Рабочая программа химия 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Сафонова Наталья Викторовна

2015-16 8 класс химия рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2015-16_8_kl_rab_progr_-_kopiya.doc281 КБ

Предварительный просмотр:

НИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

 8 КЛАСС  

ПО УЧЕБНИКУ О.С. ГАБРИЕЛЯНА

2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                         ВЫПОЛНИЛА:

                                                  учитель химии

                                                 Сафонова Н. В.

САРАНСК 2015

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Николаевская СОШ»

 

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры естественно научного образования

Зав.кафедрой

___________ /Мещерякова Н.В./

Протокол № __ от

«_____»_______2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «Николаевская СОШ»

__________ / Девяткина С.А./

«_____»_______2015 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Николаевская СОШ»

_________/ И.П. Комодина/

 «___» ______________2015г

Рабочая программа по химии. 8 класс.

Учебник: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа

Дидактический материал:

1. Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс

2. Габриелян О. С. Контрольные и проверочные работы к учебнику                  О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по химии для 8 класса разработана на на основе

ФГОС второго поколения, примерной программы основного общего образования по химии, примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) 2007 г. и авторской Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О. С. Габриеляна 2007 г..

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даѐт распределение учебных

часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учѐтом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определѐн перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчѐтных задач.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей:

    · освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

    · овладениями умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

   · развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

   · воспитание убеждённости в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

   · применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

   Рабочая программа разработана на основе авторской программы О. С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005.).

     В авторскую программу внесены следующие изменения:

Практические работы вынесены из практикума и распределены по соответствующим темам.  

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В

качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:

- создание оптимальных условий обучения;

-исключение психотравмирующих факторов;

- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;

- развитие положительной мотивации к освоению программы;

- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и

навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов  причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты изучения курса «Химия. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню

подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту второго поколения

ФГОС. Требования направлены на реализацию системно-деятельностного, и личностно

ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической

деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни,

позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Обучение ведѐтся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 8 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Выпускник научится:

описывать свойства твѐрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные

признаки;

• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-

следственные связи между данными характеристиками вещества;

• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический

элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую

систему химии;

• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность

химических реакций с помощью химических уравнений;

• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую

долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;

• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• различать экспериментально кислоты и щѐлочи, пользуясь индикаторами; осознавать

необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических

элементов;

• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным

слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную

неполярную и металлическую;

• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями

разного вида;

• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решѐток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;

• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и

периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

• называть признаки и условия протекания химических реакций;

• устанавливать принадлежность химической реакции к определѐнному типу по одному из

классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);

• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и

сокращѐнные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;

• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных

веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)

превращений неорганических веществ различных классов;

•выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании

химической реакции;

•приготовлять растворы с определѐнной массовой долей растворѐнного вещества;

• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски

индикаторов;

• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов

• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных

классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;

• составлять формулы веществ по их названиям;

• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления

элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных,

оснóвных;

• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов

неорганических веществ: кислот, оснований, солей;

• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических

веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;

• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-

восстановительных реакциях;

• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по

предложенным схемам реакций;

• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в

окружающей природной среде;

• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

• использовать приобретѐнные ключевые компетентности при выполнении

исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания

веществ;

• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной

коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными

таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении

результатов выполненной работы;

• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически

относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся

использования различных веществ.

• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для

объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;__

• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории

становления химической науки, еѐ основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращѐнным ионным

уравнениям;

• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между

основными классами неорганических веществ;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости

химической реакции;

• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического

равновесия.

• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или

восстановительные свойства с учѐтом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое

вещество — оксид — гидроксид — соль;

• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ,

имеющих важное практическое значение.

Содержание

1. Введение (7 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий.

Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и

большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как

справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его

химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Тема 2. Атомы химических элементов (10 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении

атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20

периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном

электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов:

физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной

связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование

бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой – образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Практическая работа № 1

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

Тема 3. Простые вещества (4 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И.

Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода,

азота, серы, фосфора, углерода. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный

объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный

объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель

молярного объема газообразных веществ.

