Исследовательская деятельность учащихся в рамках интегрированного курса «Химия и растения».
консультация по химии (9 класс) на тему

Курышова Светлана Аркадьевна

Самостоятельная исследовательская деятельность, в которой ученик постоянно ведет поиск информации, выступая в роли исследователя, а не пассивного слушателя, позволяет ему овладеть необходимыми знаниями и общеучебными умениями для познания, формирует мировоззрение и активную жизненную позицию. Самостоятельно изучая выбранный объект или проблему, ученик приобретает интерес не только к предмету исследования, но и к самому процессу познания. При этом знание дается не как готовое, а получается в результате работы самих учащихся. Школьник ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания направляемого учителем.

Исследование в жизни человека выступает универсальной способностью, основой познания мира и себя в нём, а исследовательская позиция - основной, благодаря которой школьник в будущем сможет решать проблемные ситуации и выстраивать свой путь в этом мире.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность учащихся в рамках интегрированного курса

«Химия и растения».

Общепринятое понимание образования как усвоение учениками опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации, необходимостью решения насущных проблем стремительно меняющегося мира. От современного человека требуется, например, осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и жизненных областях.

В последние годы появилась тенденция к изменению основных задач процесса обучения. На первый план выходит не столько необходимость обеспечить учащихся системой знаний, сколько вооружить их продуктивными способами, умениями приобретать, применять на практике, преобразовывать и самостоятельно вырабатывать новые знания в любой деятельности.

Самостоятельная исследовательская деятельность, в которой ученик постоянно ведет поиск информации, выступая в роли исследователя, а не пассивного слушателя, позволяет ему овладеть необходимыми знаниями и общеучебными умениями для познания, формирует мировоззрение и активную жизненную позицию. Самостоятельно изучая выбранный объект или проблему, ученик приобретает интерес не только к предмету исследования, но и к самому процессу познания. При этом знание дается не как готовое, а получается в результате работы самих учащихся. Школьник ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания направляемого учителем.

Исследовательская деятельность ученика может рассматриваться как один из ведущих компонентов образовательного процесса, формирующий исследовательский тип мышления, позволяющий при решении любой теоретической или практической проблемы сформулировать для себя цель, поставить задачи, выбрать методы их решения и получить желаемый результат.

Целью исследовательской деятельности учащихся является не столько добиться собственно научных результатов, сколько получить основные представления о методиках и методах исследования, научиться системной и направленной работе над темой, логичности построения и получения аргументированных выводов, сформировать умения и навыки, необходимые для самостоятельного и творческого познания мира. Исследовательской деятельностью могут занимать все учащиеся: ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.

Работа в данном направлении позволяет решить следующие задачи:

  • изучение методики проведения исследовательской деятельности;
  • повышение уровня познавательных интересов;
  • формирование исследовательских навыков;
  • развитие способностей к самостоятельному осмыслению проблемы;
  • овладение умениями грамотно выполнять и выполнять работы;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • подготовка к участию в конференциях, олимпиадах, конкурсах;
  • умение интегрировать знания со способами их рационального получения; усвоение системы способов исследований, применяемых в базовых науках;
  • умение пользоваться различными исследовательскими методами при решении проставленных задач;
  • освоение современных информационных технологий.

Расширение и углубление взаимодействия между образованием, наукой, техникой и производством приводят к повышению роли интегрирующих знаний. Сейчас в познании действительности важное место занимают социально-технические, химико-технологические, биофизические, экономические и другие виды интегрирующих знаний. Эти знания служат основой для понимания сущности взаимодействия в системе «природа-общество-производство», для принятия ответственных решений в области экономики организации производства, анализа экологических и других многоаспектных проблем.

Исследовательская деятельность, построенная на интегрирующей основе, будет способствовать более эффективному формированию предметных, научных, профессионально-значимых знаний, умений, навыков, профессионально-личностных качеств, необходимых для успешного обучения в ВУЗах и раннему включению в научно- профессиональную деятельность.

