урок химии 8 класс "Ионные уравнения"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок химии 8 класс по теме "Ионные уравнения" УМК Рудзитис. Фельдман

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _konspekt_uroka_ionnye_uravneniya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт  урока химии в 8 классе.

 

Тема. Ионные уравнения

Цель: сформировать представления о реакциях ионного обмена.

Задачи: 

образовательные:

- сформулировать условия необратимости реакций в растворах;

- организовать деятельность по осознанию обучающимися алгоритма составления  ионных уравнений;

Развивающие:

- выделять существенные признаки реакций ионного обмена; 

- развивать  практические умения и навыки при выполнении лабораторных опытов,

- анализировать   полученную из проводимого эксперимента информацию.  

Воспитательная:

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к обучению.

Планируемые результаты  обучения, планируемый уровень достижений.

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов

ПРЕДМЕТНЫЕ

Формулируют и воспроизводят понятия «Электролиты - неэлектролиты»  «Электролитическая диссоциация», «Ионные реакции», «Условия необратимости реакций»

Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения

Усвоение понятий,

освоение алгоритма написания реакций ионного обмена  

действия по образцу

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные УУД

Преобразуют практическую задачу в познавательную

Планируют собственную деятельность

Осуществляют контроль и оценку своих действий

Управление свей деятельностью на уроке

совместное с учителем  и одноклассниками действия учащихся

Познавательные УУД

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку

совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя

Коммуникативные УУД

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений

Навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя

ЛИЧНОСТНЫЕ

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

Мотивация на решение проблемы

устойчивый познавательный интерес

Этапы урока

Время

Техника (технология), приёмы, формы работы

Оборудование и учебно-методические материалы

Деятельность учащихся

1

Организационный

1мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию

-

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

2

Проверка домашнего задания

7-9мин

Фронтальный опрос (беседа):

Чем различаются электролиты и неэлектролиты?

 Какой процесс проходит с электролитами в растворах и расплавах? Как он записывается?

Какую информацию несет уравнение:

Al(NO3)3= Al3+ + 3NO3-

Самостоятельная работа. Взаимоконтроль.

Вывод: На какие ионы  диссоциируют кислоты? Щелочи? Соли?

Оценивание ответов учащихся с учетом самооценки.

Проектор для показа презентации.

Отвечают на вопросы

Работа  в тетрадях в парах. Взаимопроверка.

(Надо зачеркнуть формулы  неэлектролитов  и написать уравнения диссоциации электролитов)

Самооценка.

Все верно – «5»

1-3 ошибки – «4»

4-6ошибок – «3»

Более 6 ошибок – нет оценки, надо доработать тему

3

Подготовка к  активному и сознательному усвоению нового материала

2мин

Демонстрационный эксперимент:

Что будет, если смешать растворы двух электролитов?

Учитель смешивает растворы хлорида натрия и серной кислоты.

Что происходит?

Презентация

Слайд показываем слайд с данной реакцией.

Таблица растворимости.

Оборудование и реактивы у учителя штатив с пробирками;

растворы соляной к-ты, хлорида натрия, гидроксида натрия, хлорида бария, серной к-ты.

магний порошок, индикатор ф-ф.

Наблюдают и записывают выводы в тетрадь.

4

Усвоение новых знаний

18мин

Составляется уравнение на доске (или слайд презентации)

2NaCl+H2SO4↔Na2SO4+2HCl

Записали молекулярное уравнение.

Найдите формулы электролитов и подчеркните их

Ниже распишем их на ионы. Получим полное ионное уравнение.

Найдем одинаковые ионы в левой и правой частях и зачеркнем их (как в математике – находим подобные члены уравнения).

Получить должны сокращенное уравнение. А что получилось у нас? Все сократилось.

Какой можно сделать вывод?

Реакция не прошла до конца. Она обратима.

Постановка проблемы: при каких условиях протекают ионные реакции до конца?

3 условия:

образование осадка, газа или воды

(малодиссоциирующего вещества)

Проведем лабораторный опыт №1

Работа групповая .

 

лабораторный опыт №2

Хлорид бария смешиваем с серной кислотой. Что наблюдаем?

Какой можно сделать вывод?

Записываем уравнение реакции сначала в молекулярном, а потом в ионном виде.

Получили сокращенное уравнение.

Какой можно сделать вывод?

Алгоритм на слайде

Учитель проводит

демонстрационный эксперимент: взаимодействие

соляной кислоты с магнием. Что наблюдаем?

У уч-ся: штатив с 2 пробирками, растворы соляной к-ты, гидроксида натрия, хлорида бария, серной к-ты.

Растворы хлорида натрия и серной кислоты, одна пробирка

Растворы хлорида бария и серной к-ты, пробирка

Слайд  с опытом

Пробирка, магний порошок и соляная кислота

Пробирка, ф-ф, растворы гидроксида натрия и  соляной к-ты.

Записывают уравнение

Подчеркивают формулы электролитов

Получают полное ионное уравнение.

Зачеркивают подобные.

Делают вывод, записывают в уравнении знак

            =

Проводят лаб.опыт№1 вместе с учителем.

Записывают уравнение в молекулярном и ионном виде.

Делают вывод: Ионы связались в молекулы нерастворимого вещества –одно из условий ионных реакций.

записывают уравнения.

Делают вывод.

Выполняют Лаб.опыт №2.

Запись уравнений.

Вывод.

Запись молекулярного и ионных уравнений. Вывод.

5

Подведение итогов урока

4мин

Учитель предлагает  перейти к обсуждению формулировки определения "реакции ионного обмена".

Акцентирует  внимание учащихся на признаках химической реакции, которые свидетельствуют о необратимости процессов

 

слайд

Делают вывод и записывают в тетради: Реакции ионного обмена

- реакции обмена ионами

- в растворах электролитов

- с образованием неэлектролита

в виде -  осадка (http://festival.1september.ru/articles/600783/img2.gif)

-газа (http://festival.1september.ru/articles/600783/img1.gif)

- малодиссоциирующего вещества (H2O)

6

Закрепление

5мин

Обучающимся дается задание: при сливании каких пар растворов электролитов реакции ионного обмена возможны, т.е. протекают до конца?

Выберите условный знак каждого случая:

http://festival.1september.ru/articles/600783/img1.gif, http://festival.1september.ru/articles/600783/img2.gif, ↔, Н2О

Пары электролитов:

1) Na2SO4 и BaCl2

2) К2CO3 и HCl

3) NaOH и H2SO4

4) KCl и Na2SO4

Учитель организует проверку выполнения задания.

Фронтальная беседа.

В чем суть РИО?(реакций ионного обмена)

Слайд с заданием

Слайд с вопросами

Обучающиеся выбирают к каждой паре электролитов условное обозначение протекания реакций ионного обмена до конца (необратимо)

 1) http://festival.1september.ru/articles/600783/img1.gif

2) http://festival.1september.ru/articles/600783/img2.gif

3) Н2О

4) ↔

Обсуждение в парах.

Отвечают на вопросы слайда

7.

Домашнее задание  с комментированием

2мин

Учитель сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения: §37, упр.1-3.  

Записывают дом.задание в дневники

8

Рефлексия и самооценка

1мин

Учитель просит оценить свое самочувствие после урока

Слайд с анкетой

Записывают в тетради цифру 1,2,3 – отношение к  сегодняшнему уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии в 8 классе. Тема: Закон сохранения массы веществ. Уравнения химической реакции.

Традиционный урок с использованием магнитной доски и демонстрационного эксперимента, доказывающего Закон сохранения массы веществ....

Урок химии в 8 классе по теме "Химические уравнения"

Урок рефлексии. Урок способствует развитию умений учащихся применять свои знания на практике, самоанализу исамооценки, формирование общеучебных умений и навыков....

Разработка урока химии по теме: «Ионные уравнения».

Цели урока:Познавательная: обобщить знания полученные учащимися по теме «Теория электролитической диссоциации»  и сформировать понятие о возможности протекания реакций в растворах...

Конспект урока по химии Ионные уравнения

Конспект урока по химии на тему "Ионные уравнения" в 8 класса по программе О.С. Габриеляна...

Урок химии в 9 классе Электролитичекая диссоциация и ионные уравнения

Урок химии в 9 классе Электролитичекая диссоциация и ионные уравнения...

Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"

Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...