Тема 4. Соединения химических элементов (12 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле

соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная,

молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических

решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2.

Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических

решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом.

Способы разделения смесей, дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение

смесей.

Практическая работа № 2 Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (11ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с

изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и

условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.

Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и

коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества,

массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного

вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот.

Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов

реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции

соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды».

Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами.

Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества

вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию

веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) растворение

перманганата калия;в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах;

д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение

перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з)разложение

пероксида водорода.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа № 3. Признаки химических реакций.

Тема 6. Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (21 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах.

Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм

диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций.

Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных

представлений. Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории

электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот.

Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов.

Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями – реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории

электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными

оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и

восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость

электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой,

соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практическая работа № 4

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. Практическая работа № 5

Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

Практическая работа № 6

Ионные реакции.

Рабочая программа по химии, 8 класс.

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

 из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Тема 1.

Ведение

7

2.

Тема 2.

Атомы химических элементов

9

1

(№1)

К.р. №1

3.

Тема 3.

Простые вещества

4

4.

Тема 4.

Соединения химических элементов.

12

1

(№2)

К.р. №2

5.

Тема 5.

Изменения, происходящие с веществами

11

1

(№3)

К.р. №3

6.

Тема 6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов  

21

3

( №4, №5, №6)

К.р. №4

7

Обобщение и систематизация знаний по курсу химии VIII класса

4

8

Итого

68

6

4


Рабочая программа по химии в 8 классе

(2 ч. в неделю, всего 68 часов)

Тема 1. Введение. (7 ч.)

п/п

Тема урока

Вводимые химические понятия

Оборудование, химический эксперимент

Задание по учебнику

Требования к уровню подготовки выпускников

Дата прове-дения

план

факт

1

2

3

4

5

7

8

9

1-2

Предмет химии. Тела и вещества.

Роль химии в жизни человека.

Предмет химии. Простые и сложные вещества, химический элемент.

История возникновения и развития химии.

Коллекции изделий – тел из стекла, алюминия, фарфора и др.

§ 1,2,4.        Упр. 3,4

с.13

Знать/понимать:           - химические понятия: атом, химический элемент, вещество.

   Уметь   определять: простые и сложные вещества.

3

Физические и химические явления. Признаки химических реакций. Правила ТБ.

Физические и химические явления.

Физические явления: кипение и плавление. Получение осадка, газа, растворение осадка и др. хим.превращения.

§ 3. Упр.1,3 Подгот. к пр.раб. №1    

Знать/понимать: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ).

4

Знаки химических элементов. ПСХЭ.

Химическая символика. Структура ПСХЭ.

Работа с Периодической таблицей, набор карточек с символами химических элементов.

§5.  Табл.1      Упр. 1-3

Уметь: называть химические элементы по их символу, периоды (большие и малые), группы и подгруппы (главные и побочные).

5-7

Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчёты по формулам веществ.

Химическая формула, индексы, коэффициенты, Аr, Мr. Массовые доли химических элементов.

Самостоятельная работа №1

§6.      Упр.1-3

Знать/понимать:          относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула.  Уметь: определять качественный и количественный состав вещества,              вычислять           относительную молекулярную массу вещества; массовую долю хим. эл-та по формуле 

Тема 2. Атомы химических элементов (9 ч.)

№ п/п

Тема урока

Вводимые химические понятия

Оборудование, химический эксперимент

Задание по учебнику

Требования к уровню подготовки выпускников

Дата прове-дения

план

факт

1

2

3

4

5

7

8

9

1

(8)

Строение атома.

Элементарные частицы: p, n, e. Изотопы.

Средняя относительная атомная масса.

Таблица «Строение атома». Работа с ПСХЭ.

§ 7-8.        Упр. 2, 4     с.50      

Знать/понимать: химический элемент.       Уметь объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента;                                   - характеризовать: состав атомов

2

(9)

Строение электронных оболочек атомов элементов № 1-20.

Электронная оболочка. Энергетические уровни, подуровни. Формы орбиталей, электронные формулы.

Таблица «Электронные орбитали». Работа с ПСХЭ.

§ 9           Упр. 1, 3

Уметь составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в ПС, объяснять физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И.Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.

