Программа по химии
рабочая программа по химии на тему

Елисеева  Ирина  Петровна

Программа  по  химии  по  стандарту 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_himii.docx398.11 КБ

Предварительный просмотр:

F:\Биология\Коррек\Рисунок.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА  К  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЕ

ПО  ХИМИИ

ДЛЯ 8- 9  КЛАССА  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЫ

Статус   документа

Рабочая  программа  по  химии  составлена  на  основе  Федерального  компонента Государственного  Стандарта  основного  общего  образования, примерной  программы  по  химии  основного  общего  образования   рекомендованной  Министерством  Образования РФ (/http//mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/)

Рабочая  программа  конкретизирует  содержание стандарта, дает  конкретное  распределение  учебных  часов  по  разделам  курса  и  последовательность  изучения  тем  и разделов  с  учетом  межпредметных  и внутрипредметных  связей, логики  учебного  процесса, возрастных  особенностей  учащихся. В  рабочей  программе  определен  перечень  демонстраций, лабораторных  опытов, практических работ и расчетных  задач. Данная  программа  адаптирована  и  для  детей  с  задержкой  психического   развития .Данная  рабочая программа  действует  до  окончания  реализации  стандартов  первого  поколения.

Рабочая  программа  выполняет  две  основные  функции:

- Информационно-методическая  функция  позволяет  всем  участникам  образовательного  процесса  получить  представление  о  целях, содержании, общей стратегии  обучения, воспитания  и  развития  учащихся  средствами  данного  учебного  предмета.

 - Организационно-планирующая  функция  предусматривает  выделение  этапов  обучения, структурирование  учебного  материала, определение  его  количественных и качественных  характеристик  на каждом  из  этапов, в  том  числе  для  содержательного  наполнения  промежуточной  аттестации  учащихся.

Структура  документа

Рабочая  программа  включает следующие  разделы: пояснительную  записку; тематический  план; основное  содержание  с  распределением  часов  по  разделам  курса  и возможную  последовательность  изучения  тем  и разделов;  перечень  лабораторных, практических, контрольных  работ; требования  к уровню усвоения  знаний, умений  и  навыков учащихся  8-9  класса  по  химии; критерии  и  нормы оценки  ЗУН; список литературы; примерная  программа; стандарты  по  биологии; образцы текстовых контрольных  работ; темы  рефератов.  В рабочей  программе  представлено  минимальное  по  объёму, но  функциональное  полное  содержание.

Общая  характеристика  учебного  предмета

Для  полной  реализации  курса  химии  8-9  класс  организованны  такие виды  деятельности, как  наблюдение, описание  и  объяснение  химических  явлений, проведение  опытов  и экспериментальных  исследований  по  выявлению  закономерностей, а  не  просто  сообщать  школьникам  систему  готовых  заданий. Учащиеся  должны  не  только  знать  результаты  научных  достижений, но  и  овладеть  методами  научных  исследований химических  явлений. Учитель  контролирует  не запоминание  текста  учебника,  а правильные  и успешные  познавательные  действия  ученика. Ориентация  на  организацию  самостоятельной  познавательной  деятельности  учащихся  является  необходимым  условием  успешности  обучения  химии  всех учащихся. В  результате  освоения  содержания  образования  по  химии  учащиеся  получают  возможность  расширять  круг  учебных  умений, навыков  и способов  деятельности.

Изучение химии в 8-9 классе основано на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний о химической символике, химических                понятиях, фактах, основных законах и теориях;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Приоритетной  задачей  преподавания  школьного  курса  химии  на  этапах  основного  образования  является  совершенствование  методики  формирования  следующих  видов деятельности:

- познавательной  деятельности, предполагающей  использование  для  познания  окружающего  мира  наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования;

- приобретение  умений  различать  факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

- приобретение  опыта  экспериментальной  проверки  выдвигаемых  гипотез;

- выделение  значимых  функциональных  связей  и  отношений  между  объектами  изучения;

- выявление  характерных причинно-следственных  связей;

- творческое  решение  учебных  и практических  задач: умение  искать  оригинальные  решения, самостоятельно  выполнять  различные  творческие  работы;

- умение  самостоятельно  и мотивированно организовывать  свою  познавательную  деятельность  от  постановки  цели  до  получения результата  и  его  оценки;

-приобретение  умения  получать  информацию из  разных источников  и использовать её.

- отделение  основной  информации  от  второстепенной, критическое  оценивание  достоверности  полученной  информации, передача содержания  информации  адекватно  поставленной цели;

-перевод  информации  из  одной   знаковой  системы  в  другую;

- умение  развернуто  обосновывать  суждения, давать  определения, приводить  доказательства;

-использование  мультимедийных  ресурсов  и  компьютерных  технологий  для  обработки, передачи, систематизации  информации. Создания  баз  данных, презентации  результатов  познавательной  и  практической  деятельности;

-владение  основными  видами  публичных  выступлений ( высказывания, монолог, дискуссия, полемика) , следование  этическим  нормам  и правилам  ведения  диалога  и диспута;.

