рабочая программа курса "Химия вокруг нас"
рабочая программа по химии (7 класс) на тему

Авторская программа Т.С. Горбунова. 7 класс.пропедевтический курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_vokrug_nas_7_kl._2017_g.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

№ п /п

Дата

      Тема урока

   Основные понятия

Форма проведения

ТЕМА 1: « Состав, строение, свойства и превращения веществ» (12 часов)

1.

Химия … Полезна или вредна?

химия, вещество

2.

Химия- наука экспериментальная ( ТБ)

«экскурсия в химич. лабораторию»

3.

Виды смесей и способы их разделения.

явления, смеси, коллоиды, взвеси, эмульсии, суспензии, растворитель

Лабораторная работа

4.

Приготовление и разделение смеси.

Лабораторная работа

5.

Из чего состоят вещества? Диффузия в газах, жидкостях, твердых веществах.

атом, молекула, диффузия

Моделирование; лабораторный опыт

6.

Из чего состоит атом?

протоны, нейтроны, электронное облако

Творческая работа

7.

Близнецы и тезки в мире атомов.

Химический элемент, простые и сложные вещества

Индивидуальная письменная работа

8.

Загадка  химической формулы. Почему формула воды Н2О?

химическая формула, индекс, валентность, закон постоянства состава вещества

Творческая работа.

9.

Закрепление материала. За что мы любим сахар? Три состояния вещества.

физические и химические свойства

Лабораторный опыт.

10.

Кристаллы

кристаллы, аморфное состояние, кристаллическая решетка

Исследовательская работа « Выращивание кристаллов»

11.

« Все течет - все изменяется»

химические реакции, признаки реакций

Групповое исследование

12.

Типы химических реакций.

Решение учебно- практических задач

Тема 2 : « Воздух и жизнь на Земле»  (6 часов)

13.

Из чего состоит скафандр Земли?

инертные газы, окисление

Лабораторный опыт; творческая работа.

14.

Исчезнет ли из атмосферы кислород? Физические и химические свойства кислорода.

оксиды

15.

Куда исчезает сгоревшая свеча? Химические уравнения.

закон сохранения массы веществ, химические уравнения, коэффициент

Дидактическая игра

17.

Получение кислорода , изучение его свойств.

Практическая работа

18.

Самый распространенный во Вселенной.

19.

Озон: враг или друг?

аллотропия

Тема  3 :   «Вода в природе».  ( 5 часов)

20.

Планета «Земля» или планета «Вода»?

Лабораторный опыт

21.

Активное ли вещество вода? Роль воды в организме человека.

гидроксогруппа, основания, индикатор

Конкурс кластеров

22.

На чем основываются основания?

Исследовательская работа

23.

Вода - универсальный растворитель. Вода-вещество № 1.

загрязнители воды

Исследовательская работа

24.

Охрана воздуха и воды в г.Омске и Омской области.

Ролевая игра

Тема 4:  «Химия почвы и недр Земли»  (5 часов)

25.

Что такое почва? Почва - большой многонаселенный дом. Есть ли у почвы враги?

гумус, суглинок

Лабораторная исследовательская работа

26.

«Охрана почвы»

Ролевая игра

27.

  Могут ли быть почвы кислыми?

кислота, ионы водорода, кислотный остаток

Лабораторный опыт

28.

Все ли соли соленые?

средние, кислые соли

Решение познавательных задач

29.

Из чего состоит земная кора?

минералы и горные породы.

Творческая работа

Тема  5:  «  Химия у нас дома»  ( 4 часа   )

30-31

Что мы едим?

рациональное питание, органические вещества

Лабораторный опыт; ролевая игра

32.

Моющие средства. Химчистка на дому.

жесткая вода, ПАВ, гидрофобная и гидрофильная части.

Исследовательская работа

33-34.

Подводим итоги.  Мир, в котором я хочу жить.

Творческий урок – размышление.

35.

Резерв.

Пояснительная записка.

          Цель курса « Химия вокруг нас»: расширение у обучающихся представлений об окружающем мире, пробуждение интереса к изучению химии, обеспечение развития и реализации личностного потенциала учащихся, развития УУД с опорой на предметное содержание.

          Курс построен на тесном взаимодействии практического опыта и научных знаний.

Для оценивания деятельности учащихся можно использовать балльно-рейтинговую систему.

Планируемые результаты.

Личностные:

- экологическое сознание, знание некоторых принципов и правил отношения к природе:

- готовность к равноправному сотрудничеству;

- любовь к природе, признание ценности своего здоровья и здоровья других людей, оптимизм в восприятии мира;

- потребность в самореализации;

- устойчивый познавательный интерес.

Метапредметные

Ученик научится:

  • - проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
  • - устанавливать причинно- следственные связи;
  • - объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования;
  • - организовывать работу исследовательского характера: формулировать цель, гипотезу, выстраивать план работы, проводить исследование, делать выводы.;
  • - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета, справочной литературы: выделять главное, находить причинно- следственные связи, сравнивать, обобщать, составлять вопросы;
  • - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как  в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке совместного решения;
  • - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • -уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • - основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Предметные

Ученик научится:

  • - раскрывать смысл химических понятий: вещество, смеси, атом, молекула, ион, химический элемент, химические и физические явления, свойства, простые и сложные вещества, признаки и условия химических реакций, типы кристаллических решеток;
  • - называть состав молекул кислорода, воды, водорода, изученных оксидов, оснований, кислот, солей;
  • - характеризовать химический состав атмосферы, гидросферы, литосферы, почвы;
  • - знать символы химических элементов (не менее 15), уметь разъяснять смысл химических формул и уравнений;
  • - на основании знания валентности атомов химических элементов составлять формулы бинарных соединений, формулы оснований и солей;
  • - определять по химическим формулам принадлежность веществ к простым или сложным; к изученным классам неорганических соединений;
  • - описывать свойства веществ, выделяя их существенные признаки;
  • - проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменением свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов.

