Конспект Урока "окислительно-восстановительные реакции", 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Пережегина Юлия Петровна

 

Аннотация

В 8 классе на тему «Окислительно-восстановительные реакции» отводится 2 часа. Первый урок-ознакомление с реакциями, второй-составление ОВР.

              Цели урока:

  1. Сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.
  2. Дать понятия «Окислитель» и «восстановитель».
  3. Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления.
  4. Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов.

Сложность заключается в том, что уровень подготовки обучающихся в классе самый разнообразный. И я пыталась это учитывать в работе.

     На своих уроках я использую свое сочетание приемов мотивации. Так как яркая познавательная мотивация оказывает важное, серьезное воздействие на всех обучающихся  класса, в том числе и слабоуспевающих. Это и непонятное действие в начале урока, музыка, литературные произведения, и т.д. На данном уроке я связала процесс психологического настроя на работу с темой урока. Поддержала интерес за счёт прикладной значимости материала, интересных исторических фактов, эксперимента, сочинения сказки.

      При изучение нового материала  использовались следующие методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

            Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся:

  • наглядность, разнообразие форм деятельности,
  • анализ, сравнение, классификация, аналогия и др.,
  • активизации воображения и творчества,
  • взаимопроверка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okislitelno-vosstanovitelnye_reaktsii.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2», г. Ханты-Мансийск

Конспект открытого урока

 «Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)»

8 класс

Пережегина Ю.П., учитель химии                        

МБОУ СОШ № 2 г. Ханты-Мансийска

Аннотация

В 8 классе на тему «Окислительно-восстановительные реакции» отводится 2 часа. Первый урок-ознакомление с реакциями, второй-составление ОВР.

Цели урока:

  1. Сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.
  2. Дать понятия «Окислитель» и «восстановитель».
  3. Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления.
  4. Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов.

Сложность заключается в том, что уровень подготовки обучающихся в классе самый разнообразный. И я пыталась это учитывать в работе.

     На своих уроках я использую свое сочетание приемов мотивации. Так как яркая познавательная мотивация оказывает важное, серьезное воздействие на всех обучающихся  класса, в том числе и слабоуспевающих. Это и непонятное действие в начале урока, музыка, литературные произведения, и т.д. Сегодня я связала процесс психологического настроя на работу с темой урока. Поддержала интерес за счёт прикладной значимости материала, интересных исторических фактов, эксперимента, сочинения сказки.

При изучение нового материала  использовались следующие методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Был организован контроль и взаимоконтроль обучающихся. Подведены итоги урока.

Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся, которые я использовала это:

  • наглядность, разнообразие форм деятельности,
  • анализ, сравнение, классификация, аналогия и др.,
  • активизации воображения и творчества,
  • взаимопроверка.

Конспект урока « Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)»

(«Кто-то теряет, а кто-то находит»)

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактические цели: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Форма урока: урок-дискуссия с элементами проблемного обучения.

Цели:

Обучающие:

  1. Сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.
  2. Дать понятия «Окислитель» и «восстановитель».
  3. Охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления.
  4. Систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций.
  2. Способствовать расширению кругозора обучающихся, развитию умений и навыков применения полученных знаний для объяснения явлений окружающего мира.
  3. Совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете.
  4.  Развивать умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.
  2. Воспитывать чувство патриотизма.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Сегодняшний урок, как вы поняли, необычный. И вы, наверное, волнуетесь? Я тоже. Предлагаю убрать волнение. Устраивайтесь удобнее на стуле, руки положите на колени ладонями вверх, расслабьтесь и закройте глаза, сосредоточьтесь на своем дыхании: «Я дышу и наполняюсь энергией. Я становлюсь сильным и энергичным». Сделали глубокий вдох, задержали дыхание (3 с), выдохнули, открыли глаза. Вы полны сил и энергии, готовы работать на уровне всех своих возможностей.

Так как мы сейчас успокаивали своё волнение? (Глубоко дыша)

А что  использует для дыхания человек? (Кислород)

А кто является его главным поставщиком кислорода в воздух? (Растения)

Как называется процесс, протекающий в зеленых частях растений? (Фотосинтез)

Демонстрация «Горение спички».

            Какой процесс мы наблюдаем?

Горение.

        Реакции горения применяются для получения тепла, света, механической энергии. Именно с их помощью ракеты и самолеты поднимаются в космос. Процессы дыхания, фотосинтеза, горения, брожения и многие другие – это окислительно-восстановительные реакции.

