Конспект урока по теме "Алкины. Ацетилен." (с использованием ТРКМ)
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему

Конспект урока по теме "Алкины. Ацетилен." (с использованием ТРКМ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_alkiny._atsetilen.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Алкины. Ацетилен» в 10 классе

Цель урока:  Познакомиться с гомологическим рядом ацетилена, номенклатурой, видами изомерии алкинов, физическими и химическими свойствами, получением и применением ацетилена.

Задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алкинов, рассмотреть физические свойства алкинов и основные способы получения ацетилена (карбидный и метановый).

Развивающая: Развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать строение и свойства алкинов, алкенов с алканами; выделять главное и существенное.

Воспитывающая: Продолжить формирование химической картины мира, умение рационально оценивать ответы товарищей, самокритичность, аккуратность

Содействовать валеологическому воспитанию на примере утилизации твердых бытовых отходов на основе ПВХ.

Тип урока: комбинированный

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный, наглядный, метод самостоятельной работы (работа в группах), поисковый.

Оборудование: карбид кальция, прибор для получения газов, растворы перманганата калия, вода, спички.

Ход урока:

1.Орг.момент.

Сегодня мы урок строим следующим образом:

- Проверка домашнего задания.

- Изучение новой темы.

- Посещение выставки изделий из поливинилхлорида.

- Самостоятельная работа.

2. Проверка домашнего задания.

Два человека выполняют задания у доски.

1.Назовите вещество

CH3=CH-CH2-CH-CH3

                          CH3

Напишите ему 2 гомолога и 2 изомера, назовите их.

2.Напишите реакции для этилена:

А) горения,

Б) гидрирования,

В) гидратации,

Г) гидрогалогенирования (с HCl),

Д) бромирования.

Дайте названия получившимся веществам.

Пока они готовятся, мы с вами поработаем с вопросами.

1.Что изучает органическая химия?

2.Назовите гомологический ряд алканов?

3.Что такое гомологи?

4.Что такое изомеры?

5.Чем алкены отличаются от алканов?

6.Исключите лишнее вещество в ряду:

А) С9Н18

Б) С7Н16

В) С2Н4

Г) С5Н10

7.Что такое гидрирование, галогенирование, гидратация, гидрогалогенирование?

8.Качественные реакции на углеводороды, содержащие двойную связь.

9.По какому правилу пойдет реакция присоединения хлороводорода к пропену? Что образуется в результате этой реакции?

CH3-CH=CH2 + HCl

10.Какое практическое значение имеет реакция полимеризации этилена. Что такое полимер, мономер, степень полимеризации?

3. Объяснение новой темы.

С Т А Д И Я  «В Ы З О В»

        Напишите на доске структурную формулу этилена, теперь подвергните этилен реакции дегидрирования. Образуется вещество с тройной связью, т.е. ацетилен. Тема нашего сегодняшнего урока «Алкины. Ацетилен». (Тема пишется мелом в центре доски).

        Сейчас каждый из вас в тетради запишет все, что всплывает в памяти про алкины. Работаем в группах. Вам дается время 3 минуты. Результаты зачитывает одна из групп, остальные дополняют (информация оформляется на доске мелом красного цвета в виде кластера).

С Т А Д И Я «О С М Ы С Л Е Н И Я»

Представьте себе, что мы являемся сотрудниками одной из лабораторий НИИ (научно-исследовательского института). Наша лаборатория работает над темой «Ацетилен – представитель алкинов». В нашей лаборатории работают 3 группы:

  1. теоретики;
  2. практики;
  3. экспериментаторы.

Группа теоретиков работает над блоком «Номенклатура и изомерия».

Группа практиков изучает физические и химические свойства ацетилена.

Группа экспериментаторов ищет способы получения и применения ацетилена.

Наш главный технолог проведет необходимый инструктаж по технике безопасности при работе с ацетиленом

«Ацетилен – это один из тех газов, которые применяются при газовой сварке наиболее часто. Также ацетилен используется в том случае, если производится газовая резка металла. Широкое использование ацетилена для сварки различных металлов объясняется тем, что температура горения этого газа в струе кислорода достигает 3300 градусов С. Ни один другой газ, используемый при сварке – пропан-бутан, водород или природный газ – не может обеспечить столь высокой температуры пламени, а значит и столь прекрасного качества сварного шва и высокой скорости сварки. Одной из отличительных особенностей ацетилена является его взрывоопасность. Причем при взрыве этот газ способен нанести довольно значительный ущерб и привести к серьезным травмам».

Каждая группа работает со своим блоком информации и оформляет результат на доске мелом белого цвета. (Время 10 минут).

С Т А Д И Я  «Р Е Ф Л Е К С И Я»

Представление кластера (каждая группа свой блок).

Посещение выставки изделий из поливинилхлорида.

На выставке представлены куртки из кожезаменителя, изолента, изоляции проводов, трубы, линолеум, детские игрушки.

