Программа кружка Вещества и их свойства
материал по химии (8, 9 класс) на тему

Ларюшкин Владимир Ильич

Программа предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

~  ~

МБОУ «Курихинская ООШ»

Утверждаю:

Директор школы

………………….

Шмырова А. В.

….   ……………..2015 г.

Программа

кружка «Вещества и их свойства»

на 2015-2016 учебный год

(Программа рассчитана на учащихся 8-9 классов, срок реализации – один год)

Руководитель кружка: В.И. Ларюшкин

учитель первой квалификационной категории

п. Сарма 2015

Пояснительная записка

Данная образовательная программа направлена на развитие творческих способностей учащихся  в ходе решения расчетных и экспериментальных задач по химии. Кружок “Вещества и их свойства” организован по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые ученики. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желания.

Актуальность программы заключается в том, что химия наука точная, однако программой по химии для общеобразовательных школ слишком мало времени отводится на решение расчетных и экспериментальных задач, и в тоже время при выполнении заданий ЕГЭ, на школьных и районных олимпиадах, требуются именно такие умения.

Целью программы является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике, развитие творческого мышление учащихся в процессе решения расчетных и экспериментальных задач.

Основными задачами программы являются:

  1. развитие у школьников познавательного интереса к химии;
  2. формирование и совершенствование знаний и умений по химии;
  3. создание условия для саморазвития личности учащегося.

Отличительная особенность данной программы, от уже существующих, заключается в том, что в ней органически сочетаются развитие знаний, умений и навыков решать как качественные, так и количественные задачи по химии.

Программа составлена как дополнение к основному курсу неорганической химии и направлена на совершенствование знаний и умений учащихся8-9 классов и рассчитана на один год. (34 занятия по 1 часу в неделю или 34 часа). Занятия кружка проводились один раз в неделю, каждое занятие состояло из двух частей: в первой части кружковцы решали качественные и расчетные задачи, а во второй части проводили занимательные опыты и опыты, подтверждающие качественный состав веществ

Ожидаемые результаты: 

На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Итоги реализации данной образовательной программы подводятся на школьной олимпиаде в конце учебного года.

Учебно-тематический план

№п/п

Название темы

теория

практика

дата

1.

Правила поведения в кабинете химии. ТБ при проведении лабораторных и практических работ

1

 -

Сентябрь

2.

Знакомство с лабораторным оборудованием

1

3.

Основные стехиометрические понятия

1

4.

Массовая доля

1

5.

Объемная доля

1

6.

Вывод формулы соединений по массовым долям химических элементов

1

Октябрь

7-8

Закон Авогадро. Газовые законы.

1

1

9.

Решение типичных задач

1

10.

Расчеты по нескольким уравнениям

1

Ноябрь

11.

Определение состава смеси

1

12.

Вывод формулы вещества по результатам химических реакций

1

13

Вывод формулы вещества по результатам его сгорания

1

Декабрь

14

Решение комбинированных задач

1

15

Массовая и объемная доля компонентов в растворе

1

16

Расчеты по уравнениям реакций протекающих в растворе

1

17-18

Решение расчетных задач с районной олимпиады по химии

2

Январь

19

Свойства катионов.

1

20

 Получение «молока из воды

1

Февраль

21-22

Определение наличия катионов в растворе. Реакция FeCl3 и KCNS

1

1

23

Свойства анионов.

1

24.

 Взаимодействия алюминия и иода.

1

Март

25-26.

Определение наличия анионов в растворе.

1

1

27

Подтверждение качественного состава вещества.

1

28.

Разложение дихромата аммония

1

Апрель

29-30.

Определение качественного состава вещества. Реакция с красной и желтой кровяной солью.

1

1

31

Определение кислотности почвы.

1

32.

Определение кислотности почвы.

1

Май

33

Определение катионов и анионов в родниковой воде.

