Что такое эффективный урок химии в школе
занимательные факты по химии (8 класс) на тему

Мингалёва Марина Михайловна

описаны способы повышения мотивации на уроках, элементы занимательности, разные типы заданий, позволяющие повысить эффективность урока химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnyy_urok.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СЕЛА ДЕРЕВЯНСК.

Эффективный урок

химии в  школе.

Выполнила:

Мингалёва Марина Михайловна

учитель химии,

высшей квалификационной категории

МОУ « СОШ» с. Деревянск

Усть-Куломского района

Стаж – 19 лет

                                                                  ДЕРЕВЯНСК

                                                               Все  наши замыслы, все поиски и построения

                                                               превращаются в прах, если у ученика нет

                                                               желания учиться.

                                                                                                          (В. А. Сухомлинский).

     Во всей сложной работе по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе повышение эффективности урока представляет собой одну из главных задач.

     Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, т.е. более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что в наши дни  урок остаётся основной формой организации учебных занятий.

     Что такое «хороший урок»? и что собой представляет учебное занятие? Каким быть учебному занятию в современной школе?

Давно доказано, что скука на уроках – злейший враг учения.

Одной из важнейших задач эффективности урока должно быть  развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников, выявление имеющихся интересов.

Как прогнать скуку с урока?

Как рутинную работу сделать нескучной?

Как сделать так, чтобы  ребёнку захотелось учиться?

Как сделать урок эффективным?

Цель этой  работы попробовать ответить на вышеназванные вопросы,  изучив психолого-педагогическую информационную литературу  и  рассмотрев источники эффективности урока, основываясь на собственный опыт.

Условия эффективности урока.

Основными  источниками эффективности урока являются: интерес к учению и мотивация; сотрудничество детей, учителя и ученика; своевременный активный отдых, предупреждающий переутомление; сознательное обучение; учёт индивидуальных особенностей ученика.

Рассмотрим, как эти источники  применяются на уроках.

1. Одним из источников повышения эффективности урока  является создание интереса к учению. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, наоборот, способствует ему. Чем интереснее для ребёнка материал, тем легче он усваивается им и лучше запоминается. Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется этот интерес?   Но чем же привить любовь к учёбе как не игрой. Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению.  Преподавателям приходится трудно: ведь ученика не заставишь силой заниматься не интересным для него делом. И ребенок не сможет десятки раз повторять одну и ту же формулу или уравнение ради далекой, не вполне понятной ему цели. Зато играть - пожалуйста! Игра - естественная форма его существования.   А игровые формы уроков (КВН, суд, загадки, путешествие и др.) позволяют расти как ученикам, так и учителю

Примеры игр, применяемых на уроках химии:

«Что изменилось?»

На доске формулы:

А)    SO3                 CO2             K2O               P2O5

 Б)    Zn(OH)2       KOH            NaOH            LiOH

 В)    HCL              H2S              H2SO4           CH4

Какая формула лишняя? Почему?

Как можно назвать все остальные формулы?

Закройте глаза. Откройте. (день – ночь) – учитель меняет формулы.

Что изменилось?

«Найди своё место»

Обучающимся даются карточки с формулами металлов, по команде: «формулы встаньте в ряд, согласно ряду активности!» встать по порядку от более сильного к наименее или наоборот ( конечно же на карточках представлен не весь ряд). Эту же игру часто играем в парах, выясняя, какой элемент из двух проявляет более активные металлические и неметаллические свойства.

Обучающимся даются карточки с какими-либо углеводородами (алканы, алкены, алкины, диены, арены), в каком-либо месте класса ( в углу, у двери, стола) на карточках указан класс веществ. Обучающиеся по команде «найди свою семью!» встают возле того или иного места. Кроме этого, эти задания ещё своеобразная физкультминутка.

«Винегрет»

На разрезных карточках даны части формул солей, кислот, оксидов и оснований ( например хлорид магния на двух карточках « Mg» и   «Cl2» и т. д.), необходимо собрать формулы согласно валентности. Точно так же можно собирать части химических уравнений на разных карточках.

2. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что – то делает, участвует в какой – то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые. Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен  уметь формировать у них нужную мотивацию, формирующую желание учиться. Понятие «мотивация» в психолого-педагогической науке рассматривается как побуждения, вызывающие активность организма и определяющие его направленность на что-то. Это понятие соотносится с другим понятием — желанием учиться.

Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

1.Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения очередной темы. Она может быть создана такими приёмами:

а) постановкой задачи, решение которой возможно только на основе изучения темы;

б) беседой о теоретической и практической значимости темы;

в) рассказом о том, как решалась проблема в истории науки.

2.  Формулировка основной учебной задачи. Она играет значительную мотивационную роль в организации учебной деятельности. Учебная задача показывает учащимся, куда они должны направлять свою деятельность.

3.  Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

Мотивационный этап может состоять из:

-исторической справки (таблица химических элементов Д.И.Менделеева, первый

способ получения, история открытия элементов и веществ),

-показа практической или социальной значимости (применение на практике),

- установка на самоконтроль и самооценку (что очень любят учащиеся),

- обеспечение осознания личностной значимости предстоящей учебной темы,

- реклама,

- психологический тренинг,

- постановка проблемы (рациональный способ, комплексное производство).

Рифмованным началом урока  можно с начала урока заинтриговать учеников

 «Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок»

«На суку сидит сова – выдыхает СО2»

«Кислотный оксид плюс вода – всегда получается кислота»

 «Сладкий сахар, горький спирт, всё смешали – всё горит»

«Периодический закон и Периодическая система – это близнецы-братья. Мы

   говорим “Периодический закон”- подразумеваем Периодическую систему.

   Мы говорим “Периодическая система” - подразумеваем Периодический

   Закон».

«Чтобы жизнь свою не подвергать опасности,

Соблюдайте, дети, правила безопасности»

Или же использовать во время урока с пословицы, поговорки, эпиграфа, высказываний выдающихся людей, относящихся к теме урока.

  Эпиграф к уроку «Углерод»  

…..100.000 млрд. тонн его в Мировом океане, 20.000. млрд. тонн в каменном угле, 2.000. млрд. тонн его висит  в атмосфере…

Эпиграфы к первым урокам по органической химии

…..Вёллер к Берцелиусу « Органическая химия может сейчас свести с ума кого угодно. Она представляется мне дремучим лесом, полным удивительных вещей, безграничной чащей, из которой невозможно выбраться…

А.М.Бутлеров …..«Химическая натура сложной частицы определяется натурой элементарных составных частей, количеством их и химическим строением»…..

Эпиграф  к уроку «Синтетические каучуки»

…07.08.1931 год – постановлением Правительства СССР за выдающиеся заслуги по разрешению проблемы получения синтетического каучука С.В.Лебедев награждён Орденом Ленина….

Эпиграф к уроку «Строение атома»

Резерфорд …. «Теперь я знаю, как выглядит атом!»....

Поговорки и пословицы:

- добра соль, а переложишь – рот воротит

- дыму без огня не бывает

- железу при рати обычай бывати

- за горячее железо не хватайся

- не видят- девка золото, увидят – девка олово

Оживляет учебный материал естественное включение в урок фактов из окружающей среды жизни школьников или их родителей.

«почему при выпекании чего-либо из теста,  мама добавляет соду?»

«есть ли на вашем чайнике накипь и почему она там образуется?»

«какие реакции брожения вы можете наблюдать в домашних условиях?»

Часто изучая ту или иную тему ( практически любую), я говорю «посмотрите в окно», «подсказку ищем на улице», « посмотрите вокруг», «применение находим прямо в классе» и др. При этом мы с детьми часто подходим к окну – это и физминутка и разрядка для глаз.

 Положительную мотивацию играет систематическое выполнение самостоятельных заданий по выбору, возможность самим выбирать домашнее задание, выбрать тот или иной конспект, реакцию с доски.

Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Эффективность обучения во многом зависит от взаимодействия учителя и ученика.

Важным компонентом «модели дифференцированного подхода» к обучению  школьников является «профессиональная готовность учителя» и его педагогические способности. При учебном взаимодействии учителя и учащегося, построенном на демократическом стиле педагогического общения, создаются полноценные психолого-педагогические условия для развития мотивации учения, познавательной активности и личностных качеств ученика.

