Лекция "Методика решения расчетных задач по химии"
методическая разработка по химии на тему

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями.

В методике преподавания  я выделяю три основных этапа формирования умений решения расчетных задач:

Первый этап – формирование общих понятий данного типа химических задач: отличительные признаки данного типа задач, обязательный набор условий для данного типа –  узнавания типа задачи;

- формирование общих принципов решения расчетных задач разных типов:  определение конкретного  алгоритма  на основании общих принципов решения.

Второй этап – практический – нарешивание  расчетных  задач по разнообразию способов,  рациональности, нарастанию уровня сложности решения. Завершается этот этап обязательно решением комбинированных задач.

Третий этап – составление условий задач – позволяет лучше осмыслить, взглянуть изнутри на решение задачи, поставить себя на позицию автора задачи.

А также рассматриваются

  1. Общие принципы алгоритма решения расчетных задач. 

1 Принцип: Все химические расчеты ведутся по химически чистому веществу.

 

2 Принцип: Расчеты ведутся только по той части вещества, которая полностью вступила в реакции, т.е.  по «недостатку».

 

 3 Принцип:  Независимость расчетов - между физическими величинами устанавливается непосредственная прямая функциональная взаимосвязь – стереохимические расчеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_metodika_resheniya_raschetnykh_zadach_po_khimii.doc343.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«МЕТОДИКА РЕШЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»

Разработала:

Учитель химии МБОУ СОШ №36

Е.С. Анисимова

Презентация опыта:

Лекции для слушателей курсов

повышения квалификации  

(2010-2012гг)

Улан-Удэ

2010 год.

  1. Введение: роль расчетных задач в курсе химии.

Предметная область «Химия» была и остается одной из базовых

областей основного общего и среднего (полного) общего образования, это в первую очередь обусловлено  практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.

Главная цель общего среднего химического образования заключается в формировании химически грамотной, культурно развитой, духовно-творческой личности, готовой к жизнедеятельности в постоянно меняющейся среде (социально-экономической, культурно-образовательной, содержательно-информационной, ценностно-ориентированной, научно-технологической), а также к дальнейшему образованию и самообразованию.

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями.

Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материал. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом компетентностного подхода в обучении химии. Именно компетентностный подход предполагает комплексное усвоение учеником знаний и умений, соединение теоретических знаний с их практическим использованием для решения конкретных задач.

При решении расчетных задач по химии в первую очередь происходит формирование  учебно-познавательных компетенции:

  • самостоятельная познавательная деятельность, включающая

элементы логической, методологической, общеучебной деятельности;

  • креативные навыки по отношению к изучаемым объектам:

добывание знаний непосредственно из  окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;

  • химическая функциональная грамотность.
  1. Требования государственного образовательного  стандарта к уровню подготовки выпускников в области решения расчетных задач:

Основное общее образование

Среднее (полное) общее образование

Базовый уровень

Профильный уровень

Умение вычислять:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • массовую долю химического элемента по формуле соединения;
  • массовую долю растворенного вещества в растворе;
  • количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • выполнения расчетов, необходимых при приготовлении растворов заданной концентрации, используемых в быту и на производстве.
  • расчета

количеств (масс, объемов) веществ, образующихся в результате протекания химической реакции;

  1. Особенности решения расчетных задач по химии.

В методике преподавания  я выделяю три основных этапа формирования умений решения расчетных задач:

Первый этап – формирование общих понятий данного типа химических задач: отличительные признаки данного типа задач, обязательный набор условий для данного типа –  узнавания типа задачи;

- формирование общих принципов решения расчетных задач разных типов:  определение конкретного  алгоритма  на основании общих принципов решения.

Второй этап – практический – нарешивание  расчетных  задач по разнообразию способов,  рациональности, нарастанию уровня сложности решения. Завершается этот этап обязательно решением комбинированных задач.

Третий этап – составление условий задач – позволяет лучше осмыслить, взглянуть изнутри на решение задачи, поставить себя на позицию автора задачи.

В решении любой  расчетной задачи  можно выделить два аспекта: химический и математический. Основу для расчетов дают химические  формулы и уравнения. Поэтому для решения любой химической задачи необходимо владеть химической грамотностью, т.е. знание строения и свойств веществ и алгоритмом решения (математическая грамотность).