Ученик получит возможность научиться:

  • - различать понятия «химический элемент» и 2Просое вещество», расставлять коэффициенты в предложенных схемах химических реакций;
  • - выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решеток;
  • - называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • - грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
  • - осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
  • - понимать смысл и необходимость соблюдений предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
  • - пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой; обращаться с приборами, лабораторным штативом, спиртовкой;
  • - различать экспериментально кислород, углекислый газ., растворы кислот, щелочей индикаторами.

Содержание программы (35 ч)

ТЕМА 1: « Состав, строение, свойства и превращения веществ» (11 часов)

Предмет химии. Тела, вещества, явления. Правила техники безопасности. Чистые вещества и смеси. Виды смесей. Способы разделения смесей.

  Строение веществ. Молекула. Атом. Строение атома.

   Химический элемент. Знаки  химических элементов. Простые и сложные вещества. Химические формулы. Индексы, Представление о постоянстве состава веществ. Валентность. Составление формул по валентности.

   Свойства веществ. Агрегатное состояние веществ: твердое,жидконе, газообразное. Физические и химические свойства веществ.

   Кристаллические и аморфные вещества. Ионы.

   Физические и химические явления. Признаки и условия химических реакций. Типы химических реакций.

 Лабораторные опыты.

  • - Обращение с лабораторным штативом и спиртовкой.
  • - Польза и вред полиэтилена.
  • - Приготовление и разделение смеси (магнитом, отстаиванием, фильтрованием).
  • - Свойства веществ в твёрдом, жидком, газообразном состояниях.
  • - Ознакомление с образцами простых и  сложных веществ, их физическими свойствами.
  • - Физические и химические явления ( плавление парафина, окисление меди в пламени).
  • - Реакция замещения (железо с раствором медного купороса)
  • - Реакция обмена ( взаимодействие медного купороса со щелочью)

 Моделирование

  • Модели молекул воды и др.
  • Модель атома.

 Исследовательская работа.

 Выращивание кристаллов. 

Тема 2: « Воздух и жизнь на Земле»  (6 часов)

   Состав воздуха, его значение  и охрана. . Кислород. Его роль в природе и технике.          Физические и химические свойства кислорода. Оксиды.

   Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Правила составления химических уравнений.

   Горение. Окисление. Строение пламени.

   Водород: его распространение в природе, лабораторный способ получения, физические свойства, применение.

Лабораторные опыты

  • Ознакомление с образцами оксидов.
  • Строение пламени
  • Получение и распознавание водорода.

Практическая работа.

  • Получение кислорода, изучение его свойств.

Исследовательская работа

  • Образование кислорода в листьях зеленого растения.

Тема  3:   «Вода в природе».  (5 часов)

   Вода на Земле, её значение и охрана. Физические свойства воды. Вода как растворитель. Химические свойства воды. Представления об основаниях: состав, название, физические свойства, действие на индикаторы.

Лабораторные опыты:

  • Формы нахождения воды в природе и её физические свойства.
  • Растворимость разных веществ в воде.
  • Действие щелочей на индикаторы.

Исследовательская работа ( по выбору)

  • Определение содержания примесей в снеговой воде.
  • Влияние качества воды на прорастание семян.

 Ролевая игра  « Охрана воздуха и воды в г.Омске и Омской области»

Тема 4:  «Химия почвы и недр Земли»  (5 часов)

   Почва, её состав и свойства. Охрана почв.

   Представления о кислотах, солях: состав, название, физические свойства, действие кислот на индикаторы.

   Минералы и горные породы. Физические свойства минералов.

   Классификация минералов по химическому составу.

Лабораторные опыты:

  • Действие кислот на индикаторы.
  • Физические свойства минералов.

 Ролевая игра « Охрана почвы»

Тема  5:  «  Химия у нас дома»  ( 4 часа )

  Представление об органических веществах в продуктах питания. Рациональное питание. Моющие средства, механизм их действия. Химчистка на дому.

 

Лабораторные опыты:

  • Определение химического состава пищи.
  • Изучение свойств моющих средств.

Исследовательская работа

Химические вещества в быту: друзья или враги?

 Творческий урок - размышление « Мир, в котором я хочу жить»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса по математике 6 класс "Математика вокруг нас"

Рабочая программа спецкурса позволят рассматривать задания повышенного уровня сложности, готовит учащихся к олимпиадам...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс

Рабочая программа по курсу "Вокруг тебя-мир" 5 класс включает пояснительную записку, требования к знаниям,поурочно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кружок «Мир вокруг»

Программа и календарно- тематическое планирование кружка "Мир вокруг". Программа кружка «Мир вокруг» реализуется в 2-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения...

Рабочая программа "Мир вокруг нас"

Цель программы – формирование элементарных представлений о природе, о человеке и обществе, их взаимодействии.Программа носит интегрированный характер, объединяет несколько учебных дисциплин &nda...

Рабочая программа кружка "Вокруг света"

Кружок «Вокруг света», для обучающихся 9-х классов, направлен на реализацию регионального компонента во внеурочной деятельности . Программа строится на региональной характер...