Для повышения эффективности урока очень важна забота об учащихся, сотрудничество с ними, совместного поиска, в который включаются на уроке ребята вместе с учителем.  Умение выслушать всех желающих по  каждому вопросу, принимать любой ответ,  встать на позицию ученика, анализировать ответы вместе с классом, относиться к ребёнку как к личности, ставить себя в положение  воспитанника, проникаться его состоянием, чувствами. Очень важны для ребят вроде бы незначительные фразы « Ты молодец, догадался первым», « ты сегодня работал лучше, чем в прошлый раз», «оказывается ты такой умница».  Для этого не надо большого умения: добрый взгляд, ободряющая улыбка, доверительный тон, поощрение, справедливость, визуальное общение (погладить по голове, сесть к ученику за парту и разговаривать полушёпотом, когда все занимаются). 

Учитель должен создавать ситуацию успеха, должен быть интересным для учеников. Даже самый слабый ученик, решив элементарную реакцию, назвав всем знакомую формулу, заслуживает похвалу вслух.

Изменение структуры классной комнаты ( круглый стол, места для работы малых групп, для индивидуальных и парных занятий). При этом учитель вынужден переместиться со своего главенствующего места: сидеть вместе со всеми в кругу или подсесть к одной группе. Он становиться консультантом, а не единоличным лидером в классе.

 Маленький учитель. В  8,9 классах, в силу своего роста, ощущаешь себя большим существом, которого ученик должен изначально бояться. Но стоит присесть, облокотившись на парту, и ситуация полностью меняется. Теперь ученик больше тебя, теперь ты ему служишь, а не он тебе повинуется.

Тихий опрос. Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом. В это время класс занят другим делом.

Снежный ком. Из большого числа заданий массива знаний ученик выбирает тот  уровень сложности, с которым способен справиться, и таким образом сам отслеживает уровень своей компетентности.

Определить «слабые»  места учеников  в понимании той или иной темы и вовремя сделать их «сильными» - основная задача учителя.

4. Дифференцированный подход к обучению  школьников понимается  как форма организации обучения в условиях одного класса, включающая максимум психолого-педагогических условий, необходимых для овладения знаниями, навыками, умениями и развития личностных качеств и свойств каждой группы учащихся, выделенной по показателям готовности обучению.  С этой целью можно организовать работу по разноуровневым карточкам.

Например: повторение по теме « Основные классы неорганических

                   веществ».

I карточка – для более сильных

А) Определите типы солей:

       NaHSO4                                        

       Zn(OH)Cl                                      основные

       K2S                                                средние

       BaSO4                                           двойные

       K2NaPO4                                      кислые

       СаСО3

Б) Продолжите предложение: реакцией нейтрализации называется реакция между ______________ и _______________. Растворимые основания – это _________________. Цвет лакмуса в кислой среде ______________.

В)  В какой паре вещества не могут реагировать между собой?

- гидроксид натрия и соляная кислота

- углекислый газ и серная кислота

- цинк и серная кислота.

II карточка – для более слабых

А) Определите класс веществ:

        H3PO4

         CaO                                              соль

         NaCl                                             кислота

         KOH                                             оксид

         HCL                                             основание

         ZnSO4

Б) Продолжите предложение: в желудочном соке содержится кислота __________________. Класс, к которому принадлежит СО – это __________________. Реакция между СО2 и Н2О принадлежит к типу __________________.

В) В какой паре вещества не могут реагировать между собой?

- гидроксид калия и сульфат железа

- медь и соляная кислота

- оксид меди и серная кислота.

5. Чтобы обучение было интересным, оно должно быть понятным, осознанным. Сознательное обучение включает в себя требования ясного понимания ребёнком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребёнок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться – долг ребёнка. Одним из приемов, водящих в метод эмоционального стимулирования учения - прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

«почему собака, намазанная белым фосфором, в произведении Конан

  Дойля «Собака Баскервилей», просто не могла бы бежать?»

« масса  атома водорода 0, 0000000000000000000000000016735 кг.»