 ОВР в природе – извержение вулканов, грозовой разряд, образование перегноя, брожение, коррозия металлов и др. Как вы считаете, возможно, ли было возникновение жизни на нашей планете без участия окислительно-восстановительных процессов? (Нет)

Поэтому окислительно-восстановительные реакции требуют к себе особого уважения.

Слайд 1

Запишите в тетради тему урока: «Окислительно-восстановительные реакции».

  1. Целеполагание.

Слайд 2

 Цель:

  1. Познакомиться с окислительно-восстановительными реакциями и выяснить, в чём отличие обменных реакций от окислительно-восстановительных реакций.
  2. Научиться определять в реакциях окислитель и восстановитель.
  3. Научиться составлять схемы процессов отдачи и принятия электронов.
  4. Познакомиться с важнейшими окислительно-восстановительными реакциями, встречающимися в природе.
  5. Выяснить, каким образом окислительно-восстановительные реакции помогли нам выстоять и победить в Великой Отечественной войне.

           3. Актуализация знаний.

          Слайд3

          Кто же главный герой окислительно-восстановительной реакции? Почему происходят окислительно-восстановительные реакции?

Послушайте поэтические строки В. Брюсосова. А затем найдём ответ на вопрос.

Быть может, эти электроны-

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

             И память сорока веков!

             Еще, быть может, каждый атом-

             Вселенная, где сто планет;

             Там - все, что здесь, в объёме сжатом,

             Но также то, чего здесь нет.

  Посмотрим на таблицу Д.И. Менделеева.

 Представьте себе, что Вы стоите перед домом, где живут удивительные существа. О ком же сейчас идёт речь? (о Ме и НеМе). Каждый житель-ХЭ имеет свою квартиру, живет на определенном этаже и в определенном подъезде. Представители высшего общества инертные газы занимают элитный 8 подъезд, они держатся особняком, в контакты ни с кем не вступают и очень самодостаточны. Почему? Все остальные жители очень хотят быть похожими на них. Для этого одни отдают, а другие принимают электроны. В этом случае атомы превращаются в ионы, которые имеют такую же электронную конфигурацию, как ближайшие к ним инертные газы.

Как мы сказали, у атомов химических элементов в сложных веществах появляются условные заряды-степени окисления.

Давайте повторим  определение степени окисления атома химического  элемента в соединении?

Задание № 1.

           Определите степень окисления атомов элементов в следующих веществах:

а) H3PO4 

б) P2O5

в) PH3 

г) Na3P

д) Na2SO4

ж) Р

4. Формирование новых знаний.

Задание № 2.

Вторая тема урока: «Кто-то теряет, а кто-то находит». Почему она так звучит?

Чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю провести небольшую лабораторную работу, используя инструкцию.

Правила техники безопасности.

Опыт 1. Проведите химическую реакцию между растворами сульфата меди (II) и гидроксида натрия.

Опыт 2.

  1. Поместите в раствор сульфата меди (II) железный гвоздь.
  2. Составьте уравнения химических реакций.
  3. Определите тип каждой химической реакции.
  4. Определите степень окисления атома каждого химического элемента до реакции и после реакции.
  5. Подумайте, чем отличаются эти реакции?

(Работа у доски)

Ответы:

Cu+2S+6O4-2 +2Na +1O-2H+1Cu +2(O -2H+1)2+Na2 +1S +6O4-2 – реакция обмена

            Cu+2S+6O4-2 + Fe0 Fe+2 S+6O4 -2+Сu0 – реакция замещения

Реакция №2 отличается от реакции №1 тем, что в данном случае изменяется степень окисления у атомов химических элементов до реакции и после реакции.

Обратите внимание на это важное отличие  двух реакций. Первая реакция является ОВР.

Подчеркнем в уравнении реакции символы химических элементов, которые поменяли степень окисления. Выпишем их и укажем, что атомы сделали со своими электронами (Отдали или приняли?), т.е. переходы электронов.

Cu+2 + 2 е-  Сu0 – окислитель, восстанавливается

             Fe0     - 2 е-    Fe+2 - восстановитель, окисляется

        Для этого существует шпаргалка «Шкала степеней окисления» (на доске):

Слайд 4

 (Учебник, стр. 229)

  1. Окислительно-восстановительные реакции – это химические реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества.

Слайд 5

(Учебник, стр. 230)

  1. Окислитель — атом или ион, который принимает электрон, а сам восстанавливается.

