Игра по теме "Основные классы неорганических соединений"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Тыганова Любовь Алексеевна

Игра разработана для открытого конкурсного урока по теме "Основные классы неорганических соединений" в 8 классе. Затем эта игра была использована в качестве итоговой работы по курсам повышения квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursy_igry.doc155 КБ
Файл svoya_igra.pptx144.14 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации

«Применение игровых технологий на уроках химии»

Разработка дидактической игры по теме «Основные классы неорганических соединений» для 8 класса

Выполнил: учитель химии и биологии

ГБОУ СОШ д.Екатериновка

Тыганова Л.А.

Руководитель: Сафина Л.Г.

к.п.н., доцент кафедры химии

и методики её преподавания ПГСГА

Самара, 2013

ВВЕДЕНИЕ

Существуют многочисленные теории по вопросу о значении игры. Наибольшей известностью пользуется теория К. Гросса, согласно которой игра представляет собой непреднамеренное самообучение организма.

Понимание того, что творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в познавательной коллективной деятельности, заставляет нас, педагогов, постоянно искать новые пути дальнейшей активизации этой деятельности. Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привел к появлению некоторых специфических способов обучения, названных учебными играми.

Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

  1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.
  2. Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества).
  3. Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.
  4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве средства: в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.

По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Тема: Основные классы неорганических соединений, 8 класс.

Цель: Обобщение и систематизация имеющихся у учащихся знаний по теме «Основные классы неорганических соединений».

Задачи:

-образовательные: актуализация знаний об основных классах неорганических соединений (оксиды, основания, кислоты, соли);

-развивающие: развитие умения применять имеющиеся знания в новой ситуации, развитие внимания, умения сравнивать, развитие памяти, мышления;

-воспитательные: умения работать в команде, умение выслушивать других, высказывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать ее, развитие чувства ответственности за принятое решение,.

Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, интерактивная доска, презентация к игре.

Ход игры:

Учащиеся делятся на команды по 4-5 человек, каждая команда получает название в игровой форме: в полученном квадрате нужно найти и зачеркнуть названия элементов, а из оставшихся букв составить название команды. Пример: ОЛОВО

З

О

В

О

Д

О

Л

Н

А

В

С

Е

Р

Д

Г

О

Л

О

Т

О

В

О

И

Д

О

Р

Б

Е

О

Е

Н

Р

И

О

Р

О

Л

Т

О

Р

О

О

Е

Р

Л

А

Т

Й

Д

О

П

Л

А

Д

О

У

Г

Л

Й

И

К

А

Л

А

Л

В

О

Д

О

Р

З

О

И

М

Ю

З

О

И

Р

О

О

Л

Й

И

Н

О

Л

Й

Т

Д

Т

О

В

Й

И

Т

О

О

А

Н

Команда, составившая название первой, получает 3 балла, второй – 2 балла, последняя – 1 балл.

После этого проводится игра по презентации «Своя игра»: вопросы разделены на 4 темы – Оксиды, Основания, Кислоты, Соли. В каждой теме есть вопросы разной сложности, за ответ на которые команда получает разное количество баллов.

Рис.1 Категории вопросов игры

Например за правильный ответ на вопрос «Оксиды 1» команда получит 1 балл, «Основания 3» - 3 балла и т.д. (Рис.1) На обдумывание ответа команде дается 1,5 минуты. Если команда готова ответить раньше, она поднимает флажок. Если команда не может ответить или ответила неправильно, то вопрос передается остальным командам, и отвечает на него та, которая первой поднимает флажок. Разыгрывается около 6 - 9 вопросов (в зависимости от времени, отведенного на игру).

Примеры вопросов в темах:

Оксиды

1 - Какой оксид применяют для хранения мороженого, изготовления газированных напитков и тушения пожаров?

2 - Дайте названия веществам:N2O3, Cl2O7, N2O, Al2O3, Na2O.

3 - Сколько оксидов азотавы знаете? Назовите их.

4 - Назовите оксиды, которые соответствуют данным веществам:Fe(OH)3, H2SO3, NaOH.

Основания

1 - Назовите 2 растворимыхи 2 нерастворимых основания.

2 - Какова формула гидроксида кальция? Правда ли, что его применяют для побелки деревьев?

3 - Назовите вещества, формулы которых:Cu(OH)2, KOH, Al(OH)3, Fe(OH)3, Mg(OH)2.

4 - Назовите основания, которые соответствуют данным оксидам:FeO,    Al2O3,    Na2O.

Кислоты

1 - Все индикаторы в КИСЛОТАХ становятся КРАСНОГО цвета.Согласны ли вы?

2 - Дайте названия веществам:H2SO3,    HCl,    HNO2,H2CO3,     H2SiO3.

3 - Дайте названия веществам: HCl, HNO3.Правда ли, что из них можно приготовить «царскую водку»?

4 - Назовите кислоты, которые соответствуют оксидам:N2O3,     SO3,     P2O5.

Соли

1 - Правда ли, что человек употребляет хлорид натрия в пищу?

2 - Правда ли, что пищевая сода – это соль?Если да, то какой кислоты?

