Формирование предметных знаний у учащихся 8 класса посредством системы нерасчетных и количественно-экспериментальных задач по разделу «Кислоты»
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Тулупова Татьяна Алексеевна

ХИМИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА — это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления.

Актуальность проблемы:  в практике своей работы мне не встречалась  система подачи задач и  своей разработанной системы у меня нет. Поэтому хотелось бы попробовать составить систему решения задач на примере урока в 8 классе по теме «Кислоты» по программе и учебнику О.С. Габриеляна.

В практике преподавания химии нужно осуществлять системный подход к использованию задач, а именно реализовать два направления: 1)задачи как предмет изучения химии - для ученика и 2)задачи как средство и метод обучения химии - для учителя. 

Использование системы применения химических задач как средства и метода обучения химии:

§     учит  ученика мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации;

§     предполагает   активную   продуктивную   деятельность   с определенной  глубиной,  широтой  и самостоятельностью  решения, которая должна быть направлена на установление переноса знаний на новые объекты;

§     проявляет взаимосвязь представлений и понятий;

§     содействует конкретизации и упрочению знаний;

§     ведет к лучшему пониманию учащимися химических явлений в свете важнейших теорий;

§     позволяет установить связь химии с другими предметами, особенно с физикой и математикой;

§     является средством закрепления в памяти учащихся химических законов и важнейших понятий;

§     служит одним из способов учета знаний и проверки навыков, полученных в процессе изучения предмета;

§     воспитывает в процессе изучения у учащихся умение использовать    полученные    знания    для    решения    практических проблем, тем самым связывая обучение с жизнью и деятельностью человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon задачи химия 8 класс кислоты75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников  образования

Итоговая работа

на тему: «Формирование предметных знаний у учащихся 8 класса посредством системы нерасчетных и количественно-экспериментальных задач по разделу «Кислоты» 

на курсах повышения квалификации

  по проблеме  «Система применения химических задач как средство и метод обучения химии»

  1. (модуль вариативной части по именному образовательному чеку)

Дата проведения курсов: 20.01.14 - 24.01.14

Выполнила:  Тулупова Татьяна Алексеевна

учитель химии  ГБОУ СОШ «ОЦ»

 с. Дубовый Умет  муниципального района Волжский

Самарской области

Руководитель: Толкунов В.И.

профессор,  член-кор  МАНПО

Самара, 2014

Оглавление

1.Введение_______________________________________________________3

2.Методика составления системы задач_______________________________4

3.Элементы знаний по теме_________________________________________5

4.Система подобранных и составленных задач

а) качественные задачи_____________________________________________6

б) количественные задачи__________________________________________8

в) качественно – экспериментальные задачи___________________________8

г) количественно-экспериментальные задачи__________________________9

5.Заключение_____________________________________________________9

6.Список литературы______________________________________________________10

1.Введение

Значение решения задач в школьном курсе химии переоценить трудно. Во-первых, решение задач — это практическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Успешное решение задач учащимися поэтому является одним из завершающих этапов в самом познании.

Решение задач требует от учащихся умения логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, производить расчеты и обосновывать их теоретическими предпосылками, дифференцировать определенные проблемы на отдельные вопросы, после ответов на которые решаются исходные проблемы в целом.

При этом не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые.

Решение задач как средство контроля и самоконтроля развивает навыки самостоятельной работы; помогает определить степень усвоения знаний и умений и их использования на практике; позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и разрабатывать тактику их устранения.

При решении задач развиваются кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в целом; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность.  При объяснении нового материала задачи помогают иллюстрировать изучаемую тему конкретным практическим применением, в результате учащиеся более осознанно воспринимают теоретические основы химии. Использование задач при закреплении новой темы позволяет учителю выявить, как усвоен новый материал, и наметить методику и план дальнейшего изучения данного вопроса.

Решение задач дома способствует привлечению учащихся к самостоятельной работе с использованием не только учебников, но и дополнительной, справочной литературы.

С целью текущего, а также итогового контроля и учета знаний лучшим методом является также расчетная задача, так как при ее решении можно оценить все качества ученика, начиная от уровня знания теории до умения оформлять решение в тетради.

Особое место занимает решение задач при повторении и обобщении учебного материала. Именно здесь в большей степени реализуются курсовые и предметные связи, а также системность и целостность изучаемой темы или курса в целом.

ХИМИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА — это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления.

Актуальность проблемы:  в практике своей работы мне не встречалась  система подачи задач и  своей разработанной системы у меня нет. Поэтому хотелось бы попробовать составить систему решения задач на примере урока в 8 классе по теме «Кислоты» по программе и учебнику О.С. Габриеляна.