 (Учебник, стр. 230)

3. Восстановление — процесс присоединения электронов, который сопровождается понижением степени окисления.

       Cu+2 + 2 е-  Сu0 

Слайд 6

(Учебник, стр. 231)

4. Восстановитель — атом или ион, который отдает электрон, а сам окисляется. Его степень окисления при этом понижается.

(Учебник, стр. 230)

5. Окисление — процесс отдачи электрона, который сопровождается повышением степени окисления.  

Fe0     - 2 е-    Fe+2

Слайд 7

Посмотрим на слайд.

Вы видите необычное объяснение процессу окисления и восстановления.

2Na + Cl2 = 2NaCl

Хлор – «отрицательный», он отбирает чужие электроны (окислитель-«грабитель»). Натрий «окислился» – это заметно по его кислому лицу.

Окислительно-восстановительные реакции представляют собой единство двух противоположных процессов - окисления и восстановления. Вот почему вторая тема урока: « Кто-то теряет, а кто-то находит…» 

Слайд 8

     4. Закрепление полученных знаний.

Выполним еще одно задание на закрепление.

Задание 3.

Слайд 9

Допишите электронные уравнения (Запишите переходы электронов) после обсуждения в парах:

             K0           K+1

             S+2                 S-2

             S+4                 S+6

             S0             S-2

             P-3            P+5

            Mn+2           Mn+7

Определите в схемах окислитель, восстановитель.

Слайд 10

Задание 4.

Выберите из списка окислительно–восстановительные реакции и выпишите их в тетрадь:
Na
2O + H2SO4 = Na2SO4 + H2O
2Ca + O
2 = 2CaO
Cu(OH)
2 = CuO + H2O

Задание 5.

Установите соответствие между формулой вещества и окислительно-восстановительными свойствами входящего в него атома фосфора.

а) H3PO4                                                                        1) Окислитель

б) P2O5                                                                            2) Восстановитель

в) PH3                                                                              3) И окислитель и  

г) Na3P                                                                              восстановитель

А сейчас ваш одноклассник расскажет, каким образом окислительно-восстановительные реакции помогли нам выстоять и победить в Великой Отечественной войне.

Слайд 11

5. Выводы.

Итак, весь окружающий мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции, в основном окислительно-восстановительные.

Слайд 12

            6.  Рефлексия.

      Посмотрите на слайд. Если Вы считаете, что мы достигли целей урока, Вы усвоили материал, и Вам было комфортно при этом, поднимите левую руку, а если считаете наоборот - правую.

Слайд 13

         7. Домашнее задание.

Параграф 43, №1, 4.

                                                Инструкция

Правила техники безопасности.

Опыт 1. Проведите химическую реакцию между растворами сульфата меди (II) и гидроксида натрия.

Опыт 2.

Поместите в раствор сульфата меди (II) железный гвоздь.

Задание:

  1. Составьте уравнения химических реакций.
  2. Определите тип каждой химической реакции.
  3. Определите степень окисления атома каждого химического элемента до  реакции и после реакции.
  4. Подумайте, чем отличаются эти реакции?

МБОУ СОШ № 2 г. Ханты-Мансийска, Пережегина Ю. П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в 11 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции".

Конспект занятия на курсах по подготовке к ЕГЗ по теме "Окислительно-восстановительные реакции". Можно воспользоваться данной разработкой и для проведения урока в 11 классе....

Конспект урока в 8 классе "Признаки химических реакций"

Урок – презентация по химии «Признаки химических реакций», для учащихся 8 класса, (учебник Габриеляна О.С.  Химия – 8) .Во время  урока учащиеся проводят ряд экспери...

План-конспект урока химии "Реакции ионного обмена" для учеников 9 класса

План-конспект урока по химии на тему "Реакции ионного обмена" соствлен для учеников 9 класса. Тип урока - изучение нового материала. На этапе актуализации знаний ребята кодируют учебный...

Конспект урока в 8 классе "Типы химических реакций"

Материал урока позволяет познакомить обучающихся с классификацией химических реакций по признаку количества вступающих и образующихся веществ, опираясь на практические знания, закрепить навыки составл...

Конспект урока химии 9 класс "Скорость химических реакций"

Конспект урока создан для учащихся с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий и профориентации....

конспект урока в 8 классе на тему "Реакции замещения"

конспект урока по химии в 8 классе по УМК Габриелян О....