Урок по теме "Силикатная промышленность "
учебно-методическое пособие по химии (9 класс) на тему

Макарова Наталья Михайловна

Это не просто урок. Это рассказ об искусстве, рожденным огнем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon silikatnaya_promyshlennost.zip17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство, рожденное огнем.

урок проводится в форме лекции, с элементами интеграции и деловой игры по программе и учебнику О.С. Габриелян «Химия» 9 класс.

Цель урока: дать понятие о силикатной промышленности и её продукции.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления учащихся о реакциях, лежащих в основе  получения стекла, керамики, цемента; показать применение этих продуктов в народном хозяйстве, а также сформировать представление о взаимосвязи культуры, искусства и химической промышленности.

Развивающие: способствовать развитию познавательных  и творческих способностей учащихся, умения аргументировано говорить , вести диалог.

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных, информационных умений (компетентностей).

Подготовительная работа:

  1. Подготовка и оформление  выставки, визиток, стендов (газет),  рекламных проспектов и буклетов, докладов.
  2. По возможности организация и проведение экскурсий: Коркинский стекольный завод или завод по производству фарфора или кирпича (ЖБИ)

Оформление: На доске –эпиграф:         Неправо о вещах те думают…….

Которые стекло чтут ниже минералов(М. Ломоносов)

Стенды (газеты по тогам экскурсий на стекольный и фарфоровый заводы),  на демонстрационном столе – эстетически и профессионально оформленная выставка

На выставке представлены коллекции, изготовленные учащимися ( представителями компаний), материалы взяты  с посещенных заводов.

Ход лекции(урок 1)

На переносной доске:

Ум человеческий  открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая свою власть над ней.

1.Если бы стекло не разбивалось, я предпочел бы его золоту

Как впервые получили стекло .Историческая справка.

2.Виды стекол(доклады учащихся) ПАУСТОВСКИЙ( Стекольных дел мастер. Можно прочитать отрывок )

3.Древний  Египет. Метод навивания.

4.Метод мыльных пузырей. Тайна о. Мурано. Географическая справка.

5Смальта Киевской Руси. Ломоносов и наука о стекле. Литературная страничка. Ода стеклу.(Учитель литературы. Учитель МХК)

Керамика

1.Виды керамики: терракота(разновидность грубой керамики), майолика(выставка игрушек), фаянс и фарфор. Историческая справка(Европа, Китай, Франция и Россия)

2.Производство фарфора в Челябинской области (НРК)

3.Производство  цемента.(портландцемент, бетон и железобетон)

Экономическая игра(Урок 2)

Событие происходит в   выставочном  центре.

В игре участвуют три компании: по производству стекла, цемента,  кирпича, керамики и фарфора.

Остальные участники класса- потенциальные покупатели.

В качестве фото и видео корреспондентов приглашены учащиеся из других классов.

Гости: высокопоставленные чиновники – администрация школы и учителя.

Цель игры: Компания или фирма должна заключить договор с покупателем на поставку своей продукции.

Критерии оценивания:  количество заключенных договоров. Чем  их больше, тем лучше компания по рекламировала свою продукцию.

Ведущие - старшеклассники.

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые гости.

 Мы раду приветствовать вас в нашем выставочном зале. сегодня у вас появилась  уникальная возможность познакомиться с ведущими производителями силикатной промышленности  Южного Урала. Впервые мы сумели собрать вместе три мощных гиганта в этой сфере. Они готовы поделиться с вами своими новыми технологиями обработки сырья в этой области.

После заключения и  подписания договоров, каждый участник получит небольшой  подарок от спонсоров выставки.

Ведущий: слово предоставляется компании по производству стекла.

Они представляют свою визитку, программу, рекламируют свою продукцию.

Ведущий: слово предоставляется компании по производству керамики и фарфора.

Они представляют свою визитку, программу, рекламируют свою продукцию

Ведущий: слово предоставляется компании по производству кирпича и цемента.

Они представляют свою визитку, программу, рекламируют свою продукцию.

По ходу выступлений покупатели задают вопросы, представители компаний в ходе своей презентации обмениваются рекламными проспектами.

Вопросы:

  1. Чем отличатся сырьё для фаянса и фарфора?
  2. Отличаются ли технологии производства фаянса и фарфора?
  3. Почему вода в глиняном кувшине всегда прохладнее, чем в стеклянном?
  4. Обладает ли ваш продукт химической и термической прочностью?
  5. Чем обусловлена высокая белизна вашего фарфора?
  6. В каком состоянии должно находится стекло, чтобы его можно было выдувать, вытягивать, обрабатывать, прессовать?
  7. Какие вещества вы вводите для помутнения стекла?
  8. Спасибо, тогда, что такое молочное стекло?
  9. Как изготавливается портланд цемент?
  10. Что происходит при затвердевании цемента?
  11. Что собой представляет цементный клинкер?
  12. чем обусловлено вяжущее действие цемента?
  13. Какие процессы протекают при схватывании цемента?
  14. Что вы используете в качестве красок для росписи фарфора и фаянса?
  15. Что понимается под варкой стекла?
  16. Что представляют из себя ситаллы, представленные в вашей коллекции?
  17. Что такое газобетон?