2.Методика составления системы задач

В практике преподавания химии нужно осуществлять системный подход к использованию задач, а именно реализовать два направления: 1)задачи как предмет изучения химии - для ученика и 2)задачи как средство и метод обучения химии - для учителя.

В первом направлении мы рассматриваем: а) понятие «химическая задача», где имеет место конкретная ситуация, связанная с практической деятельностью человека, в отличие от упражнения, которое обычно выполняется по трафарету. Задача - это такое задание, ответ на которое не может быть получен путем прямого воспроизведения материала. 

Раскрывая понятие «химическая задача», мы четко определяем предмет их предстоящей деятельности при изучении химии.

В практике работы учитель должен использовать все группы задач (качественные, количественные, качественно - экспериментальные и количественно- экспериментальные), отдавая приоритет качественным. По содержанию задачи бывают качественные и количественные; по форме выполнения: устно, письменно и экспериментально. При решении задач применяются арифметические, алгебраические и графические методы решения. При использовании системного подхода в решении задач, реализуются образовательные, воспитательные и развивающие  цели образования.

Качественные задачи являются основополагающими, на них базируются все остальные. Они помогают познавать теоретический материал или уточнить его. Качественные задачи по степени сложности классифицируются на: тренировочные, типовые, комбинированные, усложненные, олимпиадные; по связи с жизнью - на экологические и с производственным содержанием.

3.Элементы знаний по теме

1.Растворение в воде летучих водородных соединений неметаллов

 2.Классификация кислот по содержанию кислорода в молекуле кислоты

3. Понятие «основность»  кислот

4.Понятие «кислотный остаток»

5.Определение кислот

6. Определение степени окисления  элемента в формуле бескислородной кислоты

7. Расчет степени окисления  элемента в формуле кислородсодержащей кислоты

8. Определение оксида, соответствующего данной кислоте

9. Определение заряда кислотного остатка по формуле кислоты

10. Понятие «простой и сложный»  ионы

11.Разграничение   понятий «степень окисления иона » и «заряд иона»

12. Кислоты в природе

13. Получение  уксусной и молочной кислот

14.Использование серной кислоты как осушителя

15.Правило растворения серной кислоты в воде

16. Действие серной  кислоты на бумагу, древесину, ткани

17.Нестойкие кислоты

18.Распознавание кислот индикаторами

19.Поведениеи универсального индикатора в растворах веществ

20.Понятие рН раствора

4. Система подобранных и составленных задач

а) качественные задачи

1.Что представляет собой водный раствор фтороводорода?

2.Приведите не менее 6-ти примеров  формул и названий кислородсодержащих кислот

3.Приведите 3 примера бескислородных кислот

4.Определите основность  предложенных  кислот: бромоводородная, сероводородная, фосфорная

5. Выделите кислотные остатки в предложенных формулах кислот: HNO3 , H3PO4 , H2SO3

6.Дайте определение кислотам

7.Определите степени окисления  элементов в следующих кислотах: HI, HBr, H2S

8.Рассчитайте степени окисления в формулах следующих кислот: азотная, кремниевая, серная.

9.Определите формулы оксидов, соответствующих данным кислотам: H2SO4 H2SiO3 , H3PO4 , HNO3 .

10.Определите заряд кислотного остатка по формулам следующих кислот: H3PO4 ,  H2S, HNO3

11.Приведите по три примера простых и сложных ионов, образующихся в водных растворах кислот. Назовите их.

12.Расставьте степени окисления и заряды ионов в  формулах серной,  азотной, угольной кислот.

13.Продолжите соответствие:

Лимон - лимонная кислота

Яблоко -

Щавель -

14.В каких молочнокислых продуктах содержится молочная кислота?

15. Почему для осушения газов используют  именно серную кислоту?

16. Верно ли, что при разбавлении концентрированной серной кислоты  работает правило: «делай все наоборот!»

17.Что произойдет с новым платьем, на которое случайно попали капли серной кислоты?

18. Почему при открывании бутылки с лимонадом выделяется газ?

19. Какие вещества - индикаторы вы знаете?

20. Как изменится окраска фиолетового лакмуса в растворе соляной кислоты? Метилового оранжевого в растворе серной кислоты?

21.Каково значение рН  универсальной индикаторной бумаги в растворе азотной кислоты?

22.Из предложенных формул веществ выберите и назовите кислоты:HI, KCl, H2SiO3 , NaOH, CO2 , H3 PO4 , Na2 CO3 .

б) количественные задачи

1.Дайте характеристику фосфорной кислоты по плану: формула; наличие кислорода; основность; растворимость; степень окисления элементов, образующих кислоту; заряд иона, образуемого кислотным остатком; соответствующий оксид.

2.Какое количество вещества составляют  9,8 г серной кислоты?

3.Какова масса 3 моль азотной кислоты?

