Проектная работа "Формирование УУД на уроке химии по теме "Соли"
проект по химии (8 класс) на тему

Стрельникова Ирина Николаевна

Целью данной работы является разработка технологичесмкой карты урока и разработка плана-конспекта урока по химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Краснодарского края

Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

Кафедра естественнонаучного и экологического образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по итогам прохождения очно-дистанционных курсов повышения квалификации учителей химии по теме

«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБНОВЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ

ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»

(23.06.2015г.-9.07.2015г.)

Формирование  универсальных учебных действий на уроке химии

по теме: «Соли».

Проект выполнила: Стрельникова Ирина Николаевна, учитель химии МБОУ СОШ №43 г. Краснодар

г. Краснодар

2015

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Формирование  универсальных учебных действий на уроке химии в 8 классе  по теме: «Соли».

1.Вступительная часть

1.1. Актуальность проектной работы.

Важнейшей отличительной особенностью урока в условиях введения ФГОС является ориентация на результаты обучения, которые рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию. Применительно к процессу обучения это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен быть направлен на развитие личности обучающихся. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

     Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. Химия как учебный предмет не только позволяет составить у обучающихся целостную научную картину мира, но и является средством для развития познавательных способностей личности, расширение ее интеллектуальных возможностей. Для жизнедеятельности человека важно не наличие накопленных впрок знаний, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

1.2. Основные опорные термины и понятия

Термин “универсальные учебные действия” (УУД):

- в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

- в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Виды УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные УУД обеспечивают:

  • ценностно-смысловую ориентацию учащихся
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
  • знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
  • самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают:

  • Обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности:

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Коммуникативные УУД обеспечивают:

  • социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД – общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
  • поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации,
  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование,
  • умение структурировать знания,
  • умение строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью,
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач,
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели,
  • умение адекватно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров.

Логическиенаправлены на установление связей и отношений в любой области знания; обеспечивают способность и умение учащихся производить:

  • простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.)
  • составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной

Действия постановки  и решения проблем:

  • формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа ФГОС, которая предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Образовательные результаты:

Личностные:

- сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся (к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.);

Метапредметные:

- освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях;

Предметные:

- освоенные обучаемыми конкретные элементы социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов; умения, специфические для данной предметной области, виды деятельностипо получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).

Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор).

Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом (техническая и научная компетентность, умение оперировать знаниями в жизни и обучении, использовать источники информации для собственного развития)

Компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Ключевые образовательные компетенции:

- ценностно-смысловые компетенции,

- общекультурные компетенции,

- учебно-познавательные компетенции,

- информационные компетенции,

- коммуникативные компетенции,

- социально-трудовые компетенции,

- компетенции личностного самосовершенствования

Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения.

Виды рефлексии:

- интеллектуальная рефлексия;

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала.

1.3. Педагогические технологии и приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий и образовательных результатов

        Педагогическая технология – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Перечень используемых технологий, достаточно обширен:

-         технология проектной деятельности;

-         игровые технологии;

-         технология проблемного обучения;

-         технология развития критического мышления;

-         технология коммуникативного обучения (Пассов Е. И.);

-         технология модульного обучения;

-         информационно-коммуникационные технологии;

-         технология педагогических мастерских;

-         индивидуальная образовательная траектория;

-         технология активного обучения;

-         технология анализа конкретных ситуаций;

-         здоровьесберегающие образовательные технологии

        Проблемно-диагностическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы урока – это этап формулирования темы урока, поиск решения –этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

        Технология продуктивного чтения – формирование типа правильной читательской деятельности.

        Технология оценивания учебных успехов – оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется оценкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний.

Технология критического мышления предполагает развитие творческого мышления, умения принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, высказывая при этом собственное мнение.

        На данном уроке используются проблемно-диагностическая технология, технология анализа конкретных ситуаций, информационно-коммуникативная технология, технология критического мышления. Данные технологии способствует формированию универсальных учебных действий.

В блоке познавательных УУД выделяется группа общеучебных универсальных действий, первое из которых - формулирование цели.

Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности.

Не менее важным УУД является – обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации - это глобальная сеть Интернет и печатные источники.

Существуют три основных способа поиска информации в Интернете.

По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. В ходе обучения химии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

- найди место в учебнике, где описывается объект…;

- составь суждение по тексту параграфа...;

- расскажи по опорным словам (разверни информацию);

- составь план изучения темы…;

- составь набор понятий темы...;

- зашифруй понятия темы ... в символы, систему или последовательность символов;

- составь разные предложения с одним и тем же понятием ....

Важной задачей учителя является работа с таблицами, которая требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:

- “найди отличия”;

- “на что похоже?”;

- поиск лишнего;

- “логические цепочки”;

- работа с таблицами,

- работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

2. Целью данной работы является: а). разработка технологической карты урока; б). разработка плана-конспекта урока химии для обучающихся 8 класса по теме: «Соли» автора УМК Д.М.Жилина, направленного на формирование универсальных учебных действий; в). показать возможности формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока химии в 8 классе;г). организация формы обучения и выполнение определенных функций: образовательной, воспитательной, развивающей.

Но главная цель в современном образовании — это самообразование.

Самообразованиена данном уроке заключается в следующем: овладение учащимися приемами работы с учебником (задания: № 29.2, 29.3, 29.4, 29,6 § 29 стр.162-165 учебника, работа на выполнение предложенных заданий), выполнение самостоятельной работы, коллективное взаимообучение – работа в группах.

3. Задачи проекта:

1. Показать технологию проектирования урока по формированию УУД.

2. Показать методику организации различных видов учебной деятельности, направленных на формирование УУД.

3. Показать методику формирования УУД на разных этапах урока спроектированного на основе технологии «деятельностного подхода».

4.Основные этапы проекта:

1. Провести отбор, изучение и анализ учебно-методической литературы по методике формирования УУД.

2. Выбрать технологию (структуру), определить основные методы, формы и средства необходимые для проектирования урока.

3. Разработать технологическую карту и проект урока, направленного на формирование  универсальных учебных действий.

5. Обзор нормативных документов:

Федеральные:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации;  
  3. Примерная программа  основного общего  образования по химии на основе

ФГОС.

  1. Программа автора УМК Д.И.Жилина;
  2. Постановление правительства российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
  3. Постановление правительства российской федерации от 10 июля 2013 г. №582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;
  4. Постановление правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  5. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. №28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. №17-253-6 «об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
  6. Приказ министерства образования и науки российской Федерации от 15 марта 2013 г. №185 «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»;
  7. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»;
  8. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июля 2013 г. №ДЛ-187/17 «В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений»;
  9. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 сентября 2013 г. №01-50-377/11-555 «О соблюдении прав граждан при проведении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных организациях, расположенных на территории субъектов Российской федерации и о нарушениях законодательства Российской Федерации об образовании в части обеспечения государственных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  10. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

Региональные:

  1. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. №2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае»;
  2. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 17 июля 2013 г. №3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края»;
  3. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 26 июля 2013 г. № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»;
  4. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 22 июля 2013 г. № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013-2014 учебном году»;
  5. Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы. Автор Д.М.Жилин.

Документы МБОУСОШ №43:

  1. Основная образовательная программа образовательной организации«МБОУ СОШ №43».

Из  анализа примерной программы основного общего  образования по химии на основе ФГОС и программы основного общего образования по химии, 8-9 классы, автора Д.М.Жилина  урок по выбранной теме в КТП учителя Стрельниковой И.Н.: «Соли» звучит «Соли».

6. План работы над проектом

1.Целеполагание.

2.Мотивация.

3.Практическая значимость знаний и способов деятельности.

4.Отбор содержания.

5.Интегрированность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

6.Построение каждого этапа уроков по схеме:

постановка учебного заданиядеятельность обучающихся по его выполнениюподведение итога деятельностиконтроль процесса и степени выполнениярефлексия

7.Использование разнообразных, эффективных приемов в организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

8.Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока.

9.Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися.

