Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений химического и биологического профилей.
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Элективный курс «Химическая и биологическая защита растений».

Пояснительная записка

Обеспечение населения нашей страны сельскохозяйственной продукцией является одной из важнейших задач агропромышленного комплекса на современном этапе. Важнейшая роль принадлежит химизации и защите урожая от вредителей, заболеваний растений, так как внедрение индустриальных технологий практически не возможно без проведения защиты растений от посева до сбора урожая. Сбор больших урожаев овощей и фруктов зависит в значительной мере от умелого и своевременного использования средств борьбы с вредителями и заболеваниями растений, убытки от которых бывают значительными.

 Рост производства и обеспечение сельскохозяйственных предприятий высокоэффективными средствами защиты растений, использование их более масштабно среди населения требует подготовки специалистов, знающих правила безопасного применения этих средств с  учетом обеспечения охраны окружающей среды.

Изучение элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» взаимосвязана с курсами органической и неорганической химии, а также с ботаникой и зоологией.

Программа курса раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны использования химических и биологических знаний. Изучение программы элективного курса требует от учащихся базовых знаний:

- общая характеристика растворов и способы выражения их составляющих;

- классификация и характерные реакции катионов и анионов;

- методы общего анализа;

- умение и навыки обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- знать строение насекомых,  их развитие, общие сведения о физиологии растений, особенности их дыхания, ассимиляции, нарушения жизненных процессов растений.

 Большое значение при изучении элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» отводится формированию у учащихся системы главных понятий, которые состоят из четырех этапов:

- первый этап начинается с изучения понятий: строение органических и неорганических веществ, их свойств; насекомые и растения, их морфологические и систематические признаки. Эти понятия должны изучаться до прохождения элективного курса по химии, зоологии, ботаники;

- второй этап предполагает более глубокое раскрытие основных понятий об особенностях строения вредителей, заболеваний растений; изучения метода количественного анализа органических и неорганических веществ;

- на третьем этапе даются сведения о химической и биологической защите растений, состав и применение пестицидов;

- четвертый этап предполагает изучение таких понятий, как исследовательское использование пестицидов при обработке растений и основные правила обработки растений пестицидами.

Программа курса  рассчитана на 34 часа: теоретических- 15 часов; практических- 19 часов. Занятия рекомендую начинать, когда учащиеся уже ознакомлены с органической химией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл элективный курс28.67 КБ

Предварительный просмотр:



УВК «Школа-коллегиум»№14 Симферопольского городского совета

Программа элективного курса

для учащихся 10-11 классов

общеобразовательных учебных заведений

химического и биологического профилей

                                                Автор программы элективного курса

                                                Учитель химии высшей категории

                                                Голубятникова Ирина Сергеевна

                                                УВК «Школа-коллегиум»№14 г. Симферополя


        

Элективный курс «Химическая и биологическая защита растений».

Пояснительная записка

Обеспечение населения нашей страны сельскохозяйственной продукцией является одной из важнейших задач агропромышленного комплекса на современном этапе. Важнейшая роль принадлежит химизации и защите урожая от вредителей, заболеваний растений, так как внедрение индустриальных технологий практически не возможно без проведения защиты растений от посева до сбора урожая. Сбор больших урожаев овощей и фруктов зависит в значительной мере от умелого и своевременного использования средств борьбы с вредителями и заболеваниями растений, убытки от которых бывают значительными.

 Рост производства и обеспечение сельскохозяйственных предприятий высокоэффективными средствами защиты растений, использование их более масштабно среди населения требует подготовки специалистов, знающих правила безопасного применения этих средств с  учетом обеспечения охраны окружающей среды.

Изучение элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» взаимосвязана с курсами органической и неорганической химии, а также с ботаникой и зоологией.

Программа курса раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны использования химических и биологических знаний. Изучение программы элективного курса требует от учащихся базовых знаний:

- общая характеристика растворов и способы выражения их составляющих;

- классификация и характерные реакции катионов и анионов;

- методы общего анализа;

- умение и навыки обращения с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- знать строение насекомых,  их развитие, общие сведения о физиологии растений, особенности их дыхания, ассимиляции, нарушения жизненных процессов растений.

