Урок химии в 10 классе на тему "Многоликий спирт"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Давлеева Людмила Александровна

Урок в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_publikatsiya.rar30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель химии МБОУ «Луковецкая СШ» 2017г - Давлеева Людмила Александровна.

На уроке в 10 классе  по теме «Многоликий спирт», были реализованы такие принципы обучения, как принцип наглядности, связи теории и практики, научности; соблюдались внутрипредметные и межпредметные связи (с биологией, историей, литературой, правом). Для организации учащихся применялись приемы: выступления учащихся, опережающего обучения,  самостоятельная исследовательская работа  по химическому эксперименту; использовались разнообразные формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая.  На протяжении всего урока использовалась компьютерная презентация.

 Урок химии с элементами исследовательской деятельности на тему:                                 «Многоликий спирт»

Задачи познавательные:

1.Повторить   химические свойства одноатомных спиртов.

2. Продолжить обучение работать с учебником, самостоятельно извлекать информацию.

Воспитательные задачи:

1.Оказать помощь  в формировании истинно-научных знаний о действии этилового спирта на живой организм.

2.Обеспечить нравственно-этическое воспитание учащихся.

Развивающие задачи:

1.Создать на уроке  ситуации удивления,  эмоционального переживания, используя яркие примеры из литературы.

2. Развивать у учащихся умения анализировать, отстаивать своё собственное мнение.

3. Развивать самостоятельность при подготовке творческих заданий.

Цель урока: Повторить химические свойства одноатомных спиртов и изучить губительное влияние спирта на живой организм, используя химический эксперимент.

Вид урока: урок-исследование.

Форма организации: групповая, коллективная.

Форма контроля:  тест по химическим свойствам спиртов.

Методы обучения: вербальные (рассказ, промежуточное объяснение, групповая дискуссия, сообщения учащихся); исследовательские (химический эксперимент).

Средства обучения: учебно-наглядные средства (фильмы, созданные учащимися: Антиреклама ), инструктивные карточки, реактивы, лабораторное оборудование.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, инструктивные карточки. Для практического эксперимента: дистиллированная вода, куриный белок, печень куриная, лист герани, спирт этиловый.

 Начало урока.

1.демонстрация отрывка из  фильма «Бриллиантовая рука»

2.На экране мелькают картинки молочных продуктов, топлива, лекарств.

3.Вопрос детям: О чем пойдёт  речь? Предполагаемый ответ: о спиртах.

Давайте покопаемся в памяти  и кое - что вспомним.

1.Дать определение, углеводороды – это.. Предполагаемый ответ:  это насыщенные органические соединения, состоящие  из атомов углерода и водорода. Все атомы углерода соединены одинарной связью.

2. Какие классы углеводородов вы изучили? Предполагаемый  ответ учащихся: предельные (насыщенные: алканы и циклоалканы), непредельные (ненасыщенные:  алкены, алкадиены, алкины)

3.Дать определение  функциональной группе? Предполагаемый ответ учащихся: Функциональными группами называют группы атомов, которые обусловливают характерные химические свойства данного класса веществ. 

4.Что из себя представляют одноатомные спирты?  Предполагаемый ответ учащихся: Одноатомными спиртами – называются производные углеводородов, в молекулах которых один атом водорода замещён на гидроксильную группу.  

5.Задание выполнить в тетради и на доске: Напишите структурную формулу  гексилового спирта.   Ответьте на вопросы:

1.От чего зависит изомерия одноатомных спиртов? Предполагаемый ответ: от разветвления углеродного скелета, от положения гидроксильной группы в молекуле. (Различают первичные, вторичные, третичные спирты). Написать и назвать изомеры гексилового спирта. Ответ: Первичные: гексанол -1Вторичные: гексанол-3 или 2     Третичный: 2-метилпентонол-2

2.Назовите валентный угол СОН.  Запись в тетради:  Предполагаемый ответ учащихся: валентный угол СОН=1090, и ему соответствует sp3 – гибридизация, все связи сигма, одинарные.

На экране мелькают картинки молочных продуктов, топлива, лекарств, лица пьяных людей.

Обращение к учащимся: Предположите тему нашего урока. (Предположительные ответы могут быть разные).     Тема: «Многоликий спирт»

Форма работы: групповая (учащиеся распределены в 5 лабораторий до урока: химики, медики, историки, правоведы и литераторы).

