Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках образовательного процесса: опыт, проблемы и пути решения
статья

Легочева Елена Николаевна

Проектная и исследовательская деятельность в основной школе носит предметный характер, исследования опираются на учебные предметы, в старшей школе проекты и исследования носят междисциплинарный характер. Выпускник старшей школы должен уметь самостоятельно формулировать идею проекта, ставить цели, задачи и определять методы и критерии успешности проекта.

Закладывая в детях навыки проектной и исследовательской деятельности на протяжении 15 лет, в итоге мы должны сформировать всесторонне-развитую личность, способную проектировать и реализовывать результативную деятельность - учебно-познавательную, конструкторскую, социальную и т.п. Однако, как показывает практика, на самом деле только 20% учащихся 10-11 классов способны самостоятельно выбрать тему работы, сформулировать цель и обозначить этапы проекта, исследовательской работы, многие учащиеся не видят разницы между рефератом и исследованием, проектом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная и научно-исследовательская деятельность учащихся в рамках образовательного процесса: опыт, проблемы и пути решения 

Легочева Елена Николаевна,

преподаватель биологии,

МБОУ «Гимназия № 25»

г.Кемерово

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 

Очевидно, что в ФГОС значимая роль уделяется проектной, исследовательской и внеурочной деятельности, сделан акцент на развитие способности самостоятельно находить информацию с использованием как информационных технологий, так и коммуникации с людьми.

По завершении дошкольного образования ребенок в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

- проявляет инициативу и самостоятельность в исследовательской деятельности;

- проявляет любознательность, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и тому подобное.

Таким образом, дошкольное образование призвано способствовать развитию исследовательской активности и инициативы школьника.

Начиная с дошкольного уровня, в детях формируются основы исследовательской и проектной деятельности, и в результате, при получении среднего общего образования, они в совершенстве осваивают навыки проектной и исследовательской деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность в основной школе носит предметный характер, исследования опираются на учебные предметы, в старшей школе проекты и исследования носят междисциплинарный характер. Выпускник старшей школы должен уметь самостоятельно формулировать идею проекта, ставить цели, задачи и определять методы и критерии успешности проекта.

Закладывая в детях навыки проектной и исследовательской деятельности на протяжении 15 лет, в итоге мы должны сформировать всесторонне-развитую личность, способную проектировать и реализовывать результативную деятельность - учебно-познавательную, конструкторскую, социальную и т.п. Однако, как показывает практика, на самом деле только 20% учащихся 10-11 классов способны самостоятельно выбрать тему работы, сформулировать цель и обозначить этапы проекта, исследовательской работы, многие учащиеся не видят разницы между рефератом и исследованием, проектом.

Причинами несформированности навыков проектной и исследовательской деятельности могут быть:

  • большая загруженность педагогов (наличие большого количества часов по причине отсутствия специалистов или низкой оплаты труда);
  • отсутствие мотивации со стороны участников образовательного процесса (у педагогов не выделяются часы на проектную деятельность или их очень мало; отсутствие возможности у учащихся продемонстрировать результаты своей работы на более высоком уровне (участие во многих научно-практических конференциях платное - наличие организационного взноса, большие транспортные расходы);
  • низкая материально-техническая оснащенность образовательных учреждений (отсутствие лабораторий, технических средств, лабораторного оборудования для проведения проектной, исследовательской работы)…

Во многих школах реальная картина реализации научной, проектной деятельности выглядит следующим образом: педагоги на перемене, после уроков или в каникулярное время встречаются с 1-2 учениками, мотивированными на занятия научной работой (как правило, это «отличники» и «хорошисты», одаренные дети); практическая и экспериментальная часть работы проводится в кабинетных условиях (нет возможности заключить договор с научными лабораториями для проведения исследований); демонстрация результатов работы проходит на уровне ОУ, города, района; многие проекты остаются только на бумаге (отсутствует финансирование). Получается, что заниматься проектной и научной работой нужно (в соответствии с требованиями ФГОС), а возможности реализовать эти требования в рамках образовательного процесса есть не у всех общеобразовательных учреждений.

Для решения возникших противоречий, целесообразнее обратиться к организации научного общества учащихся. Научные общества позволят расширить кругозор учащихся в сфере науки; выявить способных, интеллектуально и творчески развитых учащихся;  дадут возможность развивать исследовательские способности, совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы у учащихся; позволят организовать профориентационную работу.

Научное общество учащихся может состоять из ребят разных возрастов, старшие могут стать наставниками для младших. Научное общество создается с целью объединения учащихся, имеющих общие интересы в той или иной области знаний. Такое объединение позволит разгрузить часть педагогов (так как достаточно будет педагога-наставника), минимизировать затраты на оборудование (станет меньше мелких работ, исследования станут более проработанными, глубокими), а также для защиты проектов и  исследовательских работ в других городах будет достаточно отправить представителя от группы  (что значительно сократит затраты на транспортные расходы).

На сегодняшний день исследовательская и проектная деятельность учащихся в рамках образовательного процесса носит эпизодический, спонтанный характер и зависит от авторитарного подхода педагога, несмотря на требования и рекомендации ФГОС. Для успешной реализации научной работы в образовательных учреждениях необходимо объединение ученических ресурсов с привлечением опыта научных сообществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа для приемных родителей «Приемный ребенок в образовательном процессе. Проблемы и пути решения»

Абсолютно доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить полностью. По этой причине, сиротство становится одной...

"Современный образовательный процесс:опыт,проблемы и перспективы”

ldquo;Современный образовательный процесс:опыт,проблемы и перспективы”. Ежегодный бюллетень.Выпуск3. Материалы республиканской научно-практической конференции. Изд.БИРО.,Уфа-2005. стр.161....

Моя методическая проблема и пути её решения. Организация проектной и исследовательской внеурочной деятельности учащихся

 Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию критического мышления, информационной культуры, творческих и коммуникативны...

ПРОГРАММА Второй всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации»

ПРОГРАММА Второй всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: опыт – проблемы, традиции - инновации», посвящ...