Практическая работ"Изучение свойств липидов"
план-конспект занятия по химии (10, 11 класс) на тему

Трифонова Анастасия Никитична

Урок для углублённого изучени раздела "Биохимия" в урочной или внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_svoystv_lipidov_prakticheskaya.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Изучение свойств липидов»

Цель: изучить экспериментальным путём основные физические и химические свойства жиров.

Необходимое оборудование: химические стаканы, пробирки, штативы для пробирок, бюретки, штативы.

Необходимые  реактивы: масло подсолнечное нерафинированное, масло сливочное, маргарин, вода, этиловый спирт, бензин, ацетон, бромная вода, раствор яичного белка, раствор мыла, раствор углекислого натрия, диэтиловый эфир, фенолфталеин (спиртовой раствор), раствор КОН (0,1М).

План урока:

Проверка домашнего задания. Доклад об истории открытия липидов

5 минут

Выполнение практической работы

30 минут

Запись уравнений реакций и выводов

10 минут

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

1.1. Назвать жиры и обосновать их твёрдость (см. предыдущий урок). Индивидуальный опрос с места.

1.2. Доклад об истории открытия липидов. Индивидуальный опрос у доски.

2. Выполнение практической работы.

Выполнение на местах в парах практических опытов под наблюдением учителя.

Практикум по выполнению раздаётся в виде инструктивных карточек на каждую парту.

Перед проведением практической работы в тетради оформляется цель работы и расчерчивается стандартная таблица:

№ п/п

Название

Приборы и реактивы

Ход работы

Наблюдения

Уравнения и выводы

Практическая работа №4: Изучение свойств липидов и жироподобных веществ: растворимость, эмульгирование, качественная реакция на прогоркшие жиры.

1. Растворимость липидов.

В четыре пробирки внести по 3 капли нерафинированного растительного масла. После этого в каждую прилить по 2 мл следующих растворов: этиловый спирт, бензин, ацетон, вода. Сравнить результаты. Расположить указанные вещества в порядке уменьшения растворимости в них жиров. Выводы оформить в таблице.

2. Определение непредельности высших жирных кислот в жире.

Степень непредельности жиров, обусловленную присутствием непредельных жирных кислот, количественно определяют по присоединению брома или ионов окислителей по месту двойной связи.

В три пробирки поместить соответственно нерафинированное растительное масло (3-4 капли), маргарин и сливочное масло (небольшие порции). После этого в каждую пробирку прилить 10 капель бромной воды. Что наблюдается? На основании наблюдений сделать вывод о количестве непредельных радикалов в различных маслах. Выводы оформить в тетради, подкрепив их уравнением реакции олеиновой кислоты (СН3(СН2)7СН=СН(СН2)7СООН)с бромной водой.

3. Эмульгирование жиров.

Эмульгирование – это процесс дробления крупной капли жира на более мелкие капельки. Известно, что жиры с водой образуют нестойкую эмульсию, которая при стоянии быстро расслаивается из-за слияния капелек масла после взбалтывания. Добавление специальных веществ – эмульгаторов – снижают поверхностное натяжение и препятствуют слиянию раздробленных частиц жира. К веществам эмульгаторам относятся белок, мыло, щёлочи, соли угольной кислоты и др. В организме основными эмульгаторами жира являются желчные кислоты.

В четыре пробирки прилить соответственно по 2 мл следующих растворов: вода, раствор яичного белка, раствор мыла, раствор углекислого натрия. К заданным веществам добавить по 2 капли растительного масла. Пробирки тщательно взболтать. С каким из эмульгаторов образовалась наиболее стойкая эмульсия? Расположить эмульгаторы в порядке уменьшения степени эмульгирования в графе «Уравнения и выводы».

4. Качественная реакция на прогоркшие жиры.

Прогорклость жиров обусловлена наличием в них свободных жирных кислот. Чем больше этих кислот, тем сильнее прогорклость. Количество милиграммов КОН, необходимое для нейтрализации кислот, находящихся в 1г жира, называют числом кислотности. Прогорклость жиров происходит под действием света, кислорода и влаги. При этом происходит окисление и гидролиз. Прогорканию способствуют различные микроорганизмы.

10г исследуемого жира поместить в химический стакан и растворить в 30 мл диэтилового эфира. Добавить в раствор 2-3 капли спиртового раствора фенолфталеина. Из бюретки прибавить 0,1-молярный раствор КОН до неисчезающей розовой окраски.

Определить прогорклость жира по следующей системе: в одном милилитре раствора щёлочи содержится 5,6 мг КОН (по условию). Количественно определённый объём (в мл) раствора гидроксида калия необходимо умножить на 5,6мг. Полученное число разделить на 10. Последнее число будет являться числом кислотности и показывать наличие прогорклости. Если кислотное число выше 6-7, то жир прогорклый.

Написать расчёты в тетради и сделать выводы о прогорклости исследуемого жира.

После выполнения практической работы навести порядок на партах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...

Практическая работа "Изучение свойств щелочных металлов"

Практическая работа "Изучение свойств щелочных металлов"...

Практическая работа "Изучение свойств горных пород"

Практическая работа "Изучение свойств горных пород"...

Практическая работа " Исследование свойств электромагнитных волн на примере мобильного телефона"

Практическая работа: «Исследование свойств электромагнитных волн на примере мобильного телефона»Цель. Исследовать способность электромагнитных волн проникать сквозь преграды из диэлектрик ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ И ИХ ПРОИЗВОДНЫХ"

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме "Изучение свойств карбоновых кислот и их производных" в соответствии с рабочей программой по учебной дисц...

Презентация к уроку 5 класса Практическая работа:«Описание свойств горных пород»

В презантации даны проверочные задания для юных геологов, проверка заданий, оценочный лист, задания для юных геологов, рефлексия и задания на дом...