Важной экологической проблемой, связанной с использованием ПВХ, является скопление твердых отходов, изготовленных из этого полимера. Они препятствуют газообмену в почвах и водоемах, выделяют токсичные для живых организмов вещества, медленно окисляются кислородом, очень медленно разрушаются под воздействием солнечных лучей. Конечным продуктом разложения являются: углекислый газ, вода, хлороводород. Время разложения полимера на земле и в пресной воде составляет несколько сотен лет. Способов вторичной переработки его не существует. ПВХ категорически запрещено сжигать, так как при этом образуются ядовитые хлорорганические соединения.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод. ПВХ является ценным продуктом химической промышленности, но при утилизации этого полимера следует соблюдать определенные меры безопасности. Сжигать его нельзя

4.Закрепление темы.

1)У меня на столе лежали отдельные сведния об алканах, алкенах, алкинах, но я их нечаянно перепутала. Помогите мне разложить их по местам.

А Л К А Н Ы

А Л К Е Н Ы

А Л К И Н Ы

СnH2n+2

СnH2n

СnH2n-2

CH4

C2H4

C2H2

-ан

-ен (илен)

-ин

-

=

Пропан

Полиэтилен

Ацетилен

2)В 1862 году немецкий химик Вёлер пытался выделить металлический кальций из известняка, длительно прокаливая его с углем. Он получил спекшуюся массу серого цвета, в которой не обнаружил признаков металла и выбросил ее на свалку. Во время дождя из выброшенной каменистой массы начал бурно выделяться газ. Какой это был газ? Какова формула вещества, выброшенного Вёлером на свалку?

3) Что произойдет если смешать ацетилен с этином?

Самостоятельная работа.

I вариант

II вариант

1 К гомологическому ряду алкинов относится:

А. Метан.                Б. Бутан.                  В. Пропин.                Г. Этен.

1 Формула бутина-2:

А. СН = С – СН2 – СН3.                

Б. СН3 –С = С – СН3.            

В. СН3 – С = СН.                        

Г. СН3 – С = С – СН2 – СН3.

2 Название вещества, формула которого СН = С – СН2 – СН3:

А. Бутин-2.            Б. Бутен-1.                          В. Бутин-1.            Г. Бутан.

2 Первый член гомологического ряда алкинов:

А. Метан.        В. Этин.        

Б. Пропин.        Г. Этен.

3 Формула углеводорода с относительной молекулярной массой 54:

А. С4Н10.                 Б. С4Н6.                                  В. С4Н8.                 Г. С3Н8.

3 Связь между атомами углерода в молекуле ацетилена:

А. Одинарная.                        

Б. Тройная.

В. Двойная.                                

Г. Полуторная.

4 Вещество, из которого можно получить ацетилен в одну стадию:

А. Карбонат кальция.                

Б. Карбид кальция.

В. Ацетат натрия.                        

Г. Карбид алюминия.

4 Формула вещества, для которого характерна реакция гидрирования:

А. С3Н8.        Б. С3Н4.        

В. С2Н6.        Г. С4Н10.

5 Продукт реакции гидратации ацетилена:

А. Этиловый спирт.                        

Б. Уксусный альдегид.

В. Этиленгликоль.                           Г.Уксусная кислота.

5 Бромная вода обесцвечивается при пропускании через нее вещества, формула которого:

А. С2Н6.                        В. С3Н4.        

Б. С3Н8.                         Г. С4Н10.

Самопроверка.

Что вы сегодня на уроке узнали нового?

Что вам показалось интересным?

Что для вас осталось непонятным?

5.Домашнее задание.

Пар.6 упр 4, 6, 7. Составьте синквейн со словом «Ацетилен»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Мощность.Единицы мощности"с использованием ЭОР

урок с использованием ЭОР коллекции ЕК ЦОР...

Are books media too? (конспект урока в 8 классе с использованием ИКТ)

Урок английского языка в 8 классе по учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English".Цели урока:1) Развитие аудитивных навыков и умений учащихся с опорой на аудиотекст. 2) Практиковать учащихся в чтении и у...

План-конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР. Тема: «Имя существительное. Урок №22»

Повторить основные грамматические признаки имени существительного, типы склонений, закрепить умение написания падежных окончаний имён существительных с использованием ЭОР....

Конспект урока английского языка "Любимые школьные предметы"(ТРКМ) 5 класс

Конспект урока английского языка "Любимые школьные предметы"(ТРКМ) 5 класс...

Конспект урока по физической культуре с использованием ИКТ Тема урока: "Волейбол. Техника нападающего удара"

Конспект урока по физической культуре использованием ИКТТема урока: Волейбол. Техника нападающего удара. Класс: 7Место проведения: спортивный залПродолжительность урока: 40 минутТип урока: обучаю...

Конспект урока по английскому языку с использованием ИКТ Класс-7А Дата -30 сентября 2022 г. Место проведения -компьютерный класс Тема урока обобщение пройденного материала по теме PAST SIMPLE трудные неправильные глаголы

Конспект урока  по английскому языку с использованием ИКТ Класс-7А Дата -30 сентября 2022 г. Место проведения -компьютерный класс Тема урокаобобщение пройденного материала по ...