3 - Назовите вещества:CuSO4,    BaCl2,    ZnSO3,KNO3,  CaCO3.

4 - Назовите кислоты, которым соответствуют следующие вещества:карбонат натрия,хлорид бария,силикат калия,медный купорос.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная тема достаточно объемна, и игра позволяет повторить пройденный материал быстро. Знакомая уже учащимся информация предстает в процессе игры в новой форме, приходится не только воспроизводить изученный материал, но и анализировать его, применять в новой ситуации и делать выводы.

Вопросы игры разделены по уровню сложности, и учащиеся при выборе вопроса, на который хотели бы ответить, должны предварительно провести оценку собственных знаний, определить уровень своих притязаний. Это развивает способность к адекватной самооценке. В то же время вопросы разного уровня сложности позволяют каждому учащемуся почувствовать себя успешным, так как на простые вопросы вполне могут ответить  учащиеся с низким уровнем знаний, что позволяет вовлечь их в активную деятельность на уроке.

Работа в процессе игры командная, поэтому учащимся приходится сотрудничать друг с другом, учитывать мнение окружающих, выслушивать аргументы партнеров по команде, аргументировать собственную точку зрения.

Игровая форма обобщения материала позволяет разнообразить деятельность учащихся, активизировать познавательную активность, повысить интерес к изучению материала.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Исаев С.Д. «Об использовании дидактических игр» // Химия в школе. 2002. - 6.- стр. 50.
  3. Педагогика. / Под ред. Бабанского Ю.К. – М.: Просвещение, 1998.
  4. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: Просвещение, 1996.
  5.  Шмаков С.А. Ее величество игра. – М.: Просвещение, 1992.
  6. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные классы неорганических соединений. «СВОЯ ИГРА»

Слайд 2

Вопросы игры ОКСИДЫ ОСНОВАНИЯ КИСЛОТЫ СОЛИ 1 1 1 1 2 2 2 2 3 3 3 3 4 4 4 4

Слайд 3

Какой оксид применяют для хранения мороженого, изготовления газированных напитков и тушения пожаров? ОКСИДЫ 1

Слайд 4

Дайте названия веществам: N 2 O 3 , Cl 2 O 7 , N 2 O, Al 2 O 3 , Na 2 O. ОКСИДЫ 2

Слайд 5

Сколько оксидов азота вы знаете? Назовите их. ОКСИДЫ 3

Слайд 6

Назовите оксиды, которые соответствуют данным веществам: Fe(OH) 3 , H 2 SO 3 , NaOH . ОКСИДЫ 4

Слайд 7

Назовите 2 растворимых и 2 нерастворимых основания. ОСНОВАНИЯ 1

Слайд 8

Какова формула гидроксида кальция? Правда ли, что его применяют для побелки деревьев? ОСНОВАНИЯ 2

Слайд 9

Назовите вещества, формулы которых: Cu(OH) 2 , KOH, Al(OH) 3 , Fe(OH) 3 , Mg(OH) 2 . ОСНОВАНИЯ 3

Слайд 10

Назовите основания, которые соответствуют данным оксидам: FeO , Al 2 O 3 , Na 2 O. ОСНОВАНИЯ 4

Слайд 11

Все индикаторы в КИСЛОТАХ становятся КРАСНОГО цвета . Согласны ли вы? КИСЛОТЫ 1

Слайд 12

Дайте названия веществам: H 2 SO 3 , HCl , HNO 2 , H 2 CO 3 , H 2 SiO 3 . КИСЛОТЫ 2

Слайд 13

Дайте названия веществам: HCl , HNO 3 . Правда ли, что из них можно приготовить «царскую водку»? КИСЛОТЫ 3

Слайд 14

Назовите кислоты, которые соответствуют оксидам: N 2 O 3 , SO 3 , P 2 O 5 . КИСЛОТЫ 4

Слайд 15

Правда ли, что человек употребляет хлорид натрия в пищу? СОЛИ 1

Слайд 16

Правда ли, что пищевая сода – это соль? Если да, то какой кислоты? СОЛИ 2

Слайд 17

Назовите вещества: CuSO 4 , BaCl 2 , ZnSO 3 , KNO 3 , CaCO 3 . СОЛИ 3

Слайд 18

Назовите кислоты, которым соответствуют следующие вещества: карбонат натрия, хлорид бария, силикат калия, медный купорос. СОЛИ 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...

Игра-расследование « ВАЖНЕЙШИЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»

ТИП УРОКА: контрольно-обобщающийДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ УРОКА:  обобщение   и   контроль   знаний   по   теме   «Важнейшие   класс...

Урок-игра по химии: "Основные классы неорганических соединений".

ЦЕЛИ, требующие применения творческого мышления (решение проблемной ситуации, выработка идей), развитие мыслительной деятельности учащихся, способности применять ранее полученные знания дл...

Методическая разработка игры "Хи-по-хо" по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

Игра «Хи-по-хо» - сокращённое название состязательной игры «химико – познавательный хоккей». Игра строится по принципу «хи-би-хо». Также выставляются  по две команды в количестве шести человек. Т...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Урок-игра (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»

Материалы урока-игры (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»...