урок Фосфор как элемент мысли и жизни.
презентация к уроку по химии (9 класс) на тему

Кострикова Ирина Анатольевна

Тема урока: Фосфор как элемент мысли и жизни.

Цели: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей строения атома фосфора на основании его положения в ПСХЭ Д.Менделеева, выяснить аллотропные  возможности фосфора, изучить химические свойства фосфора как простого вещества на основе его строения, развивать познавательную самостоятельность учащихся при работе с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета, формировать умения составления химических уравнений на основе химического эксперимента, навыки решения расчетных задач, воспитывать ответственность за конечный результат работы.Показать значимость химических знаний  для современного человека.

Задачи:

 Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии, умение расставлять коэффициенты методом электронного баланса;

Развивающие: содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве, развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи.

Воспитательные: способствовать созданию условий для самореализации личности, для взаимопомощи и индивидуальной ответственности каждого в группе, поддерживать интерес к изучению химии через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся;

 

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления полученных знаний.

Форма проведения: урок-презентация с элементами ПО интерактивная доска.

Методы и приемы: наглядные, частично-поисковые, проблемного изложения.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,  химические реактивы,  компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, индивидуальные интерактивные устройства для голосования

 

                                                                   

  

 

 

                                                                   

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fosfor_kak_element_mysli_i_zhizni._2.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Фосфор как элемент мысли и жизни» Выполнила: учитель химии МАОУ «СОШ№1»г.Светлогорск Кострикова Ирина Анатольевна.

Слайд 2

Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению особенностей строения атома фосфора на основании его положения в ПСХЭ Д.Менделеева выяснить аллотропные возможности фосфора изучить химические свойства фосфора как простого вещества на основе его строения развивать познавательную самостоятельность учащихся при работе с учебником, дополнительной литературой, сайтами Интернета формировать умения составления химических уравнений на основе химического эксперимента, навыки решения расчетных задач воспитывать ответственность за конечный результат работы.

Слайд 3

Мотивационно-ориентационный этап. Академик А.Е.Ферсман назвал этот элемент « элементом мысли и жизни», без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он - основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей. Является жителем V - A подгруппы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. О каком элементе идет речь?

Слайд 4

Какие сведения о фосфоре вам были известны до сегодняшнего урока? ФОСФОР

Слайд 5

История открытия фосфора 1669 г- Х.Бранд-первооткрыватель фосфора 1682г- Р.Бойль в химической лаборатории при работе с фосфором.

Слайд 6

период Фосфор как химический элемент 3 группа 5 валентных электронов 5 степени окисления -3,0,+3,+5 высший оксид Р 2 О 5 водородное соединение РН 3

Слайд 7

Фосфор как простое вещество. Аллотропные возможности фосфора Р Красный Белый Черный

Слайд 8

Аллотропия фосфора Фосфор белый Имеет молекулярную кристаллическую решетку кубического типа, состоящую из молекул Р4, которые могут свободно вращаться, связаны очень непрочными связями и имеют форму тетраэдра. На холоду хрупок, мягкий при темп. выше 15 градусов Цельсия, с характерным запахом. Очень ядовит. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте. В порошке самовоспламеняется. При темп. 34оС. Поэтому его хранят под водой. Фосфор красный Имеет аморфное строение или атомную кристаллическую решетку, полимерное строение: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи. Несколько отличен «фиолетовый фосфор», состоящий из группировок Р8 и Р9, уложенных в длинные трубчатые структуры с пятиугольным сечением. Порошок красно-бурого цвета ,не ядовит. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. Не светится в темноте. Загорается лишь при поджигании, а самовоспламеняется при темп. более 200оС Фосфор чёрный Кристаллическая форма. Построен из объёмных шестиугольников с атомами фосфора в вершинах, связанных друг с другом в слои (напоминает графит) Наименее активная форма. Внешне похож на графит. При нагревании без доступа воздуха переходит в пар, из которого конденсируется белый фосфор

Слайд 9

Прокомментируйте отрывок из романа А.Конан-Дойля « Собака Баскервилей». Попытайте определить, где правда, а где вымысел автора? «...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь .Ее огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. - Фосфор, – сказал я» .

Слайд 10

Химические свойства фосфора. ( Работа с учебником стр.160 и дополнительной литературой) Фосфор как окислитель Фосфор как восстановитель 2P 0 + 3Mg  Mg 3 P 2 -3 3Li + P  Li 3 P -3 4P + 3NaOH + 3H 2 O  PH 3  + 3NaH 2 PO 2 4P 0 + 5O 2 – t   2P 2 +5 O 5 2P + 3Cl 2  2PCl 3 2P + 5Cl 2  2PCl 5 2P + 5S – t   P 2 S 5 3P 0 + 5HN +5 O 3 + 2H 2 O  3H 3 P +5 O 4 + 5N +2 O 

Слайд 11

с бертолетовой солью при ударе взрывается, воспламеняется : 5 KClO 3 + 6 P = 3 P 2 O 5 + 5 KCl

Слайд 12

« Сжигание красного фосфора и исследование продуктов его сгорания»

Слайд 13

Видеоролик «Сгорание фосфора в хлоре» 2 Р + 3 Cl 2 ( нед) →2 PCI 3 2 Р + 5 Cl 2 ( изб) → 2 PCI 5

Слайд 14

ПРИМЕНЕНИЕ ФОСФОРА Р удобрения ядохимикаты Производство спичек Создание дымовых завес полупроводники Производство красок Защита от коррозии умягчение воды моющие средства

Слайд 15

Войска США использовали фосфорные Бомбы в Ираке, 2004 г.

Слайд 16

Первичное закрепление полученных знаний. Тест с использованием для голосования интерактивные индивидуальные устройства.

Слайд 17

Тест 1.Тип кристаллической решетки у белого фосфора…. а) молекулярный б) атомный в) ионный а) молекулярный Р4 2. У фосфора….. аллотропных модификаций а) две б) три в) четыре г) пять в) четыре – белый, черный, красный, фиолетовый 3. В атоме фосфора неспаренных электронов -… а) три б) четыре в) пять а) три 4. В реакции…. Фосфор проявляет восстановительные свойства а)4Р+5О 2 =2Р 2 О 5 б)2Р+3 Mg = Mg 3 P 2 в)2Р+3Н 2 =2РН 3 а)4Р+5О 2 =2Р 2 О 5

Слайд 18

Тест 5. Причина свечения белого фосфора…. а)изменение агрегатного состояния вещества б) химическое явление в) физическое явление б) химическое явление 6.Как называются соединения фосфора с металлами а) сульфаты б)фосфаты в) фосфиды в) фосфиды 7.Какой тип связи в молекуле фосфина РН 3 а) ковалентная неполярная б) ковалентная полярная в) ионная а) ковалентная неполярная 8) Красный или белый фосфор ядовит? а) красный б) белый б) белый 9) Очень ядовит, с неприятным запахом, легко воспламеняется на воздухе, образует болотные блуждающие огни. О каком газе идет речь? О фосфине РН 3

Слайд 19

Домашнее задание: Учащиеся выбирают для выполнения задания разных уровней сложности: 1 уровень: упр. №1 стр. 163 учебника ( О.С.Габриелян, «Химия-9») 2 уровень:упр.№2 стр. 163 учебника 3 уровень: решение расчетной задачи №5 стр.163 учебника.

Слайд 20

Итоги урока. Рефлексивно- оценочный этап. 1.Почему академик Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли? 2.Как ты оцениваешь знания, полученные сегодня? 3. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

Слайд 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ Учебник О.С.Габриеляна « Химия- 9», изд.» Дрофа», 2007 год. Виртуальная лаборатория. Открытая химия. 8-11 класс. [Электронный носитель]. – М.: Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2002. Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс. [Электронный носитель]. – М.: «Кирилл и Мефодий», 2002. http :// www . alhimik . ru http :// him .1 september . ru .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Партерная гимнастика или игровой стретчинг, как элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста

Тренинг для родителей и детей.«За здоровый образ жизни»ТЕМА: «Партерная гимнастика или  игровой   стретчинг, как  элемент здорового образа жизни наших детей. Воспитание гибкости у ...

Фосфор - "элемент жизни и мысли"

История открытия фосфора, аллотропные модификации, круговорот фосфора в природе, биологическое значение фосфора...

«В моей душе лежит сокровище…» Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока.

Литературно-музыкальная композиция с элементами театрализации, посвященная жизни и творчеству Александра Блока, предназначена для старших классов.  Через знакомство с интересными фактами биографи...

Метапредметное учебное занятие по теме «Фосфор как элемент жизни и мысли»

 Метапредметное учебное занятие: химия, биология, география.    Место проведения: 3-D кабинет.   Оборудование: интерактивные столы и другое оборудование 3-D к...

Фосфор как элемент мысли и жизни

cent;Академик А.Е.Ферсман назвал этот элемент « элементом мысли и жизни», без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он - основа нервных, мыше...

Физическая культура как элемент здорового образа жизни людей

Физическая культура стимулирует развитие материальной и духовной культуры общества в целом. Это проявляется в поиске новых методик и технических средств, в научных открытиях, в строительстве материаль...