Методическая разработка интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" по теме "Экология. Здоровый образ жизни"
материал по химии (8 класс) на тему

Основная задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания по предмету, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг задачи, повышать мотивацию учащихся действовать ответственно по отношению к природным ресурсам и окружающей среде, вести   здоровый образ жизни, развивать интерес к естественно-научному знанию, формировать умения поставить научные вопросы, обратиться к имеющимся научным знаниям и использовать их, сделать выводы на основе доказанных фактов.

Относительно заинтересованности учащихся предметом, трудно переоценить роль внеурочных мероприятий (тематических вечеров, викторин, интеллектуальных игр и т.п.). Я подготовила внеклассное мероприятие – интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» по теме: «Экология. Здоровый образ жизни» и хочу поделиться этой разработкой с коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_po_ekologii.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка интеллектуальной игры

«Что? Где? Когда?» по теме:

«Экология. Здоровый образ жизни»

Смирнова А.Ю.,

учитель химии

МАОУ «СОШ №102» г.Перми

Основная задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания по предмету, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг задачи, повышать мотивацию учащихся действовать ответственно по отношению к природным ресурсам и окружающей среде, вести   здоровый образ жизни, развивать интерес к естественно-научному знанию, формировать умения поставить научные вопросы, обратиться к имеющимся научным знаниям и использовать их, сделать выводы на основе доказанных фактов.

Относительно заинтересованности учащихся предметом, трудно переоценить роль внеурочных мероприятий (тематических вечеров, викторин, интеллектуальных игр и т.п.).

Цель игры: расширение интегрированных знаний по предметам естественно-научного цикла; установление их связи с жизнью; дальнейшее познание и понимание окружающего мира на основе научных знаний, активизация познавательной деятельности и повышение мотивации  к здоровому образу жизни; развитие метапредметных компетенций (учебной, здоровье-сберегающей, коммуникативной, социальной). 

Правила игры.

В игре участвует любое количество команд учащихся 8 – 11 классов. Команды придумывают себе название и выбирают капитана. Капитан координирует работу команды. Ведущий читает вопрос (учащиеся могут делать записи во время чтения вопроса, чтобы лучше его понять). Команды в течение двух  минут обсуждают его и сдают ответ в письменном виде жюри. Ответ должен быть кратким и по существу.  Повторение вопроса не разрешается. После того как все команды сдают ответы, ведущий объявляет правильный ответ (или участники игры прослушивают аудиозапись правильного ответа). По окончании игры жюри подводит общие итоги,  определяет победителей, распределяет места и проводит награждение. Продолжительность игры примерно 40 - 45 минут.

Ход игры

Вопрос №1. Почему вреден воздух около автострады?

Ответ: Автомашины загрязняют воздух Угарным  и углекислым газами СО, СО2, оксидами серы и азота, сероводородом, альдегидами, углеводородами и др.  Чтобы воздух был чище на автостраде, нужно высаживать зеленые растения, которые в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ, выделяют кислород, задерживают пыль, сажу, снижают шум.

Вопрос №2.  Докажите необходимость второй обуви в школе, в другом помещении.

Ответ: С улицы приносится много песка, глины, пыли. Это все источники микроорганизмов, бактерий, инфекционных заболеваний. К тому же у некоторых детей аллергия на пыль.

Вопрос №3. Объясните понятие «парниковый эффект». Каковы его причины?

Ответ:  Парниковый эффект – нагревание внутренних слоев атмосферы Земли, что приводит к глобальному потеплению климата, повышает среднюю температуру планеты, смягчает различие между дневными и ночными температурами.   Причины: каждый год в результате сжигания топлива в атмосферу поступают миллиарды тонн углекислого газа, выделяют углекислый газ промышленные предприятия, автомобильный транспорт. Большая часть диоксида углерода -  СО2 - поглощается океаном и зелеными растениями, но часть остается в воздухе. Содержание углекислого газа в атмосфере постепенно увеличивается. Углекислый газ  поглощает тепловое излучение поверхности Земли, нагретой Солнцем, т.е. препятствует рассеиванию тепла в космос, поэтому средняя температура планеты повышается.

Вопрос №4. Объясните понятие «озоновые дыры». Каковы  причины этого явления?

Ответ: Максимальная концентрация озона находится на высоте 22 – 25 км. Уменьшение озонового слоя – озоновая дыра. Озоновые дыры обнаружены над Антарктидой, а также над Арктикой. Озоновые дыры возникли предположительно в результате антропогенных воздействий, в том числе широкого использования в промышленности и быту хлорсодержащих хладонов (фреонов), разрушающих озоновый слой. Озоновая дыра представляет опасность для живых организмов, поскольку озоновый слой защищает поверхность Земли от чрезмерных доз ультрафиолетового излучения Солнца.

Вопрос №5. Что такое «кислотные дожди» и каковы их причины?

Ответ: Состав атмосферы меняется в результате антропогенного (вызванного влиянием деятельности человека на природу) загрязнения. Например, оксиды серы и азота образуют в атмосфере сернистую, серную и азотную кислоты, выпадающие в виде кислотных дождей и вызывающие гибель растений и животных. Они наносят большой вред архитектурным памятникам, разрушают металлические крыши и конструкции – мосты и опоры.

