Урок "Скорость химической реакции"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Рубцова Елена Александровна

Урок "Скорость химической реакции" разработан для проведения в 11 классе по учебнику О. С. Габриеляна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon itogovyy_tsor.ppt339.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Агинская средняя общеобразовательная школа № 2» Методические рекомендации к уроку по теме «Скорость химических реакций» в 11классе Учитель: Рубцова Е. А .

Слайд 2

Цель: Формирование химической компетентности учащихся в области скорости химической реакции; продолжить формирование информационной компетентности коммуникативной компетентности Задачи: образовательные: сформировать знания о скорости химических реакций; изучить факторы, влияющие на скорость химических реакций развивающие: п родолжить развитие сравнительного мышления, наблюдательности, зрительной памяти учеников, в ходе формирования новых понятий воспитательные: продолжить формирование научно-материалистического мировоззрения через содержание урока Дидактический материал

Слайд 3

Тип урока: Изучение нового материала Ход урока: 1. Ориентировочно-мотивационный этап Учитель: «Химические процессы протекают с разными скоростями: с малой скоростью, со средней скоростью и мгновенно . Так что же все-таки влияет на скорость химических процессов и реакций? Почему одни идут медленнее, а другие быстрее?» Ученики слушают и пытаются ответить на вопросы.

Слайд 4

2. Операционно-испонительский этап Учитель: «1) Химические реакции разделяют на гомогенные и гетерогенные 2) Для протекания химической реакции необходима энергия активации

Слайд 5

Гомогенные реакции это химические реакции, протекающие во всем объёме в однородной среде (раствор или газовая фаза) Ʋ гомог = Δ t ∙ V Δ n

Слайд 6

Гетерогенные реакции это химические реакции, протекающие между веществами, находящимися в различных агрегатных состояниях или между несмешивающимися жидкостями Ʋ гетерог = Δ n Δ t ∙ S

Слайд 7

Энергия активации (Е А ) - минимальный избыток энергии, который должна иметь частица, чтобы произошло эффективное соударение. Многие возможные реакции практически не идут, т.к. высока Е А .

Слайд 8

3) Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ температура концентрации реагирующих веществ действие катализаторов действие ингибиторов поверхность соприкосновения реагирующих веществ Ученики слушают учителя, делают необходимые записи в тетрадях, смотрят видеоопыты, выполняют задания.

Слайд 9

Природа реагирующих веществ Значение энергии активации является тем фактором, посредством которого сказывается влияние природы реагирующих веществ. Е А < 40 кДж / моль = > большая скорость реакции Е А > 120 кДж / моль = > маленькая скорость реакции

Слайд 10

Температура Я. Х. Вант-Гофф сформулировал правило: Повышение температуры на каждые 10 градусов Цельсия приводит к увеличению скорости реакции в 2-4 раза (эту величину называют температурным коэффициентом реакции). Ʋ t 2 = Ʋ t 1 ∙ γ Упражнение t 2 – t 1 10

Слайд 11

Скорость химической реакции при 30 ° С равна 2 моль / л∙с. Вычислите скорость этой реакции при 90 ° С, если температурный коэффициент равен 2.

Слайд 12

Концентрации реагирующих веществ Закон действующих масс: «Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции» А + В = D Ʋ = k ∙ С А ∙ С В 2А + В = D Ʋ = k ∙ С 2 А ∙ С В С + О 2 = СО 2 Ʋ = k ∙ Со 2 Упражнения

Слайд 13

Упражнение 1 Выразите закон действующих масс для следующих реакций: 2А + 3В = D А + 4В = 3 D Al 2 O 3 + 3 SO 3 = Al 2 ( SO 4 ) 3 3 Fe + 2 O 2 = Fe 3 O 4 Упражнение 2

Слайд 14

Упражнение 2 Во сколько раз изменится скорость реакции 2А + В = А 2 В, если концентрацию вещества А увеличить в 2 раза?

Слайд 15

Действие катализаторов Катализаторы – это вещества, участвующие в химической реакции и изменяющие ее скорость или направление, но по окончании реакции остающиеся неизменными качественно и количественно. 4 NH 3 + O 2 → 2 N 2 + 6 H 2 O 4 NH 3 + 5 O 2 → 4 NO + 6 H 2 O Pt

Слайд 16

Действие ингибиторов Ингибиторы – вещества, которые быстро реагируют с активными частицами другого вещества с образованием малоактивных соединений. Ингибиторы часто специально добавляют в разные вещества, чтобы предотвратить нежелательные процессы.

