2. Напишите формулу 4-метилпентина-2, составьте формулы двух изомеров и двух         гомологов данного вещества.  Укажите тип и вид изомерии. !!! Помните, что пространственная         цис –         транс- изомерия для алкинов не характерна, постарайтесь объяснить- почему?

        !!!Алкинам – изомерны алкадиены, циклоалкены.

УЭ4. Химические свойства алкинов.

        Задание №1. Напишите уравнения реакций:

  • Горения
  • Разложения
  • Изомеризации*
  • Гидрирования
  • Галогенирования
  • Гидратации
  • Гидрогалогенирования
  • Окисление перманганатом калия в кислой среде (составить баланс окислительно-восстановительной реакции).*
  • Взаимодействие с аммиачным раствором оксида серебра.*

На примере: а) этина, б) пентина – 1*

УЭ5. Получение.

        Напишите уравнения реакция получения а) этина, б) пентина -1:

  • Пиролиз  метана (а)
  • Карбидный способ(а)
  • Дегидрирование алканов и алкенов*
  • Дегидрогалогенирование дигалогенпроизводных алканов*!!!Отщепление водорода от галогенпроизводого происходит от менее гидрированного атома углерода, находящегося по соседству с галогеном.          ( Правило А.М.Зайцева).

УЭ6. Применение. Опираясь на схемы в учебнике,  укажите области применения алкинов.

УЭ7. Рефлексия. Выполните упражнение 4  (стр. 48, ( стр. 110)*)

        Проверьте правильность выполнения заданий модуля, проведите взаимооценку,  работая         в         паре.

        Ученику очень важна оценка его труда, причем сразу после выполнения работы. Только тогда можно вовремя исправить ошибки каждого ученика и внести коррективы в работу.  Учет удобнее вести на листках учета, которые постоянно висят в кабинете на виду (где о.у. – оценка учителем,  с.о. – самооценка).

Фамилия

Входной  контроль

Строение, изомерия, номенклатура

Химические

свойства

Получение

Применение

Промежуточный контроль

Решение задач

Итоговый контроль

назвать вещество

составить

формулу

изомеры,

гомологи

 с.о

о.у

 с.о

о.у

с.о. 

о.у

 с.о

о.у

с.о

о.у

Боровкова

        Такая форма учета позволяет учащимся и учителю получить истинные представления о знаниях, у ребят пропадает боязнь получить двойку, т.к. любая отметка может быть исправлена до окончания изучения темы, появляется чувство здорового соревнования. Кроме того, после каждого урока ученики видят, какую работу они выполнили и сколько им еще предстоит выполнить.

        Литература

1.Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии: Учебное пособие. – М.: Центрхимпресс, 2004. «Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала».

2. Беспалов П.И. Модульные программы при изучении органической химии. Ц.1. – М.: Центрхимпресс, 2003. «Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала».

3.Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2003.

4. Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование элементов блочно-модульной технологии на уроках математики»

Уважаемые коллеги, кто из вас, как и я столкнулся с тем, что учащиеся изучив раздельно и вроде бы успешно взаимообратные операции не умеют находить различия и сходства задач относящихся к ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ с использованием элементов блочно-модульной технологии по теме «Признаки параллельности прямых»

Основными преимуществами модульной системы обучения являются изменение форм общения учителя с учащимися и самостоятельность учащихся в достижении целей обучения. В модуле учитель формулирует для...

Организация проектной деятельности учащихся при изучении курса химии. Из опыта работы.

Организация проектной деятельности на уроках химии и во внеурочное время....

Мультимедийные технологии при изучении органической химии

  Тема «Биологически активные органические соединения» в базовом курсе органической химии 10 класса изучается в конце ученого года, когда у обучающихся накапливается...

Блочно-модульные технологии на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном материале описывается использование БМТ на уроках русского языка...

Современные образовательные технологии в процессе обучения химии (из опыта работы учителя химии и информатики)

Выступление на августовской педагогической конференцииПути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на ...

Использование элементов блочно-модульной технологии при подготовке к тестовой части ОГЭ по русскому языку. Модуль «Грамматическая основа»

В 2020 году формат ОГЭ по русскому языку претерпел изменения. Вместо 13 заданий тестовой части осталось 7. Обновленный формат итоговой аттестации базируется на  основополагающих разделах ли...