СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ
методическая разработка по химии на тему

Арькова Марина Владимировна

реферат по теме самообразования для учителя химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

г. Калача – на- Дону Волгоградской области

СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

                                                                                           Учитель химии:

                                                                                           Арькова М.В.

                                                                    2010

                                              СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Практические работы в обучении химии.
  1. Определение
  2. Дидактические цели практической работы
  3. Дидактические требования
  1. Классификация экспериментальных задач.
  1. По содержанию
  2. По месту и роли эксперимента в задаче
  3. По уровню обеспеченности оборудованием и реактивами
  1. Особые виды практических работ - Решение экспериментальных задач.

3.1 Логическая цепочка действий

3.2 Логическая цепочка действий

     4.   Положительные и отрицательные моменты практических работ.

     5. Правила безопасности  при работе в кабинете химии.

     6. Выводы

     7. Приложение    

ВВЕДЕНИЕ

          Объем информации в современном мире удваивается каждые 5-6 лет, поэтому выпускники школы должны быть готовы к тому, что им всю жизнь придется учиться: изучать новые технологии, новые материалы, новую технику, получать дополнительное образование. В связи с этим на первый план выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке и анализу информации, умение принимать решения и использовать их. Отсюда вытекают и ключевые компетенции школьников. Одна из таких компетенций – умение выполнять практические работы, в ходе которых приходиться наблюдать, строить логические цепочки и делать выводы. Вот и получается, что практическими работами можно развивать сразу несколько компетенций.

          Иными становятся и  задачи учителя – не получать, а побуждать, не оценивать, а анализировать, не передавать информацию, а организовать деятельность ученика по ее получению.

         Химия – экспериментальная наука. Важнейшим средством изучения веществ и их свойств является химический эксперимент. Он может выступать в роли источника познания явлений, основы для выдвижения гипотез и их проверки, единственного средства для формирования практических умений и навыков, развития у учащихся наблюдательности, любознательности, инициативы, стремления к самостоятельному поиску и совершенствованию знаний.

          Проведение практических работ является, пожалуй, самой сложной частью во всем современном уроке химии. Это связано со многими критериями. Во – первых действительно это сложно для учеников, во – вторых это сложно и для самого учителя. Ученикам сложно бывает научиться применять полученные знания на практике. Да и просто этих теоретических знаний подчас не достаточно.

          Методической литературы по данному вопросу достаточно, но практические работы самый индивидуальный момент урока. Несмотря на то, что программой и стандартами прописаны основные темы работ, но выбор конкретных заданий может оставаться за учителем. Поэтому в своей работе я планирую разработку конкретных карточек инструкций по реальным практическим работам. Ими можно будет пользоваться, уже ничего не меняя.

         ЦЕЛЬ РАБОТЫ: разработать систему практических работ с индивидуальными карточками – инструкциями для учащихся 8-9 классов.

Для этого я решаю следующие задачи:

- анализ имеющихся методик проведения практических работ

- рассмотрение классификации практических работ

- составление алгоритма работы

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

    Практическими работами называют такую форму учебной деятельности, когда учащиеся самостоятельно выполняют химические опыты на специальном уроке после изучения какой – либо темы курса или части ее.

    Дидактическая цель практической работы – способствовать закреплению знаний и формированию практических умений и навыков.

Практические работы имеют ряд дидактических требований.

                                 Дидактические требования:

а) четкое определение цели и задач проведения данной практической работы;

б) тесная связь содержания практической работы с изученным материалом;

в) предварительная подготовка учителя и учащихся к занятию;

г) индивидуальный подход к учащимся;

д) наличие письменной инструкции, которая является ориентировочной основой деятельности учащихся;

е) составление учащимися письменного отчета о проделанной работе.

    До проведения работы учитель должен проанализировать, какие умения будут формироваться, а какие совершенствоваться.                            (2 стр. 23)

                 

                                  План проведения работы

  1. проверка домашней подготовки (просмотр плана, заготовки таблиц)
  2. беседа по фактическому материалу, связанному с практической работой, учащиеся дают общую характеристику предполагаемых опытов
  3. подробное изучение инструкции
  4. ответы учителя на возникшие вопросы (здесь же объясняются наиболее сложные моменты работы)
  5. непосредственно сама Практическая часть
  6. оформление работы (в виде отчета, выполняется как правило в специальной тетради для лабораторных и практических работ)
  7. уборка рабочего места.

Работу нужно спланировать так, что обязательно хватило времени на её оформление. Перенесение оформления на дом – недопустимо. Т. К. временной разрыв между опытом и его описанием ухудшит качество этой важной части работы.

При изучении имеющейся литературы я выделила несколько классификаций практических работ.

     

                 Классификация экспериментальных задач

= ПО СОДЕРЖАНИЮ

а) качественно-экспериментальные

         - доказательство качественного состава данного вещества;

         - характерные реакции для данного вещества;

         - распознавание веществ;

         - классификация веществ;

         - взаимосвязь классов химических соединений;

         - получение веществ;

         - разделение смесей и выделение чистых веществ;

         - предсказание результатов указанных действий;          

б) расчетно-экспериментальные

         - определение массы веществ по известной массе одного из вступивших или получившихся в результате веществ;

        - определение объемов газов по известному количеству (массе) вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся в результате ее веществ;

      - определение относительной плотности газа;

      - определение массовой доли и массы вещества в растворе;

      - нахождение массы веществ, когда одно из реагирующих веществ дано в избытке;

      - определение массовой доли вещества в смеси;

      - нахождение массовой доли элемента в веществе;

      - нахождение молекулярной формулы веществ…

=  ПО МЕСТУ И РОЛИ ЭКСПЕРИМЕНТА в задаче  

а) постановка проблемы экспериментом;

б) эксперимент – источник новых знаний;

в) проверка известных положений, законов.

= ПО УРОВНЮ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОБОРУДОВАНИЕМ И РЕАКТИВАМИ

а) задачи с неполным набором оборудования и реактивов;

б) с полным набором оборудования и реактивов;

в) с избытком оборудования и реактивов.                             (1 стр. 208)

Особыми видами практических работ являются уроки

«РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ»

       Такие уроки имеют свою специфику, так как их главная дидактическая цель – контроль знаний и практических умений ( с помощью эксперимента) по определенной теме или ряду тем.

      Перед проведением урока дома выполняют задания: повторяют учебный материал соответствующей темы, выполняют мысленно экспериментальные задачи и пишут соответствующие уравнения реакций.

Учащиеся даже могут спрогнозировать предполагаемые признаки реакций.  

     Для проведения урока учитель подбирает по 3-4 задачи для каждого варианта. Вариантов может быть два и более. Обычно одна задача предлагается из заданных на дом, а остальные – новые, ранее неизвестные учащимся. Сложность задач должна соответствовать подготовленности класса для их выполнения. Отдельным ученикам можно предложить дополнительную задачу повышенной трудности.

       На столах должны быть все реактивы и оборудование для индивидуального выполнения экспериментальных задач.

      Необходимо на первых уроках научить учеников логике рассуждений. Поэтому  правильно будет предложить записать в тетрадь или сделать в виде памятки, логическую цепочку действий.                             (3 стр. 267)

         За основу я беру такую последовательность действий.

                              Логическая цепочка действий    

  1. уясните содержание задачи путем четкого и повторного чтения её текста;
  2. кратко восстановите в памяти (актуализируйте) главнейшие теоретические вопросы, понятия, которые имеют отношение к условию задачи;
  3. составьте план решения задачи после предварительного анализа путей решения;
  4. наметьте, какое оборудование вам необходимо для решения задачи;
  5. проверьте, все ли оборудование и реактивы есть на рабочем месте, если нет по рассуждайте какими еще способами можно её решить;
  6. проверьте конкретные операции по выполнению экспериментальной задачи, т.е. реализуйте намеченный план решения;
  7. проанализируйте результаты проведенной работы;
  8. составьте отчет о работе.

        Описание решения должно быть кратким и четким. В нем в зависимости от содержания следует указать:

- взятые для решения задачи вещества

- собранный прибор (желательно рисунок, если позволяет сложность и время, если нет , то обязательно название)

- условия проведения реакций

- продукты реакций, их состояние, цвет, запах…

          Выполненная работа должна оцениваться двумя отметками: за качество выполнения практической части, за ответы на теоретические вопросы и оформление работы в тетради.

        Практическая часть складывается из качества выполнения эксперимента и владения учеником теми или иными проверяемыми умениями. Поэтому перед началом работы следует предупредить учащихся, что результаты проведенных опытов при решении задач будут проверяться, следовательно, полученные вещества должны некоторое время сохраняться, пока их не примет учитель.

          Для учета экспериментальных умений  лучше до урока заготовить таблицу, в которую вносят фамилии учащихся и наиболее важные умения, которые будут проверяться именно на этом уроке. Число проверяемых умений не должно быть боле 5-6.оценка умений проводится методом исключений, т.е. изначально у всех учащихся нет никаких замечаний (фактически оценка «отлично»). В конце работы вырисовывается определенная картина по сформированности умений, внесенных в таблицу для контроля. По результатам наблюдений выставляется оценка за практическую часть.  

 При оценке теоретической части работы учитывают:

а) наличие правильного плана решения задачи;

б) выбор рационального пути решения (пользование меньшим числом реактивов для достижения цели);

в) наличие или отсутствие теоретических ошибок;

г) оформление отчета – запись уравнений реакций, указание условий их проведения, характеристика веществ до и после реакции (цвет растворов, осадков и др. Все то , что называется признаками реакции)

д) аккуратность ведения записей.

б) с полным набором оборудования и реактивов;

в) с избытком оборудования и реактивов.                   (1 стр. 37)

Проведя анализ литературы хочу отметить положительные и отрицательные стороны такого вида работ.

         Положительными моментами практических работ являются:

- непосредственная работа с веществами, приборами и оборудованием

- более осмысленное в сравнении с лабораторными опытами проведение учащимися химического эксперимента

- возможность работать с более сложными установками

- оформлять результаты в специальных тетрадях.

                                          Недостатки:

- значительный расход реактивов и времени для подготовки

- сложность в организации по сравнению  демонстрационными и лабораторными работами.

     Работа в химической лаборатории никогда не относилась к категории безопасных. История науки со времен средневековых алхимиков и до наших дней изобилует примерами тяжелых несчастных случаев, нередко с человеческими жертвами, в результате взрывов и пожаров в лабораториях. Риск всегда был постоянным спутником жизни химиков. Поэтому в карточку-инструкцию обязательно нужно включить вопрос техники безопасности при работе с конкретными веществами.

                    Правила безопасности при работе в кабинете химии:

  1. При проведении опытов строго следуйте их описанию, выполняйте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.
  2. Внимательно прочитайте описание или инструкцию и приступайте к проведению эксперимента только в том случае, когда все этапы проведения опыта стали для вас абсолютно ясными (т.е. вы знаете, что и как следует делать).
  3. Опыт проводите только с теми веществами и таким их количеством, которые указаны в его описании или инструкции.
  4. Твердые вещества берите из склянки чистым и сухим шпателем или сухой пробиркой и помещайте только в чистую и сухую посуду (пробирки, химические стаканы, колбы)
  5. Наливайте жидкости из склянок в пробирки (и другую посуду) осторожно и аккуратно, удерживая склянку рукой так, чтобы этикетка находилась сверху под ладонью.
  6. Пробки и крышки от склянок кладите на стол или специальный поддон внешней от отверстия стороной; после взятия порции вещества или раствора тотчас же закрывайте склянку.
  7. При нагревании жидкостей или твердых веществ в пробирке укрепляйте ее в пробиркодержателе ( или лапке штатива) на расстоянии 0,5-1 см от отверстия и прогревайте содержимое сначала целиком и только после этого – снизу пробирки. Отверстие пробирки направляйте от себя и соседа.
  8. Спиртовку зажигайте только спичкой, пламя должно быть удалено от вас на расстояние не менее чем на половину вытянутой руки.
  9. Наблюдая за признаками реакции, не наклоняйтесь близко к отверстию реакционного сосуда, испытывайте вещества на запах движением ладони руки от отверстия сосуда к носу.
  10. После проведения эксперимента приведите в порядок свое рабочее место, вымойте использованную посуду.
  11. Не допускайте произвольного сливания растворов различных веществ, так кА это может дать появление вредных веществ.
  12. Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не требуются для проведения опыта.
  13. Работайте спокойно, без суеты, не мешая одноклассникам.
  14. Обращайтесь бережно с веществами, посудой и лабораторными принадлежностями.