 Большое значение при изучении элективного курса «Химическая и биологическая защита растений» отводится формированию у учащихся системы главных понятий, которые состоят из четырех этапов:

- первый этап начинается с изучения понятий: строение органических и неорганических веществ, их свойств; насекомые и растения, их морфологические и систематические признаки. Эти понятия должны изучаться до прохождения элективного курса по химии, зоологии, ботаники;

- второй этап предполагает более глубокое раскрытие основных понятий об особенностях строения вредителей, заболеваний растений; изучения метода количественного анализа органических и неорганических веществ;

- на третьем этапе даются сведения о химической и биологической защите растений, состав и применение пестицидов;

- четвертый этап предполагает изучение таких понятий, как исследовательское использование пестицидов при обработке растений и основные правила обработки растений пестицидами.

Программа курса  рассчитана на 34 часа: теоретических- 15 часов; практических- 19 часов. Занятия рекомендую начинать, когда учащиеся уже ознакомлены с органической химией.

                Учебный план элективного курса «Химическая и биологическая защита растений».

№ занятий

                                        Тема занятий

Часы теоретические

Часы практические

      1

Способы защиты растений в общей системе способов борьбы с вредителями, заболеваниями сельскохозяйственных культур и сорняками.

       1

        1

      2

Вредители, болезни сельскохозяйственных культур и сорняки.

       2

      3

Насекомые-вредители садовых культур.

        2

      4

Методы борьбы с вредителями, болезнями растений, с сорняками.

        1

      5

Практическая работа №1. Основные правила техники безопасности при работе с химическими и биологическими средствами защиты растений.

        1

      6

Практическая работа №2. Исследование свойств формальдегида

        1

      7

Практическая работа №3. Протравливание семян.

        1

     8

Влияние пестицидов на окружающую среду и санитарно-гигиеническое применение пестицидов.

         1

      9

Химические способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур.

          2

  10

Практическая работа №4.Качественное и количественное определение хлорофоса.

         2

   11

Биологические способы борьбы с вредителями: синтетические биопрепараты и препараты растительного происхождения.

          2

    12

Практическая работа№5.Способы приготовления и применение препаратов из растений.

        1

     13

Практическая работа №6.Приготовление растворов для опрыскивания растительных культур.

        1

     14

Заболевания растений и борьба с ними.

         3

      15

Практическая работа №7.Приготовление растворов медного и железного купоросов и их анализ.

         3

      16

Практическая работа №8.Приготовление раствора бордовской смеси и ее анализ.

          3

       17

Практическая работа №9.Приготовление серно-известнякового отвара и определение  его концентрации.

           1

      18

Гербициды - способ борьбы с сорняками.

       1

      19

Обработка растений пестицидами и другими средствами защиты растений.

        1

      20

Основные правила обработки растений пестицидами и другими средствами защиты растений.

         1

      21

Практическая работа №10.Определение действий хлоридгидроксида меди на листья растений.

        1

      22

Конференция «Что летом уродилось, то зимой пригодилось».

         2

       15

      19

                                                                                            Всего:

                34 ччччачаса

        

Рекомендации химических и биологических исследований занятий элективного  курса     «Химическая и биологическая защита растений».

Тема занятий

     Исследования

Исследование свойств

Формальдегида.

1.Качественные реакции на формальдегид:

А) цветная реакция с резорцином;

Б) реакция с фуксиносероводородной кислотой;

2.Окисление формальдегида:

А) аммиачным раствором гидроксида серебра;

Б) гидроксидом меди.

Протравливание семян.

1.Приготовление раствора перманганата калия заданной концентрации.

2.Проведение протравливания семян.

Качественное и количественное определение хлорофоса.

1.Приготовление раствора хлорофоса.

2.Качественный анализ хлорофоса:

А) реакция с гидроксидом натрия

Б) реакция с раствором нитрата серебра.

3.Количественный анализ хлорофоса методом нейтрализации.

Способы приготовления и использования препаратов из растений.