-рефлексивной деятельности, предполагающей  приобретение  умений  контроля  и  оценки  своей  деятельности, умения  предвидеть  возможные  результаты  своих  действий;

-объективное  оценивание  своих  учебных  достижений, поведения, черт  своей  личности;

-учет  мнения  других  людей  при определении  собственной позиции и самооценке;

-определение  собственного  отношения  к явлениям  современной  жизни;

-осуществление  осознанного  выбора  путей  продолжения  образования  или будущей профессиональной  деятельности.

Овладение  этими  видами  деятельности  как  существенными  элементами  культуры  является  необходимым  условием  развития  и  социализации  школьников.

Место  предмета  в  базисном  учебном  плане

По  федеральному  базисному  учебному  плану  отводится  140  часов. Программа рассчитана  на  140  учебных  часов. В  том  числе  по  72  часа  в  VIII классе   и   68 часов  IX  классе, из  расчёта – 2  учебных  часа  в  неделю. В  программе  предусмотрен  резерв  свободного  учебного  времени  в  объёме  14  часов.   Резервное  время  (14  часов) распределено  следующим образом: 13 часов  для изучение   темы      «Химические  реакции»  в  8  классе  и  1  час  на  Итоговую  контрольную  работу  в  9  классе.

8  класс

I  блок : « Экспериментальные  основы  химии» -  7 ч.

IIблок: « Вещество» -  25 ч.

IIIблок : « Химическая  реакция» - 15ч+13  часов ( резер.время)=28ч.

IV блок: « Элементарные  основы  неорганической  химии»  -7ч.

V  блок:  « Химия  и жизнь»-5 ч.

Всего:  72 часа.

Для   приобретения практических  навыков  и повышения  уровня  знаний  программой  предусматривается  выполнение  8  практических  работ; 6- лабораторных  опытов.Исходя  из  возможности  школы  добавлены  2практических работы.

Для  проверки знаний  учащихся  запланировано проведение  4  контрольных  работ (3  тематические и 1 итоговая).

Для  обязательного изучения  учебного  предмета « Химия»  на  этапе  основного  общего  образования  школьный  базисный  учебный  план  для  9  класса  отводит   68  часов. Из  расчёта – 2  учебных  часа  в  неделю.

Итого  получилось:

I блок: « Экспериментальные  основы  химии» - 1ч.

II  блок: « Вещество» - 0

III блок:  «Химические  реакции» -0

IVблок:  «Элементарные  основы  неорганической  химии» - 55ч.

V  блок:« Первоначальные  представления об  органических  веществах» - 10 ч.

VI  блок:  « Химия  и  жизнь» -1ч.

Резервное  время 1  час.

Всего:  68  часов.

Для  приобретения  практических  навыков  и  повышения уровня  знаний  программой  предусматривается  выполнение   8  практических  и  6  лабораторных  работ. Исходя  из  возможности  школы  добавлены  4  практических  работы.

Для  проверки  знаний  учащихся запланировано  проведение  3  контрольных  работ ( 2  тематических  и  1  итоговой).

Общеучебные  умения, навыки и  способы  деятельности

  Программа  предусматривает  формирование у учащихся  общеучебных  умений  и навыков, универсальных  способов  деятельности  и  ключевых  компетенций.   Приоритетами  для  учебного  предмета  « Химия»   в  8-9  классах  являются: использование для познания  окружающего  мира  различных  методов ( наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение  практических  и  лабораторных  работ, несложных  экспериментов  и  описание их результатов; использование  для  решения  познавательных  задач  различных источников  информации; соблюдение  норм  и правил поведения  в  химических  лабораториях, в окружающей  среде, а  также  правил  здорового  образа жизни.

В результате изучения химии ученик должен

знать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
  • составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
  • обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

Основные направления коррекционной работы с детьми  ЗПР

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

(См. Приложение)

Тематический  план 8  класс

Тема

Количество  часов

1. Экспериментальные  основы  химии

7 часов

2. Вещество

25 часов

3. Химические  реакции

15ч.+ 13ч.( резерв) + 28  часов

4.Элементарные  основы  неорганической  химии

7 часов

5. Химия  и  жизнь

5 часов

Всего:

72ч.

Тематический    план  9  класс

Тема

Количество  часов

1.Экспериментальные  основы  химии

  1. часов.

2.Элементарные  основы неорганической  химии

55 часов

3. Первоначальные  представления  об  органических  веществах.

10 часов

4.Химия  и  жизнь. Итоговая  контрольная  работа.

1час + 1 ч. резерв

ВСЕГО

68  ЧАСОВ

Содержание  программы   8  класс

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ     ( 7 час).

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ.

Горение магния.

Растворение веществ в различных растворителях.

Лабораторные опыты

1.Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

2.Разделение смесей.

3.Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Практические занятия

1.Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории

ВЕЩЕСТВО  ( 25 час).