10.Организация парной или групповой работы.

11.Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля.

12.Рефлексия (как осознание себя в процессе деятельности).

13.Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

14. Минимизация и вариативность домашнего задания.

15.Обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережений на уроке.

7. Конструктор знаний, умений и навыков

Уровень

личностные

метапредметные

предметные

стандарт

Обучающийся научится использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

учащийся научится таким качествам как  самостоятельность, наблюдательность, дисциплинированность; рефлексия собственной деятельности

Обучающийсяизучит состав и строение класса неорганических соединений -  соли, научится составлять формулы солей и давать названия, используя алгоритм, сформирует знания о солях как производных кислот и оснований;

научится использовать знаки, символы для выполнения заданий;

научится под руководством учителя формулировать цель; научится сохранять учебные цели и задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку, научиться сравнивать, обобщать, конкретизировать; научится строить речевое высказывание и логическую цепь рассуждений; научится формулировать собственное мнение; проводить взаимоконтроль, взаимопроверку

Обучающийсянаучится понимать химическую символику: формулы химических веществ,

важнейшие химические понятия: ион, заряд иона, степень окисления; научится понимать алгоритм составления формул солей;

научится называть химические формулы солей; научится определять принадлежность веществ к определенному классу соединений

повышенный

нет

нет

нет


8. Технологическая карта урока

Предмет    ХИМИЯ

Класс     8

Автор УМК     Д.М.Жилин

Тема урокаСоли

Тип урока урок открытия нового знания

Учитель Стрельникова Ирина Николаевна, МБОУ СОШ№ 43 г.Краснодар.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

1

2

3

4

5

6

1. Этап мотивации

Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока.

Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

Настраиваются на работу на уроке. Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (тетрадь, пишущие принадлежности, линейка, учебник), настрой на урок

Проявление уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого

Самооценка готовности к уроку, настрой на урок, доброжелательное отношение к окружающим, желание приобретать новые знания

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Учитель организует работу в группах по рядам (выбрать формулы класса веществ для своего ряда из предложенных на доске).

Организует деятельность по выполнению заданий на актуализацию ранее изученного материала для изучения нового. Контролирует процесс выполнения задания. Организует обсуждение результатов выполнения задания.

Задает вопросы по выполненному заданию.

Подводит итог опроса.

Самостоятельно выполняют задание. Работают в группах. Отвечают на вопросы учителя.

Слушают ответы одноклассников.

Обсуждают ответы одноклассников.

Сравнивают свои результаты выполнения заданий с правильными ответами.

Корректируют ответы (в случае необходимости).

Слушают заключение учителя.

Понимание смысла информации.

Использование знаково-символических средств. Осознание поставленной задачи, извлечение нужной информации. Выполнение учебно-познавательного действия.

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Умение слушать в соответствии с

целевой установкой.

Дополнение, уточнение высказанных мнений по существу полученного задания.

Осуществление само- и взаимоконтроля.

Понимание и сохранение учебной задачи. Планирование деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Умение оформлять свои мысли вустной форме, правильное построение монологических высказываний, адекватное использование речи. Построение продуктивного взаимодействия с учителем.

Понимание и восприятие на слух замечаний учителя.

Формирование гражданской ответственности при работе.

Воспитание уважительного отношения к мнению других. Умение оценивать собственные достижения.

Рефлексия – все ли выполнили и всем ли понятно.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию, читает текст, задает вопрос. Подводит учащихся к определению темы и цели урока. Рассказывает об известных факторах применения поваренной соли.Демонстрирует образцы солей. Показывает презентацию об известных солях в быту

Предлагают варианты целеполаганий, предлагают тему урока. Рассказывают об известных факторах применения поваренной соли. Просматривают презентацию.

Понимание смысла информации. Осознание поставленной задачи, извлечение нужной информации

Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Умение слушать и  приводить примеры из жизни

Рефлексия – всем ли понятна тема и цель урока.

4. Этап открытия нового знания

Предлагает учащимся дать определение понятия«Соли». Знакомит с алгоритмом составления формул и названия солей, составлением графических формул солей

Отвечают на поставленный вопрос.

