Урок химии "Кислоты: классификация, свойства"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Мишарина Вера Александровна

Урок  «открытия» нового знания, с использованием учебных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Кислоты: классификация, свойства»

Класс: 8

Учитель: Мишарина В.А.

Тип урока: урок «открытия» нового знания, с использованием учебных заданий.

Цель: сформировать у обучающихся представления о классе кислот, умения их называть и классифицировать; развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты учебного занятия:         

Предметные: давать определение классу «Кислоты», различать изученные классы неорганических соединений, знать формулы кислот и называть их, классифицировать, уметь с помощью индикаторов определять кислую среду растворов.

Метапредметные:

регулятивные: навык самостоятельного приобретения новых знаний, организация учебной деятельности, поиска средств её осуществления, планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной деятельности, владение письменной речью;

познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические   рассуждения и делать выводы, умение выполнять опыты в соответствии с инструкциями и требованиями правил техники безопасности, объяснять полученные результаты;

Личностные: способность оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности, формирование познавательной культуры и личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.

Основные понятия: Классификация кислот. Кислотные остатки и основность кислот. Изменение окраски индикатора в кислой среде.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация.

Создать  благоприятный психологичес

кий настрой на работу

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Тише-тише присели девочки,

Ещё тише мальчики.

Здравствуйте ребята!

Обучающиеся настраиваются на работу

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения.

На прошлых уроках мы с вами уже изучили некоторые классы неорганических соединений, я предлагаю вам проверить насколько хорошо вы усвоили пройденные темы.

Выполните учебное задание.

Учебное задание

ВЫ – УЧИТЕЛЬ!

Приложение 1

Вспоминают изученные классы: оксиды, основания, анализируют полученные результаты.

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной  и письменной форме

 Выявление места и причины затруднения.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Все ли предложенные формулы вы смогли узнать и определить к какому классу принадлежат эти соединения?

Какие вещества не подходят для классификации в данную таблицу?

H2SO4, HCl - знаем ли мы эти вещества?

 Как их называют?

Мы изучали эти соединения?

 Тема нашего сегодняшнего урока?

По какому плану мы будем изучать вещества кислоты?

На одном уроке все сможем изучить? С чего начнем? Значит тема?

Кислоты: классификация, свойства.

Приходят к выводу, что не относятся HCL,H2SO4  к изученным классам неорганических соединений.

Предлагают тему урока.

Хотят познакомиться с названием и  классификацией соединений. Формулируют тему урока. Выделяют проблему, ставят цели, планируют свою работу.

Познавательные УУД.  Уметь анализировать  результаты, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

 Построение проекта выхода из затруднения.

Включение учащихся в деятельность

Учитель показывает яблоко, лимон.

- Что общего между ними?

Существуют кислоты, хорошо вам известные, которые, вопреки правилам техники безопасности, можно пробовать на вкус. Яблочная кислота, лимонная кислота, щавелевая кислота -это органические кислоты. Есть и ещё много других органических кислот (муравьиная, уксусная, молочная и др.). В 8-ом классе мы будем изучать кислоты неорганические.

Рассмотрите формулы кислот, которые были лишними в первом задании и сформулируйте определение данного класса веществ.

Кислоты сложные вещества, состоящие из кислотных остатков и водорода, который может замещаться на атомы металлов.

Стр. 100. Таблица 12. 

Необходимо обратить внимание на валентность кислотного остатка!

Рассматривают формулы кислот,

дают определение новому классу соединений, называют кислоты, выделяют в составе кислот атом водорода, который в формуле записывают на первом месте, кислотный остаток.

Познавательные УУД.

Умение работать с текстом.

Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник.

Умение выделять существенные характеристики объектов.

Коммуникативные УУД.

Умение точно формулировать свою мысль.

Взаимодействие  в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений

Изучение нового материала

Я предлагаю вам выполнить еще одно учебное задание

Учебное задание

КАКИЕ ОНИ?

Приложение № 2

Физминутка: с помощью подбородка головы ребята в воздухе пишут по одной формуле любой кислоты, после чего проговаривают формулу, которую они написали.

Растворы всех кислот кислые, но распознать концентрированные кислоты на вкус не решится ни один химик-  это опасно. Есть эффективные и безопасные способы обнаружения кислот.

Выполняем учебное задание № 3

РАССЕЯННЫЙ ЛАБОРАНТ.

Приложение № 3

делят кислоты согласно классификации на группы по растворимости в воде (классифицируют), по наличию атома кислорода в кислотном остатке( кислородные, бескислородные), по числу атомов водорода (одноосновные, двухосновные, трёхосновные); называют кислоты, имеющие большое  практическое значение.

Вспоминают технику безопасности при работе с хим.веществами. Выполняют химический эксперимент на распознавание кислот с помощью индикаторов ( р-р лакмуса, метиловый оранжевый, фенолфталеин). Приходят к выводу, что лакмус окрасится в красный цвет, метиловый оранжевый меняет оранжевый цвет на красно-розовый, фенолфталеин в кислой среде остаётся бесцветным.

