урок обобщение кислоты органические и неорганические
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

Присада наталья Андреевна

Представлена разработка урока по химии в 11 класс по теме кислоты органические и неорганические с ипользованием лабораторного практикума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Кислоты органические и неорганические. 11 класс.

Цель:

повторить, систематизировать и углубить знания о номенклатуре, классификации и общих свойствах кислот органических и неорганических. Обсудить роль кислот в повседневной жизни человека.

Задачи:

образовательные:

-систематизировать знания о кислотах;

-сформировать представление об общих свойствах органических и неорганических кислот;

развивающие:

-развить  умения пользоваться лабораторным оборудованием, проводить химический эксперимент,

-формировать умения работать с учебной литературой, анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов;

-формировать умения обобщать и делать выводы;

-формировать умения работать в группе, аргументировать свою точку зрения, принимать совместные решения.

воспитательные:

-вырабатывать умения самостоятельной аккуратной работы, воспитывать коммуникативные способности;

- сформировать осознание учащимися места кислот в системе естествознания , с функционированием органи зма человека, применения в быту.

Тип урока: систематизация и обобщение материала; вид урока смешанный.

Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности

Личностно-ориентированный и деятельностный подходы, технология проблемного обучения.

Приемы: работа в группе, «знаю – не знаю», «заполни таблицу», «сравни с эталоном».

Место урока  в учебной программе: по плану в данной теме 3 урок, этот урок № 1.

Этапы урока:

 

1. Организационный.

Прием: организация рабочего места; организация работы в группах; раздача учебного материала.

2. Актуализация знаний. Мотивация и тема урока.

Прием:  использование проблемных вопросов.

Курс химии 11 класса предполагает обобщение, систематизацию и углубление ранее полученных знаний. Сегодня мы будем с вами говорить об удивительных веществах, с которыми очень часто  встречаемся в своей повседневной жизни. Начнём урок с разминки «Знаю-не знаю».

 Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь быстро на них отвечать.

1. Это вещество содержится в листьях крапивы и в выделениях муравьев.

2. У человека это вещество входит в состав желудочного сока.

3. Это вещество образуется в мышцах при интенсивной работе.

4. Это вещество является консервантом, используется в качестве приправы, есть дома на кухне,

5. Этим веществом можно рисовать на стекле.

Сформулируйте тему нашего урока, Запишите в тетрадь.

Сформулировать цели и задачи. Портрет кислоты.

Этап 2. Осмысление.

 

2.1 Строение и физические свойства кислот.

Сегодня мы с вами будем работать в группах. В каждой группе назначу одного ученика в качестве консультанта. Группа получает задание, после выполнения  которого,  члены участники группы отчитываются о проделанной   работе. При выполнении заданий вы должны воспользоваться учебниками.. По ходу отчета каждой группы все будут заполнять таблицу.

Задание 1  ряд. Дайте определение  понятия  «кислоты», исходя из их состава, с точки зрения теории электролитической диссоциации.    Приведите примеры уравнений диссоциации трех любых кислот, дайте название ионам. (стр.243-244). Записать в таблицу.

  Задание 2 ряд. Все существующие ныне кислоты неорганические и органические классифицируют. По таблице на  стр. 246-247  учебника  расскажите

1) По каким признакам классифицируют кислоты? (признаки перечислить устно).

2) Какие группы кислот выделяют? (записать в таблицу).

3) Приведите примеры (по одной кислоте к каждой группе). Записать в таблицу.

Задание 3 ряд. Перечислите известные вам физические свойства кислот. Охарактеризуйте известные вам: 1 неорганическую и  1 органическую кислоты ( знания, приобретенные ранее).  Записать в  таблицу.                        

 Представители отчитываются по результатам проведенной работы. Заполняется таблица.

Таблица.1 Классификация кислот.

1.Определение кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации. (Записать во 2 столбик).

Кислота – это сложное вещество…

Уравнения диссоциации

2. Наличие

кислорода

3. Основность.

4. Растворимость

5. Степень электролитической

диссоциации

6. Стабильность.

7. Формула и название неорганической кислоты.

Физические свойства этой кислоты.

8. Формула и название органической кислоты.

Физические свойства этой кислоты.

   Вывод   сформулировать вывод об общности неорганичекских и органических кислот. 

2.2. Общие химические свойства кислот.

                                                                                                       

Учитель. А теперь вспомним химические свойства  кислот. Продолжаем работать в группах.

На  партах  находятся  учебник,  реактивы  на  подносе. Учащиеся  в  группах  выполняют  лабораторные  опыты. Обращаем внимание   на  необходимость  соблюдать  правила  безопасного  поведения при обращении с веществами и лабораторным оборудованием.

Инструктивная карточка для группы №1.

Задание № 1.

Показать  диссоциацию  и  изменение  окраски  индикатора  на  примере  хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот.  Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Запишите уравнения диссоциации кислот, сделайте вывод.

Задание № 2 Показать  взаимодействие  этих  кислот  с  металлами,  стоящими  в  ряду  напряжения  до  водорода(Zп – цинком), провести  химическую реакцию: поместите в 2 пробирки по 2 гранулы цинка, прилейте по 1 мл кислот. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках. Напишите уравнения происходящих реакций. Сделайте вывод.

Инструктивная карточка для группы №2. 

Задание № 1.

Показать  диссоциацию  и  изменение  окраски  индикатора  на  примере  хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот.  Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод.                                              

 Задание №2. Проведите химические реакции   хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот  с  оксидами   металлов (оксидом цинка).                                                                                                                          Насыпьте в 2 пробирки небольшое количество оксида цинка и добавьте по 1 мл кислот. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках. Напишите уравнения происходящих реакций. Сделайте вывод.