1.Приготовление настоев из растений:

А) лука;

Б) табака;

В) ромашки;

Г) чеснока.

Изготовление ловушек и их использование.

1.Изготовление ловушек на основе химических средств борьбы с вредителями.

2. Сравнение химического метода борьбы с другими методами.

Приготовление и анализ растворов медного и железного купоросов.

Приготовление растворов:

А) медного купороса;

Б) железного купороса.

2. Качественный анализ раствора медного купороса:

А) реакция с раствором аммиака;

Б) реакция с хлоридом бария.

3. Качественный анализ раствора железного купороса;

А) реакция с гексоцианофератом (111)калия;

Б) реакция с хлоридом бария.

Количественный анализ растворов:

А) медного купороса методом йодометрии;

Б) железного купороса методом перманганатометрии.

Приготовление раствора бордовской смеси и ее анализ.

  1. Приготовление раствора бордовской смеси.
  2. Определение наличия ионов меди.
  3. Определение прилипания бордовской смеси.

Приготовление известково - серного отвара.

1.Приготовление известково-серного отвара и определение его плотности и концентрации.

Изучение воздействия хлороксида меди на листья растений.

1.Приготовление раствора хлороксида меди нужной концентрации.

2.Изучение действия раствора хлороксида меди на листья растений.

Основные требования к знаниям и навыкам учащихся после изучения элективного курса «Химическая и биологическая защита растений»:

  1. Требования к знанию теоретического материала:

а) знать основные признаки царства Фауны, сведения о строении, процессы жизнедеятельности и многообразие видов животных;

б) понимать взаимосвязь между особенностями строения и процессами жизнедеятельности животных, а также с их средой обитания;

в) знать основные группы вредителей растений, часто встречающиеся заболевания сельскохозяйственных культур и их причины, а также сорняки;

г) Владеть знаниями основных методов аналитической химии, общей характеристикой растворов и способами выражения их составляющих; суть классификации катионов и анионов и методы их определения; знать методы количественного анализа, значение каждого из них;

д) уметь пользоваться понятиями эквивалент, молярная масса, титр; знать химические и биологические средства защиты растений, их особенности и регламент применения.

2.Требования к выполнению химического эксперимента:

А) знать правила техники безопасности при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

Б) иметь навыки пользования лабораторными весами, мерной посудой, владеть методом титрования, приготовления растворов нужной концентрации, уметь выполнять нужные расчеты;

В) знать качественные реакции на катионы и анионы, и органические соединения.

3. Требования к выполнению биологического эксперимента:

А) проводить наблюдения за живыми организмами в природе;

Б) уметь определять виды живых организмов, пользуясь определенными таблицами.

4. Требования к знаниям химии:

А) уметь составлять уравнения реакций, характеризующие свойства органических и неорганических веществ.

Учебно – тематическое планирование.

                           Тема

Всего часов    

Аудиторных                Аудиторных

Внеаудиторных

Практических

Формы контроля

Способы защиты растений в об-

щей системе борьбы с вредителями

ми и болезнями растений.

     1

      1

Устный опрос

Вредители, болезни сельскохозяйственных культур и сорняки.

    2

        2

 Устный опрос

Насекомые - вредители садовых

культур.

    2

экскурсия

Отчет по экскурсии

Методы борьбы с вредителями и болезнями растений.

   1

          1

 Устный опрос

Практическая работа№1.Правила ТБ при работе с химическими и биологическими средствами защиты растений.

    1

           

          1

   Устный опрос

Практическая работа№2.Иссле

дование свойств формальдегида.

    1

           

          1

Оформление таблицы

Практическая работа№3. Про-

травливание семян.

    1

          1

Отчет

Влияние пестицидов на окружающую среду, использование пестицидов.

    1

          1

      УО

Химические способы борьбы с вредителями.

    2

          2

      УО

Практическая работа№4.Качест

венное и количественное опре-

деление хлорофоса.

    2

           2

Оформление таблицы

Биологические способы борьбы с вредителями.

   2

           2

        УО

Практическая работа№5.Способы приготовления и использования препаратов из растений.

   1

          1

Отчет о практической работе.