      домашнее задание – заполнить таблицу

Отрасль силикатной промышленности

Сырьё

Химизм (уравнения реакций)

Особенности технологии

Основные продукты

Производство стекла

Производство керамики

Производство цемента

            Дополнительное домашнее задание- запишите уравнения реакций переходов:

Si Mg2Si SiO2силикат натриякремниевая кислота SiO2Si

 Приложение к уроку

Керамика

Стекло

Цемент

Историческая справка

Одно из самых древних производств. Родина фарфора- Китай(220г.до н.э.)

Люди научились варить стекло более чем 4000 лет до н.э. в Древнем Египте (амулеты, бусы)

Русский инженер Е.Г.Челиев в нач. 19 века разработал способ получения.

Продукция

Стройматериалы: кирпич, канализационные трубы, облицовочная плитка. Керамические изоляторы.

Предметы быта: глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда, украшения, иск.зубы, раковины, унитазы и т.д.

Стекло листовое обыкновенное, калиевое (химическое), хрустальное, рубиновое, кварцевое; стекловолокно

Цемент: быстротвердеющий, расширяющийся, морозостойкий, жаропрочный.  Бетон. Железобетон. Шлакобетон.

Сырье

Глина, каолин, кремнезем, полевой шпат

Основное: природный кремнезем (SiO2), известняк (CaCO3), сода(Na2 CO3). А также поташ (K2 CO3), глинозем(Al2 O3 ), оксиды металлов Cr, Ni,Cu,Co,Mn.

Глина, известняк

Процессы, происходящие при изготовлении

1). Получение теста

2). Формирование изделий и сушка

3). Обжиг- удаление воды и спекание

4).Роспись

5).Покрытие глазурью

1.. Стекловарение- процесс сплавления смеси исходных веществ

CaCO3 +SiO2 = CaSiO3 + CO2

Na2 CO3 + SiO2= Na2 SiO3 + CO2

CaO * Na2 O *6 SiO2-обычное стекло

CaO *К2 O *6 SiO2  -калиевое стекло

3 PbO  Na2 O 6 SiO2 –хрустальное стекло

SiO2- чистое кварцевое стекло

2.Выдувание , если посуда или прокат, если листовое

3. Художественная обработка (огранка, нанесение рисунка).

1). Обжиг до начала спекания (1400-1500 о С)- получают клинкер

2).Размол клинкера

Бетон- смесь щебня, песка, цемента

Железобетон- в бетон закладывают железные стержни

Шлакобетон- бетон + шлак

Свойства

Водопроницаемость , пористость

Прозрачность, теплоизоляционность, кислотоупорность, жаропрочность

Прочность

Размещение предприятий

в области

Южноуральский фарфоровый завод,

Челябинский завод современного стекла, Коркинский стекольный завод

Коркино -«Уралцемент», «Катавский цемент»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии "Химическая промышленность"

Химическая промышленностьЗадачи уроков: 1.Раскрыть значение химического комплекса в экономике, в обществе, показать преимущества и издержки его развития.2.Изучить состав, структуру, технологические ос...

Презентация к уроку "ТЭК: угольная промышленность"

В презентации показаны образцы бурого, каменного угля и антрацита. Рассказано о способах добычи угля: открытом и подземном на примере угольных предприятий Кузбасса....

Урок истории Тема: "Промышленный переворот в Англии"

Урок дает представления об изменениях, происшедших в Англии XVIII в., о переходе от традиционного общества к индустриальному....

Урок - ролевая игра "Промышленный синтез аммиака"

Урок разработан с использованием авторской методики критериально- направленного обучения....

план-клнспект урока по теме "Промышленное производство и экологические проблемы"

сформировать понятие о стандартах качества окружающей средысформировать умение соотносить экономичесую и экологическую безопасность...

Урок СБО "Магазины промышленных товаров"

Урок расчитан для инклюзивного обучения детей. Содержание урока включает: виды магазинов промышленных товаров, отделы, порядок приобретения товаров, понятие гарании и сроки гарантии на разные товары, ...

Обобщающий урок по теме "Промышленность России", 9 класс, учебник Домогацких

Задания игры для проверки и обобщение полученнных знаний по теме "Промышленность России", 9 класс...