« если из воды Мирового океана выделить всю поваренную соль, то ею

   можно было бы покрыть поверхность Европы слоем толщиной 5 км.»

Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников.

« знаете ли вы, что сера использовалась для изготовления красок и

   косметических средств ещё за 2.000 лет до нашей эры?».

« знаете ли вы, что человек за сутки поглощает 720 литров кислорода,

   которое содержится в 3.428 литрах воздуха?».

« знаете ли вы, что фторид углерода ( СF4), более знакомый нам как

   тефлон, называют веществом с алмазным сердцем и шкурой носорога?

   Ведь осколок тефлона, выброшенный в море или почву, сохраняется

   тысячелетиями».

«знаете ли вы, что продолжительность круговорота золота в природе

   составляет около 1.000.000.000 лет».

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

« Блуждающие огни на болотах и свежих могилах объясняются

    процессами гниения отмерших растительных и животных организмов и

    ничего мистического в этом явлении нет».

« пероксид натрия можно использовать в подводных лодках и

   космических кораблях для очистки воздуха и пополнения его

   кислородом, как альтернативу фотосинтезу».

« Почему медики и биологи  ничего невероятного в том, что во сне

   Менделеев увидел свою таблицу, а Кекуле формулу бензола -  не видят».

« Как вы думаете, почему единственный элемент в периодической

   таблице химических элементов – водород находится в двух группах?»

« С древнейших времён известно, что  вода которая хранится в

   серебряных сосудах имеет особые свойства, за что её называли святой.

   С чем это связано?»

Момент занимательности может быть и на самом «скучном» уроке по технике безопасности:

Вы спиртовку от спиртовки зажигайте очень смело.

Ведь фитиль у вас хороший, пламя яркое столбом.

И не страшно, если брюки вспыхнут быстро, незаметно,

Но зато соседка ваша не пойдёт уж больше стричься –

Ёрш волос на голове ей напомнит об огне.

Ну, а если хочешь что-то ты в штативе закрепить,

Зажимай пробирку в лапке и не бойся, если треснет

И осколки острым краем вдруг вопьются прямо в глаз.

Пара глаз- ведь это роскошь.

Как Кутузов, одноглазый ты теперь и навсегда

Создание ситуаций успеха в учении. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий школьников, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия.

Особое внимание необходимо уделять и межпредметным связям химии с другими учебными дисциплинами. Важно, что бы школьники не воспринимали отдельные науки, а представляли мир, окружающую среду единой целой, где различные явления взаимосвязаны. Особенно часто химию связывают с биологией, географией, историей:

- человек на 65% состоит из воды

- соляная кислота находится в желудке

- в год человек употребляет около 4 кг соли

- легионеры Древнего Рима жалование получали солью

- угарный газ в 300 раз быстрее соединяется с гемоглобином, чем

  кислород

- оксид кремния геологи называют - горный хрусталь

Множество примеров химии и литературы дополняют эмоциональный фон урока:

- ночевала тучка золотая на груди утёса великана (М.Лермонтов)

- в багрянец и золото одетые леса ( А.Пушкин )

- а орешки не простые, все скорлупки золотые ( А.Пушкин)

- став от костра в отдалении, стал он молиться ветрам ( Гомер)

- там золы осталась кучка, пепла кучечка сухого (Калевала)

- а на сердце точно камень, сердце – только уголь чёрный ( Калевала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода на уроках химии в школе

Статья раскрывает возможности применения технологии деятельностного метода на уроках химии в школе...

Основные направления использования информационных технологий на уроках химии в школе

В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использо...

Личностно-ориентированное обучение на уроках химии в школе пенитенциарной системы.

Использование форм и методов личностно-ориентированного обучения на уроках химии в школе пенитенциарной системы....

Использование математического аппарата на уроках химии в школе.

Предлагаю карточки для обучающихся, используя которые учитель химии за 2 – 5 минут сможет актуализировать необходимые математические знания с целью повышения эффективности урока (изучения нового матер...

Использование мультимедийных технологий, как один из путей повышения эффективности урока химии

Статья об использовании мультимедийных технологий на уроке химии, создании слайд-шоу по теме урока....

Реализация эффективного урока химии

Интересный урок-заслуга учителя!...