 Продолжение урока - слово учителя. Я выбираю высказывание для урока:

Марк Келлер заметил:  «У спирта много лиц. Это продукт питания, жидкое топливо, а также дезинфицирующее и лекарственное средство, ………и, наконец, средство улучшения самочувствия, которое, однако, может одурманивать и вызывать зависимость.» Сегодня на уроке мы постараемся спирт раскрыть со многих сторон: со стороны истории, права и литературы, анатомии и биологии, и конечно же химии.

А цель будет у нас одна,  обращение к учащимся: как вы думаете какая? Ответы могут быть разные.

Цель химического эксперимента: Показать    влияние одноатомных спиртов на живой организм  с помощью химических реакций.  
А сейчас ровно 10 секунд перед вами на столе высказывания об алкоголе выберите одно для вас важное и отметьте его. В конце урока вы для себя сделаете уже окончательный вывод.
(Инструктивная карточка) 

 И так сегодня на уроке будут работать в химической экспериментальной лаборатории  медики, химики, историки, правоведы, литераторы.                  

У меня вопрос ко всем учащимся ответьте: Губительно ли действует на организм человека спирт даже в минимальных дозах? У вас есть карточки красная да, зелёная нет. Зафиксировали результат на доске.

А сейчас все мы находимся в химической лаборатории и проводим  эксперимент. И покажем разрушительное лицо спирта  на всё живое.

Химические  эксперименты, доказывающие отрицательное воздействие на живой организм. Так как тема «Белки» ещё не изучена определение денатурации белка найти в учебнике (Рудзитис) на странице 160.

Опыт№1 Печень куриная помещаем в пробирку и заливаем её спиртом, оставляем на несколько минут.  Мясо тоже  белок.  Наблюдая за изменениями, какой можно сделать вывод?

Наблюдается разрушение печени. Изменился цвет, мясо приобрело вид вареного. Видимо это же происходит и в организме человека. Мы наблюдаем денатурацию белка,  при которой разрушается третичная, вторичная, а иногда и первичная структура белка. Это необратимый процесс. Печень животного разлагается 
Поверхность становится рыхлой и серой.

Вывод: спирт губительно действует на живой организм, вызывая необратимые процессы. (Инструктивная карта)
Опыт№2. Действие этилового спирта  на куриный белок.

Оборудование и реактивы: для опыта потребуется: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, белок куриного яйца.

Цель: провести наблюдение в процессе опыта за действием  спирта на куриный белок.

Гипотеза: мы уверены, что произойдут необратимые явления. Ход опыта: нальём по 1мл яичного белка в две пробирки.  Пробирка №1 в неё добавить воды 2 мл, а в пробирку №2  2мл  этилового спирта.

Проведём наблюдение: В  пробирке с водой  изменений с раствором белка не обнаружено. Так как он является легкорастворимым белком.

Во второй пробирке мы наблюдаем образование  белого осадка. Под действием спирта белок денатурирует (сворачивается), так как нарушается структура белка.. (Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Органическая химия: Учебник для 10 класса стр 160)

Вывод: денатурация - это необратимый процесс. (Инструктивная карточка)

Опыт№3 лист от герани заливаем спиртом.  Наблюдаем изменение окраски раствора на зелёную.  В результате действия  спирта  на зелёный лист,  хлорофилл разрушается.    (В хлорофилле проходит   процесс фотосинтеза в результате чего  растение выделяет кислород, насыщая им воздух).

Вот, что самое удивительное, если сравнить молекулу хлорофилла и гемоглобина, то можно обнаружить следующее:  центральным атомом в хлорофилле является атом магния, в гемоглобине атом железа.        (Формулы гемоглобина и хлорофилла)

Вывод сделаем следующий: хлорофилл спиртом разрушается, и кровяные клетки тоже. (Инструктивная карточка)

Предоставляем слово учёным - химикам. Действительно Этиловый спирт  является  наркотиком. Главная составляющая любого алкогольного напитка – является спирт этиловый.  Химическая формула его  – C 2H 5 OH.