3-5

(10-12)

Типы химических связей.

Схемы образования связей. Электроотрица-тельность (ЭО). Ионная, ковалентная, металлическая химические связи. Кратность связи.

Таблица «Виды химической связи».

§ 9-12

Знать/понимать:         химическое понятие: ион, ионная химическая связь, ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь, металлическая связь. Уметь:                        определять ионную связь в химических соединениях;  ковалентную связь в соединениях; тип химической связи в металлах.

6

(13)

Подготовка к контрольной работе № 1.

Обобщение и систематизация знаний о строении атома.

§ 1-9, 24-26 (повт.)

7

(14)

Контрольная работа №1   «Первоначальные химические понятия.  Атомы химических элементов».

8

(15)

Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.

Практическая работа №1.

Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Правила ТБ.

Правила ТБ (с. 174-180)

Уметь:                               обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. 

Тема 3. Простые вещества. (4 ч.)

п/п

Тема урока

Вводимые химические понятия

Оборудование, химический эксперимент

Задание по учебнику

Требования к уровню подготовки выпускников

Дата прове-дения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1 (16)

Металлы. Неметаллы.

Металлические и неметаллические свойства  с позиции атомного строения.

Положение металлов и неметаллов в ПС. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. 
Простые вещества-
неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Аллотропия кислорода, фосфора, олова. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Коллекция металлов. Работа с ПСХЭ.

Коллекция неметаллов- сера, уголь, фосфор, бром, хлорсодержащие препараты, получение водорода, кислорода.

§ 14,        Упр 1 с.85  

§ 15.      

Уметь: - характеризовать:       связь между строением и свойствами металлов (неметаллов), характеризовать: положение металлов (неметаллов) в ПС.

2 (17)

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Количество вещества: единицы измерения. Постоянная Авогадро.

§ 16.       Упр. 2 с.95

Знать/ понимать:                       -химические понятия: моль, молярная масса.

  Уметь: - вычислять: молярную массу, количество вещества.          

3(18)

Молярный объём газов.

Молярный объём газов. Нормальные условия.

§ 17.      Упр. 1,2 с.99

Знать/ понимать:                       - молярный объем .  Уметь:  - вычислять: по количеству  (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу).

4 (19)

Решение задач на тему «Количество вещества».

Основные и производные единицы измерения: m, V, ν (г, кг, мг, л, м3, мл).

Самостоятель -ная работа №2

§ 16-17.

Упр 4 с.99

Уметь:   решать задачи на определение количества вещества.

Тема 4. Соединения химических элементов. (12 ч.)

п/п

Тема урока

Вводимые химические понятия

Оборудование, химический эксперимент

Задание по учебнику

Требования к уровню подготовки выпускников

Дата прове-дения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1

(20)

Степень окисления. Бинарные соединения.

Степень окисления: постоянная и переменная. Бинарные соединения, сложные ионы,  номенклатура, ЭО. Оксиды, летучие водородные соединения.

 

Образцы соединений:

H2O, CO2, CaO, SiO2 и др.

§18 Упр.2 §19

Уметь: - называть: соединения по их химическим формулам,                     -определять: степень окисления элементов в соединениях. Составлять формулы по названиям.

Знать/ понимать:          оксиды, летучие водородные соединения.

2 (21)

Основания

Состав и названия оснований.  Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Образцы соединений:

NaOH, KOH,Ca(OH)2 Fe(OH)3

Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

§20Упр.2,3  

Уметь: - называть: основания по их химическим формулам,                     Составлять формулы по названиям.

Знать/ понимать:          основания

3

(22)

Кислоты

Состав и названия кислот.  Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Образцы соединений:

H2SO4, НCl, HNO3

Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

§21 выучить формулы кислот  Упр.3,4

Уметь: - называть: кислоты по их химическим формулам,                     Составлять формулы кислот по названиям.

Знать/ понимать:          кислоты

4

(23)

Соли

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Образцы соединений:

NaCl, CaCO3 и др.

§22

Выучить табл5 с.128 Упр.2,3

Уметь: - называть: соли по их химическим формулам,                     Составлять формулы солей по названиям.

Знать/ понимать:          соли

5

(24)

Аморфные и кристаллические вещества.

Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решётки.