Атомы и молекулы. Химический элемент. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфныевещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

Модель  молярного  объёма  газов.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.

Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Возгонка йода.

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Образцы типичных металлов и неметаллов.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ   (15 час) + 13 часов  ( резервное  время)

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролиты и не электролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Демонстрации

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты

4.Взаимодействие оксида магния с кислотами.

5.Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

6.Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Практические занятия

 2.Получение  водорода  и  его  свойства.

3. Получение  кислорода  и его  свойства.

4. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

5.Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ    ( 7 часов)

Кислоты, их  классификация  и  свойства. Основания, их  классификация  и  свойства. Соли, их  классификация  и  свойства. Оксиды, их классификация  и свойства. Генетическая  связь  между  классами  веществ.

Контрольная  работа  по  теме: « Важнейшие  классы  бинарных  соединений».

Практические занятия

6. Генетическая  связь  между  основными  классами  неорганических  соединений.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ ( 5  часов)

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Итоговая  контрольная  работа

Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов.

Образцы строительных и поделочных материалов.

Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

Практические занятия

7.Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

8.Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

Содержание  программы   9  класс

Экспериментальные  основы   химии  ( 1 час)

Свойства  простых  веществ  оксидов, оснований, кислот, солей.

Элементарные  основы  неорганической  химии ( 55  часов)

Положение  металлов  в  периодической  системе химических  элементов  Д.И. Менделеева. Общие  физические  свойства  металлов. Сплавы, их  свойства  и  значение. Химические  свойства  металлов  как  восстановителей. Ряд  напряжений  металлов. Способы получения  металлов. Коррозия  металлов  и  способы  борьбы  с  ней. Понятие  о  металлургии. Общая  характеристика  щелочных  металлов. Металлы  в  природе. Важнейшие  соединения  щелочных  металлов – оксиды, гидроксиды  и соли, их  свойства  и применение. Общая  характеристика  щелочноземельных  металлов.

Важнейшие  соединения  щелочноземельных  металлов- оксиды, гидроксиды и  соли, их  свойства  и  применение. Алюминий. Строение атома, физические и химические  свойства  простого вещества. Соединения  алюминия, их амфотерный характер .Железо. Строение  атома, физические  и  химические  свойства  простого  вещества. Генетические  ряды  Fe    и   Fe. Важнейшие   соли  железа.    Значение  железа, его  соединений  и  сплавов.    Общая  характеристика  неметаллов: положение  в  периодической  системе Д.И. Менделеева, особенности  строения  атомов. Кристаллическое  строение  неметаллов – простых  веществ. Физические   свойства неметаллов. Аллотропия. Водород. Положение  в  периодической  системе  химических  элементов Д.И. Менделеева. Физические   и  химические  свойства  водорода. Получение  и  применение  водорода. Кислород.  Физические  и химические свойства  кислорода. Получение  и  применение  кислорода. Вода  и её  свойства. Растворимость  веществ  в  воде. Круговорот  воды  в  природе.

Общая  характеристика  галогенов. Строение  атомов. Простые  вещества, их  физические  и  химические  свойства. Основные  соединения   галогенов, их  свойства. Применение  галогенов  и  их  соединений  в  народном  хозяйстве. Сера. Строение  атома, аллотропия, свойства. Оксиды  серы, их  получение, свойства  и  применение. Серная  кислота  и  её  соли, их  применение  в  народном  хозяйстве. Окислительные  свойства  концентрированной  серной  кислоты. Азот. Строение  атома и молекулы, свойства  простого  вещества. Аммиак, строение, свойства, получение  и  применение.

Соли  аммония, их  свойства  и  применение.   Азотная  кислота, её  свойства  и применение. Окислительные  свойства  азотной  кислоты. Фосфор. Строение  атома, аллотропия, свойства   белого  и  красного  фосфора  и  их  применение.  Основные  соединения: оксид  фосфора, ортофосфорная  кислота. Фосфорные  удобрения. Углерод. Строение  атома, аллотропия, свойства  аллотропных  модификаций.  Оксиды  углерода, их  свойства  и  применение. Круговорот  углерода. Кремний. Строение  атома, кристаллический  кремний, его  свойства  и применение. Оксид  кремния, его  природные  разновидности.  Кремниевая  кислота  и её  соли. Силикаты. Значение  соединений  кремния  в живой  и  неживой  природе.

Демонстрации

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Образцы неметаллов.

Аллотропия серы.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Распознавание соединений хлора.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Получение аммиака.

Лабораторные опыты

1.Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

2. Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

         3.Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

4.Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

5.Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

6. Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.

Практические занятия

  1. Осуществление  цепочки  химических  превращений  металлов.
  2. Определение  выхода  продукта  реакции.
  3. Качественные  реакции  на  ионы  металлов.
  4. Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
  5. Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
  6. Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).
  7. Решение  экспериментальных  задач  по  теме: « Подгруппа  азота  и  углерода»

Первичные  представления  об  органических  веществах

( 10  часов)

Вещества  органические  и  неорганические  относительность понятие « органические  вещества». Химическое  строение  органических  соединений. Метан  и этан: строение  молекул. Горение  метана  и  этана, их  применение. Химическое  строение  молекулы  этилена. Двойная  связь. Взаимодействие  этилена  с  водой. Спирты. Трёхатомный  спирт-глицерин. Альдегиды. Окисление  альдегиды  в  кислоту. Предельные  одноосновные  карбоновые  кислоты. Сложные  эфиры. Жиры. Жиры  как  сложные  эфиры  глицерина  и  жирных  кислот. Аминокислоты  и белки, их  строение  и  биологическая  роль. Углеводы. Глюкоза, её  свойства  и  значение. Полимеры.

Демонстрации

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Модели молекул органических соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы изделий из полиэтилена.

Качественные реакции на этилен и белки.

Практические занятия

  1. Изготовление моделей углеводородов.

Химия  и  жизнь  ( 1 час)+ 1 час  резервное  время

Химическое  загрязнение  окружающей  среды  и его  последствия. Проблемы  безопасного  использования  веществ  и  химических  реакций  в  повседневной  жизни.

Итоговая  контрольная   работа.

        Тематический   планирование  8 класс

Темы  уроков

Кол-во часов

I – 7 часов

1.

Химия как  часть  естествознания. Химия- наука  о  веществах, их  строении, свойствах  и  превращениях.

2.

Наблюдения, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Л/О  № 1

« Знакомство  с  образцами  простых  и  сложных  веществ»

3.

Правила  работы  в  школьной  лаборатории. П/Р № 1«Знакомство  с лабораторным  оборудованием. Правила безопасной  работы  в  химической  лаборатории».

4.

Разделение  смесей. Очистка  веществ. Фильтрование. Л/О № 2

« Разделение  смесей»

5.

Взвешивание. Приготовление  растворов. Получение  кристаллов  солей. Проведение  химических  реакций  в  растворах. Л/О № 3 « Химические  явления»

6.

Методы  анализа  веществ. Качественные  реакции  на  газообразные  вещества  и  ионы  в  растворе.

7.

Получение  газообразных  веществ.

II – 25 часов

1.

Атомы  и молекулы.

2.

Химический  элемент

3.

Знаки  химических  элементов, химические  формулы.

4.

Закон  постоянства  состава.

5.

Относительная  атомная  и  молекулярная  масса

6.

Количества  вещества, моль.

7.

Молярная  масса.

8.

Чистые  вещества  и  смеси  веществ.

9.

Качественный  и  количественный  состав  вещества.

10

Простые  вещества.

11.

Сложные  вещества.

12.

Основные  классы  неорганических  веществ.

13.

Периодический  закон  и периодическая  система  химических  элементов  Д.И. Менделеева.

14.

Группы  и  периоды  периодической  системы.

15.

Строение  атома. Ядро  и  электроны.

16.

Изотопы.

17.

Строение  электронных  оболочек  атомов  первых  20  элементов  периодической  системы Д.И. Менделеева.

18.

Строение  молекул. Химическая связь.

19.

Типы  химической  связей: ковалентная, ионная.

20.

Металлическая   химическая   связь

21.

Понятие  о валентности   и  степени  окисления.

22.

Составление  формул  соединений  по  валентности.

23.

Вещества  в  твёрдом, жидком  и  газообразном  состоянии.

24.

 Контрольная  работа  по  теме: « Вещества»

25.

Кристаллические  и  аморфные  вещества.

III – 15ч + 13 ч ( Резервное  время) = 28 ч.

1.

Химические  реакции

2.

Понятия  о  скорости  химических  реакций.

3.

Уравнения  и  схема  химической  реакции.

4.

Условия   и признаки  химических  реакций.

5.

Сохранения  массы  веществ  при  химических  реакциях.

6.

Расчёты  по  химическим  уравнениям.

7.

Решение  химических  уравнений.

8.

Классификация  химических  реакций  по  различным  признакам: числу  и  составу  исходных  и полученных  веществ, изменение  степеней  окисления.

9.

П/Р № 2 « Получение  водорода  и  его  свойства»

10.

П/Р № 3« Получение  кислорода и его  свойства»

11.

П/Р № 4 « Приготовление  раствора  сахара  и  расчет  его  массовой  доли  в растворе»

12.

П/Р № 5 « Очистка  загрязнённой  поваренной  соли»

13.

 Реакции  разложения. Л/О №4 « Взаимодействие  оксида  магния  с  кислотами».

14.

Реакции  соединения. Л/О № 5« Взаимодействие  углекислого  газа  с  известковой  водой»

15.

Реакции  замещения. Л/О № 6 « Получение  осадков  нерастворенных  гидроксидов  и  изучение их  свойств».

16.

Реакции  обмена.

17.

Типы  химических  реакций  на  примере  воды.

18.

Растворение  как  физико-химический  процесс.

19.

Растворимость  в  воде.

20.

Электролиты  и  не электролиты.

21.

Электролитическая  диссоциация  кислот, щелочей  и солей  в  водных  растворах.

22.

Основные  положения  теории  ЭД.

23.

Ионные  уравнения.

24.

Катионы и  анионы.

25.

Расчётные  задачи. Вычисление  по  химическим  уравнениям  массы, объёма  или  одного  из  продуктов  реакции  исходного  вещества.

26.

Окислительно -восстановительные  реакции.

27.

Обобщение  по  теме: « Химические  реакции».

28.

Контрольная  работа  по  теме: « Химические  реакции»

IV – 7 часов

1.

Кислоты, их  классификация  и  свойства.

2.

Основания, их  классификация  и  свойства.

3.

Соли, их  классификация  и  свойства.

4.

Оксиды, их классификация  и свойства.

5.

Генетическая  связь  между  классами  веществ.

6.

П/Р № 6 « Генетическая  связь  между  основными  классами  неорганических  соединений».

7.

Контрольная  работа  по  теме: « Важнейшие  классы  бинарных  соединений».

V -  5  часов

1.

Человек  в  мире  веществ, материалов  и  химических  реакций.

2.

Химия  и  здоровье. Лекарственные  препараты  и  проблемы, связанные  с  их  применением. П/Р № 7  « Знакомство  с  образцами  лекарственных  препаратов».

3.

Химия  и  пища. Калорийность  жиров, белков  и  углеводов. Консерванты пищевых  продуктов. П/Р№ 8 « Знакомство  с  образцами  химических  средств  санитарии  и  гигиены».

4.

Химические  вещества  как  строительные  и  поделочные  материалы. Природные источники  углеводородов. Нефть  и  природный  газ, их  применение.

5.

Итоговая  контрольная  работа.

Тематическое  планирование  9  класс

Темы  уроков

Кол-во  часов

I – 1час

1.

Свойства  простых  веществ  оксидов, оснований, кислот, солей.

II – 55 часов

1.

Положение  металлов  в  периодической  системе химических  элементов  Д.И. Менделеева.

2.

Общие  физические  свойства  металлов. Л/О № 1  « Знакомство  с  образцами  металлов  и  сплавов».

3.

Сплавы, их  свойства  и  значение.

4.

Химические  свойства  металлов  как  восстановителей. Ряд  напряжений  металлов.

5.

Способы  получения  металлов.

6.

Коррозия  металлов  и  способы  борьбы  с  ней.

7.

Понятие  о  металлургии.

8.

Общая  характеристика  щелочных  металлов. Металлы  в  природе.

9.

Важнейшие  соединения  щелочных  металлов – оксиды, гидроксиды  и соли, их  свойства  и применение.

10.

Общая  характеристика  щелочноземельных  металлов.

11.

Важнейшие  соединения  щелочноземельных  металлов- оксиды, гидроксиды и  соли, их  свойства  и  применение.

12.

Алюминий. Строение атома, физические и химические  свойства  простого вещества.

13.

Соединения  алюминия, их амфотерный характер . Л/О № 2 «Знакомство  с образцами характера металлов, рудами железа, соединения  алюминия».

1ч.

14.

Железо. Строение  атома, физические  и  химические  свойства  простого  вещества.

15.

Генетические  ряды  Fe и  Fe.

16.

 Важнейшие   соли  железа. Л/О  № 3 « Растворение  железа  и  цинка  в  соляной  кислоте»

17.

 Контрольная  работа  по  теме: « Металлы»

18.

Значение  железа, его  соединений  и  сплавов. Л/О  № 4« Вытеснение  одного  металла  другим  из  раствора  соли».

19.

П/Р №1 « Осуществление  цепочки  химических  превращений  металлов».

20.

П/Р № 2 « Определение  выхода  продукта  реакции».

21.

П/Р № 3 « Качественные  реакции  на  ионы  металлов»

22.

П/Р № 4 «Экспериментальные  задачи  по  теме Получение  соединений  металлов  и  изучение  их  свойств»

23.

Общая  характеристика  неметаллов: положение  в  периодической  системе Д.И. Менделеева, особенности  строения  атомов.

24.

Кристаллическое  строение  неметаллов – простых  веществ. Л/О  № 5            « Знакомство  с  образцами  природных соединений  неметаллов»

25.

Физические   свойства неметаллов. Аллотропия.

26.

Водород. Положение  в  периодической  системе  химических  элементов Д.И. Менделеева.

27.

Физические   и  химические  свойства  водорода.

28.

Получение  и  применение  водорода.

29.

Кислород.  Физические  и химические свойства  кислорода.

30.

Получение  и  применение  кислорода.

31.

Вода  и её  свойства.

32.

Растворимость  веществ  в  воде.

33.

Круговорот  воды  в  природе.

34.

Общая  характеристика  галогенов. Строение  атомов. Простые  вещества, их  физические  и  химические  свойства.

35.

Основные  соединения   галогенов, их  свойства.

36.

Применение  галогенов  и  их  соединений  в  народном  хозяйстве.

37.

Сера. Строение  атома, аллотропия, свойства.

38.

Оксиды  серы, их  получение, свойства  и  применение.

39.

Серная  кислота  и  её  соли, их  применение  в  народном  хозяйстве. Окислительные  свойства  концентрированной  серной  кислоты.

40.

Азот. Строение  атома и молекулы, свойства  простого  вещества.

41.

Аммиак, строение, свойства, получение  и  применение.

42.

Соли  аммония, их  свойства  и  применение. Л/О № 6  « Распознавание  хлорид-, сульфат-, карбонат-, анионов  и катионов  аммония, натрия, кальция, калия, бария»

43.

Азотная  кислота, её  свойства  и применение. Окислительные  свойства  азотной  кислоты.

44.

Фосфор. Строение  атома, аллотропия, свойства   белого  и  красного  фосфора  и  их  применение.

45.

Основные  соединения: оксид  фосфора, ортофосфорная  кислота.

46.

Фосфорные  удобрения.

47.

Углерод. Строение  атома, аллотропия, свойства  аллотропных  модификаций.

48.

Оксиды  углерода, их  свойства  и  применение. Круговорот  углерода.

49.

Кремний. Строение  атома, кристаллический  кремний, его  свойства  и применение.

50.

Оксид  кремния, его  природные  разновидности.  Кремниевая  кислота  и её  соли.

51.

 Контрольная работа  по  теме: « Неметаллы»

52.

Силикаты. Значение  соединений  кремния  в живой  и  неживой  природе.

53.

П/Р № 5 « Решение  экспериментальных  задач  по  теме Получение  соединений  неметаллов  и  изучение  их  свойств»

54.

П/Р № 6 « Получение , собирание  и  распознавание  газов»

55.

П/Р № 7 « Решение  экспериментальных  задач  по  теме: Подгруппа  азота  и  углерода»

III – 10  часов

1.

Вещества  органические  и  неорганические  относительность понятие « органические  вещества». Химическое  строение  органических  соединений.

2.

Метан  и этан: строение  молекул. Горение  метана  и  этана, их  применение. П/Р № 8 « Изготовление  моделей  углеводородов»

3.

Химическое  строение  молекулы  этилена. Двойная  связь. Взаимодействие  этилена  с  водой.

4.

Спирты. Трёхатомный  спирт-глицерин.

5.

Альдегиды. Окисление  альдегиды  в  кислоту.

6.

Предельные  одноосновные  карбоновые  кислоты. Сложные  эфиры.

7.

Жиры. Жиры  как  сложные  эфиры  глицерина  и  жирных  кислот.

8.

Аминокислоты  и белки, их  строение  и  биологическая  роль.

9.

Углеводы. Глюкоза, её  свойства  и  значение.

10.

Полимеры.

IV – 1час + 1 час резерв

1.

Химическое  загрязнение  окружающей  среды  и его  последствия. Проблемы  безопасного  использования  веществ  и  химических  реакций  в  повседневной  жизни.

2.

Итоговая  контрольная  работа.

ПЕРЕЧЕНЬ  ЛАБОРАТОРНЫХ   ОПЫТОВ, ПРАКТИЧЕСКИХ  И  КОНТРОЛЬНЫХ  РАБОТ  

8  класс

Лабораторные   опыты:

  1. Знакомство  с  образцами  простых  и  сложных  веществ.
  2. Разделение  смесей.
  3. Химические  явления.
  4. Взаимодействие  оксида  магния  с  кислотами.
  5. Взаимодействие  углекислого  газа  с  известковой  водой.
  6. Получение  осадков  нерастворенных  гидроксидов  и  изучение их  свойств.

Практические  занятия:

  1. Знакомство  с лабораторным  оборудованием. Правила безопасной  работы  в  химической  лаборатории.
  2. Получение  водорода  и  его  свойства.
  3. Получение  кислорода и его  свойства.
  4. Приготовление  раствора  сахара  и  расчет  его  массовой  доли  в растворе.
  5. Очистка  загрязнённой  поваренной  соли.
  6. Генетическая  связь  между  основными  классами  неорганических  соединений.
  7. Знакомство  с  образцами  лекарственных  препаратов.
  8. Знакомство  с  образцами  химических  средств  санитарии  и  гигиены.

Контрольные  работы:

  1. Контрольная  работа  по  теме: « Вещество»

2.Контрольная  работа  по  теме: « Химические  реакции»

  3.Контрольная  работа  по  теме: « Важнейшие  классы  бинарных  соединений».

4.Итоговая  контрольная  работа.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

ПЕРЕЧЕНЬ  ЛАБОРАТОРНЫХ   ОПЫТОВ, ПРАКТИЧЕСКИХ  И  КОНТРОЛЬНЫХ  РАБОТ

  9  класс

Лабораторные   опыты:

1. Знакомство  с  образцами  металлов  и  сплавов.

2.Знакомство  с образцами характера металлов, рудами железа, соединения  алюминия.

3. Растворение  железа  и  цинка  в  соляной  кислоте.

4. Вытеснение  одного  металла  другим  из  раствора  соли.

5. Знакомство  с  образцами  природных соединений  неметаллов.

6. Распознавание  хлорид-, сульфат-, карбонат-, анионов  и катионов  аммония, натрия, кальция, калия, бария.

Практические  занятия:

  1. Осуществление  цепочки  химических  превращений  металлов.

2. Определение  выхода  продукта  реакции.

     3.  Качественные  реакции  на  ионы  металлов.

     4. Экспериментальные  задачи  по  теме: Получение  соединений  металлов  и  изучение  их  свойств.

5. Решение  экспериментальных  задач  по  теме: Получение  соединений  неметаллов  и  изучение  их  свойств.

6.  Получение , собирание  и  распознавание  газов.

   7. Решение  экспериментальных  задач  по  теме: Подгруппа  азота  и  углерода.

    8.Изготовление  моделей  углеводородов.

Контрольные работы:

1. Контрольная  работа  по  теме: « Металлы».

2.Контрольная работа  по  теме: « Неметаллы».

3.Итоговая  контрольная  работа.

Практические  работы, выделенные  отдельными  уроками

8  класс

  1. П/Р № 2 « Получение  водорода  и  его  свойства»
  2. П/Р № 3« Получение  кислорода и его  свойства»
  3. П/Р № 4 « Приготовление  раствора  сахара  и  расчет  его  массовой  доли  в растворе»
  4. П/Р № 5 « Очистка  загрязнённой  поваренной  соли»
  5. П/Р № 6 « Генетическая  связь  между  основными  классами  неорганических  соединений».

9   класс

  1. П/Р №1 « Осуществление  цепочки  химических  превращений  металлов».
  2. П/Р № 2 « Определение  выхода  продукта  реакции».
  3. П/Р № 3 « Качественные  реакции  на  ионы  металлов»
  4. П/Р № 4 «Экспериментальные  задачи  по  теме Получение  соединений  металлов  и  изучение  их  свойств»
  5. П/Р № 5 « Решение  экспериментальных  задач  по  теме Получение  соединений  неметаллов  и  изучение  их  свойств»
  6. П/Р № 6 « Получение , собирание  и  распознавание  газов»
  7. П/Р № 7 « Решение  экспериментальных  задач  по  теме: «Подгруппа  азота  и  углерода»

Требования и результаты усвоения   учебного материала по неорганической  химии

8 класс

Учащиеся должны знать:

основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления.

Учащиеся должны уметь:

а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительные атомная и молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химические реакции и их классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

б) разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

в) обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

г) производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

- для безопасного обращения с веществами и материалами;

- экономически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

- приготовление растворов заданной концентрации.

Требования к результатам усвоения учебного материала по   органической химии

9 класс

Учащиеся должны знать:

а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;

б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;

в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.

Учащиеся должны уметь:

а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;

б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;

в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон,  правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические  знания для объяснения и предсказания  явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:                

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка письменных работ 

  1. Оценка экспериментальных умений

 Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

 Оценка «5»:

• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

• проявлены   организационно-трудовые  умения   (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Оценка «4»:

• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

Оценка «3»:

• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которая исправляется  по требованию учителя.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

 

  1. Оценка умений решать экспериментальные задачи

 

Оценка «5»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

• дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»:

• план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

 

  1. Оценка умений решать расчетные задачи

 

Оценка «5»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

 

Оценка «4»:

•в логическом  рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:                 

•в логическом  рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.                                                                   

Оценка «2»:

•имеются существенные ошибки в логическом  рассуждении и в решении.

 

  1. Оценка письменных контрольных работ

 

Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

 

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Учебно – методический комплект

1. О.С. Габриелян.Химия. 8 класс, М., Дрофа, 2011г;

2. О.С. Габриелян. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.,Дрофа,2006:

3. О.С. Габриелян Химия 8 класс. Контрольные и проверочные работы. М.,Дрофа,2007г.;

4.О.С.Габриелян Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна, М.,Дофа,2011г.;

5. Л.И. Некрасова. Химия. 8 класс. Карточки заданий к учебнику О.С. Габриеляна. М., Дрофа,2008г.

Дополнительная литература:

1. В.Г. Денисова Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии за курс основной школы. Волгоград.Учитель,2006г.

2. Н.В.Ширшина Химия. 9 класс: тестовые задания для подготовки к итоговой аттестации. Волгоград.Учитель,2007г.;

3. СD «Химия элементов».ШиршинаН.В. Волгоград. Учитель, 2007г

Учебно – методический комплект

1. О.С.  Габриелян. Химия, 9 класс.М.,Дрофа,2011г.

