Превращение веществ. Роль химии. История развития химии.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Файзулина Анастасия Андреевна

Данный урок познакомит учащихся с предметом химия, с историей её развития.  Ученикам на уроке рассказывается  о том, что представляет собой дан­ная наука сейчас;

Первый вводный урок позволит сформировать у школьников познавательный интерес к новому предмету и воспитывать чувство бережного отношения к окружающе­му миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_himii._prevrashch._veshchestv_8_klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Превращение веществ. Роль химии. История развития химии

Но прежде всего и внимательнее всего изучайте химию, химию! Это изумительная наука, знайте!

М. Горький. Дети Солнца

Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с предметом химии, с историей её развития; рассказать о том, что представляет собой данная наука сейчас;
  2. формировать у школьников познавательный интерес к новому предмету;
  3. воспитывать чувство бережного отношения к окружающему миру.

Средства обучения. Плакат «Генеалогическое древо „Наука химия"» (этот плакат можно поручить учащимся изготовить . заранее, рис. 1).

Ход урока

Стр 7 – 1 определения

Нальем в пробирку 2 мл соляной кислоты и опустим в нее небольшой кусочек мрамора. Раствор сразу «закипает» — в нем появляются пузырьки газа (рис. 7, а), а кусочек мрамора постепенно уменьшается и затем совсем растворится. Пропустим образующийся газ через прозрачный раствор известковой воды. Она мутнеет (рис. 7, б). Вы, наверное, помните из курса природоведения, что так распознают углекислый газ. Если взять раствор, получившийся в результате взаимодействия мрамора и соляной кислоты, и выпарить несколько капель его в фарфоровой чашечке или на пластинке, то они покроются беловатым налетом минеральной соли (рис. 7, в) — хлорида кальция (вспомните аналогичную операцию, которую вы делали на уроках природоведения или ботаники, когда определяли состав почвы). Следовательно, при взаимодействии двух исходных веществ — соляной кислоты и мрамора — были получены совершенно новые вещества: углекислый газ и хлорид кальция.

Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называют химическими явлениями или химическими реакциями.

Явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным, называют физическими явлениями

Упр.2 – 3 - 4

Рассказ учителя.

 В какой части земного шара следует искать зарождение первых проблесков химических знаний? Ответит ли утвердительно на этот вопрос наука?

Надеяться на это очень трудно, поскольку причина состоит в том, что от времён, когда только зарождались первые химические знания, не осталось почти никаких памятников. Вероятно, первые химические знания передавались из поколения в поколение устно, а нередко и по секрету.

Наиболее выдающимися химиками древнего мира являлись египтяне, преимущественно представители класса жрецов. Они привели в некоторую систему отдельные наблюдения химических явлений и первыми применили их на практике. Даже само слово «химия», как считали учёные, появилось в Египте.

Древнегреческий философ Плутарх в своих трудах писал, что жители Египта получили прозвище «хемы» (chemi).

Какие же химические знания имелись у египтян?

Египтяне умели:

  • бальзамировать трупы. Современным учёным до сих пор не до конца понятны методы, которые применяли египтяне;
  • изготовлять краски. Свыше четырёх тысяч лет прошло с тех пор, как древними египтянами были окрашены предметы, дошедшие до настоящего времени, а краски сохранили свою яркость и прочность. Именно в Египте стали широко использовать такие знаменитые краски, как индиго, ализарин, пурпур;
  • производить косметические вещества. Известно, что египетские модницы применяли разнообразную косметику. Например, чёрную краску для бровей, душистые воды, благовонные масла и мази. Эти вещества также широко использовались жрецами;
  • изготовлять глиняные и стеклянные изделия. Найдены стеклянные вазы, сделанные в 1700 году до н. э.;
  • производить различные керамические изделия и наносить на них глазурь;
  • изготовлять папирусы — большие листы для письма. Известный исследователь Египта англичанин Георг Эберс нашёл папирус длиной 20 м, относящийся к 1552 году до н. э. Технология изготовления папирусов дошла до нашего времени, хотя в их производстве остались некоторые загадки, которые не могут разгадать современные учёные. Например, как склеивались отдельные листы папируса? Что это был за клей, который не давал рассыпаться листам на протяжении нескольких тысячелетий?
  • выделывать кожи. Для выделки кож египтяне использовали дубильные вещества, выделяя их из коры различных деревьев;
  • производить вина и уксус;
  • добывать и использовать металлы: золото, серебро, медь, сурьму, свинец, железо.