Этанол – вызывает у человека  заболевания нервной, пищеварительной, сердечно-сосудистой системы, так как это ядовитое наркотическое вещество. Есть эндогенный  спирт, который содержится в организме и участвует в окислении питательных веществ. И экзогенный, который употребляет человек. Действие спирта, как наркотика.  Человек испытывает при первом употреблении  алкоголя  эйфорию,  кайф. А затем постепенно  у человека возникает психологическая зависимость, при которой уже сам организм требует алкоголь.  Последствия этого плачевны. Вот такие химические реакции происходят в организме человека.

Этиловый спирт    →          уксусный альдегид      →   уксусная кислота

      C2H5OH                 →                   CH3CHO          →       CH3COOH

Задание: на доске и в тетрадях написать  уравнение химической реакции окисления этилового спирта в альдегид.

   C2H5OH        +        [O]       →      CH3CHO

   C2H5OH + СuО → CН3СНO + Сu + H2O

 Уксусный альдегид очень ядовитое вещество. Уксусный альдегид вызывает различные уродства у эмбрионов.

Задание: написать  уравнение химической реакции окисления  этаналя в этановую   (уксусную)  кислоту.

CH3CHO        +        [O]        →         CH3 – COOH

CH3CHO + Ag2O      t→    CH3 – COOH + 2Ag

Спирт окисляется в альдегид, а далее в кислоту. В итоге мы получаем уксусную кислоту. Её пить нельзя, а она находится внутри организма.

Организм человека оказывается беззащитным против этанола. Спирт попадает в желудок,  из него проникает в кровь  и кровью разносится по всему организму. Губительно алкоголь действует на головной мозг и печень. В печени протекает ферментативное окисление этанола до этаналя. Альдегид очень сильный яд.  Уксусный альдегид вызывает отравление организма. Вот вам не очень приятное лицо спирта.

Спирт, попадая в кровь,  оказывается прекрасным растворителем.

Учёными доказано, что спирт очень быстро всасывается в кровь,  растворяется в межклеточной жидкости, и разносится по всем  клеткам организма. Учеными установлено, что спирт нарушает функции клеток и  вызывает их гибель:

Если употребить  100 грамм:

пива, то  погибнет 3000 клеток мозга,  вина – гибнет 500  клеток мозга, водки - гибнет 7500 клеток мозга.

Можно сделать следующий вывод: спирт хорошо растворяется в жирах,  он быстро всасывается в кровь и губительно действует на все  клетки организма.

Предоставляем слово медицинским работникам. Покажем другое лицо спирта. Этиловый спирт токсичен!

Токсичность алкоголя обусловлена продуктами его окисления. Итак,  этиловый спирт,  попадает в наш организм. Он вызывает глубокие изменения  слизистых оболочек полости рта, глотки пищевода, и желудочно-кишечного тракта. Алкоголь  повреждает клетки  желудка и поджелудочной железы, он угнетает процесс всасывания питательных веществ, а перенос некоторых веществ в кровь вообще делает невозможным. Возникают заболевания желудочно - кишечного тракта, которые могут  перейти в рак. Из-за губительного действия алкоголя на клетки печени они погибают. Возникает цирроз печени.

Вывод: Длительное злоупотребление этиловым спиртом приводит к хроническому заболеванию - алкоголизму. У больного алкоголизмом наблюдается ряд тяжелых нарушений функций организма.

Всё начинается с истории.  Слово историкам  и литераторам.

В этом недуге виноват князь Олег, в 907 году наши предки познакомились с греческими виноградными винами.  Царь Иоанн III (1533-1584) запретил изготовление крепких напитков. Только о государственных доходах думал Борис Годунов (1598-1605),  он приказал строить кабаки. Многие люди  пили, переставали работать. Что наблюдается и сейчас.  Указ Президиума ВС СССР    «Об усилении борьбы с пьянством» вышел 16 мая 1985 года.  

Но  сколько бы  ни издавало указов государство, всё будет бесполезно, если пьющий человек сам не осознает, что он болен, и пора покончить с этой болезнью.  В нашей   русской литературе можно встретить много произведений, которые показывают пьяницу. И ни один автор в произведении не восхищается ими, все картины пьянства изображены  со щемящей болью в сердце.  Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо…». Очень тяжело живётся семьям пьющих:
Тут плачут дети малые, 
Тоскуют жёны, матери:
Легко ли из питейного 
Дозваться мужиков?..

Это правильные слова их подтверждают высказывания писателей: Белинского «Пьют и едят все люди, но пьянствуют и обжираются только дикари», а Л.Н. Толстой писал:  « Пьянство заглушает голос совести.  В этом главная причина самоодурманивания людей. Спирт также консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты».  Не очень привлекательное лицо спирта представили  историки.

 Слово представляется группе «Правоведы»

Этиловый спирт входит в состав вина, пива и водки. С2Н 5ОН – это его химическая формула. Этиловый спирт   является наркотическим смертельным ядом.

В документе пункт 5.1  официального ГОСТа в 1972 году этиловый спирт признан наркотическим  средством, которое  вызывает   паралич нервной системы.

В1993 году –  в документе ГОСТа 5964-93 п. 7.1, нет записи, что  этиловый спирт признан наркотическим  средством, которое вызывает   паралич нервной системы.

 За 21 год,  документ претерпел изменения.  По последней записи можно сделать заключение, что спирт для здоровья не опасен.

Мы предлагаем вернуться к документу ГОСТа 1972 года п.5.1.

Этиловый спирт – относится к сильно действующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы.  (ГОСТ 18300 – 72 п.5.1.)  И  рекламировать этот  пункт  по всем каналам  телевидения.                                        Представители химии,  пожалуйста, со своим заключением.

И опять приведём слова Л.Н. Толстого: «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние людей, и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомства». Пить или не пить – каждый делает выбор для себя сам.

Следующее лицо спирта представляет социальный  педагог школы.

( Пословица гласит:“От вина до вины - один шаг”. Преступления, совершаемые на почве пьянства, зачастую отличаются хамством и  жестокостью.  Подростки становятся раздражительными, неуправляемыми, будучи в пьяном виде нарушают закон. )

Заключительное слово учителя

Наш урок подошёл к концу. Перед нами спирт показал многие лица, которые раскрыли вы уважаемые дети. Сегодня перед вами были  показаны тяжёлые заболевания, которые вызывает алкоголизм, процессы, происходящие в организме человека связанные с алкоголем.  Вы доказали это экспериментальным путём. Также мы сделали вывод, что многие преступления  свершаются в стадии опьянения.  Своей антирекламой  вы показали, что вы правильно поняли материал, и сделали верный выбор. Обращение к детям: Вспомните вопрос заданный  вам в начале урока: Губительно ли действует на организм человека спирт даже в минимальных дозах? Ваше мнение изменилось?

Красная –да, зелёная – нет. Считаем карточки и сравниваем их число на начало урока.  Вы сделали свой выбор. Дети у вас на столах есть мудрые высказывания. Каким бы ты хотел высказыванием закончить наш урок и почему? (инструктивная карточка) рассуждения учащихся. Просмотр роликов с антирекламой, созданных учащимися.

Слово учителя: а я бы хотела закончить урок словами  Льва Николаевича Толстого, он говорил, что в каждом человеке 50 на 50 от бога и от чёрта. И если сейчас в вас преобладает тёмная сторона души, то сорняки в своей душе надо выпалывать, и дать возможность расцвести прекрасному цветку, который дремлет в душе каждого из нас. 

Список использованной литературы:

1.Войнова Т.А. Медиаурок по теме «Спирты».// Химия в школе. – 2011.- №3,с 41-45.

2.Маюров, А. Н. Уроки культуры и здоровья. В 4 кн.:кн. 3. Алкоголь - шаг в пропасть: учеб. пособие для ученика и учителя / А. Н. Маюров, Я. А. Маюров. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 203с.

3.Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия: Органическая химия: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 160 с.: ил.                                                                                                                                               4.Стркалова А. В. Алкоголизм: хитрости и тонкости  - М.: Новый издательский дом, 2004. - 346 с. - (Ваше здоровье).                                                                                                                   5.Халтурина Д. А. и Коротаев. А. В. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверх смертности в России / отв. ред.: - М. : URSS : ЛЕНАНД, 2008. - 374 с. 

Интернет-ресурсы:

6. http://ru.rfwiki.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%8B


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номеклатура" изпользуется учителем при изучении соответствующей темы. Рабочая программа и учебник О.С.Габриел...

Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...

Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"

Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...

Открытый урок по химии 10 класс по теме: "Спирты"

Конспект открытого урока по химии на тему : "Спирты"...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"

Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...