Урок химии в 8 классе. Тема "Кислоты"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Остроухова Светлана Анатольевна

в данной разработке представлен материал по теме "Кислоты" по учебнику О.С.Габриелян "Химия 8 класс. испльзованы элементы модульного обучения,  подробные инструкции для учащихся, задания для экспериментальной работы, материалы для закрепления и проверки усвоенного материала. в ходе данного урока ученики не только приобретут новые знания, но и получат практические умения проведения эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl._kisloty_urok.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Кислоты»

Цель: 

1. Создать условия для формирования представлений о кислотах как классе неорганических соединений.

2. Изучить химические свойства характерные для класса кислоты.

Задачи: 

1. Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях класса неорганических веществ – кислот.
2. Познакомить учащихся с химическими свойствами кислот.
3.  Совершенствовать   экспериментальные    умения учащихся   (исследования   действия   кислот   на индикаторы, отношения кислот к различным металлам) и делать на основе опытов правильные теоретические выводы.

4. Развивать  умения применять имеющиеся знания в новой ситуации   посредством   составления   уравнений химических реакций кислот с металлами;

5. Продолжить формирование умений работать в группах.
6. Развивать  процессы  мышления:  анализ,  синтез, обобщение

Метод обучения: словесный, практический и наглядный.

Тип урока: изучение нового материала.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация пройденного материала
  3. Изучение нового материала.  

1. Работа лабораторий.
2. Обобщение и выводы.

  1. Закрепление.
  2. Домашнее задание. Подведение итогов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация пройденного материала

На прошлом уроке вы начали изучать тему «Кислоты», мы  говорили о составе и строении данного касса веществ. Изучением химических свойств кислот мы  займемся сегодня на уроке.  Тема  сегодняшнего урока «Химические свойства кислот». Сегодня мы все ученые – экспериментаторы, перед нами стоит задача – исследовать  химические свойства кислот. Для работы в лаборатории необходимо получить пропуск.

1. Химический диктант: азотная кислота, соляная кислота, Н2 SO4,  угольная кислота,   H3PO4,  кремневая кислота,   HNO3,   H2S, серная кислота, HCl

(Ответ:  HNO3,   HCl,  серная,  Н2 СO3,  фосфорная, Н2 Si O3,    азотная, сероводородная, Н2 SO4,  соляная)

2. Ответьте на вопросы:

  • Дайте определение классу кислот.
  • На какие группы делятся кислоты по составу (приведите примеры).
  • На какие группы делятся кислоты по оснoвности (приведите примеры).
  • Назовите другие признаки классификации кислот.
  • Какие природные кислоты вам известны? (Чайка)
  • Где применяются кислоты? (Чазова)
  • Назовите правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
  • Назовите правила техники безопасности при работе с серной кислотой.

Материал о составе кислот вами усвоен, технику безопасности вы знаете -  допуск к работе получен.

 III.  Изучение нового материала.  

1. Работа лабораторий.

Каждой  группе определена своя область исследования и инструкция, как его провести. В сложных ситуациях вы можете обратиться за помощью ко мне..

Необходимо точно по инструкции провести эксперимент, записать в тетради уравнения реакций, ответить на предложенные вопросы.

После окончания исследования один человек из группы рассказывает, что и как проводили, показывает результаты исследования, другой человек из группы записывает уравнение реакции на доске под цифрой, которая соответствует номеру вашего опыта.

К концу урока мы составим подробное описание химических свойств кислот, у каждого ученика оно должно быть в тетради.

 Свою  работу каждый оценивает и делает пометки в  оценочном листе, затем с учетом этих оценок и работы на уроке каждый получит итоговую оценку в журнал.

1 группа: Изменение окраски индикаторов при действии растворов кислот.

2 группа: Взаимодействие кислот с металлами.

3 группа: Взаимодействие кислот с основными оксидами.

4 группа: Взаимодействие кислот с  основаниями.

5 группа: Взаимодействие кислот с солями.

Самостоятельная работа учащихся в группах по инструкциям

2. Обсуждение результатов с записью уравнений реакций на доске.

Запись на доске и в тетради:

1. Действие индикаторов.

2. Взаимодействие с металлами (до Н !)

Дополнительный материал: Подобные опыты по взаимодействию кислот с металлами проводил русский ученый Бекетов, в результате чего им был составлен ряд активности металлов {теперь носящий его имя). 

Металлы в ряду Бекетова разделяет водород. Какие металлы, стоящие до или после водорода способны вытеснять его из кислот?

3. Взаимодействие с основными оксидами.

5. Взаимодействие с растворимыми основаниями (щелочами).

 Взаимодействие с нерастворимыми основаниями.

7. Взаимодействие с солями.

Соляная + карбонат натрия

Таким образом, сегодня на уроке мы узнали, что кислоты изменяют окраску индикаторов,  взаимодействуют с металлами (до водорода), с основными оксидами, с основаниями, с солями.

 Исследовательская работа лабораторий прошла успешно. А теперь перед вами еще одно задание.  Мы сегодня уже слышали, что с кислотами человечество познакомилось давно. При раскопках легендарной Трои были обнаружены химические записи, но они очень пострадали от времени, влаги, огня. Но кое – что осталось. Вам предстоит разгадать записи.