Практическая работа№6.Изготовление ловушек и их применение.

    1

           1

Изготовить ловушку для насекомых.

Заболевания растений и борьба с ними.

   3

          2

         1

Устный опрос

Практическая работа№7. Приготовление растворов медного и железного купоросов, их анализ.

   3

          1

2

Отчет о практической работе.

Практическая работа№8.Приготов

ление раствора бордовской смеси

   3

         1

        2

Отчет о практической работе

Практическая работа№9.Приго-

товление известково-серного отва-

ра и определение концентрации.

   1

           1

Отчет о практической работе.

Гербициды как средство борьбы с

сорняками.        

    1

      1

   

Обработка растений пестицидами

И другими средствами защиты растений.

     1

       1

          1

Устный опрос

Основные правила обработки

растений по защите от вредителей

 1

      1

Практическая работа№10.Определение действия хлорокиси меди на листья растений.

  1

        1

Отчет о практической работе

Итоговая конференция.

  2

          2

Задания к рефератам.

                        Список рекомендованной литературы

1.Альманах сад и огород.- М. , Агропромиздат, 1991.- 65с.

2.Афанасьев А.И., Груздев Г.С., Дмитриев Л.Б. Практикум по химической защите растений. –  М.Колос,1983.- 223с.

3.Волевачев В.Н. Применение пестицидов сократилось.//Защита растений.- 1995.- №9.- с.12-13.

 4. Груздев Г.С., Зинченко В.С., Калинин В.А. Химическая защита растений. - М. Колос, 1980.-448с.

5.Грапов А.Ф. Пестициды разумный риск.// Химия и жизнь.- 1991.- №1.- С.8-14.

6.Давидов В.Д., Черкесова Д.И.В саду, на огороде, пасеке.- К. Урожай, 1992.-228с.

7.Держаков В.Д. Сад и огород любителя. Донецк: Литера, 1991.-336с.

8.Коппел Х., Мертинс Дж. Биологическое подавление вредных насекомых.- М. , Мир,1980.-500с.

9.Корчагин В.Н. Защита растений от вредителей и болезней на садово-огородном участке.- М., Агропромиздат,1988.-317с.

10.Логвинов Н.Я., ВоскресенскийА.Г. Аналитическая химия.- М., Просвещение,1991.

11.Савковский П.П. Атлас вредителей плодовых и ягодных культур. К., 1990.

12.Смолина Т.А., Васильева Н.В.Практические работы по органической химии. - М., Просвещение.

13. zarip-ovosch.ru/bolezni. Защита растений от болезней и вредителей.

14.sibbio.ru/products/protect. Биологические средства защиты растений.

15.agromagistral.ru/protection. Средства защиты растений.

16.landart.ru/03- uhod/b – sovet/03boszr1.htm. Средства защиты растений от болезней, вредителей и сорняков.

17.chem 21.info. Средства и методы защиты растений, борьба с вредителями.

18.cnshb.ru/akdil/0038/base/k123.shtm. Насекомые вредители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"

Курс является элективным и  предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса "Умей владеть словом"

Элективный курс предназначен для углубления знаний по некоторым разделам стилистики. Электив имеет значение и в подготовке учащихся к ЕГЭ-25 задание"Имеется рецензия....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для учащихся 9-х классов основной школы «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВА»

Данный курс  нацелен  на  углубленную предпрофильную подготовку обучающихся 9 классов с тем, чтобы познакомить их с историей и развитием зарубежной и отечественной правовых систем. Наст...

Учебно-методический материал. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Введение в инженерную графику"

Особенность курса «Черчение» в средней общеобразовательной школе на данный момент по новой программе для 9 классов – его чрезмерная сжатость, всего  один час  ...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Рабочая учебная программа элективного курса по математике для 10 класса общеобразовательных школ "Уравнения и неравенства:нестандартные способы решения".

Данная рабочая программа элективного курса предоставляет учащимся более полное обощение материала школьного курса уравнений и нераавенств, знакомит с нестандартными способами решения и позволяет качес...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы "Экология и безопасность"

Рабочая программа элективного курса  для  учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы "Экология и безопасность"...