Организуя исследовательскую деятельность учащихся, следует исходить из того, что изучаемый объект или проблема должны рассматриваться с различных сторон, с позиций разных наук и во взаимосвязи с окружающим миром. Интеграция таких наук как биология, химия, физика, география и др. даст возможность взглянуть на объект исследования через призму различных дисциплин. Такой подход важен для целостного восприятия природного объекта и лежит в основе законов познания. Предметная система обучения расчленяет единство и целостность представлений о многих явлениях. В результате знания и умения учащимся приобретаются дискретно, с разрывом во времени и пространстве.

В образовании научными руководителями выступают, как правило, школьные учителя, специализирующиеся в конкретной области, поэтому исследовательские работы соотнесены с тем или иным школьным предметом. Такая специализация, приводящая к уходу в узкую предметную область, может нанести вред общему развитию учащегося.

Наиболее перспективными представляются школьные исследования, «подключающие» материал сразу нескольких предметов, где учащийся может применить максимальное количество имеющихся у него знаний. В этом случае возрастает мотивация расширения кругозора юного исследователя в процессе работы, пусть при этом и будет преобладать какое-то конкретное направление, соответствующее тому или иному школьному предмету. Более того, в исследовании можно заранее запланировать «точки ветвления», в которых школьник сам сможет выбирать дальнейшее направление своего развития. Организация такой исследовательской деятельности возможна при следующих условиях:

  • работа с учащимися 8-11 классов;
  • постановка задачи подразумевает как субъективную новизну, так и объективную;
  • активное использование научной литературы, в том числе периодики и Интернет-ресурсов.

В нашем исследовании мы пытались выявить, как различные вещества влияют на рост и развитие растений. Первые работы были направлены на изучение минерального питания растений: «Питательные достоинства почвы», «Макро- и микроудобрения» «Влияние различных рецептур минеральных удобрений на рост и развитие растений».В процессе изучения учащиеся столкнулись с проблемой нарушения тенденции влияния отдельных элементов на рост и развитие растений при использовании разных химических веществ. Так появилась работа «Взаимное влияние ионов». Наибольший интерес у школьников вызывают исследования экологической направленности. Это изучение влияния кислотности почвенного раствора, тяжелых металлов (Си, РЬ, Сг) а также А1 на рост и развитие растений различных культур. Причем, выбор тяжелых металлов был не случаен, ему предшествовал анализ основных загрязнителей нашего города, а также их реальных концентраций в почвах города и городских водоемах.

                Углубление в проблему и выход исследований из условий лабораторного опыта с рассадой (метод почвенных, песчаных, гидропонных культур) в открытый грунт привели школьников к пониманию значимости влияния гуминовых веществ на рост и развитие растений. В результате появились комплексные работы: «Влияние тяжелых металлов в условиях использования биогумуса», «Влияние кислотности почвенного раствора в условиях использования биогумуса».

Надо отметить, что исследования так увлекали школьников, что, начав работу в 9 классе, они продолжали заниматься исследовательской деятельностью вплоть до 11 класса, так как каждое исследование наряду с полученными ответами ставило множество вопросов и подвигало их на новый виток поиска. И это хорошо, что такие вопросы возникали, так как поиск новых ответов порождает активную исследовательскую позицию по отношению к проблемам, подтверждая известную истину, что процесс познания бесконечен.

Не сложно заметить, что путь учащихся в исследовательской деятельности практически тот же, что и путь научного познания - от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него - к практике (см. схему.).

Жизнь человека - это тоже движение по пути познания. Исследование в жизни человека выступает универсальной способностью, основой познания мира и себя в нём, а исследовательская позиция - основной, благодаря которой школьник в будущем сможет решать проблемные ситуации и выстраивать свой путь в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся

Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хо...

Статья " Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО второго поколения".

В данной статье рассматроиваются основные вопросы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС ООО....

Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках образовательного процесса: опыт, проблемы и пути решения

Проектная и исследовательская деятельность в основной школе носит предметный характер, исследования опираются на учебные предметы, в старшей школе проекты и исследования носят междисциплинарный характ...