  1.  Закрепление.

1. Древняя рукопись.

….. + 2HCl= MgCl2 + H2                                    2KOH +  ……= K2SO4 + 2H2O

3Zn+2H3PO4=  Zn3(PO4)2 + …..                               

…..2O3+6H = 2Al Cl3  + 3H2O

K2CO3 + 2HNO3  =2 NO3 + CO2 + O

Mg+2HCl= MgCl2 + H2                                   2 KOH + H2SO4  = K2SO4 +2 H2O

3Zn+2H3PO4=  Zn3(PO4)2 +3 H2                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3H2O

K2CO3 + 2HNO3  = 2KNO3 + CO2 + H2O

2.  Химические  загадки  (тест)

V.  Подведение итога    Самооценка. Домашнее задание.

Инструктивная карточка

Опыт №1

Действие кислот на растворы индикаторов.

В три пробирки налить раствор серной кислоты – H2SO4 

  • В 1-ю пробирку добавить 2 – 3 капли лакмуса;
  • Во 2 –ю пробирку добавить 2 – 3 капли метилового оранжевого;
  • В 3-ю пробирку добавить 2 – 3 капли фенолфталеина.

Что наблюдаете?

Какой индикатор не изменяет своей окраски в присутствии раствора кислоты?

Инструктивная карточка.

Опыт №2

Взаимодействие кислот с металлами.

В 1-ю пробирку поместите несколько гранул цинка - Zn;
Во 2-ю пробирку поместите несколько гранул алюминия - Al;
В 3-ю пробирку поместите несколько гранул меди - Cu.
В каждую пробирку прилейте по 2 – 3 мл соляной кислоты - HСl;

Что наблюдаете?

Во всех ли пробирках происходят химические реакции? Что является признаком химической реакции?
С каким металлом реакция идет быстрее?

Инструктивная карточка.

Опыт №3.

Взаимодействие кислот с основными оксидами.

1. В пробирку поместите несколько гранул оксида меди - CuO.
2. Прилейте 2 – 3 мл серной кислоты - Н
2SO4

3. В другую пробирку поместите оксид магния.

4. Прилейте 2 мл серной кислоты.

Что наблюдаете?

По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?

Инструктивная карточка.

Опыт №4.

Взаимодействие кислот с основаниями.

1. В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия - NaOH, добавьте 2 – 3 капли фенолфталеина. Что наблюдаете?

2. Постепенно по каплям добавьте соляную  кислоту - HСl; Что наблюдаете?

По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?

3. К нерастворимому осадку  Cu (OH)2  прилейте 2 – 3 мл соляную  кислоту - HСl;.  Все содержимое пробирки перемешайте стеклянной палочкой.

Что наблюдаете?  По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?

Инструктивная карточка.

Опыт №5.

Взаимодействие кислот с растворами солей.

1. В пробирку налейте 1 – 2 мл хлорида бария – BaCl2, затем добавьте 1 – 2 мл серной кислоты - H2SO4.

Что наблюдаете?

 По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?

2. В пробирку налейте 1 – 2 мл карбоната натрия Na2 CO3, добавьте 1 – 2 мл соляной кислоты HCl. 

Что наблюдаете?

 По какому признаку определили, что происходит химическая реакция?

Древняя рукопись

Mg + 2HCl= MgCl2 + H2                                    2KOH + H2SO4  = K2SO4 + 2H2O

3Zn+2H3PO4=  Zn3(PO4)2 + 3H2                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3H2O

K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + H2O

Древняя рукопись

Mg + 2HCl= MgCl2 + H2                                    2KOH + H2SO4  = K2SO4 + 2H2O

3Zn+2H3PO4=  Zn3(PO4)2 + 3H2                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3H2O

K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + H2O

Древняя рукопись

Mg + 2HCl= MgCl2 + H2                                    2KOH + H2SO4  = K2SO4 + 2H2O

3Zn+2H3PO4=  Zn3(PO4)2 + 3H2                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3H2O

K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + H2O

Древняя рукопись

Mg + 2HCl= MgCl2 + H2                                    2KOH + H2SO4  = K2SO4 + 2H2O

3Zn+2H3PO4=  Zn3(PO4)2 + 3H2                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3H2O

K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + H2O

Древняя рукопись

Mg + 2HCl= MgCl2 + H2                                    2KOH + H2SO4  = K2SO4 + 2H2O

3Zn+2H3PO4=  Zn3(PO4)2 + 3H2                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3H2O

K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + H2O

Древняя рукопись

Mg + 2HCl= MgCl2 + H2                                    2KOH + H2SO4  = K2SO4 + 2H2O

3Zn+2H3PO4=  Zn3(PO4)2 + 3H2                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3H2O

K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + H2O

Древняя рукопись

Mg + 2HCl= MgCl2 + H2                                    2KOH + H2SO4  = K2SO4 + 2H2O

3Zn+2H3PO4=  Zn3(PO4)2 + 3H2                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3H2O