Слайд 18

3. Рефлексивно-оценочный этап Ученики садятся по парам и выполняют тест на закрепление по изученному материалу тест

Слайд 19

1. Как катализатор влияет на скорость химической реакции? А) замедляет Б) увеличивает В) останавливает реакцию Г) не влияет на скорость химической реакции

Слайд 20

2. Кем было сформулировано правило: «Повышение температуры на каждые 10 º С приводит к увеличению скорости реакции в 2-4 раза»? А) Н.И. Бекетовым Б) К. Гульдбергом В) П. Вааге Г) Я.Х. Вант-Гоффом

Слайд 21

3. Минимальный избыток энергии, который должна иметь частица, чтобы произошло эффективное соударение, называют… А) температурным коэффициентом реакции Б) ингибитором В) энергией активации Г) скоростью химической реакции

Слайд 22

4. Во сколько раз изменится скорость химической реакции А + 2В = АВ 2 , если концентрацию вещества В уменьшить в 2 раза? А) в 2 раза уменьшается Б) в 4 раза увеличивается В) в 4 раза уменьшается Г) в 2 раза увеличивается

Слайд 23

5. Во сколько раз возрастет скорость химической реакции, если увеличить температуру с 60 ° C до 100 ° C . Температурный коэффициент реакции принять равным 3. А) 24 Б) 12 В) 81 Г) 90

Слайд 24

6. Выражение Ư = k ∙ C 3 A ∙ C 2 B соответствует уравнению реакции: А) 3А + 2В = D Б) 2А + 3В = D В) А 2 + В 3 = D Г) А 3 + В 2 = D

Слайд 25

Действие катализаторов Катализаторы – это вещества, участвующие в химической реакции и изменяющие ее скорость или направление, но по окончании реакции остающиеся неизменными качественно и количественно. 4 NH 3 + O 2 → 2 N 2 + 6 H 2 O 4 NH 3 + 5 O 2 → 4 NO + 6 H 2 O

Слайд 26

Температура Я. Х. Вант-Гофф сформулировал правило: Повышение температуры на каждые 10 градусов Цельсия приводит к увеличению скорости реакции в 2-4 раза (эту величину называют температурным коэффициентом реакции). Ʋ t 2 = Ʋ t 1 ∙ γ t 2 – t 1 10

Слайд 27

Энергия активации (Е А ) - минимальный избыток энергии, который должна иметь частица, чтобы произошло эффективное соударение. Многие возможные реакции практически не идут, т.к. высока Е А .

Слайд 28

Концентрации реагирующих веществ Закон действующих масс: «Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции» А + В = D Ʋ = k ∙ С А ∙ С В 2А + В = D Ʋ = k ∙ С А ∙ С В С + О 2 = СО 2 Ʋ = k ∙ Со 2

Слайд 29

Температура Я. Х. Вант-Гофф сформулировал правило: Повышение температуры на каждые 10 градусов Цельсия приводит к увеличению скорости реакции в 2-4 раза (эту величину называют температурным коэффициентом реакции). Ʋ t 2 = Ʋ t 1 ∙ γ t 2 – t 1 10

Слайд 30

Концентрации реагирующих веществ Закон действующих масс: «Скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции» А + В = D Ʋ = k ∙ С А ∙ С В 2А + В = D Ʋ = k ∙ С А ∙ С В С + О 2 = СО 2 Ʋ = k ∙ Со 2

Слайд 31

Дополнительные задания Скорость химической реакции при 20 ° C равна 1 моль / л∙с. Вычислите скорость этой реакции при 60 ° C , если температурный коэффициент равен 3.

Слайд 32

Во сколько раз изменится скорость химической реакции 2А + В → А 2 В, Если концентрация вещества А увеличить в 2 раза, а концентрацию вещества В уменьшить в 2 раза?

Слайд 33

Скорость химической реакции при 20 ° С равна 2 моль / л∙с, а при 40 ° С скорость химической реакции равна 18 моль / л∙с. Вычислите температурный коэффициент данной реакции.

Слайд 34

Оборудование и дидактический материал «1С Система организации и поддержки образовательного процесса»; «Набор цифровых образовательных ресурсов к учебно-методическому комплекту О.С. Габриеляна»; учебник Габриелян О. С. Химия. 11 класс; интерактивная доска.

Слайд 35

В конце урока учитель вместе с учениками подводят итоги. Вспоминают новые понятия, формулировки новых законов, а также факторы, влияющие на скорость химических реакций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Химические реакции. Признаки химических реакций.

Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость химической ...

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...