Вопрос №6. Почему нельзя громко включать магнитофон в лесу, особенно весной?

Ответ: Птицы улетают с гнезд, птенцы погибают.

Вопрос №7. Дайте определения терминам: инсектициды, гербициды, фунгициды, дефолианты.

Ответ: инсектициды – химические препараты, применяемые для борьбы с  насекомыми – вредителями сельскохозяйственных растений;

гербициды – химические препараты, применяемые для борьбы с сорняками;

фунгициды -  химические препараты, применяемые для борьбы с патогенными грибами – возбудителями болезней сельскохозяйственных растений. Фунгициды вносят в почву, ими протравливают семена, проводят опыливание и опрыскивание растений;

 дефолианты -  Химические препараты, вызывающие старение листьев – искусственный листопад, что ускоряет созревание и облегчает уборку урожая.  Применяют для предуборочного опадения листьев – дефолизации, в основном, у хлопчатника. Используют дефолианты, разрешенные для применения в сельском хозяйстве. Повышение установленных норм расхода дефолиантов недопустимо.

 Вопрос №8.  Что происходит с деревом, если на его коре вырезают надписи и рисунки?

Ответ: Дерево теряет соки, в ранки попадают споры трутовиков, древесина разрушается.

Вопрос №9.  Почему нужно оберегать, а не разрушать муравейник?

Ответ: Человеку муравьи – друзья: они спасают лес. Подсчитано, что муравьи за 12 часов приносят в муравейник 33 тыс. гусениц пяденицы. За весь период размножения пядениц они уничтожают около миллиона этих вредителей. Благодаря муравьям лес здоровый и чистый.

Вопрос №10. Как влияет на здоровье и внешний вид  человека курение?

Ответ: Желтые зубы, запах изо рта, кашель, зачастую – хромота. Курение укорачивает жизнь, провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, заболевания легких, отрицательно сказывается на потомстве.

Вопрос №11.  Как  влияет на здоровье и внешний вид  человека  употребление алкоголя?

Ответ: Расширяются сосуды – красный нос, жилки на лице, болезни печени, желудка.  Алкоголизм  укорачивает жизнь, провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, заболевания печени, отрицательно сказывается на потомстве.

Вопрос №12.  У детей чаще бывает искривление позвоночника и ног,  чем у взрослых. Однако дети реже ломают кости, чем взрослые. От наличия какого вещества (какого химического элемента)  в костях это зависит? Из каких продуктов питания организм может получить это вещество? Какой витамин необходим организму для усвоения этого вещества костями?

Ответ: Этот химический элемент (вещество) – кальций, придает костям твердость. Много кальция содержат молочные продукты. Витамин Д способствует поступлению кальция в кости и предотвращает рахит. Рыбий жир содержит витамин Д, который необходим для правильного формирования скелета.

Вопрос №13.  В семье два сына. Один из них каждое утро умывается холодной водой, другой – теплой. Кто из них реже болеет простудными заболеваниями и почему?

Ответ: Холодная вода – средство закаливания, поэтому реже простужается первый мальчик.

Вопрос №14. Назовите знаменитых ученых – участников и чемпионов олимпийских игр.

Ответ: Пифагор был участником кулачных боев. Обладателями наград были философы Платон, Сократ, прекрасным борцом и наездником был Гиппократ. Доктор Б. Спок в 1924 году на  VIII олимпийских играх в Париже был чемпионом по академической гребле в составе восьмерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тематического классного часа «Мы – за здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни и вредные паривычки несовместимы. Пропаганда здорового образа жизни - насущное требование дня.Одним из видов пропаганды факторов,способствующих сохранению здроровья, является пров...

Методический сценарий урока английского языка по теме "Здоровый образ жизни" для 6 класса

Методический сценарий урока английского языка по теме "Здоровый образ жизни" для 6 класса...

Разработка урока по теме « Спорт и здоровый образ жизни» (7 класс, Биболетова М. З. Enjoy English).

Цели:1.Образовательная: систематизация лексико-грамматического материала; формирование навыков устной речи;2.Развивающая: развитие речемыслительных способностей;3.Воспитательная: привитие интереса к з...

Учебно-методическое пособие к программе по выработке навыков здорового образа жизни и по профилактике табакокурения ( для работы с детьми 9-12 лет)

В данном  учебно –методическом пособии представлена система работы по выработке привычки к здоровому образу жизни и по профилактике  табакокурения. Пособие ориентировано  на работу с де...

Методическая разработка Открытое внеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни»

Открытое внеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни»...

Методическая разработка урока английского языка по теме «Здоровый образ жизни» ("Healthy Lifestyle")

Урок предназначен для среднеобразовательной школы среднего звена (в частности, для 6 класса). В свете современной жизни и здоровьесберегающих технологий данный урок очень актуален и направлен на приоб...

Пропаганда здорового образа жизни, как средство профилактики наркомании среди подростков.Разработка занятия по программе: «Мы за здоровый образ жизни»…

Подростковые наркомании сложны для диагностики, требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по восстановлению личности подростка, его утраченных социальных связей. Антинаркотическую работу с...