Самостоятель -ная работа №6 по теме «ОВР. Электронный баланс»

§ 22.       Упр. 3-5

Знать/ понимать:                           - закон постоянства состава веществ. Уметь:                             - характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ.

6-7 (25-26)

Чистые вещества и смеси. Массовая и объёмная доля компонентов смеси. Доля примесей.

Чистые вещества и смеси. Разделение смеси как физическое явление, способы разделения. Вычисление доли компонента смеси, расчёт массы или объёма вещества в смеси по его доле.

Примеры смесей, их разделение. Лаб. опыт «Очистка поваренной

соли»

§24, 26

Упр.1-4 С.144

§ 25.  Упр. 1, 3            

  Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, разделять смеси. Уметь:                            - вычислять: массовую долю вещества в растворе

8 (27)

Растворы. Раствори-мость. Массовая доля вещества в растворе.

Задачи на процентную концентрацию.

Приготовление раствора с определенной концентрацией.

§ 25.   Упр. 5       § 35. Подгот. к практич. работе

 № 5

Знать/       понимать: химические понятия: раствор, растворимость, молярная доля вещества

9 (28)

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.

Практическая работа №2(5).

Уметь:                                         - использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации.

10 (29)

Решение задач на «Растворы»

Самостоятельная работа №3 «Массовая доля вещества в растворе.»

11-12 (30-31)

Подготовка и выполнение контрольной работы №2«Соединения химических элементов».

§18-22, 27-34 (повт.)

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами. (11 ч.)

п/п

Тема урока

Вводимые химические понятия

Оборудование, химический эксперимент

Задание по учебнику

Требования к уровню подготовки выпускников

Дата прове-дения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1-2 (24)

Химические реакции. Закон сохранения массы веществ.

Химические уравнения.

Признаки и условия протекания ХР. Реакции горения, экзо- и эндотермические реакции.

Химические уравнения, коэффициенты.

Горение спирта, серы, взаимодей-ствие мрамора с соляной кислотой, получение и растворение гидроксида меди(II).

§ 27.    

§ 28.        

Упр. 2,3 с.166

Знать/понимать:                        -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции).

Знать/ понимать:                          -закон сохранения массы веществ. Уметь:                    - составлять: уравнения химических реакций.

3

(30-31)

Расчёты по химическим уравнениям.

Решение задач на нахождение ν, m, V продукта реакции по ν, m, V исходного вещества. Задачи с примесями и массовой долей.

§ 29.  

Упр. 1,2,4

Уметь:  вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

4-7 (25-26)

Типы химических реакций.

Реакции разложения, соединения, замещения и обмена.

Примеры реакций разложения, соединения, замещения и обмена. Самостоятельная работа №4

§30-31.

упр.1с.177 упр.1(б,г), 2 с.182

§32-33

упр.2с.187 упр.3 с.191

Знать/       понимать: химические понятия: Реакции разложения, соединения, замещения и обмена.                          

8-9  (27-28)

Признаки химических реакций.

Подготовка и проведение практической работы №3(4).

Практическая работа №3(4)

Уметь: определять тип реакции и её признаки.

10-11 (42-43)

Контрольная работа №3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

Подготовка и проведение

§ 18-21,

38-42

(повт.)

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (21 ч.)

№ п/п

Тема урока

Вводимые химические понятия

Оборудование, химический эксперимент

Задание по учебнику

Требования к уровню

подготовки выпускников

Дата прове-дения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1 (44)

Основные положения ТЭД.

Электролиты и неэлектролиты. Основные положения ТЭД. Ионы и их свойства. Сильные и слабые электролиты.

Испытание кристаллических веществ и растворов на электрическую проводимость

§ 35.   Упр. 1      § 36. Упр.1

Знать/понимать основные положения ТЭД.

2 (45)

Диссоциация электролитов.

Катион, анион. Определения кислот, оснований и солей с позиций ТЭД.

Испытания растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов.

§ 36.  

Упр. 2, 4

Знать/ понимать химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация.

3-4 (46-47)

Ионные уравнения.

Запись молекулярных и ионных уравнений реакций с использованием таблицы растворимости. Правило Бертолле.

Примеры реакций, идущих до конца.