2. О.С.Габриелян , А.В. Яшукова. Химия-9. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна;

3.  О.С.Габриелян. Настольная книга учителя.Химия.9класс.М.,Дрофа,2006г.;

4.М.Ю.Горковенко.Поурочные  разработки по химии  к учебнику О.С. Габриеляна. М., «Вако»,2005г.;

5. В.Г.ДенисоваМатериалы для подготовки к ЕГЭ по химии за курс основной школы. Волгоград.Учитель,2006г.;

6.Н.В.Ширшина. Химия для гуманитариев. Волгоград. Учитель.2007г.;

7. Занимательные задания и эффективные опыты по химии авт.-сост. Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова .М.,«Вако»2005г.;

8.СD Виртуальная лаборатория,1С репетитор.

ПРИМЕРНАЯ  ПРОГРАММА  

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ХИМИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса химии в основной школе, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников химии могут предложить собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной школе.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии. В примерной программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.

Общая характеристика учебного предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах может  структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования.

Цели

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоениеважнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов. В том числе по 70 часов в  VIII и IX  классах, из расчета – 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распознавать опытным путем, вычислять.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ОСНОВНОЕ   СОДЕРЖАНИЕ  (140 час)

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ     ( 8 час).

Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.

Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.

Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.

Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.

Получение газообразных веществ.

Демонстрации

Образцы простых и сложных веществ.

Горение магния.

Растворение веществ в различных растворителях.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами простых и сложных веществ.

Разделение смесей.

Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кислотой).

Практические занятия

Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории.

Очистка загрязненной поваренной соли.

Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

ВЕЩЕСТВО  ( 25 час).

Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.

Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неметаллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул соединений по валентности (или степени окисления).

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфныевещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

Демонстрации

Химические соединения количеством вещества в 1 моль.

Модель молярного объема газов.

Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей.

Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений.

Возгонка йода.

Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Образцы типичных металлов и неметаллов.

Расчетные задачи

Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ   (15 час).

Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.

Демонстрации

Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций

Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты

Взаимодействие оксида магния с кислотами.

Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

Практические занятия

Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

Расчетные задачи

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ    (62 час).

Водород, физические и химические свойства, получение и применение.

Кислород, физические и химические свойства, получение и применение.

Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе.

Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.

Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли.

Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.

Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.  Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).

Демонстрации

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

Образцы неметаллов.

Аллотропия серы.

Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Распознавание соединений хлора.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

Получение аммиака.

Лабораторные опыты

Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями).

Растворение железа и цинка в соляной кислоте.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).

Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.

Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария.

Практические занятия

Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа).

Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ                     ( 10 час).

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Демонстрации

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Модели молекул органических соединений.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы изделий из полиэтилена.

Качественные реакции на этилен и белки.

Практические занятия

Изготовление моделей углеводородов.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ ( 6  час).

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Демонстрации

Образцы лекарственных препаратов.

Образцы строительных и поделочных материалов.

Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

Практические занятия

Знакомство с образцами лекарственных препаратов.

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.

РЕЗЕРВ СВОБОДНОГО УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ – 14 ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоениеважнейших знаний о химической символике, химических понятиях, фактах, основных законах и теориях;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование[1]. Понятие о химическом анализе и синтезе.

Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.

Правила безопасного обращения с веществами, нагревательными приборами, химической посудой и простейшим оборудованием.

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

ВЕЩЕСТВО

Атомы и молекулы. Химический элемент как вид атомов. Языкхимии. Знаки химических элементов, химические формулы.

Массы атомов и молекул. Относительные атомные массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль – единица количества вещества. Молярная масса. Молярный объем.

Вещество и его агрегатные состояния.Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси разного агрегатного состояния: воздух, природный газ, нефть, природные воды, растворы.

Вещества простые и сложные. Качественный и количественный состав вещества. Понятие о валентности и степени окисления. Основные классы неорганических веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.

Общее представление о строении атомов: ядро (протоны и нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Общее представление о строении молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

Химическая реакция. Условия возникновения и признаки протекания химических реакций. Сохранение массы вещества при химических реакциях.

Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; постоянству или изменению степеней окисления атомов химических элементов; наличию и отсутствию катализатора, поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций.

Электролитическая диссоциация веществ в процессе растворения. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация щелочей, солей и кислот.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ
НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.

Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.

Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.

Сера. Оксиды серы . Серная, сернистая и сероводородная  кислоты и их соли.

Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли.

Фосфор. Оксид фосфора . Ортофосфорная кислота и ее соли.

Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.

Кремний. Оксид кремния . Кремниевая кислота. Силикаты.

Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.

Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.

Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ
ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ

Основные сведения о химическом строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах (полиэтилен, белки).

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов [поваренная соль, уксусная кислота ( столовый уксус )].

Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Применение их как топлива и сырья.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии ученик должен

знать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь, вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
  • составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической системы; уравнения химических реакций;
  • обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы аммония;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.


[1]        Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.