Химический и математический аспект решения расчетных задач  преломляются через понятие «моль».  Любая химическая реакция сводится к перегруппировки  атомов, все соотношения между числом  атомов м молекул, задаваемые индексами в формулах и коэффициентами в уравнениях, оказываются справедливыми и для соотношения молей.

Все типы химических задач имеют единство – три характеристики вещества: масса (m), объем (V), количество вещества – моли (v или n):

Взаимосвязь осуществляется  посредством молярного объема, молярной массы и плотности. Это составляет фундамент стереохимических расчетов.

  1. Определение количества молей:

V =  =  = 23=

  1. Определение массы, объема:

m = v * M  г/моль

V = v * 22,4 л/ моль                

    Произведение  молей  на молярное       

   

  1. Общие принципы алгоритма решения расчетных задач.  

1 Принцип: Все химические расчеты ведутся по химически чистому веществу, независимо от того, что оно может содержать примеси (смесь), находиться в растворе или не полностью использоваться в химической реакции, или же частично теряться в результате реакции. Состав смеси, раствора и практический выход (использование) вещества выражается в процентах (%), а проценты показывают соотношение:

                       0, … * 100% =  

  1. Массовая доля w =  =  
  2. Объемная для φ =
  3.  Практический выход η =  

Таким необходимо выразить m, V, самого вещества: растворенного - в растворе, чистого – в смеси:

mв-ва  = w * m (р-ра или смеси)  или Vгаза = φ * Vсмеси

т. е – это произведение доли на целое (общее, все).

2 Принцип: Расчеты ведутся только по той части вещества, которая полностью вступила в реакции, т.е.  по «недостатку».

Отличительным признаком применения этого принципа является то, что в условии задач дается количество  сразу двух реагентов и не указывается, какое из веществ полностью вступает в реакцию. Для  определения «недостатка» удобно применят неравенства по соотношению в химическом уравнении. Для этого данные реагентов переводят в количество – моли, составляют отношения данных молей к количеству молей по химическому уравнению:

                                           v(A)         v(B)         x

aA       + bB    =   cC….

a моль    b моль  c моль

 Наименьшее из чисел указывает на «недостаток» и его используем для нахождения продукта реакции (х -  неизвестное):

«недостаток» =     Х = «недостаток» * с молей.

 3 Принцип:  Независимость расчетов - между физическими величинами устанавливается непосредственная прямая функциональная взаимосвязь – стереохимические расчеты.

В основе стереохимических расчетов лежат количественные законы:

  • Закон сохранения масс
  • Закон постоянства состава
  • Закон эквивалентных соотношений
  • Закон кратных отношений.

Стереохимическое правило: для всех  веществ химической  реакции отношения количества вещества к стереохимическим коэффициентам равны  между собой:      =   .

Стереохимические коэффициенты  =  коэффициенты в уравнении = индексы в формуле.

  1.  Химическое уравнение:  a A + b B = c C, то стереохимическое

соотношение будет:   :  :

  1.  Химическая формула :  Aa Bb ,  то стереохимическое соотношение будет:  : .
  1. Применение общих принципов решения к разным типам задач.

Пример 1: Вывод молекулярной  формулы вещества

а) по массовой доле  химических элементов в веществе

1. Определите формулу вещества, плотность паров которого по водороду 22, а массовые доли элементов углерода, водорода и кислорода соответственно составляют 54,55%, 9,09%, 36,36%.

2. Выведите формулу янтарной кислоты, если известно, что доля углерода в этом веществе составляет 40,68%, водорода 5,08%, кислорода 54,24%. Кислая натриевая соль этой кислоты содержит 16,4%, а средняя 28,4% натрия. Других солей эта кислота не дает.

б)  по продуктам сгорания

1.При сгорании 2,3г вещества образовалось 4,4г оксида углерода (IV) и 2,7г воды. Плотность паров этого вещества по водороду 23. Определите формулу этого вещества.

2. Выведите молекулярную формулу газообразного вещества, если известно, что для полного сгорания 1л газа требуется 2л кислорода, а в результате реакции образуется 1л азота и 2л углекислого газа.