Египетская наука химия составляла тайну господствующего класса и охранялась как выгодный и ценный клад. И всё же некоторым иностранцам удалось выведать у египтян часть этой тайны. Этими иностранцами были греческие мудрецы — Солон, Пифагор, Демокрит, Геродот, Платон. Благодаря им древние греки получили от египтян знания по химии.

У греков, по сравнению с другими древними народами, химия как наука развивалась слабо. Все знания они заимствовали с Востока. Наиболее развито у них было производство красителей. В поэмах «Илиада» и «Одиссея» величайшего древнегреческого поэта Гомера даны блестящие описания разноцветных женских одежд. Например:

Светло-серебряной ризой из тонковоздушной ткани Плечи одела богиня свои, золотым драгоценным Поясом стан обвила и покров с головы опустила.

Гомер. Илиада, стих 230

Красить греки умели не только шерстяные, но и льняные ткани, что значительно труднее.

Вместе с египтянами наиболее выдающимся народом Древнего Востока следует считать вавилонян. Вавилон (современный Ирак) — город, существовавший в Междуречье, являлся одним из крупнейших городов Древнего мира.

Что же знали древние вавилоняне?

Металлы, способы их получения и обработки.

Производство строительных материалов (изготовление кирпича).

Стекловарение.

Химические способы обеззараживания воды, не зная о бактериях как возбудителях болезней.

Знания по химии из Египта и Вавилона заимствовали евреи. Они знали о металле: золоте, серебре, олове, меди, свинце, железе; умели окрашивать ткани в разные цвета.

Химические познания индусов и сейчас вызывают изумление. Краситель индиго служил им и для живописи, и для окрашивания тканей. К концу XVII века в Индии научились печатать рисунки на тканях. А в Европе этот способ нанесения рисунка на ткань был применён только в XV веке. Медь, бронза, железо были известны в Индии в начале 3-го тысячелетия до н. э. Из этих металлов изготовляли оружие и орудия труда. В это же время было освоено применение гончарного круга, развивалось ювелирное искусство, строились здания из обожжённого кирпича.

В Древней Индии хорошо была развита металлургия. Одним из под гверлсдений этого является знаменитая Кутубская

колонна близ города Дели, высота которой — 7,2 м, а вес — 6,5 т. Исследования показали, что колонна состоит из химически чистого, нержавеющего железа (99,7 %) и фосфора (0,1 %), остальное — примеси серы и углерода. Эксперты, изучившие колонну, не обнаружили на её поверхности никаких следов влияния окружающей среды. По надписи на колонне установлено, что она поставлена в IV веке н. э. С тех пор прошло более полутора тысяч лет. Как она изготовлена — осталось загадкой.

Римляне замечательно умели использовать все химиче-с кие открытия, сделанные народами обширнейшей Римской империи.

Когда закончился период химии Древнего мира, интересный по своим открытиям, наступил новый, так называемый период алхимии.

Становление химии как науки о превращениях веществ началось во второй половине XVTII века.

В наши дни могущество химии неизмеримо возросло. Если бы кто-нибудь сто лет назад сказал, что из дерева можно сделать шёлковую ткань, а из газа — ботинки или небьющуюся стеклянную посуду, такому человеку не поверили бы. Сейчас всё это является реальностью, которая не вызывает сомнений.

Вещества и материалы, которые получают в результате химических превращений, можно назвать «второй природой». Л на вопрос, как и почему вещества взаимодействуют между собой, отвечает наука химия.

