"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"
статья по технологии по теме

Тарбаева Клавдия Федоровна

Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся. Она является связующим звеном между теорией и практикой, между формированием компетенций и будущей компетентностью выпускников школы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тарбаева Клавдия Фёдоровна, с.Нур-Селение Иволгинского района Республики Бурятия

e-mail: ktarbaeva@mail.ru 

 

Проектная деятельность учащихся как способ формирования компетенций в условиях сельской школы

Человек страшится только того, чего не знает …

 В.Г.Белинский

Необходимым средством развития самостоятельного творческого подхода учащихся к жизни, в настоящее время, становится творческая проектная деятельность.

Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся. Она является связующим звеном между теорией и практикой, между формированием компетенций и будущей компетентностью выпускников школы.

В процессе проектной деятельности ученик – равноправный участник, он в равной с учителем степени отвечает за свои успехи, промахи и недостатки. Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Чувство свободы выбора делает деятельность сознательной, продуктивной и более результативной. Всё это позволяет сделать вывод, что проектное обучение, особенно в сельской школе, позволяет осуществить переход от «школы памяти» к «школе мышления» [2].  

Хотела бы остановиться на проектной работе ученицы 10 класса Тугутовой Ирины «Придание темари бурятского национального колорита», в которую заложена идея компетентностного подхода к обучению навыкам исследовательской деятельности. Данная работа заняла 2 место на районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» (февраль 2009г), 3 место – на республиканской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (март 2009г), 2 место – на российской олимпиаде школьников по предмету обществознание «Открытая региональная конференция Сибирского федерального округа «Эврика», которая проходила в городе Новосибирск (апрель 2009г). Хочу привести фрагмент из её работы:

«В России, в Бурятии искусство темари пока мало известно и найти какую - либо информацию на русском практически невозможно. Поэтому целью работы является всестороннее комплексное исследование искусства темари и его практическое применение – придание японским шарам бурятского национального колорита.

Задачи:

  1. Изучить искусство темари;
  2. Найти родственников темари;
  3. Сделать сравнительный анализ темари и писанки;
  4. Изготовить авторскую работу «Жаргал» - изготовление темари и писанки в бурятском      национальном колорите.

В  настоящее время проблема придания темари  бурятского национального колорита  является очень актуальной. От успешности разрешения этой проблемы зависит осознание учащимися этнокультурных ценностей. До этого исследования я не была знакома с тонкостями технологии темари. Мне было интересно узнать, что  для узоров используется не вышивка, а обмотка шарика нитью.

Новизна исследования заключается не только в  изучении темари, но и в нахождении «родственника» темари – славянской писанки, в практическом применении изготовления темари - писанки в бурятском национальном колорите.

Изготовила авторскую работу, которую назвала «Жаргал», что в переводе с бурятского языка означает счастье.

 

Авторская работа «Жаргал».

Квадрат у бурят символизирует пробуждение природы, треугольник - радость красоту и полноту жизни, а блестящие нити  - богатую и счастливую жизнь.

Исследования полностью подтвердили гипотезы: можно найти родственника темари, темари можно придать бурятский национальный колорит.

                   

Данная работа помогла мне расширить, углубить мои знания по темари как одной из форм прикладного искусства.  

 Я раскрыла для себя не только широкое творческое поле для познавательно-развивающей деятельности, но и истоки народного творчества. Я считаю, что темари станет популярным у нас в Бурятии. Освоив основные приемы темари, можно создавать собственные работы. Надеюсь,  что изготовление темари будет для каждого из вас столь же приятной, как  была и для меня.  Я думаю, что совместными усилиями можно увлечь, заинтересовать всех темари…».

Данный проект дал положительную мотивацию и в 2010 году на его основе был составлен бизнес-проект для открытия школы «Темари», который на районном конкурсе портфолио творческих работ в рамках Республиканского фестиваля – олимпиады «Буряад хэлэн баян даа» занял 1 место.

Такая творческая проектная деятельность способствует формированию следующих компетенций учащихся:

- интеллектуальной, как способность работать с информацией разного типа; умение применять знания в различных ситуациях; владение приемами са мостоятельного добывания новых знаний; способность работать в условиях по иска, исследования;

- личностной, как желание и умение проявлять самостоятельность, ини циативу, целеустремленность, планировать и организовывать свою деятель ность, владеть правилами учебного сотрудничества;

- коммуникативной, как владение речью для получения и передачи информации; умение участвовать в диалоге, выступать с докладами на семинарах и конференциях;

- рефлексивной, как способность осуществлять контроль и самооценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий; находить и устранять причину возникающих трудностей; сознание собственного достоинства; умение объективно оценивать свои достижения;

  1. деловой, как способность конструировать свою деятельность от поста новки цели до получения результата; умение самостоятельно строить алгоритм своих действий в незнакомых и нестандартных ситуациях;
  2. креативной, как способность творчески подходить к решению любой за дачи [1].

Таким образом, в условиях сельской школы проектная деятельность учащихся является одним из способов формирования ключевых компетенций.

Литература:

  1. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./под ред. А.В.Хуторского.- М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.
  2. Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие /Под ред. В.В. Маскина.- М.: АРКТИ, 2006. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Организация проектной деятельности как необходимый компонент формирования ключевых компетенций школьника

Компетентность – один из терминов, появившихся в педагогической науке и практике совсем недавно, но ставший едва ли не наиболее часто встречаемым в публикациях последнего времени. Именно компетентност...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Работа представлена на конкурс докладов на сайте "Педсовет"...

Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся.

Статья "Проектная деятельность как эффективный инструмент формирования ключевых компетенций учащихся" была опубликованна в Сборнике Бушелевских чтений....

выступление на РМО "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"

Выступление на РМО из опыта работы по теме "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"...

Методическая разработка "Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций".

Считаю целесообразным обращение учителей математики к научно-исследовательской и проектной деятельности. Она  способствует развитию математических способностей у учащихся, прививает интерес к пре...