Слушают ответы одноклассников.

Обсуждают ответы одноклассников.

Слушают и записывают порядок действий по алгоритму составления формул, названию соли, составления графических формул солей

Понимание смысла информации.

Умение давать определения понятиям.

Усвоение конкретных способов действий

Понимание и сохранение учебной задачи.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Построение продуктивного взаимодействия с одноклассниками иучителем.

Построение монологическоговысказывания, адекватное использование речи.

Понимание и восприятие объяснений учителя.

Умение слушать, извлекая нужную информацию

Рефлексия – всем ли понятно и можем ли работать дальше.

5. Этап первичного закрепления

Организует  составление формул и названий солей на примерах сульфида алюминия и фосфата кальция. Организует работу для учащегося на тренажере, наблюдает за деятельностью обучающихся.

Записывают в тетради формулы солей  в соответствии с алгоритмом

Проговаривают материал, анализируя записи.

Выполняет задание на тренажере

Использование знаково-символических средств для выполнения задания. Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы,  используя учебник, и информацию, полученную на уроке. Умение работать с тренажерами

Принятие и сохранение поставленной задачи

Осуществление контроля и коррекции своей деятельности

Умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме.Понимание речи других (обучение в сотрудничестве).

Вырабатывание правильного самоотношения к своим действиям. Воспитание уверенности в своих силах

Рефлексия – всем ли понятно,  молодцы, справились с заданием

6. Этап самостоятельной работы

Организует самостоятельную работу.Контролирует процесс выполнения самостоятельной работы

Учащиеся выполняют задание в тетради. Осуществляют взаимопроверку и взаимооценивание

Использование знаково-символических средств для выполнения задания

Выполнение учебных действий. Использование  алгоритма в планировании и контроле способа выполнения задания. Осуществление самоконтроля процесса составления формул солей и коррекции своей деятельности

Умение оформлять свои мысли в письменной  форме.

Построение продуктивного взаимодействия с одноклассниками и учителем.

Установление связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом. Воспитание самостоятельности, повышение самооценки, уверенности в своих силах

Рефлексия – исправление допущенных ошибок- всё ли он понял, запомнил ли новые правила, создание для каждого ребёнка ситуацию успеха.

7.  Этап закрепление нового материала

Предлагает выполнить задание на стр.165 № 29.6 и тренировочное задание.Организует работу по анализу выполнения задания:

- предлагает осуществить самооценку;

- предлагает озвучить правильный ответ;

- предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом; - предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины.

Самостоятельно выполняют задание № 29.6 и тренировочное задание на с. 165 учебника.

Отвечают по вызову учителя или по желанию.

Слушают ответы одноклассников.

Обсуждают ответы одноклассников

Понимание и интерпретация информации, Использование знаково-символические средства для выполнения задания

Выполнение учебных действия в материализованной форме.

Использованиеалгоритма в планировании иконтроле способа выполнения задания.

Принятие и сохранение поставленной задачи.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Понимание и восприятие объяснений учителя.

Осознанное построение речевого высказывания, умение слушать собеседника; адекватное использование устной речи.

Формирование гражданской ответственности при работе.

Умение применить основные алгоритмы для решения поставленных задач.

Умение оценивать собственные достижения.

Рефлексия – исправление допущенных ошибок

8. Этап «Подведение итогов»

Подводит итог, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Слушают

Адекватное восприятие оценки учителя

Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности

Рефлексия -   Учитель предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Предлагает оценить свою деятельность на уроке и продолжить фразу

                        Мне было интересно…        

                        Мы сегодня разобрались…

                        Я сегодня понял, что…

                        Мне было трудно…

9. План-конспект урока

Класс: 8

Тема: Соли

Тип урока:  урок открытия нового знания

Цели:

Образовательная: способствовать формированиюзнаний обучающихся о солях как классе неорганических соединений; формировать умение составлять формулы солей и называть соли;усвоение новых знаний на основе имеющихся;

Развивающая:развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления; развитие представления обучающихся о классах неорганических соединений; активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся; совершенствовать навыки взаимопроверки; развивать умения применять знания, полученные на уроке; умение делать выводы;

Воспитательная: формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде; воспитывать культуру речи, умения групповой коммуникации; прививать интерес к химии.

Задачи:  

-  изучить состав и названия солей; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента;

- научить составлять формулы солей и давать названия солям;                                                 - продолжить развивать умения:   формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах;                              - сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.

Планируемые результаты:

Предметные:знать определение понятия «соли»; понимать алгоритм составления формул солей; уметь составлять формулы солей и давать им названия; уметь различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента;

Метапредметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; принятие и сохранение учебной цели и задачи; осуществление самоконтроля и самооценки, осознание качества и уровня усвоения; сравнение, обобщение, конкретизация; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений; умение формулировать собственное мнение; взаимоконтроль, взаимопроверка; рефлексия способов и условий действия; готовность получать необходимую информацию;

Личностные: способствовать воспитанию таких качествкак самостоятельность, наблюдательность, дисциплинированность; рефлексия собственной деятельности

Визуализация:

  1. Проектор, ноутбук, экран.
  2. Образцы кристаллических солей: поваренная соль, карбонат кальция (мел, известняк), медный купорос.
  3. Учебник химии.8 класс, Д.М.Жилин

Ход урока

1. Этап мотивации.

Учитель приветствует учащихся и создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

 (учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям).

        Ученики приветствуют учителя, готовятся к уроку.

        

Работа по группам. Класс  делится на три группы (по рядам: 1 ряд – оксиды, 2 ряд – кислоты, 3 ряд – основания). На доске написан ряд формул:  CO2,  H2SO4, NaCl,  KOH,  K2O, HCl,   Ba(OH)2, CuO, CaCO3,HNO3,NaOH, CuSO4.

Задание: каждый ряд выбирает формулы своих веществ и записывает в тетради, дает названия этим веществам и определения классам веществ. Проводится проверка выполнения задания.

 Опрос учащихся:

1. Какие вещества называют оксидами. Назвать оксиды.

2. Какие вещества называют кислотами. Назвать кислоты.

3. Какие вещества называют основаниями. Назвать основания.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.

1.Какие формулы веществ ни одна группа не выбрала?  Ответ: NaCl, CaCO3, CuSO4

2.Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов.

3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков.

4. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? Ответ: ионы металлов - есть у оснований, а кислотные остатки есть у кислот.

5.Можно ли используя кислоты и основания получить эти вещества? Ответ: видимо, да.

6. Какие же вещества состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков? Ответ: не известно

3. Этап открытия нового знания

О каком веществе идет речь?  (Учитель читает текст)

Семь тысяч лет назад на дне высохшего древнего моря люди обнаружили залежи белого кристаллического вещества. И, конечно же, попробовали применить его в своем нехитром хозяйстве. Вещество  оказалась не только пригодным в пищу – оно делало еду намного вкуснее. А приправленное им  мясо и рыба переставали портиться, что было для древних людей настоящим чудом. Неудивительно, что языческие народы стали почитать это вещество  как святыню. Позднее они научились получать его из морской воды, но от этого не перестали верить в магические свойства белого вещества, которое залечивало раны, восстанавливало силы и отпугивало врагов – ведь на полях, посыпанных этим веществом, ничего не росло! Уже тогда люди почувствовали мощную энергетику неизвестного вещества, но еще не умели с ним  обращаться, поэтому боялись и преклонялись перед этим загадочным веществом.

В античные времена это вещество  ценилась так высоко, что служило денежным эквивалентом: им  платили жалованье римским солдатам-легионерам.  В Абиссинии за четыре куска этого вещества  можно было купить раба. А на Руси  можно было заплатить за купленную вещь.

Неизвестное вещество, подаренное людям самой Землей, было оценено ими по достоинству. Хлебом и этим веществом  встречали добрых гостей, без него  не обходился ни один народный обряд, ни один праздник.

Чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Итак, о каком веществе идет речь?

Ответ учащихся: соль

Дополнение учителя: в данном случае -  поваренная соль –NaCl

Учитель: Расскажите об известных вам способах применения поваренной соли.

Учащиеся называют известные способы применения поваренной соли. Учитель добавляет известные факты применения поваренной соли (на кухне, удаление грязи с плиты, стирка белья, отпугивание муравьев, сохранение сорванных цветов, лед на тротуарах)

Учитель: Существуют и другие соли – минеральные, у которых другой химический состав. Например: мел, мрамор, известняк - в их состав входят соли(Демонстрация образцов солей.Демонстрация презентации по применению известных в быту солей).

Учитель: Кто сможет назвать тему урока и назвать цели урока? (Учащиеся пытаются дать определение темы урока и сформулировать цели урока)

Учитель: Какие вещества называются солями? Попробуйте дать определение этому классу веществ исходя из формул предыдущего задания (Учащиеся пытаются дать определение класса веществ – солям).

Учитель: Используя учебник давайте выполним задание № 29.1 на стр. 162

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Учитель: Мы с вами дали определение классу веществ – солям, научились определять по формулам веществ отношение этого вещества к классу солей. А как же составлять химические формулы солей и давать им названия?

Учитель  знакомит учащихся с алгоритмом составления формул солей. Объясняет составление формул и названий солей.

Алгоритм составления формул и названий солей:   стр. 164 Алгоритм 8, алгоритм 9

Название соли = название кислотного остатка + название металла + ст. окисления металла.

Учитель: А теперь давайте выполним задание по учебнику  стр. 162-163 № 29.3, 29.4

Учащиеся выполняют задания по учебнику.

Учитель контролирует выполнение заданий.

5. Этап первичного закрепления

1. Учитель: Составьте формулы солей: сульфида алюминия и фосфата кальция.

Учащиеся составляют формулы солей, проговаривают алгоритм составления формул солей у доски.

2. Выполнить задание с использованием электронного тренажера.

Один учащийся выполняет задание на составление формул солей  с использованием электронного тренажера.

6. Этап самостоятельной работы

Учащимся предлагается заполнить таблицу по составлению формул солей:

Na

Ca

Al

Азотная кислота

Серная кислота

Фосфорная кислота

Учащиеся заполняют таблицу, составляя формулы солей.Учитель контролирует выполнение самостоятельной работы.

Учитель предлагает учащимся осуществить взаимопроверку, учащиеся осуществляют взаимопроверку и взаимооценивание.

7. Этап закрепления нового материала

Учитель предлагает выполнить задание на стр.165 № 29.6 и тренировочное задание.

Учащиеся выполняют задания у доски и в тетрадях; работают в группах. Учитель проверяет выборочно тетради.

8. Этап информации о домашнем задании

§29 стр.165  № 29.5

Учитель поясняет выполнение домашнего задания.

9. Рефлексия

Учитель предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Предлагает оценить свою деятельность на уроке и продолжить фразу

Мне было интересно…        

                        Мы сегодня разобрались…

                        Я сегодня понял, что…

                        Мне было трудно…

10. Список литературы используемой при подготовке проекта

  1. Асмолов А.Г. и др.«Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010

2.Д.М.Жилин .«Химия. 8 класс». – М.: Бином, 2012

3.Троицкая Н. И. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

 Вектор науки ТГУ. №1(8). 2012.

Электронные материалы:

1.Электронное пособие. Модуль «Химические формулы солей»  http://fcior.edu.ru

2.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cb6-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_21_01.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа к элективному курсу по химии 10-11 класс "Основы проектной деятельности на урокай химии"

Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 10 – 11 классов к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использов...

Статья: "Организация проектной деятельности учащихся на уроке химии"

Организация проектной деятельности учащихся на уроке химии В преподавании естественных наук, и в частности  химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся...

Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"

Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...

Проектная деятельность учащихся на уроках химии. На примере темы «Окислительно-восстановительные реакции»

Изучения курса химии в 11 классе, раздел «Окислительно-восстановительные реакции». Руководство работой учащихся по этой теме осуществляется через их проектно-исследовательскую деятельность....

выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования

выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...