Итак, химия — это наука о веществах и их превращениях.

Она подобна мощному древу с ветвистой кроной.

Рассмотрим генеалогическое древо «Наука химия» (см. рис. 1). Каждая ветвь — раздел науки химии.

  • Неорганическая химия изучает различные элементы и их соединения, металлы и неметаллы, комплексные и коллоидные соединения, есть раздел кристаллохимия.
  • Общая химия включает такие разделы, как радиохимия, фотохимия, электрохимия, термохимия.
  • Органическая химия изучает различные соединения: углеводороды, азотсодержащие соединения, соединения со смешанными функциями и др.
  • Физическая химия включает следующие разделы: химическая термодинамика, химическая кинетика, электрохи-
  • мия, звукохимия, фотохимия, магнитохимия, радиационная химия.
  • Аналитическая химия подразделяется на качественный анализ, нацеленный на определение того, что или какие вещества, в какой форме находятся в образце, и количественный анализ, нацеленный на определение содержания элементов в данном веществе.

Выводы

  1. Наиболее выдающиеся химики древнего мира — египтяне.
  2. Слово «химия» произошло от древнегреческого слова «хеми» — «чёрный», «тайный».
  3. Становление химии как науки о превращениях веществ началось во второй половине XVII века.

  1. Задача химии состоит в изучении строения, свойств и взаимопревращений веществ, а также способов управления этими превращениями.

Д/З  параграф 2-3.  стр. 25 , Творческое домашнее задание

В виде рисунка, стихотворения, рассказа, сказки дайте ответ на вопрос: «Как вы представляете себе науку химию?»

Приведите примеры любых известных веществ и опишите их свойства.

Примеры выполнения творческого задания

Стихотворение Сагитовой Гузелъ, ученицы 8 класса Химия — чудесная наука. Изучаем мы её сейчас. Здесь атомы, молекулы бушуют, Здесь смеси однородные и не совсем, Здесь вещества простые и не очень. На все, на все, на все вопросы Ответы мы получим. А пока мы знаем, Что лучше химии Науки нет! Сказка о веществах Цегоева Николая, ученика 8 класса Жили-были вещества — Соль и Сахар. И всё время они спорили, кто из них лучше. Однажды они увидели человека. Подошли к нему и спросили, кто из них лучше. Сахар говорит:

—        Я белый, рассыпчатый, сладкий на вкус и в воде растворяюсь.

Соль в ответ:

—        А я тоже белая, кристаллическая и солёная. В воде я тоже растворяюсь.

Человек подумал и говорит:

—        Ты, Сахар, хорош по-своему, а ты, Соль, тоже хорошая.
Я думаю, что вы очень полезные вещества, и предлагаю вам
жить у меня.

Соль и Сахар подумали и согласились. С тех пор они живут у человека на кухне.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.История развития химии.8 класс.Химия.

   Химия - это наука,  которая существовала уже за 3-4 тыс. лет до нашей эры Греческий философ Демокрит (V в. до н.э.)   Греческий философ Аристотель (IV в. до н. э...

Презентация к уроку "Предмет химии. История развития химии"

В начале изучения науки учащимся необходимо показать её возможности, многообразие. Поэтому необходим экскурс в историю развития химии.Данную презентацию можно использовать на первом уроке в 8 классе....

Конспект урока по теме "Превращение веществ. Роль химии в жизни человека".

Конспект урока по химии для 8-го класса. Программа О.С. Габриеляна....

"Превращение веществ. Роль химии в жизни человека".

Презентация к уроку по теме " Превращение веществ. Роль химии в жизни человека"...

История развития химии

В предалхимическом периоде теоретический и практический аспекты знаний о веществе развиваются относительно независимо друг от друга. Происхождение свойств вещества рассматривает античная натурфилософи...

История развития химии

химия,алхимия,философский камень , парацельс, ломоносов, бутлеров,менделеев...

Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни

Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни...