Применение модульной технологии обучения на уроках химии.
статья по химии на тему

Данная статья отражает взгляды автора на применение модульной технологии при усвоении учебного материала по химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение модульной технологии обучения на уроках химии.

Андреева О.А., учитель химии МАОУ СОШ 3 г. Гулькевичи, Краснодарский край

На современном этапе развития педагогической науки актуальным является  проблема перехода  от информационно- объяснительных методов обучения к деятельностно-развивающим, способствующим развитию познавательных интересов, овладению учебными действиями, позволяющими учащимся достичь личностные, предметные и метапредметные образовательные результаты. Перспективным способом достижения таких результатов обучения по моему мнению может быть модульная технология .

П.Я. Юцявичене сформулировал восемь принципов данной технологии:

  • модульность («Модуль- это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» П.Я. Юцявичене);
  • деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);
  • динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);
  • метод деятельности;
  • гибкость;
  • осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);
  • разносторонность методического консультирования
  •  паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).

Исходя из принципа целевого назначения модули можно разделить на 3 типа:

-         познавательные, которые используются для получения базового образования при изучении основ наук, источником информации служат учебники, справочники, методические пособия;

-         операционные - для формирования и развития способов деятельности, профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля;

-         смешанные (информационно-деятельностные)-познавательные модули  сочетаются с операционными, так как модули содержат  в себе и информацию, и  алгоритм действий по овладению данной информацией.

Модуль любого типа включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний учащихся. В модульной технологии используются следующие формы контроля: самоконтроль; взаимный контроль учащихся; контроль преподавателя. Для реализации обратной связи при построении модуля применяют входной, текущий, промежуточный и обобщающий (выходной) контроль, которые могут осуществляться при помощи обычной контрольной работы или в виде соответствующего теста. Наиболее распространены следующие разновидности тестов: тест с пропусками- во фразах пропущены ключевые слова и учащимся предлагается заполнить эти пробелы «Явление, когда один и тот же элемент образует несколько простых веществ, называется________» ; тест на сопоставление – при составлении его в один столбик записывают либо формулы соединений, либо схемы процессов, проявляемых степеней окисления и т.д,  а в другой вытекающее следствие , признак, термин, например:

соль

формула

1)хлорид натрия

А)NaHCO3

2)сульфат бария

Б)NaCl

3)гидрокарбонат калия

В)BaSO4

Г) KHCO3

Д)K2CO3

 ; тест на группировку – его можно использовать для проверки умений учащихся применять различные термины (например : «Вписать в первый столбик физические явления , а во второй химические явления»), определять последовательность выполнения заданий ; тест с выбором ответа -  предлагается выбрать правильный ответ из набора предложенных вариантов . Предлагаю попробовать объединить процесс изучения нового материала со входным контролем, проведенным в форме теста-конспекта с пропусками. В процессе работы с модулем «Карбонильные соединения» учащимся предложено восстановить текст опорного конспекта:

КАРБОНИЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ  (оксосоединения ).

( опорная схема.  Глава 7 )

Записать определение и формулу карбонильной группы.( с.173 )

Карбонильные соединения - это …

Составить схему классификации оксосоединений. Привести примеры. Выделите альдегидную и карбонильную группу.

Карбонильные соединения (C  H  O )

Альдегиды                                                                               кетоны

           O

R-C                                                                                  R - C - R

             H                                                                                O

                                                                                   1        2       3           4

R –радикал ( -C H   , C  H  -, как                        C  H – C – C  H – C  H

исключение H)                                                                  O                                                               

2             1

C H  - C = О                                                                 бутанон-2                                                  

                H

этаналь (Уксусный альдегид)

Записать определение и общую формулу альдегидов.

Альдегиды – это …

Общая формула  :  

Номенклатура альдегидов. Привести примеры.

Названия альдегидов по систематической номенклатуре  …

Тривиальные названия альдегидов …

Виды изомерии. Приведите примеры.,назовите

  • Изомерия углеродного скелета

  • Межклассовая изомерия

Закономерности изменения физических свойств:

-агрегатное состояние

-запах

-темп.кипения

-дополнительные сведения

            O                              O                         O                                  O

H – C                 C  H  - C     ……. C  H – C                    C  H - C

             H                              H                         H                                  H

Газ                                  ……..                                       ……..

____________________________________________________________

-----------------------------------------------------------------------------------------

Электронное строение карбонильной группы

             O         - Атом углерода карбонильной группы находится в

R  - C                   ….гибридизации

               H        -Связь  …

-Валентный угол…

-Полярность связи  …

Химические свойства. ( привести примеры )

  • реакции присоединения:

- гидрирование

----    +    Н       СН3-СН2-СН2-ОН

-гидратация

СН3-СН2-СН2 СОН +   -----  

2) реакции окисления:

-неполное окисление

-горение

НСОН + О2

3)реакции полимеризации

4) реакции поликонденсации

Домашнее задание

44-47  УПР.1.С. 183

. На уроках химии считаю важным формировать у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, создавать структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, формулировать количественные характеристики объектов, классифицировать их. По мнению некоторых педагогов представление учебного материала надо начинать с изображения логической структуры модуля в виде графической схемы, блок- таблицы, генетического древа, ряда и т.д., которые содержат все учебные элементы, пронумерованные  в соответствии с логической структурой материала. Например при освоении учебного модуля «Металлы в природе, общие способы получения металлов» в 9 классе структура модуля представлена в виде таблицы, где УЭ 1,3.5.7-формы существования элементов –металлов в природе, а УЭ 2,4,6,8- способы получения металлов в промышленности. Данный материал рассматривается в контексте представлений учащихся об электрохимическом ряде напряжений металлов, что позволяет увидеть взаимосвязь между восстановительной активностью металла, формой его существования в природе и промышленным способом получения.

1

3

Н

5

7

Li----------------------Al

Mn---------------------Pb

Sb------------Hg

Ag------------Au

2

4

6

8

 Данную таблицу учащиеся могут дополнять рисунками, символами, знаками, которые позволят создать нечто целое из отдельных компонентов, усилят ассоциативное восприятие информации .

Изучение каждого модуля, как правило, начинаю с обзорной лекции, которая призвана мотивировать учащихся на познавательную деятельность, обозначить цели, показать весь учебный материал в общем виде и акцентировать внимание на сложные моменты. Вводная проверка базовых знаний в ходе беседы, обсуждения заявленной проблемы или приемов экспресс-диагностики позволяет проверить готовность учащихся к усвоению нового модуля, указать на необходимость самостоятельного повторного изучения некоторых учебных элементов. Модульная программа предполагает обязательно дифференцированный подход к построению информационного блока- как минимум базовый и повышенный уровень, а далее различной степени сложности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация школьников через применение на уроках современных образовательных технологий (работа в рамках модульной технологии обучения на уроках обществознания)

Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модерниза...

Элементы модульной технологии обучения на уроках географии. (методические рекомендации)

в материале рассказывается о применении на уроках географии элементов модульной технологии обучения, сочетании его с элементами других технологий  и использовании технологических карт...

«Применение модульной технологии обучения» при изучении темы « Имя числительное» в 6 классе

             Изучение имени числительного в школе имеет свои особенности, свою специфику. Эти особенности связаны как с характером самого предмета изучения чи...

Использование модульных технологий обучения на уроках химии

Цель проекта:определить и обосновать основные элементы модульной технологии, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках химии.  Задачи:*Определить сущность и механизм...

Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"

Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов,  как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...