                                                                                 ( 3.стр 209-210)

Строгое соблюдение правил техники безопасности гарантирует от несчастных случаев.

      Я думаю, что такие инструкции должны обязательно быть на каждом рабочем месте во время проведения практической работы.

      Но поскольку каждое вещество имеет свои особенные физические и химические свойства, при его получении, изучении свойств следует знать правила «игры» с ним. Это значит, что эти правила при проведении практической работы обязательно будут дополняться и уточняться.    

                                                    ВЫВОДЫ

   Исходя из всего вышеперечисленного можно сказать, что действительно для каждой химической лаборатории, для каждого класса, для каждого учителя подход к практической работе индивидуален. Но с соблюдением программы и стандарта. Эта индивидуальность будет иметь строго определенный алгоритм (последовательность действий), к которому ученики привыкнут и в старших классам смогут сами участвовать в составлении карточек - инструкции.  В этой работе я привожу  алгоритм для практических работ типа «Решение экспериментальных задач»:

  1. Прочитайте тему работы
  2. Уясните цель работы.
  3. Кратко восстановите в памяти главнейшие теоретические вопросы донной темы. (это домашняя работа к этому уроку)
  4. Составьте план решения задачи.
  5. Проверьте соответствует ли ваш план наличию реактивов на рабочем месте.
  6. Если есть необходимость скорректируйте план. (в случае если реактивов не достаточно, значит можно пойти другим путем при решении задачи)
  7. Вспомните правила техники безопасности при работе с данными веществами.
  8. Проведите непосредственно практический эксперимент.
  9. Проанализируйте результаты проведенной работы.
  10. Составьте отчет о работе.

 Алгоритм для практических работ типа изучение свойств вещества:                            

  1. Прочитайте тему работы
  2. Уясните цель работы.
  3. Кратко восстановите в памяти главнейшие теоретические вопросы донной темы. (это домашняя работа к этому уроку)
  4. Прочитайте подробную инструкцию где указаны количества вещества и последовательность действий.
  5. На своем рабочем столе проверьте наличие всех описанных в работе реактивов, место их нахождение.
  6. Вспомните правила техники безопасности при работе с данными веществами.
  7. Проведите непосредственно практический эксперимент.
  8. Проанализируйте результаты проведенной работы.
  9. Составьте отчет о работе.

Поскольку в своей работе я объяснила в чем эти практические виды деятельности отличаются, то становиться понятным почему алгоритмы разные.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1- О.С.Габриелян, Н.Н.Рунов, В.И.Толкунов. Химический эксперимент в школе. Дрофа. Москва. 2005.      

     

2- Л.Н.Захаров. Техника безопасности в химических лабораториях. Ленинград. Химия. 1985.

3- Практикум по неорганической химии. Под.ред. проф. А.Ф.Воробьева. Москва. Химия. 1984.

4- Тетрадь для лабораторных и практических работ для 8 класса.  О.С.Габриелян.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"

Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и ...

обобщение опыта по теме "Формирование текстовой компетенции учащихся 5-9 классов на уроках русского языка"

содержит краткое описание основных премов работы с текстом на уроках русского языка в 5-9 классах...

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Материал участника VШ республиканской научно-методической конференции «Интеграция школы и вуза как эффективный инструмент формирования  актуальных компетенций учащихся»(«НМК КНИТУ (КХТИ)—20...

формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

Работая одновременно с большими группами учащихся, учитель ориентируется на среднего ученика. При такой системе неизбежно задерживается развитие одних и создаются непреодолимые трудности для других уч...