1

34-35

Школьная олимпиада

2

Итого:

24

11

Содержание образовательной программы

Техника безопасности. Техника лабораторных работ. Ознакомление с правилами работы в лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Знакомство с химическими реактивами, предметами лабораторного оборудования.

Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Вывод формулы по массовым долям химических элементов.

Закон Авогадро. Молярный объем. Объемная доля газов в смеси. Объемные соотношения газов при химических реакциях. Решение расчетных задач с применение газовых законов, объемной доли и объема, получившихся веществ.

Определение состава смеси. Решение расчетных задач по выводу формул веществ по результатам химических реакций и продуктов сгорания веществ.

Массовая доля вещества в растворе. Решение задач по определению массовой доли и нахождение массы вещества и массы раствора по известной массовой доле.

Решение расчетных задач по уравнениям реакций протекающих в растворе. Решение расчетных задач с районных олимпиад по химии,

Свойства катионов I-IV группы по кислотно-щелочной классификации, их частные реакции. Занимательный опт получение «молока» из воды.

Систематический анализ раствора, содержащего некоторые катионы изученных групп. Взаимодействие роданида калия с хлоридом железа (III)

Анионы I-III аналитической группы, их частные реакции. Занимательный опыт взаимодействие алюминия с иодом.

Анализ смеси анионов в растворе. Практическая работа. Анализ растворов, содержащих смесь анионов.

Подтверждение качественного состава веществ, содержащих изученные катионы и анионы, всех групп. Практическая работа по определению качественного состава вещества. Занимательный опыт разложения дихромата аммония.

Анализ веществ, содержащих изученные катионы и анионы. Использование для анализа красную кровяную соль и желтую кровяную соль.

Кислотность почвы. Практическая работа. Определение pH почвенного раствора прибором Алямовского.

Определение общей жесткости воды, содержание хлоридов и сульфатов в воде. Определение в родниковой воде кальция, магния, серебра.

Методическое обеспечение программы

  1. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
  2. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
  3. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
  4. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
  5. И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
  6. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
  7. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
  8. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
  9. Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001.

Основные методы:

Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание стендов и выпуск стенных газет, выполнение экспериментальных работ.

Основные формы:

Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.

Литература:

1. Артемов А.В., Дерябина С.С. Школьные олимпиады. Химия. 8-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.

2. Гольдфарб Я.Л. и др. Сборник задач и упражнений по химии: Учебн. Пособие для учащихся 8-11 кл. – М.: Просвещение, 1983.

3. Предметная неделя химии в школе. Д.: Феникс, 2006.

4. Единый государственный экзамен 2008. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ – М.:Интеллект-Центр, 2007.

5. Леенсон И.А. Чет или не чет? Занимательные очерки по химии. М..6 Химия, 1987.

6. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Химические кружки. М.: «Просвещение» 1988.

7. Шкурко А. Забавная химия. Изд-во «Детская литература», Ленинград 1966.



Предварительный просмотр:

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по химии

1. Оценка устного ответа

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4»;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2.  Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;

- отсутствие ответа на задание.

3. Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

4. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

5. Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка — оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19-24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13-18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии в 8 классе на тему «Предмет химии. Вещества и их свойства» (технология критического мышления)

Урок по технологии "Критического мышления"  в 8 классе по химии. Это урок один из первых уроков в 8 классе, в задачу которого входит формирование мотивации школьников к изучению химии....

Рабочая программа кружка "Органические вещества на службе у человека"

Кружок "Органические вещества на службе у человека" предназначен для обучающихся 10 класса. Программа кружка рассчитана на 1 час в неделю (всего 34 занятия). Программой предусмотрено проведение лабора...

Органические вещества и их свойства.

При изучении органической химии большое значение имеет теоретические  основы .  Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной  подготовки учащихся и справочного матер...

Конспект урока по химии для обучающихся 2 курса по теме «Вещества и их свойства»

Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Вещества и их свойства"...

Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)

Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления (УМК Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.)...

Программа кружка "Органические вещества в медицине"

Данная программа химичского кружка предназначена для преподавателей дополнительного образования...