Исследование как одно из основных направлений реализации Федерального государственного стандарта
учебно-методический материал по химии ( класс) на тему

Макарова Наталья Михайловна

Химическая наука трудная. Эксперимент и исследование- основные, если не главные инструменты развития логического мышления не только одаренных детей, но и детей с задержкой психического развития. Данные рекомендации помогут разобраться с этой проблемой не только химиков, но и преподавателей других дисциплин 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii-2.rar13.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Исследование как одно из основных направлений реализации федерального образовательного стандарта

                                                                         Макарова Наталья Михайловна

                                                                         МКОУ «Ситцевская СОШ»

От природы все дети любознательны. И неважно, одаренный это ребенок или с особенностями психического развития, хорошо обученный, замотивированный или ребенок из социально-неблагополучной семьи.

Химическая наука трудная, но увлекательная, удивительно красивая своими экспериментами, понятиями.   Основные дидактические единицы содержания химического образования являются законы и теории, понятия химии факты и методы химической науки, система умений. Это один из компонентов образования. Умение- этим словом обозначают процесс выполнения входе определенных действий или операций, которые направлены на выполнение конкретной учебной цели.  Умение-это уже приобретенная знанием или опытом способность выполнять какую – либо деятельность на более высоком уровне. Навыки - это высший уровень умения.  Достигнутый многократными повторами действия (умения до автоматизма). Считаю главной своей задачей обеспечение разностороннего и своевременного развития детей, их творческой природы (а она есть у каждого), формирование навыков самообразования, самореализации личности. Как достичь этого! Прежде всего, необходимо учить мыслить. Это не только решение задач по химии, но и решение задач жизни человека принятие правильных решений.

          Формировать химическую грамотность, обучать расчетам только традиционными методами сложно. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.

В связи с внедрением федерального образовательного стандарта, формированию универсальных учебных действий и естественно-научных компетенций выпускника основной школы и его реализации, на мой взгляд, будет способствовать, технология личностно-ориентированного обучения, именно она, создаёт необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся 

Личностно-ориентированный подход дает возможность работать с одаренными детьми и детьми с особенностями развития.

Метод проектов один из способов организации исследовательской деятельности. к принципам относятся: доступность, естественность учащихся при выполнении эксперимента отличает повышенная степень самостоятельности своих действий руководитель знает, что делать, но порой не знает конечного результата и предлагает решить проблему самостоятельно. Отсюда такие принципы как самодеятельность, творчество и самостоятельность.

Развивающий потенциал реализуется поэтапно.

 На первом этапе создаётся ситуация теоретико- экспериментального исследования. Эффективен эксперимент по готовому алгоритму и известным методикам. Особенно он понятен и интересен для детей с задержкой развития мыслительной деятельности. Очень важно на этом этапе не упустить момент пробуждения любознательности, закрепления ее как устойчивой мотивации и перевод на уровень необходимой потребности.

на втором -учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, на основе получения новой информации, проводят анализ воды, определяют её жесткость, третья ступень- поиск с неопределенным содержание деятельности, дети поводят качественные реакции на наличие свинца в пробах снега, почве, загрязненность воздуха, последний сам задаются проблемой исследования, определяют цели, находят механизмы по их достижению. как следствие выстраивается структура по содержанию.

 Элементы исследования хорошо вписываются в обычный урок, при повторении и обобщении материала используются кратковременные проекты. Мини- проекты носят прикладной характер и имеют практическую значимость.  При их подготовке учитываются творческие способности   детей: владение видео и фотоаппаратурой, художественные и поэтические навыки. Создание мини- проектов особенно значимо при работе с учениками, имеющих низкий уровень компетенций, необходимых для создания крупной научно-исследовательской работы. Эксперимент способствует творческому развитию любого ученика, на каком бы уровне умственного развития он не находился.

Индивидуальные задания учащихся: сбор экспонатов, гербариев растений, трикотажных изделий, вырезки из газет, позволяют сэкономить время учителю при подготовке к занятию и использовать такие приемы как: анализ состава этикеток, оформление выставок и коллекций, выпуск бюллетеней и прочее. Тематика проектов разнообразна: от анализа состава безалкогольных напитков до выведения пятен различными способами и учета ткани, анализ почв и изучение свойств воды.

В ходе работы над проектом учащиеся задают вопросы друг другу, учителю. Познание начинается с вопроса. У школьника есть возможность создавать, придумывать, находить оригинальные решения проблемы.

Длительные проекты сближают учителя, родителя и учащегося, так как возникает общая тема для разговора, что способствует общей культуре общения, развивается познавательная активность, которая способствует уравновешенности, уверенности в своих силах. Для многих защита проекта – праздник.

Реализация такой технологии будет способствовать развитию творческого потенциала, самостоятельности, способности к самоорганизации, созидательной деятельности, толерантности, сохранению своего здоровья и социализации его успешности.

Недостатки: большая трудоемкость для учителя в плане подготовки, создание материальной базы эксперимента. Положительное: дополнительное время для подготовки ученика, оценки, связь с родителями, диалог единомышленников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"

1.      Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...

Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего об.ppt

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся  – основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего ...

Формирующее оценивание как условие реализации Федерального государственного стандарта

Введение новых стандартов ставит особые задачи по созданию современных внутри школьных систем оценивания. Прежде всего, это связано с оценкой развития когнитивных способностей и личностных характерист...