Познавательные УУД. Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник.

Коммуникативные УУД. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

Умение участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию.

Регулятивные УУД.

Прогнозирование результата и оценивание уровня

достижения результата.

Формирование умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности.

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Подведем итоги нашей работы. 

Как вы считаете, достигли ли мы целей? А какая была поставлена перед нами цель?

Коррекция  самооценок, самоанализа, выставление оценок.

Называют цель урока.

Регулятивные УУД.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне. 

Личностные УУД.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,  уметь обобщать и применять полученные знания.

Домашнее задание.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

 Домашнее задание §32 выучить наизусть формулы кислот, стр. 104, № 1, учебное задание.

ДОЖДИ НА ВЕНЕРЕ.  

Приложение 4

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Познавательные УУД.

Извлечение необходимой информации.

Коммуникативные УУД.

 Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. 

Приложение 1

ВЫ – УЧИТЕЛЬ!  Маша считает, что своё домашнее задание она выполнила верно. Вещества: H2SO4, CaO, NaOH, P2O5, K2O, HCl, SO3, Fe(OH)2 , MgO по классам неорганических соединений она распределила следующим образом:

Оксиды

Основания

Кислотные

Основные

Щелочи

Нерастворимые в воде

H2SO4

 CaO

P2O5

   SO3,

 MgO

K2O

Fe(OH)2

NaOH

 HCl

     Проверьте домашнюю работу Маши. Найдите и исправьте ошибки, если они имеются.

 Проверьте работу по ключу.  Оцените свою работу, за каждую верно найденную ошибку поставьте 1 б.

Если ты нашел 5 ошибок – ТЫ МОЖЕШЬ ПОРАБОТАТЬ УЧИТЕЛЕМ!

Если ты нашел 4 ошибки- ТЕМУ НУЖНО НЕМНОГО ПОВТОРИТЬ!

Если ты нашел 3-0 ошибок – НУЖНО ВЫУЧИТЬ ТЕМУ!

Приложение 2

КАКИЕ ОНИ? Даны формулы кислот: H2SO4, HCl, H3PO4, HNO3, H2CO3, Н2S, H2SiO3, НВr. Проведите свое исследование по следующему плану:

  1. Внимательно рассмотрите предложенные формулы.
  2. Выделите признак их (должно быть два), по которому можно провести классификацию кислот. Запишите его в схеме на горизонтальной линии, а формулы кислот ниже. На основе признака проведи классификацию.

____________________    __________________

  1. Результаты исследования представьте одноклассникам.

Приложение 3

РАССЕЯННЫЙ ЛАБОРАНТ.

Лаборант перепутал три пробирки, в которых были: щелочь, кислота и вода.

Выскажите предположения с помощью чего можно распознать данные вещества. Для проверки предположения проведите исследование, соблюдая правила ТБ по плану:

  1. В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор лакмуса. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.
  2. В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор фенолфталеина. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.
  3. В пробирки под номерами 1,2,3 по каплям добавьте раствор м/оранжа. Запишите в таблицу, как изменилась окраска раствора, после добавления индикатора.
  4. Определите вещества, которые находятся в пробирках №1, №2, № 3.

№ пробирки

Что наблюдали, когда добавили

Вещество

Лакмус

фенолфталеин

Метилоранж

1

2

3

На основе проведенного исследования сделайте общий вывод.

Приложение 4

ДОЖДИ НА ВЕНЕРЕ.  На Венере бывают настоящие кислотные дожди. Выведите формулу кислоты, которая выпадает в качестве осадков, если известно, что в её состав входят водород, сера и кислород в массовых долях 2,04%, 32,65%, 2,04 % соответственно.

Оформите решение задачи в тетради.

На следующем уроке проверьте себя по ключу. Оцените по критериям, обозначая каждый критерий одним из параметров: «да», «нет», «необходима помощь».

Критерий

Параметр

Умею записать условия задачи, формулу

Умею производить расчеты

Умею выводить формулу вещества

Проанализируйте результат и сделайте вывод о том, как вы выполнили задание. Что надо учесть в следующий раз?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жиры - триглицериды: состав, классификация, свойства, применение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по органической  химии в 10 классе....

Конспект урока на тему: « Оксиды, классификация, свойства».

Конспект урока  на тему: « Оксиды, классификация, свойства»....

Технологическая карта урока "Основания. Классификация, получение и свойства"

Тип урока: урок изучения нового материалаЦели урока: формирование понятия об основаниях как об одном из классов химических соединений; рассмотрение состава, строения, химических свойств; акт...

Открытый урок: «Первоначальная классификация и химические свойства оксидов»

Цель урока: познакомить учащихся с первоначальной классификацией и химическими свойствами оксидов.      Задачи урока:-образовательные: познакомить с первоначальной классификац...

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон. Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения"

Презентация урока технологии "Классификация текстильных волокон.  Получение растительных волокон. Свойства натуральных волокон растительного происхождения" 5 класс...

Презентация к уроку Соли. Классификация, свойства

Презентация к уроку химии 8 класса Соли. Классификация, свойства....