Рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень) к учебнику О.С.Габриеляна
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Филькина Людмила Федоровна

Рабочая программа курса «Органическая химия» в 10 классе (базового уровня) рассчитана на 1 час в неделю, общее число часов – 34 и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по химии. Преподавание ведется по УМК автора О.С. Габриеляна. Целевая аудитория: для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya10.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

" Рассмотрено"

Руководитель МО

_____/ФилькинаЛ.Ф./

Протокол № №1 от

" 30" 08. 2013г

" Согласованно"

Заместитель руководителя по УВР МКОУ-СОШ с. Новосёловка

______/Постникова О.Н./

" 30"08. 2013 г

" Утверждено"

Руководитель

МКОУ- СОШ с. Новосёловка

______/Ганзенко Т.А./

Приказ № 51  от

" 02" 09. 2013 г

.        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Филькиной Людмилы Фёдоровны

Учителя 1 категории

по химии

10 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«19 » августа 2013 г.

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии составлена в соответствии федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  О.С. Габриелян), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2011году.

Данная программа содержит все темы, включённые в федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан на 34 часа, в том числе на практические работы -2 часа. Содержание программы носит образовательный характер.

 Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике.
  1. Овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций
  2. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний с использованием различных источников информации, в том числе, компьютерных, в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
  3. Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
  4. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Изучение предмета «химия» способствует решению следующих задач:

  1. Воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современ

    ного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему  здоровью и окружающей среде.

  1. Подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества.
  2. Формировать умения: обращаться с химическими веществами, простейшими  приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, фиксировать результаты опытов, делать обобщения.

УМК:

О.С. Габриелян. Химия  10  класс. Базовый  уровень. «Дрофа», 2008  год.

  1.  Программа  для  общеобразовательных  учреждений. Химия. 8 – 11  классы., «Дрофа», Москва, 2011  год.

  1. О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. Книга для учителя. Химия (базовый уровень), Москва, Дрофа  2009 год.

  1. О.С. Габриелян. Контрольные и проверочные работы по химии 10 класс. М.: Дрофа,2005 год.

Электронные ресурсы:

-Химия 8 – 11класс.

-Органическая химия 10 -11 класс

-Виртуальная лаборатория.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Общее количество часов

Количество контрольных работ

Количество практических работ

1

Введение

1

2

Теория строения органических соединений

2

3

Углеводороды и их природные источники

8

1

4

Кислородсодержащие органические соединения

10

5

Азотсодержащие органические соединения

6

1

1

6

Биологически активные вещества

4

7

Искусственные и синтетические полимеры

3

1

                                                                                          Итого:

34

2

2

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВОГО КУРСА ХИМИИ

10 КЛАСС (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ)

Введение (1/1 ч)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.


 
Тема 1
  Теория строения органических соединений
(2/6 ч) 
  Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2
  Углеводороды и их природные источники
(8/16 ч)

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
  А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
  А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
  А л к а д и е н ы  и  к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
  А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
  Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
  Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
 
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
 
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Тема 3
  Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники
 
(10/19 ч) 

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
  С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств.

Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
  Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
  К а м е н н ы й  у г о л ь.  Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
  А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
  К а р б о н о в ы е  к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
  С л о ж н ы е  э ф и р ы  и  ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
  У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
  Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
  Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза
 полисахарид.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
 
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина. 8. Свойства формальдегида. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.

 Тема 4.

 Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6/9 ч) 

А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
  А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
  Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.
  Генетическая связь между классами органических соединений.
  Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
 
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол  этилен этиленгликоль  этиленгликолят меди (II); этанол этаналь  этановая кислота.
 
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
 
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

Тема 5  Биологически активные органические соединения (4/8 ч)

   Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
  В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
  Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

   Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
 
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

   Тема 6
  Искусственные и синтетические полимеры
(3/7 ч)

И с к у с с т в е н н ы е  п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья.

Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

С и н т е т и ч е с к и е  п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
 
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химически реактивам.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ученик должен

знать/понимать:
      
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
      
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
      
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
      
• важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
      
уметь:
      
• называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
      
• определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
      
• характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
      
• объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
      
• выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
      
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);
      
• использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
      
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
      
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; 
      
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; 
      
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
      
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
      
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; 
      
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; 
      
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

№ п/п.

Название разделов и тем уроков.

Всего часов

Введение.

1

1

Вводный инструктаж по т/ б. Предмет органической химии.

1

Тема 1 Теория строения органических соединений.

2

2-3

Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.

2

Тема 2 Углеводороды и их природные источники.

8

4

Природный газ. Алканы.

1

5

Алкены. Этилен.

1

6

Алкадиены. Каучуки.

1

7

Акины. Ацетилен.

1

8

Арены. Бензол.

1

9

Нефть и способы её переработки.

1

10

Обобщение  по теме «Углеводороды и их природные источники».

1

11

Контрольная работа №1 « Углеводороды и их природные источники»

1

Тема 3-4 Кислород-азотсодержащие органические соединения и их природные источники.

16

12

Единство химической организации живых организмов на Земле. Спирты.

2

13

Каменный уголь. Фенол.

1

14

Альдегиды и кетоны.

1

15

Карбоновые кислоты.

1

16

Сложные эфиры. Жиры. Мыла.

1

17

Углеводы. Моносахариды.

1

18

Глюкоза как представитель моносахаридов

1

19

Дисахариды и  полисахариды.

1

20

Амины. Анилин.

1

21

Аминокислоты.

1

22

Белки.

1

23

Нуклеиновые кислоты.

1

24

Генетическая связь между классами органических соединений.

1

25

Инструктаж по т/б. Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.

1

26

Обобщение по теме « Кислород- и азотсодержащие органические соединения»

1

27

Контрольная работа №2 « Кислород- и азотсодержащие органические соединения»

1

Тема 5 Биологически активные органические соединения .

4

28

Ферменты.

1

29

Витамины.

1

30

Гормоны.

1

31

Лекарственные средства.

1

Тема 6 Искусственные и синтетические полимеры

3

32

Искусственные и синтетические полимеры.

1

33

Инструктаж по т/б. Практическая работа №2 Распознавание пластмасс и волокон

1

34

Обобщение по курсу..

1

                                                                           Всего

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

рабочая программа по химии 10кл базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования,  основной образовательной программы среднего (полного) общег...