§ 32 (повт.),    § 37.   Упр. 4, подгот.    к практи-ческой работе №7

Уметь объяснять: сущность реакций ионного обмена,  определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца, составлять:  полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.

5 (48)

Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

Практическая работа №4(7).

Знать/понимать условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.

6-7 (49-50)

Кислоты: их классификация и свойства

Состав, определение,  классификация, свойства кислот. Электрохимический ряд напряжения металлов. Реакции нейтрализации.

Реакции, характеризующие свойства кислот.

§20, 38.    Упр. 2,3

Уметь называть кислоты,                      характеризовать химические свойства кислот                 определять:  возможность протекания типичных реакций кислот.

8-9 (51-52)

Основания: их классификация и свойства

Состав, определение,  классификация,  свойства оснований.

Реакции, характеризу-ющие свойства оснований. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой, разложение Cu(OH)2

§ 19, 39.   Упр. 2,3

Уметь называть основания;               характеризовать химические свойства оснований определять: возможность протекания типичных реакций оснований.

10-11 (53-54)

Оксиды: их классификация и свойства.

Состав, определение, классификация, свойства оксидов.

Взаимодействие оксидов с водой, основных оксидов с кислотами, кислотных – со щелочами.

§ 18, 40.   Упр. 4,5

Уметь называть оксиды,                     определять: принадлежность веществ к  классу оксидов,          характеризовать химические свойства   оксидов.

12-13 (55-56)

Соли: их классификация и свойства.

Состав, определение,  классификация свойства солей.

Взаимодействие с металлами, кислотами, щелочами и др. Самостоятельная работа №5

§ 21,41.    Упр. 1,2, задача 3

Уметь: называть соли, определять принадлежность веществ к классу солей;           характеризовать: химические свойства солей.

14

(57)

Свойства кислот и оснований, оксидов и солей.

Практическая работа №5(8).

Уметь распознавать кислоты, основания и оксиды по их свойствам, составлять реакции, исходя из их свойств.

15

(58)

Обнаружение ионов

Подготовка к практической

работе №6.

таблица №12 «определение ионов»

подгот.    к практи-ческой работе №6

Уметь проводить качественные реакции.

16

(59)

Ионные реакции.

Практическая работа №6.

таблица №12 «определение ионов»

Уметь проводить качественные реакции.

17

 (60)

Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Генетические ряды металлов и неметаллов.

Осуществление превращений Cu→CuO→ CuCl2→ Cu(OH)2→ CuO  и другие    

§ 42.   Упр. 2

Уметь:                      характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ,                                 - составлять: уравнения реакций, характеризующие свойства неорганических веществ.

18-19 (61-62)

Окислительно- восстановительные реакции. Метод электронного баланса.

Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. Окислитель, восстановитель.

Взаимодействие простых веществ, металлов с кислотами и солями.

§ 43.   Упр. 1,7 подгот.    к практи-ческой работе №9

Знать/ понимать:                   - химические понятия:  окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;                  определять степень окисления элемента в соединении,               тип химической реакции по изменению степени  окисления химических элементов.

20

(63)

Обобщение и систематизация знаний.

 Подготовка к контрольной работе №4.

§ 35-36 (повторить)

21 (64)

Свойства растворов электролитов.

Контрольная работа №4

65-68

Обобщение и систематизация знаний по курсу химии VIII класса

Повторить строение атома, количество вещества, номенклатуру и свойства оксидов, оснований, кислот и солей, их химические свойства с позиции ТЭД, метод электронного баланса, расчеты по уравнениям х.р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...

рабочая программа химия 8 - 9 классы По учебнику Габриэляна О.С.

Рабочая программа содержит тематическое планирование, контрольные работы к учебнику Габриэляна 8, 9 классов...

Рабочая программа 9 класс. Химия

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством обра...

Рабочая программа "Химия" 9 класс

Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа: химия, 8 класс.

Рабочая программа составлена на основании Примерной программыосновного общего обра­зования по химии, а также программы курса химии дляучащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О...

Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна

Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ХИМИИ 9 класс. УМК О.С. Габриелян. 68 часов

Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; цели изучения курса; пояснение к изменениям в авторской программе; годовой календарный график текущего контроля; тематическое планирование; п...