в) по свойствам вещества

1. При взаимодействии 1г щелочного металла со 100г воды выделилось 313мл газа (t=250 , р=1атм). Какой это металл? Найдите массовую долю растворенного вещества в растворе.

2. При отщеплении от 80г одноосновной кислоты, образованной элементом VА группы, образовалось 71г кислотного оксида. Каким элементом образована исходная кислота?

Пример 2: Вычисления по химическому  уравнению

а) Определение массы, объема, количества исходного вещества или продукта реакции по известной массе, объему, количеству продукта реакции или реагента (теоретический и практический выход продукта реакции).

1. При сплавлении 28,8г натриевой соли предельной одноосновной монокарбоновой кислоты с избытком гидроксида натрия выделилось 4,63л газа (н.у.), что составляет 79% от теоретически возможного. Определите формулу выделившегося газа.

2. При прокаливании смеси ацетата натрия и гидроксида калия массой 49г выделился газ, который при освещении прореагировал с парами брома. В результате последней реакции образовался трибромметан массой 25,3г. Массовая доля выхода продукта реакции составила 50% от теоретически возможного. Найдите массовые доли исходных веществ в смеси.

б) Определение массы, объема, количества вещества продукта реакции по известной массе, объему, количеству исходного вещества, содержащего примеси.

1. Уксусную кислоту можно получить в III последней стадии, используя в качестве исходного вещества карбид кальция. Для реакции взят технический карбид кальция массой 200г, доля примесей в котором составляет 12%. Какая масса кислоты будет получена, если выход продукта реакции составляет 80%?

 

в) Определение массы продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

1. Определите массу осадка, который образуется при взаимодействии растворов, содержащих 3,48г сульфата алюминия и 0,4г гидроксида натрия.

Пример 3: Решение расчетных задач системой  химических уравнений

1. При обработке 3,8г смеси карбоната и гидрокарбоната натрия соляной кислотой образовалось 896мл газа. Какой объем соляной кислоты (W=20%, p=1,1г/см3) был израсходован и каков состав исходной смеси в процентах?

2. 49г смеси железа, алюминия и магния обработали избытком разбавленной серной кислоты. В результате чего выделилось 1,95 моль газа. Другую порцию этой же смеси массой 4,9г обработали щелочью и выделилось 1,68л газа. Чему равны массовые доли металлов в исходной смеси?

  1. Составление условий задач.

Пример 1: Вывод  молекулярной формулы по массовой доле химических элементов и плотности вещества.

Анализ стандартных условий задач данного типа:

Что дано?-   массовая для химических элементов w (Э) и плотность вещества – абсолютная  ρ или относительная D.

Что найти? – формулу вещества.

Алгоритм составления условия задачи:

  1. Выбор формулы вещества – свободный для каждого учащегося.
  2. Вычисление массовой доли химических элементов в выбранном веществе по формуле:  w (Э) = и задаем  массовые доли в процентах (%) или в долях единице (0,…).
  3. Определяем плотность:
  • Относительная (по H2, O2, N2,  воздуху или другому газу)

D(по газу) =

  • Абсолютную  ρ =   свободный для каждого учащегося.

4) Формулировка условия:

          ?    +    данные             выбор           данные    +    ?

5) Решение задачи по составленному условию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение расчетных задач по химии с детьми с повышенной мотивацией к обучению.

Программа предназначена для учащихся 8-9 классов, имеющих базовую подготовку по теоретическим основам химии и желающих повысить уровень знаний в области неорганической химии и совершенствоваться в реш...

РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ НА ВЫХОД ПРОДУКТА ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНОГО

Презентация для учителей в помощь при решении задач на выход продукта...

Рабочая программа элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии, 10 класс "Решение расчетных задач по химии"...

Рабочая программа по элективному курсу по химии в 11 классе " Решение расчетных задач по химии"

Рабочая программа элективного курса по химии расчитана для 11 класса и составляет 34 часа...

Рабочая программа элективного курса по химии «Способы решения расчетных задач по химии» в 10 классе

 Программа рассчитана на 18 часов. Курс разделен на  три блока: расчеты по химическим формулам, количественные характеристики растворов, вычисления по химическим уравнениям....