Методическая разработка урока по химии "Щелочные металлы"
методическая разработка по химии (9 класс)

Злобина Людмила Дмитриевна

Урок объяснение нового материала.

Методическая разработка урока

 

Учитель: Злобина Людмила Дмитриевна

Класс: 9

Тема урока:  Щелочные металлы.

 Цели:

  • Сформировать представление  об особенностях щелочных металлов;
  • Развитие  метапредметных навыков.

Планируемые  результаты:

1) Предметные:

  • определять положение щелочных металлов в периодической системе;
  • знать сходства и различия в строении, свойствах атомов и простых веществ в пределах семейства щелочных металлов;
  • уметь составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства щелочных металлов.

2) Метапредметные:

  • закрепление навыка самостоятельной работы с учебником;
  • умение самостоятельно приобретать знания;
  • умение соединять теоретический материал с практической деятельностью, т.е. выстраивать новое знание на основе имеющегося опыта;
  • умение определять понятия, проводить аналогии, делать выводы;
  • умение слушать, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • умение грамотно строить речевые высказывания  в устной и письменной формах;
  • формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению полученных знаний.

Оборудование к уроку: мультимедийный комплекс, документкамера, листы с информацией к уроку и критериями для самооценки (по одному на парту), металлический натрий, водный сульфат меди (II), штатив, пробирка, воронка, шпатель.

УМК:  Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа,  2013.

Габриелян О.С., Купцова А.В. Химия. 8-9 класс: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2017.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

 

Приветствует учеников, отмечает отсутствующих на уроке. Раздает листы с заданиями к уроку (см. приложение) и дает инструкции по выполнению записей в тетради.

 

 

 

 

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Просит выдвинуть предположения о теме и целях предстоящего урока.

 

Отвечают на вопросы.

Актуализация знаний.

 

Первичное усвоение новых знаний и проверка их понимания.

 

Первичное закрепление.

1)О чем говорят цифры в Периодической системе?

Предлагает озвучить ответы на вопросы 1-3

 

2)Какие типы химической связи вам известны? Типы кристаллических решеток? Демонстрирует кинофрагменты о способах хранения лития, калия, цезия.

 

3) Предлагает  озвучить ответы.

 

4) Перечислите известные вам химические свойства металлов.

 

5)Предлагает проанализировать схемы реакций на стр.87 учебника: Как определить степень окисления неметалла в бинарном соединении со щелочным металлом? 

 

6) Через документкамеру демонстрирует записи в тетради одного из учеников. Вместе проверяем правильность выполнения задания.

 

7)Обращает внимание на особенности взаимодействия щелочных металлов с кислородом.

 

8) Предлагает  озвучить ответы

 

 

9) Демонстрирует кинофрагмент взаимодействия натрия с водой. Какие признаки сопровождают эту реакцию?

 

10) Через документкамеру демонстрирует записи в тетради одного из учеников. Вместе проверяем правильность выполнения задания.

 

 

11)  Демонстрирует кинофрагмент взаимодействия лития, натрия и калия  с водой.

 

12) Демонстрирует опыт: взаимодействие натрия с водным раствором сульфата меди (II). Сравните признаки этой и предыдущей реакций.

 

13) Предлагает  озвучить ответы.

 

 

14) Предлагает выполнить задание 12.

 

Фронтальная беседа.

Выполняют задания 1-3

Отмечают в тетрадях количество баллов за правильные ответы.

 

Фронтальная беседа.

Выполняют задания 4 -5

 

 

 

 

 

Отмечают в тетрадях количество баллов за правильные ответы.

Фронтальная беседа.

 

 

Фронтальная беседа.

Выполняют задание 6.

 

 

 

 

 Отмечают в тетрадях количество баллов за правильные ответы.

 

 

 

 

Выполняют задание 7-8.

 

 

 

Отмечают в тетрадях количество баллов за правильные ответы.

 

Выполняют задание 9.

 

 

 

 

Отмечают в тетрадях количество баллов за правильные ответы.

 

 

 

 

 

Выполняют задание 10.

 

 

 

Выполняют задание 11.

 

 

 

 

 

Отмечают в тетрадях количество баллов за правильные ответы.

 

Фронтальная беседа.

 

Подведение итогов.

1) Озвучивает домашнее задание.

2)Дает дополнительные баллы активно работавшим учащимся.

3)Организует самопроверку.

 

 

 

 

Подсчитывают сумму полученных за урок баллов и выставляют себе оценку соответственно предложенной шкале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Щелочные металлы (параграф  14)

Ответы на вопросы следует давать полными предложениями

1.  (1 балл). Определите положение элементов щелочных металлов в Периодической системе (группа – подгруппа).

2. (2 балла). В чем сходство в строении их атомов? В свойствах (степень окисления)?

3. (2 балла). Расположите символы химических элементов щелочных металлов в порядке:

 

 
 image

 

радиус атомов возрастает

восстановительные свойства……(?)

4. (1 балл). Определите тип химической связи и тип кристаллической решетки в простых веществах щелочных металлах.

5. (2 балла). Перечислите особенности их физических свойств. Как зависит температура плавления и плотность щелочных металлов от порядкового номера их химических элементов?

Химические свойства.

6. (8 баллов). Взаимодействие с неметаллами.                                                                Составьте УХР и подпишите названия продуктов реакций:

Li + H2 =                                Li + N2 =

Na + Cl2 =                              Rb + I2 =

K + S =                                   Na + C =

Cs + Si =                                K + P =

7. (1 балл). Дополните предложение: При взаимодействии с кислородом только литий превращается в ….., натрий  превращается в …..

8. (1 балл). Составьте два УХР, иллюстрирующих это утверждение.

9. (6 баллов).  Взаимодействие с водой.

Запишите три признака этой химической реакции.

Составьте УХР взаимодействия натрия с водой и уравнения электронного баланса к нему. Укажите восстановитель и окислитель.

10.  (1 балл). Как зависит скорость реакции щелочных металлов с водой от порядкового номера их химических элементов?

11. (1 балл). Дополните предложение:

В растворах кислот и солей щелочные металлы в первую очередь взаимодействуют с ….

12. (1 балл). Прочитайте на стр.91(начиная с последнего абзаца) и стр.92 фрагмент о физиологическом значении калия. О чем идет речь: о химическом элементе или простом веществе? Почему?

 

 

 «5»  24-27 баллов

«4»  16-23 балла

«3»  11 - 15 баллов

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов".

На этом уроке-путешествии ребята выяснят, что такое коррозия, а также познакомятся с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии....

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"...

методическая разработка урока по теме "Щелочные металлы" для 9 класса (автор учебника О.С.Габриелян)

Урок разработан с применением информационных технологий.Цель урока: Формирование знаний учащихся о щелочных металлах как о представителях типичных металлов....

Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме:Металлы"

Данная методическая разработка может использоваться в теме Металлы, 11 класс.В этой работе представлены материалы для повторения и обобщения знаний по этой теме....

Методическая разработка урока по химии "Металлы"

Еще в глубокой древности человек обратил внимание на особые свойства металлов: их можно расплавить, а затем придать им любую форму, изготовив при этом наконечники стрел и копий, щиты и мечи, посуду и ...

Методическая разработка урока по Теме "Металлы"

Методическая разработка урока по Теме "Металлы" (химия 11 класс) ....