Инструктивная карточка для группы №3. 

Задание№1.  

Показать  диссоциацию  и  изменение  окраски  индикатора  на  примере  хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот.                                       Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод.

Задание№ 2.Проведите химические реакции   хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот  с  основаниями (NaOH- гидроксид натрия).                                                                                                     Прилейте в 2  пробирки по 1 мл гидроксида натрия, добавьте по капле фенолфталеина, обратите внимание на изменение  окраски  индикатора, затем добавьте в каждую пробирку по 1мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот. Отметьте наблюдаемые явления, напишите   уравнения  реакций. Сделайте выводы.

Инструктивная карточка для группы №4.

Задание № 1.

Показать  диссоциацию  и  изменение  окраски  индикатора  на  примере  хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот.   Налейте в 2 пробирки по 1 мл хлороводородной ( HCI) и уксусной ( CH3COOH) кислот, добавьте в каждую пробирку по капле индикатора- метилового оранжевого. Обратите внимание на изменение окраски индикатора в растворах кислот. Сделайте вывод.                                                

 Задание № 2. Показать  взаимодействие   хлороводородной ( HCI )и уксусной ( CH3COOH ) кислот  с  солями(CaCO3- карбонатом  кальция).  Налейте в 2 пробирки по 1 мл кислот, добавьте по кусочку карбоната кальция. Наблюдайте за происходящими изменениями в пробирках.

Напишите  уравнения  происходящих реакций. Сделайте вывод .

Отчет о проделанной работе оформите в таблице.

Таблица 2. Общие химические свойства кислот.

Название опыта

Уравнение химической реакции. Наблюдения.

Выводы

Группа 1.

Задание 1.

Группа 1.

Задание 2.

Группа 2.

Задание 1.

Группа 2.

Задание 2.

Группа 3.

Задание1.

Группа 3.

Задание 2.

Группа 4.

Задание 1

Группа 4.

Задание 2.

Сделайте общий вывод о химических свойствах кислот.

Почему кислоты органические и неорганические обладают общими свойствами?

Учитель. В качестве закрепления  проведём тест.

 

Выбери правильный ответ.

1 вариант.

А-1                                                                                                                                  С какими из приведённых веществ  не будет взаимодействовать соляная кислота:                                                                                                                               а)Al                                                                                                                                  б)Hg                                                                                                                                      в)Zn                                                                                                                                     А-2                                                                                                                                            В какой цвет окрасится лакмус в растворе соляной кислоты:                                   а)синий                                                                                                                     б)малиновый                                                                                                                                     в)красный                                                                                                                               А-3                                                                                                                                  Реакция взаимодействия кислот со щелочами называется:                                      а)замещения                                                                                                             б)нейтрализации                                                                                                       в)соединения                                                                                                             А-4                                                                                                                                                                                              В результате взаимодействия соляной кислоты с нитратом серебра выпадает:                                                                                                                   а)чёрный осадок

б)красный осадок

в) белый осадок

А-5

За общие свойства кислот отвечает:

а) ион водорода

б) ион металла

в) ион кислотного остатка.

2 вариант

А-1.                                                                                                                                                                     С какими веществами реагирует уксусная кислота:

А) оксид магния        б) углекислый газ     в) соляная кислота

2.Реакция этерификации – взаимодействие кислоты с

А) металлом    б) спиртом      в) основанием

А-2                                                                                                                                               Кислотные остатки карбоновых кислот имеют заряд

А)-2         б)+1          в)-1

А-3.                                                                                                                                                   Самая сильная предельная одноосновная  кислота

А)муравьиная       б)уксусная        в) пропионовая

А-4.

Первые представители кислот при н.у. по агрегатному состоянию

А)твердые      б)газы      в) жидкости

А-15.                                                                                                                                    Кислотам изомерны

А)спирты        б)сложные эфиры          в) альдегиды

Демонстрируем  правильные  ответы,  учащиеся  осуществляют                самопроверку,  выставляют  себе оценку:  за  каждый  правильный  ответ – 1 балл.

Домашнее  задание: §20,упр.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Обобщение сведений по классам неорганических соединений.

Обобщить, систематизировать, проконтролировать знания учащихся по данной теме и развить у них познавательный интерес....

Урок-обобщение по теме: "Классы неорганических соединений с использованием интерактивной доски", 8 класс химия

Урок, созданный с целью:    -  акцентировать внимание учащихся на основных признаках и свойствах  веществ,      как   представителей классов нео...

Обобщающий урок по теме: "Органические и неорганические кислоты" 11 класс 02.04.2013

Показано обобщение и углубление знаний  в сравнении химических свойств органических и неорганических кислот....

Урок-обобщение "Классы органических соединений". 10 класс

Обобщить материал по классам органических соединений....

Разработка урока по теме "Органические и неорганические кислоты"

      Предлагаемые задания помогут обобщить и систематизировать знания учащихся о кислотах. ( урок рассчитан на 90 минут учебного времени)...

Методическая разработка теоретического занятия "Водородные соединения неметаллов. Оксиды. Кислоты органические и неорганические"

Предлагаемая методическая разработка предназначене для учащихся 11 - класса, а также для студентов I курса медицинских колледжей....

Открытый урок в 8 кл на тему "Кислоты органические и неорганические"

Урок в 8 кл изучения нового материала на тему "Кислоты органические и неорганические"...