4. Сколько молекул в порции серной кислоты количеством вещества  2,5 моль?

5. Вычислите процентное  содержание элементов в кремниевой кислоте.

6. В какой из предложенных кислот: серная или фосфорная -  содержание кислорода наибольшее? Ответ подтвердите расчетами.

7. Вычислите элементный состав сернистой кислоты.

8.Найдите формулу кислоты, имеющей следующий состав: Н-2,4% ,S-39,1%, О-58,5%.

9.Химическая формула азотной кислоты  HNO3 .Укажите: из каких элементов состоит формула; состав ее молекулы; относительную молекулярную массу кислоты; отношение масс элементов в ней.

10.1 моль какой кислоты тяжелее: фосфорной или серной? Ответ подтвердите расчетами.

в) качественно – экспериментальные задачи

л/о№1 Определение рН растворов кислоты, щелочи и воды

Нанесите на полоску универсальной индикаторной бумаги с помощью пипетки или стеклянной палочки по капле выданных вам растворов кислот, щелочей, воды. Сравните изменение цвета со шкалой. Определите среду растворов и значения их рН.

л/о №2  Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов

Приложите полоски универсальной индикаторной бумаги к свежему срезу лимона и яблока и подтвердите аксиому, что лимон кислее яблока. Укажите значения рН для сока лимона и яблока.

г) количественно-экспериментальные задачи

1.Получите водород действием серной кислоты на 2г цинка. Докажите экспериментально, что выделяющийся газ - водород. По объему выделившегося водорода рассчитайте выход продукта реакции  от теоретически возможного.

2.Рассчитайте массу соли, полученной действием раствора, содержащего 4г гидроксида калия, на раствор соляной кислоты. Осуществите практически предложенный эксперимент.

5.Заключение

Использование системы применения химических задач как средства и метода обучения химии:

  • учит  ученика мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации;
  • предполагает   активную   продуктивную   деятельность   с определенной  глубиной,  широтой  и самостоятельностью  решения, которая должна быть направлена на установление переноса знаний на новые объекты;
  • проявляет взаимосвязь представлений и понятий;
  • содействует конкретизации и упрочению знаний;
  • ведет к лучшему пониманию учащимися химических явлений в свете важнейших теорий;
  • позволяет установить связь химии с другими предметами, особенно с физикой и математикой;
  • является средством закрепления в памяти учащихся химических законов и важнейших понятий;
  • служит одним из способов учета знаний и проверки навыков, полученных в процессе изучения предмета;
  • воспитывает в процессе изучения у учащихся умение использовать    полученные    знания    для    решения    практических проблем, тем самым связывая обучение с жизнью и деятельностью человека.

6.Список литературы

1.Габриелян О.С.  Химия -8 Учебник для общеобразовательных учреждений Москва Дрофа 2013г

2.Габриелян О.С. Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе Дидактические материалы  Москва «Блик и Ко» 2000г

3.Гольдфарб  Я.Л. и др.  Химия 8-11 классы Задачник Москва Дрофа 2001г

4.Габриелян О.С.  Настольная книга учителя химии Москва «Блик плюс» 2000г

5.Габриелян О.С.  , Яшукова А.В. Химия-8 Рабочая тетрадь Москва Дрофа 2002г

6.Толкунов В.И.. Химический эксперимент в средней школе Самара 2008г

7.Толкунов В.И. Заключительный практикум по химии в курсе основной общеобразовательной школы Самара 2009г

8.Толкунов В.И. Матвеева Т.Б. Использование системы химических задач и упражнений как средства обучения химии в школе Самара СамГТУ 2003г

9.Толкунов В.И. Основы методики использования задач в обучении химии в средних общеобразовательных учебных заведениях  Самара 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование базовых знаний у учащихся начальных классов для успешного овладения письмом и чтением

   Раскрывается проблема возможных нарушений письменной речи у учащихся 1 классов в теоретическом и практическом аспектах. Предлагаются методические подходы к  работе  по пр...

Формирование трудовых умений и навыков у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида посредством системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности

Данная система деятельности педагога может быть применена на уроках (занятиях) ручного труда и изодеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования для развития творчески...

Формирование экологических знаний у учащихся на уроках биологии.

Проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. Опасность безумного природопользования требует пересмотра взглдов н...

Дидактические средства и приёмы в процессе формирования исторических знаний у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (из опыта работы)

История как учебный предмет в  специальной (коррекционной) школе VIII вида, как и другие предметы, имеет свои особенности.  Практика показывает, что у школьников с нарушениями интеллекта воз...

Формирование предметной компетенции учащихся при изучении трудных разделов программы «Литература»

Статья может быть полезна тем учителям, которые работают в старших классах....

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...