K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + H2O

Древняя рукопись

Mg + 2HCl= MgCl2 + H2                                    2KOH + H2SO4  = K2SO4 + 2H2O

3Zn+2H3PO4=  Zn3(PO4)2 + 3H2                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3H2O

K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + H2O

Древняя рукопись

Mg + 2HCl= MgCl2 + H2                                    2KOH + H2SO4  = K2SO4 + 2H2O

3Zn+2H3PO4=  Zn3(PO4)2 + 3H2                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3H2O

K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + H2O

Древняя рукопись

Mg + 2HCl= MgCl2 + H2                                    2KOH + H2SO4  = K2SO4 + 2H2O

3Zn+2H3PO4=  Zn3(PO4)2 + 3H2                                Al2O3+6HCl = 2Al Cl3  + 3H2O

K2CO3 + 2HNO3  =2 KNO3 + CO2 + H2O

Инструктивная карта.

Этап урока

Деятельность ученика

УЭ –1

Организационный момент

Запиши тему урока в тетради.

УЭ - 2

Актуализация пройденного материала

1. Химический диктант

  • 2. Устно ответь на вопросы:
  • Дайте определение классу кислот.
  • На какие группы делятся кислоты по составу (приведите примеры).
  • На какие группы делятся кислоты по оснoвности (приведите примеры).
  • Назовите другие признаки классификации кислот.
  • Какие природные кислоты вам известны?
  • Где применяются кислоты?
  • Назовите правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
  • Правила работы с серной кислотой

Проверь химический диктант по ключу, поставь оценку в лист:

9 – 10  - «5»

7- 8  -    «4»

5 – 6 -    «3»

Оцени свой ответ, поставь оценку в лист:

УЭ- 3

 Изучение нового материала

1. Работа лабораторий.

2. Обобщение изученного материала

Выполни работу в соответствии с инструкцией. Оцени работу, поставь оценку

Сделай записи уравнений, запиши признаки реакций.

УЭ - 4

Закрепление.

1. Древняя рукопись.

….. + 2HCl= MgCl2 + H2                                    2KOH +  ……= K2SO4 + 2H2O

3Zn+2H3PO4=  Zn3(PO4)2 + …..                               

…..2O3+6H = 2Al Cl3  + 3H2O

K2CO3 + 2HNO3  =2 NO3 + CO2 + O

2. Загадки «Химического царства» (тест)

Сделай задание в тетради.  

Проверь по ключу.

Оцени свой ответ, поставь оценку в лист:

Оцени свой ответ, поставь оценку в лист:

УЭ - 5

Домашнее задание: §38, упр. 4, записи в тетради.

Запиши в дневник

Оценочный лист ___________________________

Я знаю формулы кислот

Я знаю и выполняю правила техники безопаснос-ти

Я выполнил эксперимент в соответствии с инструкцией

Я умею записывать уравнения реакций

Я правильно отгадал загадки

Итоговая  самооценка

                                        Оценка:           Самооценка:

Тест «Химическая загадка»

1. В данном ряду к кислотам не относятся:       л) H2S     м) NH3      н) HCl. 

2.Какое из веществ   изменяет окраску фиолетового лакмуса на красный ?
о)H2SO3    р) H2O    н) NaOH. 

 3.Кислотному остатку РO4 соответствует кислота: 

и)  серная  к)  угольная  л) фосфорная  м) кремневая

4.Наличие кислорода - обязательная  часть всех кислот:  о) нет   р) иногда     н) да        

5.Металл, не способный вытеснять водород из растворов  кислот:

б) Zn     в) Pb      г) Na    д) Hg.

6.  При взаимодействии кислот с оксидами образуются: г) соль   д) новый оксид и новая кислота    е) соль и вода    ж) вода

7. Реакция взаимодействия кислоты с основаниями относится к типу: у) соединения   ф) замещения   х) разложения   ц) обмена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 8 класс тема "Строение электронных оболочек атомов"

Разноуровневый урок химии в 8 классе по теме "Строение электронных оболочек атомов" по программе О.С. Габриеляна позволяет на практике реализовать ЛО подход в обучении....

Урок химии 8 класс тема Физические и химические свойства оснований

урок химии 8 класс                     ТЕМА № 5.   «Основные классы неорганических веществ...

Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"

В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок  работы с понятием «неметаллы» и поиска ...

Конспект урока химия 9 класс "Кремниевая кислота .Соли"

Кремниевая кислотаи её соли. Получение, свойства....

Видео материал с конкурсного урока химии 9 класс тема: "Соединения галогенов"

Тема "Галогены" изучается по химии в 9 классе. Урок "Соединения галогенов" является заключительным. Учащиеся получают новую информацию, проводят лабораторную работу, на основании ее обо...

Химия 8 класс тема: "Кислоты"

Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» по ФГОС. Тип урока: урок изучения нового материалаЦели урока: сформировать понятие о кислотах, как об одном из классов химических соединений; изучить соста...

Конспект урока по химии 9 класс Тема: Кислоты: понятие, классификация, названия.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру. Задачи: 1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индик...