Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"
статья по теме

Акимова Алия Харисовна

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Проектная деятельность предполагает развитие Универсальных Учебных Действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_na_urokakh_matem.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики

 ГБС(К)ОУ школы-интерната

г. Отрадный Самарской обл.

Акимова А.Х.

 Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий

в условиях реализации Федерального государственного стандарта.

Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику.

Нужно обратить внимание на тот факт, что выполнение проекта предполагает наличие у учащегося определенных первоначальных знаний, умений и навыков.

Что такое Учебный проект с точки зрения ученика и учителя? Это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся – партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы. Для ученика - это возможность раскрыть свой творческий потенциал. Деятельность, которая позволяет раскрыть себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу. Для учителя - это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать умения и навыки проектирования.

Работа над проектом стимулирует творчество детей, побуждает их к самостоятельному поиску – все это делает применение данного метода особенно привлекательным для многих учителей.

Учебный Проект – это относительно новый вид школьной работы, который позволяет развивать специфические проектные умения:

  1. Распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы.
  2. Определить перспективу и спланировать необходимые шаги (в том числе смотивировать других людей на участие в своем проекте).
  3. Найти и привлечь нужные ресурсы.
  4. Точно реализовать имеющийся план, а при необходимости, оперативно внести в него обоснованные изменения.
  5. Оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки, чтобы избежать их в будущем.
  6. Осуществить презентацию результата своей работы.

Можно выделить следующие типы проектов: исследовательский, информационный, творческий проект, игровой и т.д. Все это виды учебных проектов, в которых формируются компетентности учащихся и им принадлежит ведущая роль.

Рассмотрим этапы работы над учебным проектом на примере учебного проекта, проведенного в прошлом году в 7 классе.

Тема учебного проекта: «Числа вокруг нас».

Вид проекта: исследовательский.

Проблема.

Современному человеку трудно представить себе математику без обозначений чисел и арифметических действий. Но ведь когда-то, же этих обозначений не существовало. А тогда откуда они взялись? И почему именно такие, а не иначе? И вообще много ли их существовало?  Мы никогда не задумываемся о значимости чисел в нашей культуре, общении и о том, что этим нехитрым знакам можно подчинить все на свете.

Гипотеза.

При помощи вопросов подвеcти детей к тому, что числа человеку жизненно необходимы, без чисел человек просто не сможет существовать.

Предмет исследования: числа в  современном мире, история происхождения чисел.

Цель проекта.

Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников и специальных исследовательских умений и навыков.

Задачи исследования.

  1. Изучить историю происхождения чисел.
  2. Исследовать роль чисел в жизни современного человека.
  3. Оформить на основе полученных знаний стенд  по теме «Числа вокруг нас».
  4. Создать презентацию о результатах проделанной работы.

 Структура работы.

  1.  Подготовительный этап.
  • Актуализация опорных знаний через фронтальную беседу.
  • Мотивация, постановка проблемы.
  • Обсуждение и выбор темы математического проекта. 
  • Обсуждение актуальности выбранной темы. Подвести детей к тому, что актуальность данного исследовательского проекта определяется важностью умения видеть математику в мире, в котором мы живем.
  • Определение цели и задач работы над проектом.
  • Установление сроков выполнения проекта.
  1. Организационный этап.
  • Составление плана работы над проектом.
  • Обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений. Методы исследования: наблюдение, накопление и отбор фактов, сбор данных, установление связей между ними.
  • Формирование проектных групп.
  • Необходимая консультация и организационная помощь учителя.
  1. Поисково-информационный этап.
  • Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети Internet.
  • Систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания стенда и оформления презентации.
  • Подготовка и оформление результатов работы в виде стенда и презентации проекта.
  • Необходимая направляющая помощь учителя.
  1.  Этап доработки проекта.
  • Анализ полученных результатов проекта.
  • Доработка проекта с учетом замечании и предложений.
  1.  Презентационный этап.
  • Защита проекта в форме творческого отчета.
  1. Контрольный этап.
  • Совместное обсуждение полученных результатов.
  • Совместная оценка качества полученного продукта и действий в ходе реализации проекта.
  • Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.

Планируемый результат.

Повышение интереса к предмету, уровня мотивации обучающихся, и как результат - повышение качества знаний.  

Проектная деятельность предполагает развитие Универсальных Учебных Действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Существует 4 блока УУД.

Коммуникативные УУД.

Проектная деятельность предполагает дискуссии между учениками, направленные на решение конкретной проблемы или создание определенного продукта. Это и совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Учитель – из простого транслятора знаний становится организатором совместной работы, переходя к реальному сотрудничеству. Школьник - активный субъект деятельности. Развиваются умения устанавливать взаимопонимание, строить взаимодействие со сверстниками в группе, происходит обмен знаниями между членами группы, развивается способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение четко сформулировать цель.

Познавательные УУД.

Проектная деятельность предполагает развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать тексты, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать. Сюда же можно отнести и навыки работы со справочниками, слушание речи, наблюдение, избирательное запоминание, обобщение. Защита проекта, защита результатов и оценивание полученных результатов, их применение к новым ситуациям – все это компоненты проектной деятельности, которая ведет к развитию познавательных УУД.

Регулятивные УУД развиваются при постановке целей, выборе путей достижения, определении последовательности этапов деятельности, оценке того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Развитию эти универсальных действий способствуют рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения планировать время, выработка критериев оценки.

Развитие личностных УУД отражается в умении четко, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

При организации проектной деятельности на каждом этапе работы над проектом для развития УУД необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся. Учащиеся СКОУ 8 вида нуждаются в помощи педагога почти на всех этапах работы над проектом. Они не могут рационально распределить время, сформулировать цель, медленно читают, не умеют анализировать, обобщать. Значит, учителю придется осуществлять вместе с ребенком работу над проектом, при этом, не забывая, что проект – это самостоятельная работа. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального. Умственно-отсталые школьники быстро теряют интерес, особенно, если результат не вдохновляет, т.к. рефлексивные способности у них не сформированы. При дозированной помощи, ненавязчивом контроле учителя дети успешно справляются с проектом.

Литература:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  2. Азарова Л.Н., Оленева Н.А., Основные подходы к пониманию сущности понятий «Проектная деятельность», «Метод учебных проектов», «Учебный проект»
  3. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115
  4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с
  1. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004.
  2. Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами. Цикл семинаров с элементами тренинга для учителей основного звена / Материалы из книги под ред. доктора педагогических наук В.А. Родионова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»   Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...

Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"

1.      Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...

Исследование как одно из основных направлений реализации Федерального государственного стандарта

Химическая наука трудная. Эксперимент и исследование- основные, если не главные инструменты развития логического мышления не только одаренных детей, но и детей с задержкой психического развития. Данны...

Формирующее оценивание как условие реализации Федерального государственного стандарта

Введение новых стандартов ставит особые задачи по созданию современных внутри школьных систем оценивания. Прежде всего, это связано с оценкой развития когнитивных способностей и личностных характерист...